Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 00:44, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть неравномерность процессов структурной перестройки экономики 90-х гг. по отдельным странам.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Предпосылки и сущность структурной перестройки национальной экономики 90-х гг.
- Рассмотреть причинны перестройки национальной экономики;
- Изучить понятие и сущность переходной экономики и ее основные черты;
- Дать обзор особенностей перестройки экономики в отдельных странах бывшего социалистического лагеря;
- Проанализировать проблемы и перспективы структурной перестройки экономики в странах бывшего соцлагеря.
При написании работы были использованы учебная литература, материалы периодических изданий, Интернет-ресурсы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения. Списка использованной литературы.
Введение………………………………………………………………..………….3
1.Предпосылки и сущность структурной перестройки
национальной экономики 90-х гг…………………………………………….…5
1.1. Причинны перестройки национальной экономики………………………..5
1.2. Понятие переходной экономики и ее основные черты………………….…7
1.3. Сущность и механизм структурной перестройки экономики………..….10
2. Особенности перестройки экономики в отдельных странах
бывшего социалистического лагеря…………………………………………....14
2.1. Концепция перестройки экономики в России……………………………14
2.2. Экономические реформы в Китае………………………………………….16
2.3. Перестройка экономики в прибалтийских странах………………..……..19
3. Проблемы и перспективы структурной перестройки экономики в
странах бывшего соцлагеря: сравнительный анализ…………………...……..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………..….29
Можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:
1. Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.
4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.
5. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.
Практика показывает, что в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем, в них можно выделить несколько общих, "обязательных" направлений: - либерализацию экономики, связанную, в первую очередь, с отпуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги — освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также внутренней и внешней торговли; - реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной. Они необходимы для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений; - стабилизацию экономики, под которой понимается устранение резких колебаний освобожденных цен и формирование устойчивых финансовых отношений; - реструктуризацию (структурную перестройку) экономики и отдельных предприятий, включающую мероприятия по санации производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройкой технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий; - интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Для этого нужно осуществить либерализацию внешней торговли, дать надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиций, обеспечить подлинную конвертируемость рубля. Важнейшую роль в переходной экономике играют такие первоочередные мероприятия, как широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Либерализация предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства в торговле. Значимость либерализации заключается в ее возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация заставляет предприятия ориентироваться на потребительский спрос и получение прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению спроса и предложения, дающему сигнальную информацию производителю о потребности в тех или иных товарах Либерализация на первом этапе неизбежно ведет к скачку цен, а инфляция мешает нормальному функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым условия для стабилизации экономики.
Макроэкономическая
стабилизация народного хозяйства
означает сокращение инфляции и дефицита
государственного бюджета, прекращение
льготного кредитования и избыточной
денежной эмиссии. Стабилизация включает
преодоление диспропорций в народном
хозяйстве и внешнеэкономической сфере.
При всем разнообразии способов она обычно
включает в себя такие меры, как контроль
над денежной массой и ее регулирование,
введение внутренней конвертируемости
валют, регулирование учетной ставки валютного
курса и другие, жесткие монетаристские
методы. Однако в тех странах, где наблюдается
высокая социальная и политическая нестабильность,
проведение подобной политики значительно
усиливает социальную напряженность и
даже чревато социальным взрывом. В таких
условиях более результативными являются
мягкие методы финансового регулирования. После
завершения макроэкономической стабилизации
и либерализации первоочередными проблемами
становятся вопросы, связанные с созданием
рыночных институтов, бюджетно-налоговой
политики. Важнейшим направлением формирования
рыночных отношений является структурная
перестройка народного хозяйства, означающая
переоснащение отраслей и производств
новой современной техникой, ликвидацию
устаревших производств и их переориентирование
на выпуск современной наукоемкой продукции,
пользующейся спросом, как на отечественном,
так и на международных рынках. Одно из
основных направлений переходного периода
— интеграция национальной экономики
в мировое хозяйство. Ключевая проблема
на этом направлении — перестройка внешней
торговли в соответствии с требованиями
рыночной экономики.
При переходе от командной к рыночной экономике Россия впала в кризис очень глубокий и сложный кризис. Была проведена так называемая "шоковая терапия" (по польской модели) путем разового введения свободных цен, либерализации торговли, широкой приватизации жилья и госпредприятий. Предполагалось, что "невидимая рука" свободного рынка станет главным хозяйственным механизмом. Были упразднены институты административного регулирования производства, т.е. "видимая рука" государственного макрорегулирования. Это привело в значительной степени к утрате государственного контроля за хозяйственной деятельностью даже предприятий в рамках государственного сектора экономики.
