Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:00, реферат
В современном менеджменте проблема издержек производства вызывает повышенное внимание. Это объясняется ролью, которую играют издержки в рыночных позициях фирмы. Все большее число компаний, в том числе российских, пересматривают свое отношение к издержкам, рассматривая их как фактор стратегического развития.
Таковы содержательные моменты стратегии эффективности издержек производства. Теперь рассмотрим результаты.
Главное — это укрепляет конкурентные позиции фирмы. Основу общего результата составляет производственный результат, который показывает, насколько успешно хозяйствует предприятие. При этом принимаются во внимание расчёт собственно результата фазы производства; принадлежащие к этой фазе показатели формирования и перераспределения производственного результата. Использование стратегии позволяет периодически совершенствовать программу, настраивая её на тенденции рынка. Значительные перспективы, в частности, имеют современные гибкие производственные системы. Они включают в себя дифференцированные производственные программы, ориентированные на рынок, с чётко определенными издержками. Возможна разработка производственной программы, предусматривающей поставку товаров в точно заданное время. Это освобождает предприятие от послепроизводственных издержек (например, от складирования товаров).
Результат и действия стратегии эффективности издержек, однако, не могут сводиться к общей эффективности работы фирмы. Важен ответ на вопрос об адекватности стратегии, правильности её концептуальных положений и их применения. В бизнесе ошибки и просчёты в стратегическом развитии имеют высокую цену. Достаточно сказать, что стратегический просчёт, допущенный американской компанией IBM, стоил ей потери капитализации в 90 млрд $ US. Поэтому важно, обогащаясь новыми знаниями, предлагать совершенствование механизма разработки и применения стратегии эффективности издержек.
Повышая эффективность издержек производства, производителям товаров и услуг приходится иметь дело с проблемами различной степени сложности. Среди них имеются проблемы, выходящие с микроуровня на макроуровень, переходящие в разряд мировых. Так, в последние 20 лет в мировой экономике возник феномен «обедняющего роста». Суть его состоит в том, что компании развивающихся стран, привлекая международный капитал, заинтересованный в снижении издержек производства, стремятся размещать у себя производство высокотехнологичной продукции. Данная технология вывозится из развитых стран. Это ведет к тому, что на мировом рынке обостряется конкуренция по издержкам между производителями из развивающихся стран. Одним из основных способов снижения издержек и поддержания конкурентных преимуществ становится выплата низкой заработной платы работникам. В результате экономический рост сочетается с низким жизненным уровнем населения. В то время как ведущие компании западных стран занимаются постоянно технологическими инновациями и осваивают новые сегменты рынка, компании развивающихся стран отстают. Они применяют технологии, уже имеющиеся на мировом рынке. И хотя производимые товары являются наукоёмкими, они во многих случаях стоят дешевле.
В этом процессе участвуют и российские компании. Зачастую они стремятся конкурировать по издержкам с компаниями из развивающихся стран, пользуясь их же методами. Результаты такой политики чреваты теми же негативными последствиями: экономический роста и снижение уровня жизни населения. В связи с этим возникает задача качественного изменения стратегии снижения издержек и характера конкуренции российскими компаниями. «Важно развивать производства, находящиеся на «переднем крае» технологического развития, встроиться в мировое производство добавленной стоимости на верхних его уровнях, характеризующихся высокой отдачей на вложенный капитал», — говорится в среднесрочной программе развития России [7].
Эффективность издержек производства и политика, направленные на рост эффективности, во многом зависят от общего финансово-экономического состояния развития фирмы. Одним из показателей, характеризующих этот процесс, является доля убыточных предприятий. Несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению, в целом доля продолжает оставаться весьма высокой.
Таблица 2
Удельный вес убыточных организаций в российской экономике (в %) 1992 г. 1997 г. 2000 г. 2001 г.
Всего в экономике 15,3 50,1 39,8 37,9
Промышленность 7,2 46,9 39,7 39,3
Сельское хозяйство 14,7 78,1 50,7 46,3
Строительство 7,6 36,6 37,2 35,4
Транспорт 20,7 54,0 41,1 40,9
Торговля и общественное питание 16,0 43,4 31,4 27,7
Жилищно-коммунальное хозяйство 33,5 50,7 61,1 59,1
Самые низкие показатели были в 1992 году. В тот период времени можно было покрывать растущие издержки производства повышением цен. В преддверии кризиса, в 1997 году, показатели были максимальными: каждое второе предприятие было убыточным. В начале 2000-х годов число убыточных предприятий снижалось незначительно. По-прежнему мало кто разоряется, хотя предпосылки этого налицо. Несмотря на то, что достоверность данных официальной статистики нередко вызывает вопросы (они не учитывают, например, различные манипуляции предприятий с прибылью, увод доходов в «теневую» экономику), основные тенденции они позволяют обнаружить. Убыточное производство ограничивает возможности в решении основного вопроса эффективности издержек производства — выделении средств на техническое перевооружение и совершенствование работы предприятия. Тем не менее значительная часть предприятий, в том числе убыточных, в состоянии стратегически подходить к вопросу управления издержками.
По-прежнему серьезной проблемой, непосредственно затрагивающей издержки производства, остаётся инновационная политика большинства российских предприятий. Данная проблема органически связана с предыдущей, что естественно, поскольку основной источник финансирования инвестиций — собственные средства. Внешние источники используются в весьма ограниченных размерах. Как показывают результаты исследований, предпосылки инноваций фирмами в большинстве случаев связываются с производством новой продукции (продуктные инновации). В одних случаях выпуск новой продукции осуществляется без изменения технологии и на старом оборудовании, в других — сопровождается внедрением новой для фирмы технологии и закупкой соответствующего оборудования. Если осуществляются технологические нововведения, то основным мотивом является именно производство новой продукции. Между тем конкретные предпосылки инноваций могут и должны быть более разносторонними: совершенствование технологического процесса, снижение издержек производства, недоступность передовых технологических решений. Иначе говоря, речь идет о комплексных инновациях, имеющих рыночную направленность. Инновационная система российских предприятий, несмотря на низкую эффективность, постепенно совершенствуется и развивается. По-нашему мнению, нельзя согласиться с утверждением Л. Гохберга о том, что российская инновационная система существует, но не работает. Она функционирует в особых формах, отвечающих особенностям российского рынка. В частности, создаются новые инвестиционные механизмы и критерии оценки результатов инноваций, совершенствуются процедуры отбора проектов модернизации производства.
Инновационная политика по отношению к стратегии эффективности издержек производства может рассматриваться как единый процесс, имеющий прямые и обратные связи. Инновации позволяют экономить ресурсы и выступают в качестве необходимого компонента программы снижения издержек. Реальная работа, направленная на повышение эффективности издержек, является стимулом для инноваций. Это позволяет добиваться высоких результатов работы фирмы.
Литература
Шанк Дж., Говиндараджян В. Стратегическое управление затратами. Новые методы увеличения конкурентоспособности. — СПб.: Бизнес Микро, 1999. — С. 20—24.
Гохберг Л. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. — 2001. — № 3. — С. 29.
Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 1999. — С. 68—70.
Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. — М.: «Логос», 2000. — С. 64.
Wored Resources. 1998—1999. N. Y. — Oxford, 1998. — Рр. 163.
Попов С. А. Стратегический менеджмент. — М.: Дело, 2003. — С. 230.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003—2005 гг.). — М., 2003. — С. 18—19.
Российский статистический ежегодник. 2002. — Госкомстат России, 2002. — С. 555.