Стратегические альянсы компаний на международном рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы попытаться изучить , оценить мировую практику организации и функционирования международных стратегических альянсов, рассмотреть особенности и механизмы их организации.

Основные задачи:

раскрыть перечень основных понятий.
изучить степень влияния.
на базе изученного материала сделать выводы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

Глава 1. Виды международных стратегический альянсов…………………

1.1 Экономическая составляющая стратегических альянсов…………………

1.2 Отраслевые особенности альянсов………………………………………

1.3 Географическое распределение альянсов……………………………….

1.4 Юридические формы альянсов…………………………………………..

1.5 Роль государства в регулирования альянсов……………………………

1.6 Основные виды стратегических альянсов………………………………

Глава 2. Побудительные причины возникновения МСА…………………..

2.1 Глобализация………………………………………………………………

2.2 Технологический прогресс………………………………………………

2.3 Состояния мировой экономики…………………………………………..

2.4 Ошибки при слияниях и присоединениях………………………………

Заключение…………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Мирон Курсовая.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

Министерство  культуры российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КИНО  И ТЕЛЕВИДЕНИЯ» 
 

Кафедра гуманитарных наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по экономической  теории

на тему: «Стратегические альянсы компаний на международном рынке» 
 
 
 
 
 
 
 

  Выполнил:

ФМК, 963 группа

Львов М.В.

   
  Руководитель:

Назарова  С.Г.

 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011 

 

      СОДЕРЖАНИЕ  

Введение……………………………………………………………………….

Глава 1. Виды международных стратегический альянсов…………………

1.1 Экономическая составляющая стратегических альянсов…………………

1.2 Отраслевые  особенности альянсов………………………………………

1.3 Географическое  распределение альянсов……………………………….

1.4 Юридические  формы альянсов…………………………………………..

1.5 Роль государства  в регулирования альянсов……………………………

1.6 Основные виды  стратегических альянсов………………………………

Глава 2. Побудительные  причины возникновения МСА…………………..

2.1 Глобализация………………………………………………………………

2.2 Технологический  прогресс………………………………………………

2.3 Состояния  мировой экономики…………………………………………..

2.4 Ошибки при  слияниях и присоединениях………………………………

Заключение…………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………….

 

     ВВЕДЕНИЕ 

    В развитии международного сотрудничества на первый план выдвигается задача создания международного стратегического альянс малых предприятий. 

     
          Стратегический альянс (Strategic Alliance) - соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний.    

    Стратегические альянсы представляют собой относительно продолжительные по времени межорганизационные соглашения по сотрудничеству, которые предусматривают совместное использование ресурсов и (или) структур управления двух или более самостоятельных организаций одной или нескольких   стран для совместного достижения целей, связанных с корпоративной миссией каждой из участвующих организаций. В широком смысле к международным стратегическим альянсам (МСА) относятся функциональные соглашения (например, по совместным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР), развитию   производства, совершенствованию продукции, консорциумы и др.), соглашения об участии в активах с созданием новой организации (например, совместные предприятия) и без образования новой организации (обмен акциями, приобретение  доли участия). 

     
 В данной курсовой работе будет детально изучена роль МСА в развитии экономики и научно-технического процесса. Актуальность темы обусловлена тем, что стратегические альянсы как форма сотрудничества между различными компаниями стали активно развиваться в 90-е годы XX века. На сегодняшний день стратегические альянсы стали неотъемлемой частью международной экономической системы.

    Участие в стратегических альянсах позволяет  транснациональным корпорациям достичь множества выгод,  среди которых доступ к ресурсам партнера,  приобретение новых знаний,  улучшение репутации,  увеличение рыночной власти,  снижение риска, подавление конкурентов,  а также установление новых стандартов.  Вместе с тем, участие в стратегических альянсах сопряжено с целым рядом трудностей;  до 50%  от общего числа альянсов не достигают объявленных целей.

