Становление рынка сотовой связи в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование рынка сотовой связи и выявление закономерностей его развития.
Основными задачами исследования являются:
- характеристика рынка сотовой связи в России и выявление основных
тенденций его развития;
- определение местоположения рынка сотовой связи в структуре
рынков России;
- определение влияния рынка сотовой связи на экономику России;
- исследование рынка сотовой связи в современных условиях;
- исследование рынка сотовой связи в Ярославской области.

Содержание

Введение …………………………………………...................................4
1.Общая характеристика рынка сотовой связи и его
становление …………………………………………………………….7
1.1. Рынок сотовой связи в структуре рынков России. ……………..7
1.2. История становления рынка сотовой связи и основные
тенденции его развития. ………………………………………….10
1.3. Особенности государственного регулирования рынка
сотовой связи. …………………………………………………….13
2. Исследование рынка сотовой связи в современных условиях ……17
2.1. Динамика развития рынка сотовой связи. ……………………...17
2.2. Исследование рынка сотовой связи в Ярославской
области. ……………………………………………………………20
2.3. Прогнозирование развития рынка сотовой связи
в условиях выхода из экономического кризиса………………..22
Заключение ………………………………………………………………25
Список использованной литературы ………………………………….27
Приложения………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая работа.docx

— 85.29 Кб (Скачать)

     Телефон становится личным идентификатором  человека, его расчетным счетом, центром личных развлечений, телефоном,  компьютером, камерой, фотоаппаратом,  музыкальным центром, будильником,  радио, телевизором, видеомагнитофоном,  средством определения местоположения (своего рода аварийным буем), вспомогательным инструментом для  реализации гражданских прав,  не исключено, что вскоре, возможно, телефон также станет диагностическим  центром, обучающим средством,  накопителем персональных данных. 

Влияние рынка сотовой связи на отдельные  рынки 

Влияние на рынок рекламы 

     До 30% от своих доходов (по данным  РосБизнесКонсалтинг) контент-провайдеры  тратят на рекламу. Следствием  сегодняшней медиа-интеграции являются  мобильные СМИ, где мобильный  клиентский терминал становится источником теле/радиотрансляции и средством, обеспечивающим доступ к «сетевой прессе». Система мобильных масс-медиа также оказывается благоприятной средой для распространения мультимедийного контента и дает ему второй шанс. Кроме того, мобильные СМИ оказываются также благоприятной средой для мобильного маркетинга и рекламы.

     В эру развития телекоммуникационных  технологий обычные бумажные  газеты сталкиваются с серьезной  конкуренцией со стороны электронных  СМИ. Победить в ней можно  только "электронными" методами, - считает Руперт Мердок, один  из самых успешных представителей  рынка масс-медиа. 

Влияние рынка мобильной связи на индустрию  видеоигр и развлечений 

     С одной стороны, игровой мобильный  софт является самостоятельной  рекламной площадкой, а многопользовательские  SMS-игры – средством формирования  сообществ, однако этот рынок  сегодня не отличается большим  разнообразием. Общим направлением  его развития сегодня являются  малоемкие 3D-игры, а также многопользовательские  RPG. Перспективным здесь оказывается  продукт, наиболее соответствующий  ситуативному характеру мобильной  игры – разного рода «игры  в слова», головоломки и прочие  т.н. «каузальные» игры. Компании, обладающей опытом разработки  и продаж java-игр, не составит  большого труда диверсифицировать  свою деятельность под новые  требования рынка.

    Необходимо также отметить культурологический  аспект, – мобильная связь вырабатывает  новые стандарты поведения и  привычки. В частности, появился  новый феномен переписки SMS-отправлениям  вместо почтовых и компьютерных  – электронная почта стала  мобильной. Нынешнее подрастающее  поколение, уверенно продвигаясь  в русле инфокоммуникационного  прогресса, увлеченно разыскивает,  собирает, меняет, дарит и принимает в подарок оригинальные дисплейные заставки и скринсейверы, новейшие рингтоны и игрушки, самые современные сервисные «примочки» и прочие элементы программной начинки, составляющие богатство внутреннего мира их мобильных телефонов.4  

    1. История становления  рынка сотовой связи и основные тенденции его развития в России
 

     В России сотовая связь начала  внедряться с 1990г., коммерческое  использование началось с того, что 9 сентября 1991г. в Петербурге был совершен первый телефонный звонок с сотового телефона на территории России. Трубку держал в руках тогда еще действующий мэр города Анатолий Собчак. Это событие ознаменовало переход России в новую эру – эру мобильной связи.

