Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:00, реферат
В современном менеджменте проблема издержек производства вызывает повышенное внимание. Это объясняется ролью, которую играют издержки в рыночных позициях фирмы. Все большее число компаний, в том числе российских, пересматривают свое отношение к издержкам, рассматривая их как фактор стратегического развития.
Стратегия повышения эффективности издержек производства фирмы: условия разработки, проблемы реализации
Стратегия повышения эффективности
издержек производства фирмы:
условия разработки, проблемы реализации
Королёв В.И.,
Королёв С.В.
Опубликовано в номере: Менеджмент в России и за рубежом №6 / 2003
В современном менеджменте проблема издержек производства вызывает повышенное внимание. Это объясняется ролью, которую играют издержки в рыночных позициях фирмы. Все большее число компаний, в том числе российских, пересматривают свое отношение к издержкам, рассматривая их как фактор стратегического развития.
Политика фирмы в отношении издержек, как правило, сводится к их снижению. В связи с этим говорится о факторах, резервах, значении сокращения издержек. При характеристике конкурентных стратегий называется стратегия снижения производственных издержек. Конечно, издержки важно снижать, добиваясь за счёт этого более высоких результатов. Однако такой подход, на наш взгляд, упрощает проблему издержек и является односторонним. Во-первых, низкие издержки не могут быть самоцелью, поскольку способны принести не только пользу, но и вред предлагаемому фирмой продукту из-за ослабления его конкурентоспособности. Последнее может произойти ввиду снижения качественных характеристик, которые ценит покупатель. Во-вторых, устойчивое экономическое развитие и рост фирмы с точки зрения издержек не обязательно связаны со снижением самих издержек. Развитие может обеспечиваться на определённом этапе за счет роста издержек. Постольку поскольку динамика издержек производства может быть различной, более обоснованно, по нашему мнению, говорить не только и не столько о снижении, сколько об эффективности издержек производства. Хотя снижение издержек производства является ключевым моментом в этом процессе, эффективность — более многогранное явление.
Эффективность издержек учитывает как величину расходов, которые несёт фирма, так и влияние расходов на результаты работы. Результаты выражаются прежде всего в стоимости товаров и услуг, которые могут быть произведены из данных ресурсов в других, наиболее выгодных и доступных сферах. К результатам следует отнести также объём производимой продукции, номенклатуру с учетом спроса, качество поставляемых на рынок товаров. Эффективность издержек является одной из составляющих экономической эффективности. Традиционный подход к экономической эффективности и её росту (минимум затрат — максимум результатов) при более внимательном рассмотрении нуждается в конкретизации. В самом деле, что значит «минимум затрат»? Следует учитывать не только количественную сторону, но и другие моменты. В частности, чтобы общие и средние издержки в будущем были меньше, необходимы определенные вложения в новую технологию, подготовку персонала, стимулирование работников. Любая стратегия ресурсосбережения в этом отношении может обходиться дешевле или дороже. Фирма ищет наиболее дешёвую комбинацию факторов («комбинация минимальных издержек»). Большие вложения в уменьшение издержек могут быть связаны с риском потери преимуществ низкостоимостного производства. Дело не только в размере прибыли, падающей ввиду дополнительных затрат. Стремление снижать издержки любой ценой может помешать фирме увидеть растущее «иное предпочтение».
Минимизация затрат непосредственным образом выходит на понятие эффективности затрат. Как и любая другая экономическая эффективность, эффективность издержек производства показывает соотношение величины снижения издержек производства (результат) к размеру средств, обеспечивших это снижение (затраты). Для определения количественного значения данного показателя на уровне фирмы рекомендуем способ расчёта:
где Эи.п — эффективность издержек производства;
Э — экономия ресурсов на производство единицы продукции;
П — количество единиц продукции, произведенной за определенный период времени;
З — величина затрат, обеспечившая экономию ресурсов.
Покажем расчёт эффективности издержек производства на условном примере. Предприятие планирует закупить новую технологию, затратив на нее 17,0 млн рублей. Её использование, по имеющимся расчётам, обеспечит экономию средств на единицу продукции в размере 6,0 тыс. рублей. Количество производимой продукции в течение года — 2,8 тыс. штук. В этом случае эффективность издержек равна:
Для определения эффективности издержек производства необходимо учитывать всю совокупность факторов, которые прямо или косвенно влияют на издержки. В зарубежной практике не случайно получили широкое распространение концепции, в которых максимально реализуется требование учёта сравнительной величины затрат. К их числу можно отнести концепцию добавленной стоимости. В рамках концепции составляющие затрат учитываются и сравниваются на всех стадиях добавленной стоимости, начиная с закупок сырья и материалов и заканчивая реализацией продукции (услуг). Ключевым моментом такого подхода является максимизация разницы между закупками и реализацией [1]. Другая, не менее известная, концепция альтернативности затрат основывается на том, что любое финансовое решение принимается в результате сравнения альтернативных затрат. Практическая реализация управленческого решения в этом случае связана с отказом от альтернативного варианта[2].