    В процессе работы над курсовой работой были использованы материалы научно-практических конференций, научные, статистические, аналитические публикации, размещенные в сети Интернет, материалы периодических изданий и сборников по научно-технической литературе, статьи, монографии отечественных и зарубежных ученых. 

    Цель данной работы попытаться изучить , оценить мировую практику организации и функционирования международных стратегических альянсов, рассмотреть особенности и механизмы их организации.

    Основные  задачи:

  • раскрыть перечень основных понятий.
  • изучить степень влияния.
  • на базе изученного материала сделать выводы.

    Данная  работа делится на три основные части. Первая часть дает общую характеристику основных понятий используемых в курсовой работе, и позволяет провести анализ « Какова же роль мировых стратегических альянсов в развитии экономики и научно-технического процесса». Вторая часть более широко позволят раскрыть тему, определить реальную степень воздействия МСА на экономику и стимулирование научно-технического процесса.

 

         Глава 1. Виды международных стратегический альянсов 

    Глобализация   экономики предполагает активные взаимодействия компаний разных стран. Кооперация в осуществлении исследовательских проектов или маркетинговых программ, создание совместных предприятий повышают конкурентоспособность фирм, позволяют им осваивать новые технологии, выходить на зарубежные рынки сбыта, разделять риски и адаптироваться к требованиям антимонопольного законодательства.

    Межфирменные   партнерства в мировой экономике известны давно. Но только в 1990-х - начале 2000-х годов специфические формы партнерств, которые отвечают стратегическим интересам их участников, оказались в центре внимания руководителей международного бизнеса. Большинство из них, как показывают опросы, видят в альянсах «важнейший инструмент глобального корпоративного роста.

    Эти тенденции подтолкнули экономистов многих стран к новым эмпирическим исследованиям и теоретическому анализу проблем межфирменных отношений. Построение теоретической модели стратегических альянсов должно помочь ответить на вопросы об актуальности этого феномена («почему альянсы?»), их функциях в экономической системе («что делают альянсы?») и механизмах функционирования («как работают альянсы?»). Соответственно научные поиски были направлены: во-первых, на изучение ключевых факторов и условий формирования межфирменных   партнерств, прежде всего связанных с глобализацией экономики и технологическим прогрессом, во-вторых, на исследование сути альянсов в рамках теорий фирмы, рынка и конкуренции, в-третьих, на рассмотрение теоретических аспектов принятия стратегических корпоративных решений о вхождении в альянсы, в том числе на глобальном уровне.

    1.1 Экономическая составляющая стратегических альянсов 

    Анализ  стратегических альянсов предполагает не только использование инструментария микроэкономики, но требует развития ряда ее традиционных постановок. В современных теоретических работах отмечается, что альянсы «размывают » традиционные границы фирмы и подчас трудно определить, где они начинаются и где закапчиваются. С одной стороны, альянсы способствуют выработке согласованной позиции относительно поведения на рынке, их участники координируют спои действия и поддерживаются от получения краткосрочных индивидуальных выгод, отдавая приоритет ожидаемым долговременным преимуществам. С другой стороны, альянсы, подобно фирмам, опираются на рыночный механизм, когда экономические субъекты ведут переговоры в условиях неполной информации, сохраняют самостоятельность в вопросах собственности, принимают риск при вероятном оппортунистическом поведении партнеров.

Современная экономическая  ситуация требует  от предприятий постоянной реакции на изменения происходящие во внешней среде. Тема моей курсовой работы весьма актуальна, так как рано или поздно перед компанией любого уровня встает вопрос о необходимости сосуществования на рынке, дополнительном привлечении инвестиций, противостоянии конкурентам. В этой ситуации предприятию постоянно необходимо принимать стратегические решения, от эффективности которых будет зависеть его будущее.

    Стратегические  альянсы - наиболее интересное, перспективное  решение в области стратегического  менеджмента , ставшее популярным в последние годы. Активное развитие стратегических альянсов, наблюдаемое в последние десять - пятнадцать лет, являются одним из наиболее заметных феноменов нашего времени.