В 1992-1995 гг. происходило подтягивание внутренних цен к их уровню на мировом рынке. Сопровождался этот процесс угрожающе высокой инфляцией в 1992-1994 гг., но удалось избежать гиперинфляции. Регулируя внутренний и внешний долг и проведя ряд иных мероприятий, правительству удалось к 1996 г. достичь определенной финансовой стабилизации в стране. Но по-прежнему цены на товары и услуги населению росли быстрее, чем реальная средняя заработная плата, проводилась в недостаточном объеме индексация пенсий, студенческих стипендий и т.д. Очень болезненно на состоянии промышленных и сельскохозяйственных предприятий сказался распад СССР, так как были разорваны почти все экономические связи. Отрицательным фактором также было исчезновение рублевой зоны, что вызвало потрясение в национальной денежной системе. Одновременно укрепились позиции частного сектора в экономике, без чего невозможен переход к рыночной системе. В стране сформировалась уже в начале 1990-х гг. рыночная инфраструктура: действовали банки, биржи, различные ярмарки, брокерские конторы, рекламные агентства и т.д. Развиваются рынки товаров, услуг, труда, капиталов, собственности. Предпринимаются усилия для создания рынка земли. К концу 1990-х гг., благодаря в известной мере усилиям Центробанка и некоторому подъему экономики, российский рубль стал достаточно конвертируемой валютой с плавающим курсом.
В настоящее время, спустя двадцать
лет после начала структурной перестройки
экономики, экономическая ситуация в России
стала стабилизироваться. Уходит в прошлое
практика "мягких" бюджетных ограничений,
дотаций, безвозвратных кредитов, налоговых
и таможенных льгот. В период президентского
срока В.В. Путина окрепла правовая база
для рыночных реформ, в том числе была
проведена налоговая реформа. Прекратился
"парад суверенитетов", что подрывало
целостность Российской Федерации. Наблюдается
рост реальной заработной платы и повышение
пенсий. Активизировалась работа по подготовке
военной, коммунальной, судебной, пенсионной
реформ, постепенно решается проблема
с созданием рынка земли в стране. Восстанавливается
доверие к власти, российскому рублю, достоинству
и чести россиян, в том числе через спортивные
успехи. Окрепли хозяйственные связи с
Беларусью, Украиной рядом стран Востока
и Запада. Несмотря на наметившийся рост
производства в реальном секторе экономики,
россиян ждут нелегкие испытания на пути
к рынку. Определенную помощь при этом
может оказать использование совокупного
социально-экономического опыта за тысячелетнюю
историю России и мирового опыта. С учетом
особенностей социально-экономического
развития России в прошлые времена, менталитета
народа наиболее предпочтительной будет
самоутверждение в стране модели либеральной
рыночной экономики с отчетливо выраженной
социальной ориентацией и сохранением
государственного контроля за положением
дел в естественных монополиях.
Китай – это огромная по территории страна, занимающая первое место в мире по числу жителей (1,2 млрд. чел), обладающая самыми значительными в мире минеральными ресурсами, КНР в 80 –90 гг. добилась больших успехов в развитии экономики, выйдя на второе место в мире (после США) по общей стоимости ВВП. Вскоре после смерти Мао Цзедуна в КНР был провозглашен курс на экономическую реформу. Основой преобразований стали: внедрение многоукладной экономики; реформа ценообразования (введены 3 уровня цен: твердые государственные, подвижные договорные и свободные рыночные); переход в деревне к системе «договорного» подряда; политика «открытых дверей» и др. Данный период экономического развития КНР характеризуется переходом от централизованно планируемой экономики к рыночным отношениям. Этот переход рассматривается в КНР в качестве сложной и масштабной задачи, требующей системного подхода и длительного периода времени. Он непосредственно связан с изменением социальной структуры хозяйства и общества. В основу стратегии преобразований были положены трактовка социализма как «планового товарного хозяйства», использование разнообразных форм собственности и форм хозяйствования и строгий государственный контроль.
