Становление рынка как социального института России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:00, реферат

Описание работы

В процессе данной работы автор пришёл к выводу, что процессы становления рынка в России имели специфическую направленность, что объясняется национальными особенностями исторического развития государства. Переход от государственной формы собственности к рыночной структуре экономики, должен происходить поэтапно и иметь четко обозначенную экономическую политику. Основным элементом подобного перехода является приватизация госпредприятий и передача собственности в частные руки. К сожалению, в России подобные процессы не имели жесткого контроля со стороны правительства и государства, реформы проводились без четкого определения их цели, что в конечном итоге привело к глубокому экономическому кризису в государстве.

Содержание

СТРУКТУРА РЫНКА. 3
ФУНКЦИИ РЫНКА. 3
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 3
СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА В РОССИИ. 4
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. 4
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1991-1994гг. 5
ПРОГРАММА РЕФОРМ. 5
ЭКОНОМИКА РОССИИ В 1993 ГОДУ. 5
СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ РЫНОК. 6
Рынок как социальный институт. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 11
Список использованной литературы: 12

Работа содержит 1 файл

СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА В РФ.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

Основная масса  сделок крупным оптом осуществляется предприятиями (табл. 1). Причем они реализуют  не только собственную продукцию, но и перепродают продукцию, полученную по бартеру, включая потребительские товары.

В то же время  предприятия, особенно крупные, получившие в ходе реформ прямой выход на оптовый  рынок, оказались в организационно-техническом  и финансовом плане не готовы к условиям работы на этом рынке. Это объясняется не только широким распространением бартерных сделок в российской экономике (по оценкам экспертов, примерно 70% продаж), но и суммарным представлением в официальной статистике продаж продукции предприятиями конечным потребителям и мелким посредникам. (4-стр.5)

Диаграмма 1

Тенденцию продажи  промышленных товаров можно проследить по диаграмме1. Здесь наглядно видно  увеличение объема продаж и товарных сделок на оптовом ранке РФ в период с 1996 по 1997г.

Однако, предприятиям приходится работать на нестабильном рынке, где нет «демпфирования»  спроса и предложения, обычно осуществляемого  крупными

 Диаграмма1

 

 

организациями оптовой торговли. Величина спроса на их продукцию колеблется в значительном диапазоне, ее изменение, а также динамику цен трудно прогнозировать.

Спрос на таком  рынке формируется в значительной мере «случайными» партнерами, а это  предполагает, что из всего, возможного спектра сделок на оптовом рынке  преобладают сделки с наличным товаром деспот), для осуществления которых предприятия должны иметь резервы готовой продукции, то есть замораживать часть своих оборотных средств. В этих  условиях предприятия берут на себя функции оптовой торгов, ли в части стабилизации рынков.

Рынок как социальный институт.

Под социальным институтом понимается  определенная организация  общественной институт, которая регулирует правила поведения людей и  их взаимоотношения.

Во второй половине XX столетия нормальный рынок базируется на совокупности определенных институтов.

Что же входит в систему  рыночных институтов?

Во-первых, правовая система, которая в рыночной экономике  выполняет две задачи:

организует правовое регулирование рынка - устанавливает  для субъектов рынка единые правила  поведения; защищает субъектов рынка и наказывает виновных за нарушение правовых норм, а тем самым охраняет экономические интересы рыночных агентов. Правовое регулирование рынка обеспечивает всесторонне развитое законодательство, охватывающее всю систему рыночных отношений. Его основу составляет Гражданский кодекс, выполняющий роль экономической конституции. В нем особое внимание уделено характеристике роли гражданско-правового договора - средства регулирования рыночных отношений. Вполне очевидно, что рынок как социальный институт не может существовать без предварительного и опережающего развития правового законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность людей.

Во-вторых, в рассматриваемую  систему входят органы государственного контроля и регулирования: учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю; налоговая система; органы финансово-кредитной политики государства. Значит, современный рынок развивает не только горизонтальные отношения, но и органически включает качественно новые вертикальные связи. Они идут сверху вниз - от государства к хозяйственным субъектам и в определенных пределах регулируют их поведение.

В-третьих, к рыночным институтам относятся ассоциации, союзы  потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Они повышают степень организованности, цивилизованности и эффективности действий рыночных агентов.

В-четвертых, в совокупность институтов включена рыночная инфраструктура. В нее входят торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения. Причем в каждом виде рынка имеется своя инфраструктура. Так, на рынке товаров (потребительских и производственных) и услуг имеются специализированные организации: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, многочисленные компании, занятые посреднической деятельностью, службы сервиса и иные.

