Сущность финансов и финансовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 16:58, реферат

Описание работы

Понятие «финансы» относится к числу широко распространенных, обобщающих экономических категорий, характеризующих процессы денежной природы и денежные отношения в стране и обществе. Как и ряд других общих экономических терминов, финансы трудно однозначно определить с помощью одного признака. Это слово используется в теоретической и прикладной экономике, в быту в довольно обширном смысловом диапазоне.

Работа содержит 1 файл

Реферат по экономической теории Сущность финансов и финансовой системы.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     1.4. Финансовые связи и отношения

     Финансовые  отношения представляют собой органическую составную часть экономических отношений, выражающую денежные связи между субъектами экономической системы на различных уровнях. Основываясь на общей схеме финансовых потоков между экономическими агентами, рассмотрим отдельные, наиболее представительные связи и финансовые отношения на разных уровнях. К ним относятся «государство — предприятие» (ГП), «предприятие — государство» (ПГ), «государство — государство» (ГГ), «предприятие — население» (ПН), «население - государство» (НГ), «население — предприятие» (НП), «предприятие — предприятие» (ПП), «население — население» (НН), «государство — население» (ГН). Связь «государство - государство» характеризует перераспределение, переток денежных средств из одних каналов государственного бюджета в другие. Связь «предприятие - предприятие» отражает финансовые потоки между предприятиями, а связь «население - население» определяет движение денежных средств между отдельными группами населения.

     Финансовые  связи государства и предприятий  включают, во-первых, отношения между государством и государственными предприятиями, изображенные на рис. 2. 

     

     Рис. 2. Схема финансовых связей «государство – государственное предприятие» 

     Как видно из рисунка, через систему  налогообложения и различных  платежей и отчислений предприятий в государственный бюджет и иные централизованные государственные фонды общество в лице государства реализует право собственности на средства производства, централизуя часть чистого дохода. Но финансовый поток на этом уровне не является односторонним. В силу права собственника государство финансирует предприятие посредством прямых ассигнований, например централизованных капитальных вложений, а также предоставляет различные экономические льготы (по налогообложению, путем освобождения от определенных платежей). Связи этого вида занимали не так давно главенствующее место в нашей экономике, но по мере разгосударствления и развития коллективной и частной собственности финансовые потоки, связывающие государство и государственные предприятия, будут ослабевать, в то же время взаимодействия государства и предприятий других форм собственности будут расширяться.

     Финансовые  отношения между государством и  предприятиями негосударственных форм собственности отображены на рис. 4. 

     

     Рис. 4. Схема финансирования отношений  между государством и негосударственным  предприятием 

     Как видно, связи эти несколько отличаются от предыдущих финансовых связей видами денежных поступлений и платежей. Основу финансовых взаимоотношений на этом уровне должна определять экономическая роль государства, функция которого состоит в данном случае в образовании средств государственного бюджета на удовлетворение общественных потребностей путем изъятия этих средств у предприятий. Иначе говоря, выплата государству налогов, арендной платы за государственное имущество, землю создает финансовые условия органам государственного управления для выполнения ими общественных задач. Однако следует отметить, что государство не является лишь пассивным исполнителем общественных функций, а может вести себя по отношению к предпринимателю как любой покупатель, предоставляя заказы и направляя свои финансовые ресурсы в необходимую для общества сферу производства.

     Финансовая  политика государства направлена не только на сбор необходимых обществу денежных средств и их целевое использование на социальные нужды, но может играть запретительную роль, нести элемент принуждения, образуя рамки, в пределах которых функционирует коллективное или частное предпринимательство. Тем самым через систему жестких финансовых санкций государство может изменить направленность предпринимательской деятельности или вообще ее запретить. Так делается в любой развитой экономической системе, важно, чтобы принимали продуманные, последовательные решения.

     Следует выделить финансовые отношения между государством и предприятиями особого вида — общественными организациями. Это наиболее независимый от государства вид предприятий, по отношению к которым устанавливается особая система финансирования, льгот, налогообложения, так же как и платежей и отчислений в государственный бюджет.

