Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:04, курсовая работа
Национальная экономика любой страны — сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим потенциалом, состоящим из отдельных потенциалов, накопленных в процессе ее функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.
Введение 3
1. Структура национальной экономики 5
2. Основные направления развития структуры национального хозяйства в условиях НТП 11
3. Особенности структурной политики России на современном этапе 14
4. Заключение 20
Практикум 21
Список использованной литературы 23
В
настоящее время в
Все
социально-экономические
1) производство; 3) обмен;
2)
распределение; 4) потребление.
В реальной практике национального хозяйствования все процессы воспроизводства:
Несмотря
на наличие многих уровней, элементов
и звеньев хозяйствования, в экономической
системе любой страны наибольшую
значимость имеет так называемый общенациональный
(макроэкономический) уровень. Именно
этот уровень функционирования, анализа
и оценки важнейших показателей (параметров)
развития позволяет получить характеристику
национальной экономики, ее состояния
и содержания, проблем и задач, факторов
и перспектив совершенствования. Особый
интерес представляют макроэкономические
показатели, когда они сравниваются с
аналогичными данными по другим странам
(так называемые международные сравнения),
с показателями некоего “стандарта”
благополучной хозяйственной системы.
В эффективном управлении развитием хозяйства
с учетом интересов государства и общества
большую роль играет экономическая наука,
которую можно рассматривать как отрасль
национальной экономики
2. Основные направления развития структуры национального хозяйства в условиях НТП.
Основные
направления развития инновационной
, приоритеты инновационной политики
и этапы ее реализации определяются
потребностями промышленных производств
в технологическом
Основная задача на первом этапе (2000-2002г.г.) может быть сформулирована как “удержание позиций”. Главным является воспроизводство технологической базы отраслей, продукция которых пользуется стабильным спросом на сформировавшихся рынках. При этом рыночные “ниши” могут быть расширены за счет активного импортзамещения. Инновации должны быть ориентированы, прежде всего, на модернизацию имеющихся производств на основе ресурсосберегающих технологий и улучшение потребительских свойств продукции. Основная проблема первого этапа – создание экономических, инфраструктурных и институциональных основ перехода к инвестиционной стадии развития России. На этом этапе произойдет укрепление научно-технического потенциала; улучшение условий для развития легального предпринимательства и поддержки добросовестной конкуренции; стимулирование инвестиций в наиболее передовые и наиболее высокоспециализированные производства; развитие внутреннего спроса; внедрение мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды.
На втором этапе (2003-2007гг.) основным содержанием становится создание производств, реализующих новейший технологический уклад, и выход на внутренний и внешний рынки с наукоемкой продукцией мирового уровня. Результатом реализации этого этапа должно стать обеспечение конкурентных позиций в перспективных секторах рынка, где отечественная продукция не была ранее представлена, а в отдельных случаях – формирование новых областей спроса, в удовлетворении которого отечественная наукоемкая продукция играла бы доминирующую роль.
Действия Правительства на этом этапе направлены на создание и совершенствование механизмов:
Параллельно со снижением прямого участия государства в хозяйственной деятельности его роль в создании предпринимательского и инвестиционного климата в стране должна быть усилена. Уже к началу стадии инновационного развития средообразующая и информирующая функции государства станут основами регулирования инновационного развития.
На третьем, инновационном этапе развития (2007-2011г.г.) ключевыми являются государственная поддержка инновационной инфраструктуры, создание предпосылок переключения спроса на отечественные инновации, информационная поддержка промышленного производства, укрепление связей науки с производством.
Внимание государства должно быть обращено на новые формы научно-инновационной и инженерной деятельности, использующие современные информационные технологии. Внимание государства постепенно должно переключаться с "количественных" аспектов поддержки на "качественные".
В соответствии с прогнозируемыми этапами и целями развития формулируются задачи, которые будут решаться в ближайшие десять лет. Основными задачами государственной инновационной политики должны стать:
3. Особенности структурной политики России на современном этапе.
Общеэкономическая
задача структурной политики - поддержание
макроэкономического равновесия в рыночном
хозяйстве. Основной целью структурной
политики государства является формирование
оптимальной структуры хозяйственного
комплекса для наиболее эффективного
использования имеющихся в распоряжении
общества ресурсов, обеспечение прогрессивных
структурных сдвигов.
При решении этих задач существенно повыситься
доля производств с высокой степенью переработки,
производящих высокую добавленную стоимость
на единицу используемых ресурсов, а также
сферы услуг; изменится место России в
мировой системе разделения и кооперации
труда - от вывоза сырья к вывозу высоких
технологий и современных услуг.
С точки зрения экономической теории в
структурной политике можно выделить
ряд факторов, которые обусловливают ее
важность для последующих лет развития
России. Это смена социально-экономической
модели развития, в которой первостепенную
роль для структурного регулирования
играют другие экономические закономерности,
прежде всего ценовой механизм рынка,
основанный преимущественно на соотношении
спроса и предложения; постепенный поворот
экономики России к внешней сфере.
В настоящее время структура российской
экономики не позволяет в полной мере
обеспечить высокие и устойчивые темпы
роста. В отраслях, доминирующих в структуре
производства (топливно-энергетический
комплекс, металлургия), наблюдается тенденция
снижения темпов роста и в связи с этим
указанные отрасли не смогут расти в долгосрочной
перспективе темпами выше 5 процентов.
