Субъекты и объекты рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:54, реферат

Описание работы

Рынок порождён товарным производством и является его важнейшим элементом. Условиями возникновения рынка являются особенности общественного производства, которые породили товарное хозяйство: общественное разделение труда и экономическая обособленность производителей. Общественное разделение труда приводит к тому, что в обществе никто не может существовать за счёт самообеспечения экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности, то есть специализируются на производстве тех или иных благ. Вследствие разделения труда и отраслевой специализации на производстве отдельных продуктов и выполнении услуг возникает необходимость в обмене производимых благ и услуг. Отношения обмена продуктами отраслевых рынков выступают важным звеном в процессе создания целостной рыночной системы.

Содержание

1. Понятие рынка и его особенности………………..…………………...3
2. Функции рынка…………………………………………………………4
3. Преимущества и недостатки рынка……………………………………6
4. Структура и сегментация рынка…..……………………………………7
5. Субъекты и объекты рынка.…………………………………………….8
6. Вывод……………………………………………………………………..9

Работа содержит 1 файл

субъекты и объекты рынка.doc

— 75.50 Кб (Скачать)


 

 

Содержание:                              

 

1.      Понятие рынка и его особенности………………..…………………...3

 

2.      Функции рынка…………………………………………………………4

 

3.      Преимущества и недостатки рынка……………………………………6

 

4.      Структура и сегментация рынка…..……………………………………7

 

5.      Субъекты и объекты рынка.…………………………………………….8

 

6.      Вывод……………………………………………………………………..9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие рынка и его особенности.

 

              Рынок порождён товарным производством и является его важнейшим элементом. Условиями возникновения рынка являются особенности общественного производства, которые породили товарное хозяйство: общественное разделение труда и экономическая обособленность производителей. Общественное разделение труда приводит к тому, что в обществе никто не может существовать за счёт самообеспечения экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности, то есть специализируются на производстве тех или иных благ. Вследствие разделения труда и отраслевой специализации на производстве отдельных продуктов и выполнении услуг возникает необходимость в обмене производимых благ и услуг. Отношения обмена продуктами отраслевых рынков выступают важным звеном в процессе создания целостной рыночной системы.

              Первоначально рынком называли место, где люди обменивались товарами и услугами.

              По мере развития товарного производства развивается и усложня­ется как сам рынок, так и его понимание экономистами. Существует множество подходов к определению рынка. Рынок рассматривается как:

      место, где каждый день множество потребителей и производителей встречаются и договариваются о ценах на все товары и услуги, которые покупаются и продаются;

      совокупность процессов торговли, актов купли-продажи вне зависимости от места их совершения;

      система экономических отношений между людьми, предприятиями, государствами, опирающаяся на принцип, согласно которому всё в мире продаётся и покупается;

      механизм или приспособление, осуществляющее контакт между покупателями и продавцами;

      способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном безличностном движении цен.

С точки зрения экономической науки рынок предстаёт как система многообразных экономических отношений между товаропроизводителями и всеми членами общества, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ, основанная на определённых принципах.

Особенностями современной рыночной экономики являются насыщенность товарами и услугами, гибкость и адаптивность производства, расширение рынка как основная цель производства.

Также, важной особенностью рыночной экономики выступает активная роль государства в ней. Воздействие государства на рыночную экономику осуществляется, исходя из следующих принципов:

      государство должно заниматься лишь теми проблемами, которые не привлекают частный бизнес;

      государственное регулирование должно использовать рыночные формы;

      государственное предпринимательство должно не конкурировать, а способствовать развитию частного бизнеса;

      государственное регулирование должно способствовать экономическому росту и стабильности;

      роль государства должна усиливаться в периоды обострения противоречий в хозяйственной и политической жизни общества.

Современный этап развития рыночной экономики в России также имеет свои особенности: высокий уровень монополизации экономики, привлечение государства к решению хозяйственных задач, несформированность рыночной инфраструктуры, криминогенность многих отраслевых рынков, поддержка отечественных производителей через установление высоких пошлин на ввоз товаров и др.

 

Функции рынка.

 

Рынок выполняет многообразные функции, через которые реализуется его сущность.

Информационная функция дает воз­можность провести анализ различного рода экономических показате­лей: уровня цен, процентной ставки, доходности, средней заработной платы и т. д. Получение такого рода информации позволяет предпри­нимателям эффективно организовать бизнес и перестроить структуру производства.

Регулирующая функция рынка реализуется в его воздействии на общественное производство. Впервые эту функцию описал А. Смит, назвав её «невидимой рукой» рынка: «предприниматель, имея в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причём в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересом общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им». Регулирование общественного производства осуществляется через конкуренцию под воздействием законов стоимости, спроса и предложения. Под их влиянием происходит снижение затрат на единицу продукции, растёт производительность труда,  формируется оптимальная структура производства и потребления, уничтожаются неэффективные отрасли и расширяются перспективные.

Посредническую функцию рынок выполняет, устанавливая связь между производителями и потребителями, которые обмениваются результатами своей деятельности. Каждый участник рынка явля­ется одновременно и покупателем и продавцом. Потребитель, имея информацию о рыночной конъюнктуре, имеет возможность выбора оптимального для себя продавца с точки зрения качества товара, его цены, условий поставки и других характеристик.

