Структура национальной экономики и ее основные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Национальная экономика любой страны — сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим потенциалом, состоящим из отдельных потенциалов, накопленных в процессе ее функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.

Содержание

Введение 3
1. Структура национальной экономики 5
2. Основные направления развития структуры национального хозяйства в условиях НТП 11
3. Особенности структурной политики России на современном этапе 14
4. Заключение 20
Практикум 21
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория откорректировать добавить Практикум.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию  ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Кафедра экономической теории 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По  экономической теории на тему:

Структурная национальной экономики и ее основные направления 
 
 
 
 
 

              Преподаватель Тюнькин А.А.

                Работа  выполнена  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Москва  – 2011 

Содержание 

Введение 3

1. Структура национальной экономики 5

2. Основные направления развития структуры национального хозяйства в условиях НТП 11

3. Особенности структурной политики России на современном этапе 14

4. Заключение 20

Практикум 21

Список  использованной литературы 23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 
 

    Глубинный смысл нынешнего этапа экономических  реформ и структурной политики государства  состоит в том, чтобы предприятия  как основное звено хозяйства приобрели истинно рыночный облик.

    Естественно, для этого требуется соответствующая  экономическая среда. Однако очень  много зависит от самих предприятий.

    Необходимо  создавать новую систему производственных связей, структурировать среду своего обитания, создавать в том числе корпоративные структуры, в которые бы входили промышленные предприятия, финансовые компании, сервисные, страховые и другие коммерческие организации. Хотелось бы отметить, что для подтверждения вышесказанного автором использовался практический опыт, полученный в ходе анкетирования высшего менеджерского состава предприятий легкой промышленности Калуги и Калужской области, а также в ходе проведения комплексного анализа некоторых предприятий текстильной швейной промышленности Москвы.

    Необходимость реформирования экономики назрела  на всех ее уровнях.

    Одним из основных препятствий на пути к  экономическому росту становится медленный  процесс преобразований на микроуровне, т.е. на уровне промышленных предприятий. Опыт практической работы на предприятиях легкой промышленности Москвы и Калужской области позволяет сформулировать следующие положения, предшествующие реструктуризации промышленных предприятий.

    Первое  и существенное звено, характеризующее  готовность предприятия к реформированию, - это разграничение прав и ответственности между собственниками, акционерами и управляющими.

    Второе  состоит в том, что у менеджеров предприятия должен быть создан определенный психологический настрой, мотивационная  основа, направленные на создание в своем коллективе необходимой атмосферы.

    Помимо  вышеупомянутого необходима выработка  действий государственной политики по структурной перестройке экономики, направленной на диверсификацию ее структуры, придание приоритета развитию наукоемких отраслей, отраслевое развитие которых будет способствовать ориентации российской экономики на осуществление увеличения в ее структуре доли потребительского комплекса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Структура национального хозяйства. 

     Национальная  экономика любой страны — сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим потенциалом, состоящим из отдельных потенциалов, накопленных в процессе ее функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.

     Под национальной экономикой принято считать  народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных  в единый организм многосторонними  экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.

     Национальная  экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:

     1. Общее экономическое пространство  с единым законодательством, единой  денежной единицей, общей кредитно-денежной  и финансовой системой.

     2. Наличие тесных экономических  связей между хозяйственными  субъектами с общим воспроизводственным  контуром.

     3. Территориальная определенность  с общим экономическим центром,  который выполняет регулирующую  и координационную роль.  

     Объект  национальной экономики — это хозяйственная система страны, входящие в нее уровневые и звеньевые составляющие.

     Предметом национальной экономики выступают  социально-экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в  закономерностях объемов, темпов и  пропорций развития.

     Инструментарий  национальной экономики представляет собой теоретико-методологические подходы к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций, параметров развития системы и разработанные  на этой основе меры, приемы и средства подготовки и реализации макроэкономических хозяйственных решений, служащих интересам страны, ее населения.