     Финансовые  отношения между предприятиями  изображены на рис. 5.

     

     Рис. 5. Схема финансовых отношений между предприятиями-контрагентами 

     В условиях перехода к рыночным отношениям активизируются финансовые отношения между предприятиями-контрагентами в системе их экономических взаимосвязей. Кроме уже существующей системы хозяйственных договоров, регламентирующих взаимные платежные обязательства, систему штрафных санкций, неустоек за нарушение договорной дисциплины и материальное вознаграждение за выполнение особых требований, возникают новые формы финансовых взаимоотношений. Так, с помощью создания «системы заинтересованных участий» предприятий и в хозяйственной и финансовой деятельности друг друга происходит ликвидация ведомственных перегородок. Прежде всего, эта задача решается с помощью финансового рынка, где предприятия имеют возможность приобретать ценные бумаги друг друга. Такое переплетение контрагентов приводит к взаимному контролю, взаимоограничениям. В финансовом отношении эта система означает создание условий свободного перелива финансового капитала из отрасли в отрасль, когда рынок определяет объект и размеры инвестиций.

       Особый тип финансовых отношений складывается между предприятиями, а также государством и предприятиями при наличии кредитной системы. Речь идет о финансовых связях, проявляющихся в форме взаимоотношений предприятий и банковской системы по поводу кредитования в процессе хозяйственной деятельности, оказания банками финансовопосреднических услуг предприятиям. Кроме того, банки могут стать и совладельцами – акционерами предприятий, тогда их финансовые взаимоотношения возникают и по поводу долевого распределения чистого дохода (прибыли).

     Если  рассматривать банки как своего рода «финансовые предприятия», то описываемые финансовые отношения правомерно отнести к группе особого рода отношений между предприятиями, включая в число последних и коммерческие банки (Рис. 6). 

       

Рис. 6. Схема финансовых отношений между предприятием и банком 

     Рыночные  отношения требуют гибкого механизма денежно-кредитного регулирования хозяйственного оборота. Это предполагает создание двухуровневой банковской системы и разграничение эмиссионной функции, осуществляемой только государственным банком, и функции кредитования, осуществляемой коммерческими банками. Учитывая, что предприятия имеют возможность приобретения пакетов акций коммерческих банков, они имеют возможность участия в распределении прибыли банков. Финансовые потоки между государственным (центральным) банком и коммерческими банками отражены на рис. 7. 

       
 

Рис. 7. Схема  финансовых отношений между коммерческим и государственным банком 
 

     В условиях относительной самостоятельности структурных подразделений предприятия между ними также возникает ряд финансовых отношений по поводу распределения финансовых ресурсов, связанных с формированием и распределением дохода и прибыли структурной единицы, подразделения, ее коллективного фонда оплаты труда. Схема финансовых отношений между предприятием и его структурными подразделениями изображена на рис. 8. 

 
 

Рис. 8. Схема  финансовых отношений между предприятием и его структурными единицами 
 

     Финансовые  отношения между предприятиями и населением характеризуется наиболее простыми и осязаемыми связями. Предприятия выплачивают работникам заработную плату и другие виды денежных вознаграждений, входящих в оплату труда.  Кроме того, из денежных фондов предприятий осуществляются отдельные социальные выплаты настоящим или бывшим членам трудового коллектива и их семей. Денежные выплаты населения предприятиям имеют место в случае прямой реализации товаров и услуг населению, что непосредственно относится к предприятиям торговли, сферы услуг.

     Весьма  интенсивны финансовые взаимосвязи  между государством и населением изображенные на рис. 9.

 

 

       

     Рис. 9. Схема финансовых отношений между  государством и населением 

     Поток финансовых средств от государства, то есть из государственных источников, поступающих населению, составляют преимущественным образом пенсии по взрасту и инвалидности, пособия, стипендии, выплаты в виде льгот. Обратный финансовый поток в виде налоговых платежей и форм кредитования государства населением движется в направлении от населения к государству. Кредитование государства населением осуществляется в виде вкладов в сберегательные банки, приобретения государственных ценных бумаг.