Таким образом, рынок  как социальный институт прочно объединяет всю совокупность рыночных связей в единую целостность. Эта целостность придает рынку новое качество - способность к саморегулированию на основе экономических законов, определяющих динамику цен.

Рынок - сложнейший социальный институт, обеспечивающий эффективное функционирование сферы производства, распределения, обмена и потребления товаров в режиме самонастройки и саморегулирования.

Социальный институт можно определить, как весьма устойчивый тип и форму социальной практики, с помощью которого организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Социальные институты обеспечивают упорядоченность и предсказуемость социальной жизни; социальный институт представляет собой социальный механизм, который регулирует поведение членов общества или группы. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного института.

Рынок - это социальный институт регулирующий взаимодействия индивидов в сфере обмена товарами в определенных условиях социальной организации общества. Рынок в  США, Германии, Японии и России - это  принципиально разные рынки, в силу того, что в данных странах существуют разные усло-вия организации общественной жизни, а сфера обмена строится на этих принципиально разных условиях. Кроме того, в зависимости от политического режима страны, сферу обмена регулируют различные социальные институты: в "капиталистических" странах - это рынок, в "социалистических" странах - планово-распределительная система. В современной экономике таких социальных институтов в чистом виде как таковых, на мой взгляд, не существует - преобладают их смешанные типы.

В сфере обмена товарами, по мнению С. Попова [3, с. 19], протекают три базовых процесса: процесс производства товаров и услуг, процесс товарообмена и процесс обращения денег. Соответственно социальный институт рынок осуществляет регулирование поведение индивидов в этих трех процессах. Необ-ходимо отметить, что указанные выше процессы являются как достаточно независимыми друг от друга, так и оказывают взаимное влияние на скорость и характер протекания друг друга. Каждый процесс обладает определенным циклом обращения. "Производственные циклы более длительны, чем циклы движения товаров, а они, в свою очередь, более длительны, чем обращение денег" [3, с. 19]. По завершении каждого цикла происходит прирост капитала, но в связи с разницей в длине циклов возникает проблема непропорционального прироста капитала. Так как цикл обращения денег самый короткий, а цикл обращения товаров самый длинный, то получается избыток денег, что ведет к обесценивания денежных средств. Единственный способ увеличить частоту обращения процесса товарооборота и снизить частоту обращения денег - государственное вмешательство в процесс регулирования сферы обмена с помощью гибкой системы налогооблажения.

Выделяют следующие  функции рынка, как социального  института:

1. Рынок делает возможным удовлетворение общественной потребности в осуществлении равноценного обмена товарами и услугами.

2. Рынок регулирует действия индивидов в рамках социальных отношений в осуществлении равноценного обмена товарами и услугами.

3. Рынок обеспечивает непрерывность общественной жизни, в том числе и при изменениях в составе членов общества.

4. Рынок соединяет стремления, действия и отношения индивидов, т.е. содействует социальной сплоченности и тем самым предотвращает противообщественные акции в сфере обмена товарами и услугами.

5. Рынок регулирует процесс товарного производства.

6. Рынок стимулирует стремление снижения издержек производства товаров и услуг.

7. Рынок освобождает общественное производство от экономически нежизнеспособных субъектов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В процессе данной работы я пришёл к выводу, что процессы становления рынка в России имели специфическую направленность, что объясняется национальными особенностями исторического развития государства. Переход от государственной формы собственности к рыночной структуре экономики, должен происходить поэтапно и иметь четко обозначенную экономическую политику. Основным элементом подобного перехода является приватизация госпредприятий и передача собственности в частные руки. К сожалению, в России подобные процессы не имели жесткого контроля со стороны правительства и государства, реформы проводились без четкого определения их цели, что в конечном итоге привело к глубокому экономическому кризису в государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Камаев В.Д. и коллектив авторов./ Учебник по основам экономической теории./ М.: “Владос“/ 1995г/ . 384с.
  2. Любимов Л.Л., Раннева Н.А./ Основы экономических знаний. – М.: «Вита-Пресс»./ 1997. – 496с.
  3. Савицкий И.К. и коллектив авторов./ Пособие по истории России ХХ века./ М.: “Просвещение”./ 1996/ - 125.
  4. Зверев В.С./ Особенности современного российского рынка./ЭКО/ №8./ 1998г./ cтр. 3-21.
  5. Шулындин Б./ Формирование рыночной системы./ Свободная мысль/ №12/ 1997г./ cтр. 48-59.

Информация о работе Становление рынка как социального института России