Так как издержки производства — многофакторный процесс, их эффективность может рассматриваться как общая и частная. В последнем случае речь идёт об эффективности отдельных видов затрат. Меняя их количественную величину и качественный состав, можно воздействовать на общую эффективность издержек, а через неё — на эффективность производства.
Для ощутимого воздействия издержек на устойчивость фирмы на рынке издержками необходимо управлять. Важнейшим компонентом этой работы является разработка и реализация стратегии, обеспечивающей рост эффективности издержек производства. Несмотря на важное значение этой проблемы, она ещё не получила должного теоретического освещения. Видимо, трудность в том, что проблема находится на стыке нескольких экономических наук.
Стратегия эффективности издержек производства, независимо от сферы применения, базируется на определённых концептуальных положениях. В качестве основополагающих мы выделяем принципы разработки, содержание, результат применения.
Принципы определяют требования (правила), которых необходимо придерживаться при разработке стратегии. Они таковы:
1) реалистичность. Данный принцип исходит из предпосылки, что для осуществления стратегии имеются необходимые внутренние и внешние условия. Первые — наличие необходимых материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов для решения данной задачи. Внешние условия включают в себя предпосылки за пределами фирмы, которые оказывают воздействие на её развитие (уровень конкуренции на рынке, спрос и предложение, налоги и т. п.). Реалистичность во многом зависит от степени обоснованности стратегии, что обеспечивается действием другого принципа;
2) научность. Чтобы разработать политику фирмы в области издержек производства, важно использовать имеющиеся исследования в этой области. Это позволяет учесть закономерности, полученные на основе научных изысканий, а также использовать имеющийся опыт. Существенным подспорьем служат методические рекомендации, применяемые с учётом специфики предприятия;
3) конкретность. Зачастую работа по снижению издержек организуется на основе общих призывов. Исполнители не всегда понимают своё место в процессе. Поэтому важно, чтобы каждый член коллектива имел определённые задания по вопросам эффективного использования ресурсов. Роль руководителей сводится к координации действий подчиненных в данной области. Одновременно необходимо информировать персонал о результатах работы по воздействию на издержки;
4) заинтересованность. Поскольку стратегию реализуют работники фирмы, у них должно быть достаточно стимулов. Выполнение данного правила обеспечивается не только действенной системой материального стимулирования за ресурсосбережение, но и осознанием значимости своих усилий для развития фирмы. Важно, чтобы степень участия в разработке и реализации стратегии влияла на профессиональный рост работников.
На основе описанных принципов осуществляется разработка и реализация стратегии. Основные элементы стратегии повышения эффективности издержек производства:
1. Установка
2. Аналитическая работа
3. Составные элементы
4. Применение
Основополагающим моментом стратегии является её направленность, выражаемая установкой (целями). Целевая направленность стратегии издержек находит выражение в конечных результатах работы фирмы и улучшении основных показателей.
Основная цель стратегии повышения эффективности издержек состоит в обеспечении стабильного экономического роста фирмы и укреплении её рыночных позиций. Исходя из главной цели, определяются цели по отдельным направлениям. Приведём в качестве примера основные цели программы управления издержками в РАО «ЕЭС России».
1. Снижение затрат и приведение их к оптимальной структуре без потери качества деятельности.
2. Уход от убыточности.
3. Создание почвы для конструктивного диалога с органами власти.
4. Снижение темпов роста тарифов для конечных потребителей.
5. Подготовка к рыночным условиям функционирования.
Для достижения намеченных целей осуществляется аналитическая работа. Её назначение — определение сфер деятельности, которые продуцируют издержки, а также факторов, влияющих на них. Задача роста эффективности издержек является одной из самых трудных. Она касается всех сфер управления, производственной и коммерческой деятельности. В процессе анализа изучается структура издержек, их динамика, степень воздействия на издержки различных элементов работы фирмы. Особое значение имеет оценка положения фирмы на рынке по издержкам (в сравнении с конкурентами). Основной инструмент стратегического анализа — процесс построения полной структуры издержек, показывающий изменение издержек на всём пути (от начала производства до образования окончательной цены при покупке продукта). В этом механизме выделяются в первую очередь внутренние издержки производства фирмы. Наибольшие проблемы возникают при сравнении соответствующих элементов затрат с аналогичными у конкурентов.