    Сейчас  альянсы стали неотъемлемой частью современной экономической жизни  во всем мире, так как имеют ряд весомых преимуществ: это дешевле, чем слияние или поглощение; предприятие испытывает меньший финансовый стресс; не столь заметны для общественности; а также отсутствие четких юридических границ, что позволяет смягчить давление со стороны антимонопольных органов. И большинство из исследователей убеждены, что благодаря альянсам мы стоим на пороге новой эры стратегического менеджмента.

    Исследования, проведенные в результате написания  данной курсовой работы, позволяют  определить, какие  факторы приводят к росту производительности и коммерческой отдачи альянса, а также выяснить, что предопределяет его успех или неудачу. И в конечном итоге сделать шаги в правильном направлении. 
 
 
 

    Результаты  функционирования альянсов зависят  от способности участников координировать свою деятельность на основе неполных контрактов. В работах О. Уильямсона показаны различия трансакционных издержек до принятия контракта и  после его принятия, в процессе реализации. Первые включают   затраты на составление контрактов, проведение переговоров, обеспечение гарантий, вторые - затраты на адаптацию к непредвиденным событиям и нарушениям механизма сделок в процессе реализации контрактов, организационные и эксплуатационные расходы, на обращения к третьей стороне при возникновении споров. Противодействие оппортунистическому поведению другой стороны увязывается на стадии с доступностью и достоверностью информации друг о друге, а на стадии - с приверженностью партнерству и со специфическими инвестициями в рамках конкретного альянса.

    Б. Когут из университета штата Пенсильвания (США) обосновал, что фирмы вступают в альянсы либо для получения новых знании и ноу-хау, либо для сохранения собственных ресурсов путем комбинирования их с ресурсами партнеров. Т. Д.ас и Б. Тенг развили эти идеи и показали, что, вступая в альянсы, фирмы решают два класса задач. Прежде всего они получают доступ к новым ресурсам. Если корпорация не заинтересована в захвате всех возможных ресурсов партнера, в том числе малоценных или нежелательных, или сомневается в способности сократить потери при неудачных слияниях и поглощениях, альянсы оказываются более предпочтительными по сравнению со слияниями и поглощениями, обеспечивая целевой доступ к ресурсам партнера. Далее, побудительным мотивом может служить стремление сохранить собственные ценные ресурсы, в данный момент полностью не востребованные, и компенсировать это использованием дополнительных ресурсов партнера. Выбор формы альянса, а не поглощения обусловлен тем, что такая ситуация может быть временной и контролируемой. В целом стратегические альянсы предпочтительны, если указанная оптимизация ресурсов выше, чем при полной консолидации или сохранении режима рыночных отношений.

    К инновационным причинам вступления компаний в альянсы можно отнести  следующие. Во-первых, передовые знания нелегко копировать. Партнерства  позволяют создавать устойчивые каналы передачи таких знаний. Во-вторых, современные технологические прорывы часто возникают на стыках наук или отраслей. Альянсы расширяют горизонты компаний и упрощают доступ к новым технологиям. В-третьих, технологическое лидерство сопряжено с высокой степенью неопределенности и рисков. Совместные разработки и инновационные проекты позволяют снижать издержки инновационного процесса. В-четвертых, большая открытость информации и системы ее распространения через Интернет способствуют созданию межфирменных сетевых инновационно-ориентированных структур. В-пятых, альянсы предоставляют возможность даже малым и средним фирмам выходить на международную арену, включаться в глобальную экономическую деятельность, не теряя своей специализации. В-шестых, совместными усилиями легче установить новые стандарты там, где они еще не получили соответствующего оформления. Таким образом, стратегические альянсы не снимают проблему трансакционных издержек, но в их рамках совместная экономическая деятельность осуществляется наиболее эффективно. Поскольку взаимоотношения между партнерами по альянсам основаны на неполных контрактах, важную роль в них играют доверие и репутация участников. Дополнительную устойчивость альянсам придают особенности внешней среды, например, отраслевые или профессиональные конвенции по этике бизнеса.

Информация о работе Стратегические альянсы компаний на международном рынке