Была изменена система ценообразования. В 1990 г. рыночные цены распространились на половину розничного товарооборота, 30% его осуществлялось на основе твердых государственных цен и около 20% контролировалось по верхнему пределу. Становление рыночных отношений сталкивалось с межрегиональными «войнами» за сырье и другие средства производства. В начале 90-х годов начался второй этап преобразований социально-экономической структуры хозяйства — период «углубления реформ», включающий широкое внедрение в хозяйство товарно-денежных отношений, постепенную демократизацию общественной жизни, но без посягательства как на приоритет общественной собственности, так и на решающую политическую и экономическую роль государства и коммунистической партии. Эти черты определили понятие «социализм с китайской спецификой». Составной частью экономических реформ Китая стала «политика открытости» («Кайфан»). Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации совместных проектов с зарубежными партнерами и привлечение капитала через свободные экономические зоны. Экономическое развитие КНР в 80— 90-е годы характеризовалось высокими темпами роста. Объем ВВП увеличился более чем в 5,5 раза, производство на душу населения — более чем в 4,4 раза (в 90-е годы — более чем в два раза). Среднегодовой темп прироста превышал 9%, что было выше показателей предыдущих трех десятилетий (1952—1978 гг. — 6,1%, цены 1952 г.). По темпам экономического роста КНР превосходила все развивающиеся страны в два-три раза.
Экономический рост происходил при постоянном дефиците государственного бюджета, который в конце 90-х годов составлял 0,8—1,8% ВВП. Высокими темпами росла денежная масса. В результате денежной эмиссии объем наличных средств в обращении в 80— 90-е годы ежегодно увеличивался на 23%, превышая в 2,4 раза прирост ВВП. Однако, бюджетный дефицит и денежная экспансия не привели к серьезной инфляции. Признаки инфляционного давления проявлялись в конце 80-х и в середине 90-х годов. За 80-е годы среднегодовой темп инфляции равнялся 7,2%, в 90-е годы — 7,5%. Это в 2,5 раза ниже уровня всех развивающихся стран в последнее десятилетие. Низкоинфляционный, но значительный прирост денежной массы объясняется тем, что он обслуживал производственный сектор экономики. Рост производственного и потребительского спроса препятствовал резкому обесценению денежной массы. Неиспользованная часть доходов переводилась в сбережения. В целом в структуре китайского хозяйства произошли существенные перемены. Соотношение между первичным, вторичным и третичным секторами изменилось в пользу последнего при одновременном высоком росте в каждом из них. Доля сферы услуг возросла до 1/3 ВВП, сельского хозяйства — сократилась до 17%. При этом к концу века в стране в основном решена продовольственная проблема и преодолен недостаток предметов первой необходимости. Доля обрабатывающей промышленности несколько снизилась. Важной особенностью развития китайской экономики стало возрастание роли научно-технических достижений. До 2000 г. в стране реализовался «новый курс развития науки и техники». По некоторым показателям научно-технического потенциала КНР вышла на уровень развитых стран. Однако общие затраты на НИОКР (0,7% ВВП) значительно ниже, чем в западных странах. Увеличению капиталовложений и расходов на НИОКР способствовало снижение доли военных расходов. Если в 1985 г. она равнялась 4,9%, то в 1999 г. — 1,3% ВВП.
Экономический
рост привел к изменению положения
КНР в мировом хозяйстве. По абсолютным
размерам 26 видов продукции, в основном
низкой и средней технологии, страна
входит в число 10 наиболее крупных
производителей мира. КНР производит
1/4 мирового объема игрушек, обуви и
одежды, 17% ковровых покрытий. Она занимает
первое место в мире по производству
продовольствия, хлопка, угля, стали, цемента,
стекла, хлопчатобумажных тканей, фарфора,
фаянса. Получили развитие, станкостроение,
судостроение, производство конторского
оборудования, атомная и аэрокосмическая
промышленность. Тем не менее, экономическое
развитие КНР отягощено целым комплексом
проблем. В их число входят убыточность
1/3 бюджетных предприятий, низкая квалификация
основной массы рабочей силы. Значительная
часть трудоспособного населения неграмотна
— 9% мужчин и 25% женщин. На образование
государство выделяет только 2,3% ВВП, что
значительно ниже среднего показателя
стран с низким уровнем развития. Относительный
показатель государственных расходов
на образование в 90-е годы снизился, но
в КНР осуществляется полный охват детей
начальным и 70% средним образованием. Несмотря
на это, по официальным данным, в 2009 году
ВВП Китая вырос на 9,1 %, но, по мнению экспертов,
в действительности прирост ВВП мог достигать
11-12 %. По мнению специалистов, в 2010г. прирост
ВВП составит от 8,5 % до 12 %. Такая статистика
свидетельствует об успешном завершении
структурной перестройки национальной
экономики Китая.