     В формировании финансовых отношений между государством и населением определяющую роль играет подоходный налог, взимаемый с граждан в зависимости от индивидуального дохода.

     Существует  еще один важный вид финансовых отношений. Это взаимоотношения по поводу образования и распределения финансовых ресурсов между государственными органами (бюджетами) федерального и местного уровня. В настоящее время в условиях наличия определенной самостоятельности между этими уровнями не существует взаимно переплетающихся потоков, которые существовали ранее. Последними решениями была предоставлена самостоятельность в перечислении государству лишь части доходов, получая при этом лишь необходимую сумму от государства в целях развития общественно значимых мероприятий.

     Такова  в общих чертах схема финансовых отношений, действующих на всех уровнях системы управления экономикой. Но страна чаще всего представляет собой открытую экономику, с присущими ей внешнеэкономическими связями, что также приводит к наличию финансовых отношений и финансовых потоков между различными странами. Участниками таких отношений могут быть те же  субъекты, но из различных стран, что опосредуется определенной ролью государства в окончательном распределении денежных средств. 

     1.5. Использование финансов для регулирования экономики и стимулирования производства

     Как ясно из предыдущего изложения, экономика страны состоит из различных частей, которые должны согласованно функционировать, образуя единую хозяйственную систему. Для достижения скоординированного функционирования всех элементов экономической системы необходимо регулирование. Под регулированием понимается воздействие на систему, обеспечивающее поддержание ее жизнеспособности и развития в желаемом направлении. Финансы представляют весьма эффективный, хотя и далеко не единственный рычаг, орудие экономического регулирования, особенно в экономике рыночного типа.

     Для рыночной экономики характерно саморегулирование, которое характеризуется тем, что методы формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства вырабатываются и используются самими участниками производства. Но для саморегулирования необходимо дать свободу субъектам хозяйства чтобы. они при выборе своих партнеров и различных форм взаимоотношений могли проявлять самостоятельность. То же относится и к распоряжению поступающими в их собственность доходами. В значительной мере саморегулирование обеспечивается функционированием рынка, его «невидимой рукой», которая, влияя на спрос, предложение, цены, воздействует и на финансы. Наличие финансового рынка, то есть рынка валюты и ценных бумаг, создает возможность быстрого перераспределения финансовых ресурсов между различными сферами, секторами, звена экономики. Но одного саморегулирования недостаточно для достижения финансовой устойчивости, сбалансированности, пропорциональности. Оптимальному распределению финансовых ресурсов препятствуют монопольные, региональные отраслевые, групповые интересы, в силу которых проявляется стремление изменить распределение в свою пользу.

     Рыночный  механизм не в состоянии в полной мере обеспечить перераспределение  средств так, чтобы они соответствовали целям и задачам всего государства, демократического общества. В кризисных ситуациях рынок особенно ослабляет свое влияние на стабилизацию экономики. В этих условиях необходимо усиливать государственные методы финансового регулирования, в разумных пределах осуществлять государственное вмешательство в экономику и проводить жесткую финансовую политику. Такое вмешательство государства в экономику осуществляется с помощью государственных инвестиций, налоговой, бюджетной, амортизационной политики, деятельности различных государственных структур. Правда, подобное вмешательство государства в экономику имеет объективно обусловленные границы, определенные пределы. Излишне чрезмерное вмешательство ослабляет экономические стимулы, снижает эффективность производства и препятствует саморегулированию  посредством действия рыночного механизма.

       В регулировании экономики важную роль играют финансы предприятий, страхование, государственный бюджет, внебюджетные фонды. К числу главных инструментов регулирования относятся финансы предприятий. Здесь, в низовом звене, происходит регулирование воспроизводственной структуры, обеспечивается финансирование потребностей хозяйства, происходит расчленение накоплений и поступивших доходов на фонд потребления и фонд накопления, осуществляется финансовое воздействие на трудовые ресурсы.

Информация о работе Сущность финансов и финансовой системы