Становление рынка сотовой связи в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование рынка сотовой связи и выявление закономерностей его развития.
Основными задачами исследования являются:
- характеристика рынка сотовой связи в России и выявление основных
тенденций его развития;
- определение местоположения рынка сотовой связи в структуре
рынков России;
- определение влияния рынка сотовой связи на экономику России;
- исследование рынка сотовой связи в современных условиях;
- исследование рынка сотовой связи в Ярославской области.

Содержание

Введение …………………………………………...................................4
1.Общая характеристика рынка сотовой связи и его
становление …………………………………………………………….7
1.1. Рынок сотовой связи в структуре рынков России. ……………..7
1.2. История становления рынка сотовой связи и основные
тенденции его развития. ………………………………………….10
1.3. Особенности государственного регулирования рынка
сотовой связи. …………………………………………………….13
2. Исследование рынка сотовой связи в современных условиях ……17
2.1. Динамика развития рынка сотовой связи. ……………………...17
2.2. Исследование рынка сотовой связи в Ярославской
области. ……………………………………………………………20
2.3. Прогнозирование развития рынка сотовой связи
в условиях выхода из экономического кризиса………………..22
Заключение ………………………………………………………………25
Список использованной литературы ………………………………….27
Приложения………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая работа.docx

— 85.29 Кб (Скачать)

     Важно отметить, что в настоящее  время Федеральная антимонопольная  служба России рассматривает  вопрос о возбуждении дела  в отношении операторов МТС,  «ВымпелКом» и «МегаФон» по  признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите  конкуренции» в части установления, поддержания монопольно высоких  цен на предоставление услуг  подвижной радиотелефонной связи  с использованием роуминга.

     В результате анализа тарифов  на услугу предоставления подвижной  радиотелефонной связи с использованием  роуминга, проведенного в рамках  деятельности Межгосударственного  совета по антимонопольной политике, ФАС России выявила, что тарифы  в роуминге в 2-2,5 раза выше  установленных тем же оператором  подвижной связи тарифов на  услуги международной связи по  сетям сотовой связи. Уровень  тарифов, установленный операторами «большой тройки» на услуги связи с использованием роуминга, превышает установленный Еврокомиссией в 3-6 раз.

     Таким образом, ФАС России полагает, что тарифы на услуги связи  в роуминге, установленные операторами  «большой тройки», необоснованно  завышены. В ФАС отмечают, что  совокупная доля операторов "большой  тройки" на российском рынке  услуг сотовой связи превышает  порог коллективного доминирования,  составляя около 85%.9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Исследование  рынка сотовой  связи в современных условиях
 

2.1. Динамика развития рынка сотовой связи 

     С 2000 - 2007гг. в России активно развивается рынок телекоммуникаций. Доходы от оказания Российскими компаниями услуг связи за период с 2000 – 2006г. возросли со 146 до 835 млрд. рублей. Самый бурный рост пришелся на сектор сотовой связи. Его удельный вес в общих доходах от услуг связи увеличился за период 2000 – 2006гг. более чем в 1,8 раза, емкость рынка оказания услуг сотовой связи выросла за этот период с 40 млрд. рублей до 380 млрд. рублей. (Приложение 1) Операторы «Большой тройки» (МТС, Вымпелком, Мегафон) стали крупнейшими по выручке телекоммуникационными компаниями России.

     Началом бурного роста систем  сотовой связи в России можно  считать 1999г.: в то время как  темпы роста абонентской базы  в других развитых странах  уже замедлялись, в России количество  пользователей превысило первый  миллион человек. С 2000по 2006г.  темпы прироста количества абонентов  в России не опускалось ниже 100%, существенно сокращаться они  начали лишь в 2005г. Однако  в этот год произошло и рекордное  увеличение численности абонентов  – на 52 млн. человек. В 2007г.  количество действующих  SIM-карт  в России достигло 155 млн. штук, а уровень проникновения составил 108%.10

     По данным аналитического агентства  J’son & Partners Consulting, опубликованного  в обновленном отчете по итогам  развития сотовой связи в России  за 2009 год указано, что количество  номинальных абонентов (зарегистрированных SIM-карт) в стране выросло до 208,3 млн единиц, при этом уровень  проникновения составил 146,7 %, а в  Московской лицензионной зоне – 186,6 %. Таким образом, за год количество абонентов увеличилось на 20,4 млн (рост на 10,9 %).(Приложение 2)

     По итогам года первое место  по росту абонентской базы  в общероссийском масштабе занимает  «МегаФон» (рост на 6,9 млн), второе  место – МТС (+4,7 млн), третье  – Теле2 (+3,9 млн). А наиболее высокие  темпы прироста абонентов среди  операторов «большой четверки»  в прошлом году продемонстрировали Tele2 (37,1 %) и «МегаФон» (16 %). Совокупный  прирост абонентской базы российских  операторов в декабре 2009 года  составил 2,3 млн человек (1,14 %). В  декабре 2009 года ежемесячный прирост  снизился на 44,7 % по сравнению  с тем же периодом 2008 года (-1,89 млн).

