Структурная политика государства на примере Киргизии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:43, реферат

Описание работы

Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны.

Работа содержит 1 файл

Сущность национальной экономики.docx

— 50.01 Кб (Скачать)

Туризм

Туризм  является перспективной развивающейся  отраслью экономики. С каждым годом  число туристов, посетивших Кыргызстан, увеличивается. Кыргызстан является привлекательной, для развития туризма, страной, благодаря  своей богатой и уникальной природе. Благодаря развитию туризма в  Бишкеке появилось много сувенирных магазинов, предлагающих туристам этнографические  изделия киргизского народа из войлока, шерсти и металла.

Благодаря инвестициям иностранных компаний, вложенным в горнодобывающую  промышленность, энергетику и жилищное строительство, в Киргизии в течение  нескольких лет наблюдается стабильное развитие промышленного производства, сельского хозяйства и торговли. Развитие приоритетных отраслей, таких  как туризм, добыча угля, золота и  обмен энергоресурсами с соседними  странами будут и впредь стимулировать  развитие экономики Киргизии.

2.Сущность  и содержание структурной  политики государства.

     Стабилизация  национального хозяйства и дальнейшее функционирование рыночной экономики неразрывно связаны с качественными изменениями ее структуры, с осуществлением эффективной структурной политики государства.

     Под структурной политикой понимается деятельность государства и его подразделений (ветвей власти, властных органов), связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных пропорций национальной экономики. Пропорции, соотношения между различными сторонами общественного производства объективны, они предопределяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, степенью включения национального хозяйства в международное разделение труда, закономерностями научно-технического и социального процесса, характером циклов и кризисов.

В условиях многоукладного рыночного хозяйства  пропорции формируются в результате взаимодействия   спроса и предложения. Государство не может произвольно их устанавливать. В то же время рыночный механизм неудовлетворительно справляется с задачами регулирования отраслей производственной и социальной инфраструктуры, не обеспечивает социальную защиту нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения, охрану окружающей среды.

     Свое  воздействие на пропорции национальной экономики государство осуществляет с помощью административно-правовых методов и через посредство рыночных категорий, рычагов и инструментов. Содержание методов государственного регулирования обусловлено экономикой, самими объектами регулирования, т.е. конкретными видами пропорций, а также историческими факторами и специфическими условиями жизни людей.

     Пропорции национального хозяйства группируются следующим образом: общеэкономические (макроэкономические), отраслевые и региональные (мезоэкономические), внутриотраслевые и внутрипроизводственные(микроэкономические), межгосударственные, международные (мегаэкономические). Все виды пропорций неразрывно связаны, находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

Ключевую  роль в организации национального  хозяйства играют общеэкономические  пропорции: спроса и предложения  товаров, производства товаров и производства услуг, производства средств производства и предметов потребления, соотношение фондов возмещения, потребления и накопления, пропорции между отраслевыми и региональными комплексами.

     Деятельность  государства по регулированию структуры  национального хозяйства подразделяется на внешнюю и внутреннюю, по основательности решаемых проблем — на стратегическую и тактическую.

     Стратегия — долговременный курс государства, направленный на комплексное решение  крупномасштабных народнохозяйственных задач. Тактика — совокупность приемов  и методов, с помощью которых  решаются стратегические замыслы и задачи.

     Высшей  целью структурной политики является обеспечение сбалансированности экономики, поддержание такой пропорциональности, при которой достигается наиболее динамичное, устойчивое (равновесное), безкризисное развитие народного хозяйства при органичном его включении в мирохозяйственные связи. Объективными критериями сбалансированности народного хозяйства и эффективности структурной политики является рост среднедушевых показателей валового внутреннего продукта и национального дохода.

Участие государственной  политики в развитии рынка

Следует ли правительствам пытаться ускорить рыночное развитее путем перехода к более активным формам промышленной политики. Теоретические доводы в пользу подобной промышленной политики основываются на допущении, что информационные и координационные проблемы являются типичными, особенно для развивающихся стран, и не могут быть решены эффективно функционирующими институтами в рамках защиты прав собственности.

Теоретически  в таких экономиках правительства  могут выступать в роли информационных брокеров и агентов, содействующих  взаимному обучению и сотрудничеству, выполняя тем самым функцию расширения возможностей рынка по поддержке  развития. Расширить возможности  рынка можно, но при соблюдении трёх основных условия:

1.Компании  и государственные  служащие  должны действовать на взаимном  доверии. Фирмам нужно быть  уверенным в том, что дополнительная координация будет полезной , но и в том, что правительства и другие фирмы, действующие на рынке, будут выполнять свои обязательства. Соглашения, которые они примут между собой, будут достаточно гибкими, чтобы приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам.

2.Инициативы  промышленному развитию должны  добросовестного выполняться при посредстве механизмов рыночной конкуренции. Источником конкуренции могут выступать другие отечественные фирмы или импорт, она даже может возникать на экспортных рынках. Отсутствие такой конкуренции приводит к снижению эффективному использованию ресурсов.

3.Стратегия  промышленного развития страны  должна исходить из её сравнительных  преимуществ, изменяющихся с течением  времени,- таких, как относительный  избыток природных ресурсов, наличие  квалифицированных и неквалифицированных  трудовых ресурсов, а также капитала для инвестирования.

Промышленная  политика на практике

Подходы к активной промышленной  политике сводятся к трем основным категориям:

  • координация инвестиций
  • развитие делового сотрудничества
  • конкурсный отбор;

С помощью  двух первых подходов государство стремится усовершенствовать рыночные индикаторы и частную деятельность, хотя институциональные потребности намного выше, чем в отношении развития делового сотрудничества. Третий подход связан с попытками правительства полностью вытеснить рынок.

