Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 08:07, реферат
В 2004 г. был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации как продолжение бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 года. Основной идеей «бюджета развития» было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать «локомотивами развития» российской промышленности в условиях кризиса.
По замыслу экономистов Фонд должен способствовать стабильности экономического развития страны, являться одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшать инфляционное давление, снижать зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров. Также назначение фонда в выполнении функций стратегического назначения: выполнение обязательств Правительства РФ перед иностранными партнерами; погашение возможного дефицита бюджета страны.
Введение.
Основная часть:
Структура и задачи стабилизационного фонда РФ.
Заключение.
Список использованной литературы.
В 2004 г. был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации как продолжение бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 года. Основной идеей «бюджета развития» было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать «локомотивами развития» российской промышленности в условиях кризиса.
По
замыслу экономистов Фонд должен
способствовать стабильности экономического
развития страны, являться одним из
основных инструментов связывания излишней
ликвидности, уменьшать инфляционное
давление, снижать зависимость
Стабилизационный
фонд задумывался как благое начинание
государственной власти. Однако только
небольшая часть россиян имеет
представление об этом макроэкономическом
инструменте. Власть не разъясняет населению
смысл создания Стабилизационного
фонда. В настоящее время все
чаще возникают вопросы об использовании
накоплений Стабилизационного фонда,
о том стоит ли его использовать.
Большая часть россиян, судя по социологическому
опросу, говорит: давайте потратим Стабилизационный
фонд, но при этом абсолютно не понимает,
какие последствия могут
До конца 2004 года разговор о судьбе излишков Стабилизационного фонда вообще был теоретическим, ведь тратить можно только средства, накопленные свыше неприкосновенного запаса в 500 миллиардов рублей. Однако вскоре в Стабилизационном фонде действительно появились излишки, и только тогда начали всерьез задумываться над тем, что с ними делать. Одни призвали привлечь эти деньги для инвестиций в инфраструктуру (так как без этого невозможно удвоить ВВП), другие предложили вкладывать их в инновации и поддержать перспективные венчурные проекты.
Некоторые
также настаивают на повышении базовой
цены на нефть (цены отсечения), а значит
сокращении отчислений в Стабилизационный
фонд. Эту идею можно понять - во-первых,
на стерилизацию уходят средства, которые
были бы не лишними в бюджете, а, во-вторых,
хочется остановить постоянные внеплановые
рекорды пополнения "госзаначки".
Кроме того, каждый стерилизуемый
рубль потенциально означает для
государства упущенную выгоду. Получить
эту выгоду можно, только наладив
эффективное распределение
С
января 2008 года Стабилизационный фонд
был разделен на Резервный фонд и
Фонд национального благосостояния
или Фонд будущих поколений. По сути
Резервный фонд это тот же самый
Стабилизационный фонд, но в отличии
от последнего Резервный фонд аккумулирует
денежные поступления от и продажи
газа, тогда как Стабилизационный
фонд накапливал наценки с продажи
нефти.
Стабилизационный
фонд.
Любая экономика должна иметь запас прочности. История финансовой прочности в России завершила очередной цикл. Стабилизационный фонд РФ создан в 2004 году, как продолжение бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 года. Основной идеей «бюджета развития» было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать «локомотивами развития» российской промышленности в условиях кризиса.
Новая идея стабилизационного фонда поначалу была прямой противоположностью идеи «бюджета развития». Она предполагала, в первую очередь, формирование финансового резерва для финансирования дефицита бюджета в случае падения цен на нефть, во вторую очередь - стерилизацию избыточных долларовых доходов от экспорта нефти и облегчение, таким образом, контроля над инфляцией, благодаря тому, что сверхдоходы будут вложены в иностранные активы. Наконец, стабилизационный фонд должен был стать резервом для решения проблем финансирования системы государственных пенсий в среднесрочной перспективе.
Идея была поддержана практически всеми - успешная практика функционирования таких фондов во множестве государств мира, от Норвегии до Катара, говорила сама за себя.
(Согласно БК РФ, ст. 96.1)
Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс (Urals); первоначально “цена отсечения” была установлена на уровне $20 за баррель).
Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.
Совокупный объем Стабилизационного фонда РФ на 1 января 2008 года составил 3 трлн. 849,11 млрд. руб., что эквивалентно 156,81 млрд. долларов США (по данным Министерства финансов РФ).