     Таким образом, в России сформировалась  «большая четверка» сотовых операторов, в которой у МТС на конец  декабря 2009 года насчитывалось  69,34 млн абонентов с годовым  приростом абонентской базы на 7,3 %. У «ВымпелКома» абонентская  база в России увеличилась  за год на 5,9 % и достигла 50,89 млн  человек. Абонентская база «МегаФона»  в России практически сравнялась  с конкурентом и достигла 50,22 млн  человек. Абонентская база Tele2 в  России, по собственным оценкам  J’son & Partners Consulting, достигла в 2009 году 14,29 млн человек.(Приложение 3)

     Крупнейшими региональными компаниями  по итогам прошлого года стали  «Уралсвязьинформ» с 5,8 млн человек  (+2,3 %), «Сибирьтелеком» с 5,22 млн  абонентов (+ 6,4 %), СМАРТС с 3,5 млн  абонентов (0 % (!)) и НСС («Нижегородская  Сотовая Связь») – 3,46 млн абонентов  (рост абонентской базы на 32,3 %, второй по динамике показатель  в России после Теlе2). Далее  следует «Енисейтелеком» (2,43 млн  абонентов при годовом росте  в 3,9 %), «Байкалвестком» (2,16 млн  при росте 11,9 %). Замыкает список  наиболее крупных альтернативных  операторов, по версии J’son & Partners Consulting, уральский оператор «Мотив»  с 1,7 млн абонентов (рост на 15,3 %) и дальневосточная Новая  Телефонная Компания с 1,33 млн  абонентов (прирост за год 8,3 %). В этот же список следует внести и фактически федерального 3G/EV-DO-оператора «Скай Линк», с абонентской базой в 1,2 млн человек в 36 регионах России.

     Исследовательское агентство ACM-Consulting также опубликовало недавно подобный  отчет. В целом цифры совпадают  – количество номинальных абонентов  увеличилось за 2009 год на 20,1 млн  человек и достигло 207,91 млн абонентов.  По данным ACM-Consulting, общее количество  мобильных пользователей в Москве  составило 32,4 млн человек (проникновение  190,7 %), где на МТС пришлось 13,6 млн  человек, на «ВымпелКом» –  10,85 млн абонентов, на «МегаФон»  – 7,44 млн абонентов. У «Скай  Линка» в Москве около 520 тыс.  абонентов.

     Таким образом, в регионах на 31 декабря 2009 года насчитывалось  около 163,66 млн номинальных абонентов  при проникновении сотовой связи  на уровне 134,3 %.

     Региональная абонентская база Tele2, по оценкам ACM-Consulting, достигла  в 2009 году 14,45 млн человек в  32 регионах РФ. При этом на регионы  России приходится 55,751 млн абонентов  МТС, 40 млн абонентов «Билайн»  и 42,8 млн абонентов «МегаФон».

     По словам аналитика ИФК «Метрополь»  Сергея Васина, номинальное проникновение  сотовой связи в России завышено  из-за двойного/тройного учета  SIM-карт. Поэтому он дает оценку  по проникновению в 75 % по Москве  и 81 % в регионах.11

     Необходимо отметить, что бренд  МТС третий год подряд назван  самым дорогим российским брендом  в ежегодном рейтинге ста лидирующих  мировых брендов BrandZ, опубликованном Financial Times и международным исследовательским  агентством Millward Brown. В этом году  бренд МТС занимает в рейтинге 72-ю позицию со стоимостью бренда 9,7 млрд. долларов.

     Стоимость бренда МТС в глобальном  рейтинге BrandZ увеличивается третий  год подряд: с 8,1 млрд. долларов  в 2008 г. до 9,2 млрд. долларов в  2009 г. и до более чем 9,7 млрд. долларов в 2010 г. В 2008 г. МТС  стала первой в истории рейтинга  российской компанией, попавшей  в список ста крупнейших мировых  брендов. 

     Методика рейтинга учитывает  доходы от нематериальных активов  и позиции бренда на рынках  присутствия компании. В 2010 г.  организаторы BrandZ оценили долю ценности  бренда (brand equity) в стоимости бизнеса  МТС в 39,9%.12  

2.2. Исследование  рынка сотовой связи в Ярославской  области 

     Для того чтобы понять тенденции  развития мобильной связи в  регионах, необходимо представлять  картину отечественного мобильного  рынка в целом. По данным  компании «Современные телекоммуникации»,  развитие российского рынка сотовой  связи продолжается в условиях  возрастающей конкуренции. Присутствие  в субъектах РФ операторов  нескольких стандартов сотовой  связи во многом предопределяет  стратегии действующих и новых  операторов на рынке, стимулируя  внедрение новых технологий передачи  данных в сотовых сетях и  реализацию дополнительных услуг  на их основе.