Стимулирующая функция заключается в том, что через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Рынок определяет не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты общество может пойти, чтобы получить данную продукцию. Если затраты очень высоки, то ее не смогут купить и в дальнейшем она не будет произво­диться. Следовательно, на рынок поступает только та продукция, ко­торая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки.

Ценообразующая функция является важнейшей функцией рынка. Цена колеб­лется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а следовательно, производство и предложение данного товара. Напротив, высокие цены будут стимулировать производство, рост которого станет продолжаться до тех пор, пока не наступит равновесие между спросом и предложением и как следствие этого — равновесная цена.

 

 

P (цена)

 

 

 

 

                                               Qs

 

                        E

   Pe                                                    

 

                                                Qd

 

     0                            Qe                              Q (количество)

 

       Рис. 1. Рыночное равновесие. Обозначения: Pe – равновесная цена;

                   Qe – равновесный объём; E – точка рыночного равновесия.

 

 

Суть контролирующей функции состоит в том, что рынок дифференцирует производителей. В процессе конкуренции выживает только та фирма, у которой затраты на производство продукции мень­ше рыночной цены. В этом случае фирма получит прибыль. Если за­траты выше цены, то она понесет убытки. Дифференциация произ­водителей, следовательно, означает развитие эффективных фирм и разорение неэффективных.

 

 

 

Преимущества и недостатки рынка.

 

Рынок имеет свои достоинства и недостатки.

К преимуществам рыночного механизма относятся:

      гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся усло­виям;

      оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли;

      независимость производителей и потребителей в принятии ре­шений, заключении сделок и т. д.;

      способность удовлетворять разнообразные потребности в необ­ходимом количестве и высокого качества;

      эффективное распределение ресурсов.

Рынок, как механизм, базируется на стоимостных показателях, выраженных в деньгах. Поэтому и эффективность его функционирования достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, получают своё выражение в стоимостных показателях.

Негативными сторонами рынка являются:

      нестабильность, цикличность экономического развития, проявляющаяся в периодически повторяющихся кризисных ситуациях в экономике, неполной занятости, инфляции;

      неизбежное образование монополий, ослабляющих движущую силу рынка – конкуренцию;

      незаинтересованность в обеспечении стратегических прорывов в области науки, технологии, глубоких структурных преобразований производства;

      рынок не гарантирует права на труд и доход, более того, рыноч­ная система воспроизводит существенное неравенство;

      рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение и т. п.);

      рынок ориентирован не на производство социально необходи­мых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

Вышеперечисленные проблемы, перед которыми рынок обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность, проявляющиеся в действиях рыночных субъектов, выгодных для них, но нежелательных с точки зрения всего общества, английский экономист А. Пигу назвал «провалами» или «фиаско» рынка. Устраняются они вмешательством государства, что является одной из особенностей современной рыночной экономики.

Следовательно, рынок является наиболее эффективной формой организации эко­номики, но он не всегда и не во всем способен обеспечить саморе­гулирование и равновесие экономической системы. Несовершенство рынка должно компенсироваться соответству­ющими функциями государства.

 

 

Структура и сегментация рынка.

 

Структура рынка — это внутреннее строение его отдельных элементов. Общепринятая классификация структуры рынков не выработана, но выделяют несколько критериев, по которым рынки подразделяют на группы.

По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый рынок, валютный, рынок инноваций и др.

По географическому положению различают местный, региональ­ный, национальный и мировой рынки.

По степени ограничения конкуренции называют рынки: монополистический, олигополистический, рынок свободной конкуренции, смешанный.

По отраслям различают как рынок какого-то отдельного товара, так и группы товаров, связанных между собой признаками производственного характера или служащих удовлетворению одной и той же потребности (например, автомобильный рынок, компьютерный, информации и т.д.)

По объёму продаж рынки подразделяются на оптовые, розничные и рынки государ­ственных закупок продукции, когда покупателем выступает го­сударство, а продавцами — фирмы, АО и т. д.

По месту создания продукта — внутренний и внешний.

По отношению к закону различают легальный (деятельность производителей и потребителей, осуществляемая в рамках закона), теневой (деятельность производителей и потребителей, не запрещённая законом, но сокрытая от налогообложения) и чёрный (деятельность, запрещённая законом).

Основные виды рынков подразделяются на различные рыночные сегменты.

Сегментация рынка представляет собой разделение потребите­лей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к това­ру неодинаковые требования. Сегментацию рынка проводят, беря за основу классификации раз­ные факторы:

      географические, учитывающие различия регионов (Север, Урал, Сибирь и т. д.); плотность населения (город, пригород, деревня); кли­матические условия (континентальные, морские и т. д.). Естественно, что спрос на один и тот же товар (например, зимнюю одежду) в каждом из этих регионов будет отличаться от других;

      демографические, учитывающие пол, возраст, размер семьи, уровень образования, сферу деятельности и пр.;

      психографические, учитывающие стиль жизни и социальный состав населения;

      поведенческие, учитывающие спонтанный характер приобретения товара.

 

Субъекты и объекты рынка.

 

              Основными субъектами рынка являются покупатель (потребитель) и продавец (производитель). Данные функции в современной экономике выполняют отдельные лица и группы лиц, фирмы и предприятия, государство как выразитель интересов общества, которые и образуют три группы субъектов рынка: домашнее хозяйство, фирма и государство.

Информация о работе Субъекты и объекты рынка