     Субъект национальной экономики — органы управления хозяйственной системой страны, ее отраслями и регионами, реализующие те функции, цели и задачи, которые стоят перед данной наукой и областью национальной практики хозяйствования.

     В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или  государство, включаясь в экономическое  пространство преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех.

     Национальная  экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через  обеспечение:

     1. Стабильного роста национального  объема производства;

     2. Высокого и стабильного уровня  занятости при снижении уровня  безработицы до 5% ЭАН ;

     3. Стабильного и невысокого уровня  инфляции;

     4. Поддержание равновесного внешнего  баланса. 

     Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования.

     Ими являются:

  • фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);
  • денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);
  • политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);
  • внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).

     Развитие  национальной хозяйственной системы  страны приводит к созданию и совершенствованию  ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют  его отдельные сегменты: рынок  товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др.

     В национальной хозяйственной системе  страны выделяются несколько уровней, взаимодействующих в едином “экономическом поле” или “экономическом пространстве”  страны.1

     1. Межстрановый уровень, т. е.  уровень взаимоотношений национальной  экономики Российской Федерации  (РФ) со странами ближнего и  дальнего зарубежья, с мировой  хозяйственной системой в целом  и хозяйственными системами стран,  объединенных в региональные сообщества.

     2. Федеральный (общенациональный) макроэкономический  уровень, т. е. масштаб внутрихозяйственных  взаимоотношений национальной экономики  самой РФ в целом.

     3. Региональный уровень, т. е.  уровень взаимосвязей экономики  каждого из 89 субъектов РФ.

     4. Внутрирегиональный уровень, представляющий  собой систему взаимоотношений  в рамках разделения общественного  труда внутри хозяйства субъектов  РФ.

     5. Комплексы отраслей национальной  экономики: агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс  (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и др

     6. Уровень отдельных отраслей национальной  хозяйственной системы — промышленность, строительство, сельское хозяйство  и др.

     7. Внутриотраслевой уровень. Например, уровень взаимосвязей животноводства  и растениеводства в сельском хозяйстве, гражданского, промышленного и жилищного строительства в строительстве и т. д.

     8. Уровень взаимосвязей объединений,  предприятий, организаций, всех  видов промышленно-финансовых групп.

     9. Уровень отдельных организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных законодательством страны, ее Гражданским кодексом (акционерные общества — АО, союзы, товарищества и общества всех видов и др.).

     10. Внутрипроизводственный уровень:  цеха и службы предприятий,  компаний, фирм, организаций, объединений и т. п.

     В составе национальной экономики  любой страны происходят постоянные структурные, организационные и  другие изменения, обусловленные особенностями  ее хозяйственной системы и характеризующиеся  определенными тенденциями и  закономерностями развития.

     Все уровни функционирования экономики  страны, сегменты национального рынка  и потенциалы объединены комплексом организационно-правовых, экономических, социальных, технологических и других взаимосвязей. Эти взаимосвязи между  уровнями национальной экономики и внутри них опосредованы:

  • формами собственности;
  • движением материальных потоков различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном (воспроизводственном) процессе и вовлеченных в хозяйственный оборот в форме затрат труда, сырья, энергии, капиталов;
  • потоками денежной массы (наличных и безналичных денег), а также движением ценных бумаг всех видов (акции, облигации, векселя и т. п.). Все взаимоотношения регулируются законодательными и нормативными актами государственной власти и хозяйственного управления РФ, ее регионов и отраслей, а также системой межгосударственных договоров и соглашений, заключенных РФ, нормами международного права.

     Деятельность  отдельных составляющих экономической  системы страны (региона, отрасли, производства, предприятия, учреждения, организации и т. д.) приводит к конечному результату хозяйствования, выступающему в виде итоговых показателей этой деятельности, которые в конечном счете определяют размеры потребления и накопления в стране, характеризуют структуру и место экономики страны в современной системе мирохозяйствования, а также состояние, закономерности и тенденции развития конкретного хозяйственного звена.

Информация о работе Структура национальной экономики и ее основные направления