Более
детально, денежные активы (monetary assets) Стабилизационного
фонда состоят: 66,85 млрд. долл. США (USD), 59,95
млрд. евро (EUR) и 7,7 млрд. фунтов стерлингов
Великобритании (GBP). Изначально закладывались
следующие пропорции между мировыми валютами:
USD - 45%, EUR - 45% и GBP - 10%.
2005 г.
(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2005 ГОД» от 23 декабря 2004 года №173-ФЗ Статья 3)
2006 г.
Средства Стабилизационного фонда сверх базового объема должны направляться исключительно на замещение источников внешнего финансирования дефицита бюджета и (или) досрочное погашение государственного внешнего долга.
(БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ В 2007 ГОДУ» от 30 мая 2006 года) 2007 г.
(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2007 ГОД»
от 19 декабря 2006 года №238-ФЗ)
Доходность
Стабфонда
Расчетная доходность Стабфонда с начала операций по его размещению (с 24 июля 2006г.), взвешенная в соответствии с его валютной структурой, составила 10,75% годовых в долларах США.
Расчетная доходность от размещения средств Стабфонда на счете в долларах составила 6,23% годовых, на счете в евро - 3,62% годовых, на счете в фунтах стерлингов - 5,52% годовых. Курсовая разница от переоценки остатков средств на данных счетах с 15 декабря 2007г. по 31 января 2008г. составила 2,53 млрд. руб.
При
этом расчетная сумма дохода от размещения
средств фонда с 15 декабря 2007г. по 30 января
2008г. составила 1,17 млрд. долл., что эквивалентно
28,63 млрд. руб. Как отметил П.Казакевич,
данные средства будут перечислены в Резервный
фонд.
На 30 января 2008г. совокупный объем Стабфонда составил 3 трлн 851,8 млрд руб., что эквивалентно 157,38 млрд долл. Остатки средств на счетах по учету средств Стабфонда в иностранной валюте на 30 января составили 66,85 млрд долл., 50,95 млрд евро и 7,7 млрд фунтов стерлингов.
Совокупный объем Резервного фонда на 31 января 2008г. составил 3 трлн 069 млрд руб., или 125,4 млрд долл. Остатки средств на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте составили 56,43 млрд долл., 38,21 млрд евро и 6,31 млрд фунтов стерлингов.
Объем Фонда национального благосостояния на 31 января составил 782,8 млрд руб., или 31,98 млрд долл. Остатки средств на счетах фонда в иностранной валюте составили 10,42 млрд долл., 12,73 млрд евро и 1,39 млрд фунтов стерлингов.
Как
отметил П.Казакевич, "с прекращением
существования Стабфонда завершается
важный этап эволюции учета средств, полученных
от благоприятной внешней конъюнктуры".
Резервный
фонд
Государственные резервные накопительные фонды существуют и в других странах: Кувейт (Бюджетный резервный фонд (с 1960 года) и Резервный фонд будущих поколений (с 1976); к концу 2004 года объем обоих фондов достиг $80 млрд.), Норвегия (Государственный нефтяной фонд, с 1990 года; на начало 2006 в фонде было аккумулировано $220 млрд.), Чили (Медный стабилизационный фонд (с 1985 года); на начало 2006 года в фонде было накоплено свыше $1 млрд.). В некоторых странах (Оман, Нигерия, Венесуэла) все средства резервных фондов идут на покрытие бюджетного дефицита, что не позволяет наполнить фонды.
Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.
Федеральным законом о федеральном бюджете устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта.
Резервный фонд формируется за счет:
(статья
96.9 БК РФ)
Фонд
будущих поколений
Фонд будущих поколений представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Фонд будущих поколений формируется за счет:
(статья 96.10 БК РФ)
21–25 сентября 2007 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел по выборке, представительной для взрослого населения Федерации, опрос 1600 россиян. Ответы на некоторые вопросы этого исследования приводятся вместе с данными более ранних опросов.
Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.
Что
делать со Стабфондом? (по мнению взрослого
населения РФ)
Март
2006 |
Сентябрь
2006 |
Март
2007 |
Сентябрь
2007 | |
хотя бы часть этих денег следует использовать на социальные программы или инвестиции в экономику | 82 | 81 | 77 | 73 |
не следует использовать эти деньги на социальные программы или инвестиции в экономику | 9 | 12 | 11 | 13 |
затруднились ответить | 10 | 8 | 12 | 15 |
Информация о работе Структура и задачи стабилизационного фонда РФ