     Основными участниками рынка  сотовой связи в Ярославле  и Ярославской области являются:

Верхневолжский  филиал ОАО "ЦентрТелеком";

ЗАО "Ярославль-GSM" ОАО "Вымпел-Коммуникации";

ОАО "Мобильные  Телесистемы"; 

Северный  филиал ЗАО "Мобиком-Центр".*13

     Несмотря на трудности, связанные  с экономическим кризисом рынок  сотовой связи всегда был и  остается  высококонкурентным и  динамичным.

     Для исследования рынка в Ярославской  области необходимо привести  некоторые данные статистики.

     Уже в 2004г. число абонентов  сотовой связи в Ярославском  регионе больше, чем проводной,  уровень проникновения* сотовой  связи достигал 29,4%, причем, только  за этот год число абонентов  в Ярославле  увеличилось на 55 тысяч человек.14        

     В 2005г. ситуацию на рынке  сотовой связи ярославского региона  специалисты оценивают как высококонкурентную. В этих условиях на первый  план выходит рекламно-маркетинговая,  имиджевая составляющая стратегии  компаний. Основная борьба ведется  за малоговорящих абонентов, постепенно  начинается передел рынка среднеговорящих  абонентов и абонентов класса v.i.p.

     Проникновение сотовой связи  составило от 40% до 60%.

Количество  абонентов сотовой связи приближается к миллиону.15

     В настоящее время сотовые  компании постепенно выходят  из «кризисной спячки». В ноябре 2009, в условиях усиливающейся  конкуренции на рынке мобильной  связи сотовые операторы выводят  на рынок новые предложения,  позволяющие снизить затраты  на связь. 

     Лидером в корпоративном сегменте  среди операторов связи Ярославской  области является МТС. В числе  корпоративных клиентов оператора  в регионе — более 1000 предприятий  и организаций, среди которых  — Правительство Ярославской  области, «Славнефть-ЯНОС», «Сатурн», филиал ОАО «РЖД» «Северная железная дорога», «ТГК-2», Ярославский электромашиностроительный завод и многие другие.

     Более того, МТС предлагает своим   бизнес-клиентам в Ярославской  области инновационные услуги, которых  нет у других операторов, представленных  в регионе. Совсем недавно запущена  в коммерческую эксплуатацию  услуга BlackBerry для корпоративных  клиентов МТС. Услуга BlackBerry предоставляет  пользователям постоянный мобильный  доступ к электронной почте,  которая синхронизируется с рабочим  компьютером в режиме реального  времени. Сервис BlackBerry обеспечивает  высокую степень защиты данных  благодаря передаче информации  в зашифрованном виде через  специальный сервер.16 

2.3.Прогнозирование  развития рынка сотовой связи  в условиях выхода из экономического  кризиса 

     Минэкономразвития (МЭР) обнародовало  прогноз развития российского  телекоммуникационного рынка до 2012 года. Согласно представленному  прогнозу в 2009 году рост рынка  составит 2% по сравнению с прошлым  годом, тогда как в 2008 году  аналогичный показатель составлял  примерно 12%. Наиболее оптимистичные  прогнозы на 2010 год говорят о  росте объема услуг связи на 9%. Именно этот вариант взят  за основу при расчете федерального  бюджета. При этом в 

2011-2012 годы ожидается сохранение роста с темпом более 10%. Ожидаемый объем услуг связи в нынешнем году – 1,358 трлн руб.

     Мобильная связь, по прогнозам  ведомства, составляет наибольший  процент от рынка в целом  - 44,3%. Рост объема услуг связи  эксперты МЭРа связывают с  развитием инфраструктуры и новыми  видами услуг, не забывая и  о негативном влиянии кризиса.  В 2010 году, согласно пессимистичному прогнозу, рост рынка составит 8%, более оптимистичный прогноз говорит о цифре 9%. Оба варианта предполагают постепенный переход на более современные услуги, такие как мобильная связь и IP-телефония.17

     10 февраля 2010г. выступая на  конференции «Телекоммуникационная  отрасль: преодоление последствий  глобального финансово-экономического  кризиса и задачи дальнейшего  развития»глава Минкомсвязи России  Игорь Щеголев заявил: «для отрасли  самое трудное позади, несмотря  на сложные макроэкономические  условия, десятый год пройдет  под знаком расширения доступности  качественных услуг».  Министр  отметил, что телекоммуникационная  отрасль остается одной из  самых динамично развивающихся. 

       Кроме того – курс на модернизацию. «Была поставлена задача к  2015 году улучшить положение России  среди стран-лидеров в сфере  коммуникаций», - сообщил Игорь Щёголев.  Это должно быть сделано в  том числе за счет улучшения  качества услуг, снижения тарифов  и преодоления цифрового разрыва.

     Также в 2009 году завершился  первый этап внедрения универсальных  услуг связи – программы, которая  позволяет решить проблему цифрового  неравенства в регионах. «Здесь  еще есть, над чем поработать», - признал глава Минкомсвязи.

Информация о работе Становление рынка сотовой связи в России