Отрасли, которые могут развиваться темпами
выше 7 процентов (пищевая, химическая,
лесная, производство строительных материалов,
отдельные отрасли машиностроения и высокотехнологичные
отрасли промышленности, а также строительство
и связь), занимают в структуре экономики
менее одной трети.
Изменениям структуры производства будут
способствовать развитие инфраструктуры,
реализация комплекса мер по повышению
конкурентоспособности и темпов роста
ведущих секторов экономики.
Комплекс указанных мер включает следующие
основные направления:
1)Реализация общесистемных мер, направленных
на снижение институциональных барьеров,
стимулирование спроса на научно-техническую
продукцию, новую технику и технологии
и ускорение выбытия устаревшего оборудования;
2)Повышение эффективности действующих
и формирование новых государственных
финансовых институтов развития, включение
их ресурсов в реализацию программ развития
секторов экономики и инфраструктуры;
3)Развитие программно-целевого подхода
к структурным преобразованиям в экономике
и развитию инфраструктуры на основе реализации
федеральных и ведомственных целевых
программ;
4)Создание особых экономических зон и
технико-внедренческих парков, формирование
территориально-
5) Формирование конкурентной среды, создание
равных и предсказуемых условий экономической
деятельности в России в целом, на конкретных
отраслевых рынках.
Стратегии предусматривают реализацию
проектов развития, направленных на структурные
изменения в экономике, имеющие существенный
макроэкономический эффект и влияющие
на повышение национальной конкурентоспособности
и темпов роста экономики в целом, и подразделяются
на следующие группы:
1)Стратегии развития традиционных секторов
экономики или стратегии повышения конкурентоспособности
секторов, являющихся основой современного
экономического роста и жизнеобеспечивающей
инфраструктуры. Их дополнительный вклад
в рост валового внутреннего продукта
в 2006-2015 годах прогнозируется на уровне
1,1 - 1,2 процента в год;
2)Стратегии развития инновационных секторов,
определяющие переход от сырьевого к инновационному
развитию и формирующие новые двигатели
экономического роста. Их дополнительный
вклад в прирост валового внутреннего
продукта может составить 0,8-1,1 процента
в год. На рубеже 2011-2015 годов потенциальный
вклад в ускорение экономического роста
наукоемкой продукции и "экономики
знаний" сравняется с вкладом традиционных
секторов;
3)Стратегии развития человеческого капитала,
предусматривающие в том числе формирование
рынка жилья и развитие жилищного строительства,
модернизацию образования, здравоохранения
и социально-трудовой сферы. Макроэкономический
эффект от реализации указанных стратегий
будет оказывать влияние на развитие традиционных
и высокотехнологичных секторов.
Программа
социально-экономического развития Российской
Федерации на среднесрочную перспективу
2008 - 2010 годы
Новый этап структурной перестройки должен
будет расширить спрос на инвестиции и
расширить участие отечественных производителей
оборудования в осуществлении инвестиционных
проектов. Во многом структурная перестройка
будет опираться на собственные финансы
предприятий, но также на более активное
использование банковских и финансовых
институтов, фондового рынка. Одним из
важных инструментов осуществления структурной
трансформации экономики будут федеральные
целевые программы. Основной целью развития
промышленности в таких условиях будет
повышение конкурентоспособности продукции,
технического уровня производства, обеспечение
выхода продукции научно-технического
сектора экономики, замещение импортной
продукции и перевод промышленного производства
в стадию стабильного роста. http://www.government.ru/
Основные направления деятельности правительства
Российской Федерации на период до 2008
года
Все чаще в публикациях говорится о необходимости
перейти на наукоемкие траектории развития
и об использовании в стране инновационного
механизма. Разработан документ «Основы
политики Российской Федерации в области
развития науки и технологий на период
до 2010 г. и дальнейшую пер-спективу», но
пока нет реальных сдвигов в формировании
национальной инно-вационной системы
и переориентации проводимой экономической
политики на обеспечение высокотехнологического
промышленного роста. Кучуков Р., Савка
А. Государственное регулирование: нацеленность
на результаты// Экономист.2006. №9-С.7.
В динамике отраслевой структуры промышленного
производства с учетом эффекта реализации
стратегий и общего повышения конкурентоспособности
бизнеса прогнозируется опережающий рост
отраслей, выпускающих инвестиционную
и конечную продукцию. После 2008-2009 годов
можно ожидать значительного повышения
роли автомобилестроения и высокотехнологичных
производств на основе роста отечественных
и иностранных инвестиций и развития международной
кооперации.
Таким образом, добиваясь более эффективного
взаимодействия формируемых отраслевых
и региональных звеньев экономики, структура
российской промышленности станет более
прогрессивной и приблизится к структуре
развитых европейских стран.
Заключение
Даже при малых инвестиционных ресурсах в стране можно и нужно так направлять экономическую политику, чтобы явственно обозначались и стимулировались "точки роста". В России на сегодня таковыми могут быть легкая промышленность, пищевая промышленность, ряд отраслей АПК, строительство жилья, наукоемкий малый бизнес и другое.
Информация о работе Структура национальной экономики и ее основные направления