    Подкатегории  активной промышленной политики.

    1.Инициативы  по координации  инвестиций.

    Классическое  обоснование активной государственной  политики («мощного толчка») заключалось  в том, что инвестирование в недостаточно развитой стране создает коренную и  очень сложную проблему коллективных действий. В условиях  недостаточно явно развитых рынков фирмы не в  состоянии оценить величину спроса на новую и более качественную  продукцию, которая будет создаваться  по мере расширения производства.

    Пример. Развитие сталелитейной, угольной, машиностроительной и судостроительной отраслей промышленности Японии в послевоенные годы служит хорошей иллюстрацией для подобного  основания как государственного вмешательства, так и институциональных предпосылок, являющихся частью успеха.

    • Способность отечественного частного сектора эффективно управлять сложными крупномасштабными проектами.
    • Желание частного сектора сотрудничать с правительством, преследуя обоюдовыгодную цель конкурентного промышленного развития.
    • Значительные технические возможности государственных органов по проведению экспертизы оценок инвестиционных проектов, подготовленных частным сектором, и. по возможности, независимой экспертизы состояния промышленности.
    • Достаточный уровень взаимного доверия, позволяющий каждой из сторон основывать свои инвестиционные решения на обязательствах, принятых  на себя остальными, корректировать свое поведение при изменении обстоятельств, не ставя под сомнение общую готовность к сотрудничеству.

Следование  этой модели координации инвестиций  предполагает наличие у государственных  и частных институтов определенного  потенциала, что недоступно для большинства  развивающихся стран.

Пример. Опыт Филиппин в конце 70-х и в 80-х  годах показывает, что может произойти, когда политические амбиции не соответствуют  институциональным реалиям, а усилия по координации инвестиций предпринимаются  в условиях, когда правительством манипулируют влиятельные группировки  частных предпринимателей.

2.Инициативы по развитию делового сотрудничества.

Инициативы  в рамках активной государственной  политики не обязательно должны быть ни крупномасштабными, ни предъявлять  столь же масштабные требования к институциональным возможностям государственного  и частного сектора, ни ориентироваться исключительно на наращивание инвестиций. Инициативы могут быть нацелены непосредственно на укрепление  сетей деловых контактов предпринимателей, процветающих в развитых  рыночных системах. Национальные, региональные и международные сети создают для фирм многочисленные возможности для обучения и расширения бизнеса:

  • специализированные категории покупателей формируют новые рыночные  ниши и являются источником информации по стандартам продукции;
  • поставщики  оборудования передают  вместе с ним производственный опыт;
  • поставщики ресурсов способствуют появлению новых идей  и методов производства;
  • конкуренты представляют собой богатый источник новых идей.

    Странам с недостаточно развитым рынком может  потребоваться некий катализатор (государственный или частный) для  приведения в движение кумулятивного  процесса углубления рынка развития делового сотрудничества. Рассмотрим три примера:

    1.Специальные  меры по поддержке экспорта. Работы  на экспортном рынке позволяет  фирмам познакомиться с лучшими образцами международной практики и способствует  обучению  и росту производительности. Она также может быть полезным индикатором эффективности мер правительства по содействию развитию промышленности.

    2.Усиление  местной инфраструктуры: материальной, трудовой и институциональной. 

    Пример. Развитие отсталого района Чолла в Южной Корее. В 1983году в этом регионе впервые была образована  крупная промышленная зона. Её успех привел в движение кумулятивный  процесс обучения местных властей, которые приобретали навыки планирования, финансирования, строительства, подобных объектов и управления ими, - и вскоре было создано ещё три зоны. Это также способствовало ускоренной трансформации деловой среды: ранее погрязшая в волоките и других бюрократических препятствиях, она превратилась в сферу тесного сотрудничества и координации действий местного правительства и частного сектора.

    3.Организация  смешанных партнерств (с участием  государства, так и частного  сектора), причем государственный  партнер может выбираться из  местного либо из регионального  правительства. Это партнерство  моет выступать в самых разнообразных  формах:

  • Инициативы, адресатом которых выступают отдельные фирмы или группы фирм. Связь с конкретным мероприятием, например, совместным участием в торговой ярмарке. Другие инициативы направлены на достижение серьёзных сдвигов в деловой культуре с целью поощрения сотрудничества. Один из перспективных подходов связан с выдачей фирмам долевых субсидий, покрываемых обычно в равной пропорции, с целью способствовать проникновению на новые рынки и усовершенствованию технологий. Такие проекты осуществляются в следующих странах: Аргентина, Ямайка, Маврикий, Уганда и Зимбабве.
  • Использование государственных закупок для стимулирования  конкурентного развития частного сектора. Чтобы придать импульс промышленному росту, государства могут поддаться соблазну подменить рыночные оценки информацией и оценками, генерируемыми в государственном секторе. Эти усилия редко приносят плоды, хотя успехи некоторых проектов, осуществлявших корейский chaebol (промышленными группами с тесно переплетенными деловыми связями) по инициативе правительства, свидетельствуют, что попытки государства самому производить конкурсный отбор не всегда бессмысленны. Когда государственные компании используются в качестве ответственных органов, возможности для коррупции (или для прихотей романтиков-экспериментаров) практически неограниченны. В ряде стран субсидировались  убыточные  государственные  предприятия, что наносило огромный  ущерб интересам бюджета. В целом печальный опыт инвестирования  в государственные предприятия  убедительно подтверждает ,что производство  товарной продукцией  лучше всего полностью доверить частным фирмам.

Информация о работе Структурная политика государства на примере Киргизии