В РАО «ЕЭС России» периодически осуществляется стратегический анализ издержек. За основу здесь берутся метод определения затрат по процессам и метод запланированных затрат. Первый предполагает разбивку общих издержек на отдельные величины, которые дифференцируются по процессам или видам деятельности, оказывающим значительное влияние на уровень совокупных расходов. Такая дифференциация позволяет достигнуть большей «прозрачности» расходов, особенно если они сравниваются за разные годы.
Метод запланированных затрат заключается в сопоставлении нормативных и фактических затрат. Так, рост экономии затрат в первом полугодии 2003 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил в РАО «ЕЭС России» 24% (1,5 млрд рублей).
Стратегический анализ, вооружая необходимыми данными, позволяет перейти к следующему шагу — разработке стратегии повышения эффективности издержек производства и выделению её составных элементов. Стратегия повышения эффективности носит более широкий характер, чем чаще применяемая на практике стратегия снижения издержек производства. Стратегия повышения эффективности включает перечень мероприятий, направленных на использование факторов, которые могут быть причиной роста (снижения) издержек производства. Обычно ведущее место среди них занимает технология. Технологические нововведения позволяют производить то же количество благ с меньшими затратами. Новые технологические решения позволяют не только экономнее использовать природные ресурсы, но в ряде случаев находить им замену. Крупные промышленные компании всё чаще отказываются от использования дорогих и редких материалов. Например, рынок серебра резко сузился в начале 80-х годов, когда в компании «Kodak» был изобретён метод фотографирования, позволяющий обходиться без этого металла [3]. В 90-е годы в промышленно развитых странах активно осуществлялась технологическая модернизация, обеспечивающая экономию. Так, правительствами США и Японии разработана стратегия, согласно которой на протяжении будущих трех десятилетий потребность этих стран в природных ресурсах из расчета на 100 долларов произведенного национального дохода должна снизиться в 10 раз, до 31 кг, по сравнению с 300 кг в 1996 году [4].
Особое внимание в стратегии повышения эффективности издержек в настоящее время следует обратить на рыночные факторы, прежде всего на существующий платежеспособный спрос. Активный маркетинг — способ увеличения спроса, развития производства и уменьшения издержек на единицу продукции. На этапе разработки стратегии следует прогнозировать возможные изменения спроса и их последствия для издержек производства. Попытаемся показать ситуации, с которыми может столкнуться фирма на рынке.
Таблица 1
Взаимосвязь возможных изменений спроса и издержек
Чем точнее в процессе разработки стратегии отражены последствия изменения спроса, тем реалистичнее будет сама стратегия.
Реализация стратегии (применение) — наиболее ответственный этап, поскольку он позволяет проверить обоснованность разработанной стратегии и её эффективность. В теоретических исследованиях, и особенно в хозяйственной практике, можно встретить утверждения, согласно которым процесс реализации стратегии — рутинная деятельность по выполнению принятого долгосрочного плана. Это не так, поскольку начало реализации корпоративной стратегии знаменует собой завершение одного цикла стратегического развития и переходом к другому циклу.
Для успешной реализации стратегии повышения эффективности издержек требуется, как минимум, три принципиальных условия. Во-первых, руководители всех уровней должны знать общую стратегию в области издержек в виде системы чётких стратегических указаний и осуществлять такие указания строго в соответствии с текущим оперативным планом реализации стратегических изменений. Во-вторых, все основные моменты стратегии издержек, в первую очередь текущие стратегические указания, необходимо довести до всего персонала фирмы. При этом следует учитывать уровень мотивации работников в снижении издержек и выполнении всей стратегии. Достаточная мотивация всего персонала — третье необходимое условие.
В компании РАО «ЕЭС России» основным документом реализации стратегии издержек является «Регламент по формированию, согласованию, утверждению, контролю исполнения программ управления издержками акционерных обществ энергетики и электрификаций», принятый в 2002 году. Документ определяет основные процедуры, сроки и ответственных за реализацию программы управления издержками. Основное требование к программе — формирование акционерными обществами мероприятий, ведущих к экономии ресурсов и наибольшей отдаче от использования. Персональную ответственность за формирование и исполнение стратегии управления издержками несут генеральные директоры акционерных обществ — энергостанций и электростанций. Департаментом управления персоналом совместно с Департаментом экономики холдинга и дочерних обществ разработана система стимулирования акционерных обществ по разработке и реализации программ управления издержками.