     В начале рынок мобильной связи в России развивался очень вяло. Несколько операторов работало в только в центральной части (Москва и Санкт-Петербург). В регионах операторы начали появляться где-то только в 1993-94 годах, да и преобладали тогда стандарты NMT-450 (Московская сотовая, Сотел) и AMPS (Вымпелком). Спрос на услуги сотовой связи концентрировался вокруг немногочисленных крупных административных и промышленных центров. Таким образом, лицензия национального оператора с полным покрытием отечественных просторов была просто никому не нужна.

     Ситуация начала изменять только 1996-97 годах, когда крупные столичные  операторы начали скупать местных.  Появились и "федеральные"  бренды, такие, как, например, "Сотел"  или "Юнисел", под которыми  стали работать аффилированные  сотовые компании в разных  регионах. Но эти торговые марки использовались исключительно в рекламных целях, не меняя сути предоставляемых услуг.

     Переломным в процессе глобализации  рынка можно считать 2000 год.  В немалой степени этому способствовала  смена руководства Минсвязи летом  1999. Новый министр связи и информации  Леонид Рейман пришел на этот  пост непосредственно с должности  первого заместителя ПТС и  члена совета директоров холдинга "Телекоминвест". Человек из  бизнеса, он был отлично осведомлен  о положении вещей и в бывших  государственных "Электросвязях", и в новых компаниях, работающих  на сотовом рынке.

     Первым делом Рейман основательно  почистил нормативную базу отрасли,  в числе прочего отменив "разрешение  на использование мобильного  средства связи", которое еще  недавно все владельцы трубок  должны были носить с собой.  Инициировал укрупнение региональных  предприятий, поставив во главе  холдинга "Связьинвест", владеющего  более чем 80% российской телекоммуникационной  инфраструктуры, своего бывшего  начальника, главу ПТС Валерия  Яшина. И, наконец, представил  в правительстве внятную концепцию  развития рынка телекоммуникационных  услуг в РФ.

     В этом документе говорится  в том числе и о построении  так называемых 3G (сетей мобильной  связи третьего поколения) до 2010 года. Лицензии на предоставление  услуг 3G будут, в соответствии  с мировой практикой, выдаваться  на всю территорию России.

     Развитие сотовой связи в России  отражало мировые тенденции: в  2000 - 2001 гг. в стране происходил  бум сотовой связи – за полтора  года количество абонентов удвоилось  и по состоянию на конец  года ожидалось, что оно составит 6,3 млн. чел.(по другим данным 7 млн. человек), хотя согласно разработанной  Минсвязи концепции развития  сотовой и подвижной связи  в России предполагалось, что  количество абонентов будет расти  более медленными темпами и  к 2002 году должно было достигнуть 3,0 - 3,5 млн. человек. По данным  исследований компании Pyramid Research, к концу 2001 г. проникновение сотовой связи (отношение числа абонентов к общей численности населения) в России должно было быть на уровне 4,3%.

     К концу 2001 г. российский рынок  мобильной связи стал вторым  по величине среди стран Центральной  и Восточной Европы. По абсолютной  численности абонентов в Центральной  и Восточной Европе первое  место занимает Польша (9 млн. абонентов  на август 2001 г.). Но, как считает  Pyramid Research, даже через 5 лет по  численности абонентов в абсолютном  и относительном выражении Россия  будет отставать от Польши. К  2006 г. проникновение сотовой связи  в Польше составит 45 - 46% (сейчас 24%), а в России – 9,5 - 10%. К 2010 г., по прогнозам, количество пользователей  мобильной связи в РФ достигнет  45 - 48 млн. человек.  

Тенденции развития рынка сотовой связи  в России 

     Характеризуя качественные показатели  роста сотовой связи в Российской  Федерации, аналитики телекоммуникационного  рынка отмечают несоизмеримые  темпы роста абонентской базы  в регионах по сравнению с  темпами ее роста в столице.  Сейчас 68% пользователей услуг мобильной  связи проживают в Москве, а  на долю 10 крупнейших российских  операторов сотовой связи приходится  почти 83% абонентов. 

     Наряду с бурным ростом числа  абонентов сотовой связи в  России продолжается консолидация  активов операторов. Мелкие операторы  в стратегически важных регионах, с точки зрения потенциальных  абонентов, либо уже поглощены  крупными холдингами, либо стоят  в списках на поглощение. Сформировавшиеся  несколько крупных холдингов-операторов  фактически контролируют более  90% всей сотовой связи в стране.

     По мнению аналитиков, в России  сохраняется резерв для снижения  тарифов операторами сотовой  связи. По прогнозам, стоимость  минуты разговора будет дешеветь  и дальше примерно на 15 - 20% в  год. В связи с активным развертыванием  строительства региональных сетей,  в области тарифной политики  сотовых операторов, по оценкам,  тенденцией будет являться сближение  между локальными и роуминговыми  тарифами, причем проявление этой  тенденции будет усиливаться  по мере включения целых новых  областей в существующие тарифные  зоны операторов.5 

1.3. Особенности  государственного регулирования  рынка сотовой связи 

     Как известно, рынок представляет  собой хорошо отлаженный механизм, способный решать основные экономические  задачи, стоящие перед обществом.  Однако, существуют экономические  проблемы и ситуации, когда рыночный  механизм  не может эффективно  распределить ресурсы. В таких  ситуациях возможно и необходимо  использование механизма государственного  регулирования. В связи с этим  основными сферами деятельности  государства являются следующие:  производство общественных благ, минимизация отрицательных и  поощрение положительных экстерналий,  пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание  макроэкономических колебаний, политика  поддержания доходов. Особую роль  играет государство в правовом  обеспечении функционирования рыночного  механизма. Во всех указанных  случаях государство способствует  минимизации трансакционных издержек, с которыми связано действие  рыночного механизма. 6

      В существующую в настоящее  время структуру органов власти, осуществляющих регулирование в  области телекоммуникаций, входят  шесть органов власти – Министерство  связи и массовых коммуникаций  Российской Федерации, Федеральная  служба по надзору в сфере  связи и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по информационным  технологиям, Федеральное агентство  связи, Федеральная антимонопольная  служба и Федеральная служба  по тарифам. 12 марта 2007 года указом     

Президента  РФ Федеральная служба по надзору  за соблюдением законодательства в  сфере   массовых коммуникаций и  охране культурного наследия - Росохранкультуры и Федеральная служба по надзору  в сфере связи – Россвязьнадзор преобразованы в Федеральную  службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного  наследия. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 06 июня 2007 года №354 Россвязьохранкультура  была уполномочена проводить работы по назначению радиочастот или радиочастотного  канала для радиоэлектронных средств  и регистрации присвоения радиочастот  и радиочастотных каналов. Россвязьохранкультура  была преобразована в Федеральную  службу по надзору в сфере связи  и массовых коммуникаций Указом Президента РФ №724 от 12 мая 2008 года. 

      В настоящее время Федеральная  служба по тарифам - ФСТ регулирует  тарифы главной телекоммуникационной  компании в России - Ростелеком  на услуги междугородной телефонной  связи по всей Российской Федерации,  на услуги местной и внутризоновой  телефонной связи, предоставляемые  на территории Москвы, а межоператорские  тарифы, включая тарифы на инициирование,  завершение вызова, а также транзит  трафика для существенных операторов - Федеральное агентство связи  Россвязь, руководствуясь Административным  регламентом, утвержденным Приказом  Министерства информационных технологий  и связи РФ №9 от  

30 января 2008 года.7

     В соответствии с российским  законодательством, государство  имеет полномочия в определенной  степени регулировать деятельность  естественных монополий, работающих  в отрасли электросвязи. Закон  о естественных монополиях предоставляет  юридическую основу для государственного  регулирования поставщиков услуг  электросвязи и обеспечивает  государственный контроль за  установлением тарифов и другой  деятельностью. 

     Монополия представляет собой  такую модель (тип рынка), на котором  поставщиком определенного товара  является один продавец. Естественная  монополия возникает, если экономия  от масштаба, низкие издержки  получаемая экономическая прибыль  позволяют одной, а не нескольким  конкурентным фирмам, удовлетворять  рыночный спрос. Особенности применяемой  технологии являются барьером  для вступления других фирм  в отрасль.8    

Информация о работе Становление рынка сотовой связи в России