Становление рынка как социального института России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:00, реферат

Описание работы

В процессе данной работы автор пришёл к выводу, что процессы становления рынка в России имели специфическую направленность, что объясняется национальными особенностями исторического развития государства. Переход от государственной формы собственности к рыночной структуре экономики, должен происходить поэтапно и иметь четко обозначенную экономическую политику. Основным элементом подобного перехода является приватизация госпредприятий и передача собственности в частные руки. К сожалению, в России подобные процессы не имели жесткого контроля со стороны правительства и государства, реформы проводились без четкого определения их цели, что в конечном итоге привело к глубокому экономическому кризису в государстве.

Содержание

СТРУКТУРА РЫНКА. 3
ФУНКЦИИ РЫНКА. 3
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 3
СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА В РОССИИ. 4
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. 4
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1991-1994гг. 5
ПРОГРАММА РЕФОРМ. 5
ЭКОНОМИКА РОССИИ В 1993 ГОДУ. 5
СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ РЫНОК. 6
Рынок как социальный институт. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 11
Список использованной литературы: 12

Работа содержит 1 файл

СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА В РФ.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

   Кафедра: Социологии и социального управления

 

 

         Контрольный реферат по дисциплине: «Социология»

 

 

       Тема: «Становление рынка как социального института России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2011

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  СТРУКТУРА РЫНКА.

Рынок – это объективное  явление экономики, известное любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки, А происходящие на рынках изменения интересуют и затрагивают даже тех, кому практически нечего терять. И все же рынку достаточно трудно дать исчерпывающее определение. В имеющихся и уже устоявшихся определениях не удается достичь той степени полноты, которая позволяла бы охватить все стороны столь сложного явления, как рынок.

В длительной экономической  эволюции «сотворение» рынков произошло  вследствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы: нередкие, ограниченные ресурсы – неограниченные потребности человека в разнообразных благах». Согласно учению А. Смита («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776 г.), возникновение рынков является следствием естественной редкости экономических ресурсов, ограниченности производительных возможностей человека. Экономические ресурсы и производительные возможности людей ограничены относительна и в сравнении с их безграничными потребностями. Человек любых наклонностей и способностей может что-либо эффективно производить только в одной какой-нибудь области, однако потребности его исчисляются миллионами наименований потребительских благ.

 

 

   ФУНКЦИИ РЫНКА.

Первая и одна из главных  функций рынка – ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых для человека в мире экономики. Все эти сведения и информация воплощены в ценах. Оперативная, обширная и в то же время содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования.

Другой функцией рынка выступает конкуренция. Как  и ценообразование, конкуренция является «собирательной», многосложной функцией. Чаще всего ее отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». И это не лишено оснований, если иметь в виду, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике. Однако это все же не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкуренция в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Рыночный процесс указывает индивидуумам направления поиска, хотя не дает никаких гарантий относительно его результатов. В этом одна из причин того, почему люди подчас возражают против рынка и конкуренции. Однако только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары, а также способы их производства.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА  В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Для решения важнейших  экономических проблем – что, как и для кого производить – рынки выступают наиболее эффективной системой организации взаимосвязей. Однако и эта система способна функционировать лишь при наличии определенных условий, формируемых государством. К ним относятся:

  • законодательное определение прав собственности;
  • защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной формы предпринимательской деятельности, разрешенной законом;
  • гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации;
  • использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков;
  • ограничение монопольных тенденций в экономике. (1-стр.40)

Вмешательство государства в рыночную экономику  необходимо также в тех случаях, когда имеют место так называемые провалы рынка, когда по различным  причинам рыночная конкуренция и  свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения экономических и социальных проблем. Примером могут служить сферы совокупного социального или муниципального потребления, где использование рыночных механизмов ограничивается государством: оборона, охрана общественного порядка, обслуживание крупных инфраструктурных комплексов и энергетических сетей, водоснабжения и т. п.

Рыночные механизмы  также неуместны в сфере социальной защиты нетрудоспособных, безработных, многодетных и других групп населения. Составляемые государством социальные программы призваны обеспечить материальную помощь людям с низкими доходами; обеспечить бесплатное образование и медицинское обслуживание; предусмотреть разнообразные пособия многодетным семьям, безработным, инвалидам.

К «провалам» рынка  относят зачастую и некоторые  макроэкономические проблемы: общее  равновесие национальной экономики; взлеты и падения промышленного цикла; занятость и инфляция. Особенностью рыночной организации экономики  является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить саморегулирование, возврат в нормальное состояние после слишком больших отклонений от него, обеспечить равновесие всех элементов системы. Рыночные механизмы подчас не только не устраняют, но, напротив, способны усугублять нежелательные явления в экономике.  Несовершенства рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства, административным регулированием и налоговой политикой, которые будут рассмотрены в других темах.

            СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА В РОССИИ.

         ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

Достигнутые в  СССР к 60 – 70-м годам достаточно высокие  уровни развития производительных сил  и жизни населения привели  к существенной дифференциации потребностей людей, их быстрой изменчивости. Производительные силы для своего дальнейшего развития требовали совершения технологического переворота во всей системе производства. Между тем существовавшие общественные отношения сдерживали развертывание качественных преобразований системы «наука – техника – производство». Значительный отрыв интересов бюрократизированной части партийно-государственного аппарата от интересов основной массы населения, громоздкость системы управления, замедленность ее реакции на изменения общественных потребностей существенно снижали заинтересованность членов общества в высокопроизводительном труде, в использовании новейших достижений научно-технического прогресса.

Объективно  назревшая задача отхода от единой административно-командной системы  неизбежно приняла форму задачи формирования рыночной системы хозяйствования. Решение этой «двуединой» задачи в ее общей постановке соответствует потребностям современного российского общества. Однако разные интересы социальных групп и слоев приводят к разному пониманию рыночной системы хозяйствования и путей ее формирования. Поэтому столь важно определить такой характер рыночной системы хозяйствования и такие пути ее формирования, которые соответствовали бы интересам основной массы населения. Чтобы правильно подойти к решению этой задачи в ее экономическом и социальном аспектах, необходимо выявить ряд проблем философско-методологического плана.

Основу современной  организации национального хозяйства  составляют два «начала»: рынок и  государственное макроэкономическое регулирование. Рациональность такой организации доказана практикой, что в немалой степени определило направленность нынешнего реформирования российской экономики.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1991-1994гг.

ПРОГРАММА РЕФОРМ.

Ослабление, а затем и  падение союзных структур власти позволили российскому руководству энергичнее взяться за реализацию социально-экономических реформ.

В октябре 1991 г. правительство  России представило первую программу  радикальных реформ. Она предусматривала  экономическую стабилизацию в течение года с последующим подъемом производства. Главным звеном программы стала реформа ценообразования, автором которой выступал Е. Гайдар. Он справедливо полагал, что именно нерешительность в этой сфере погубила экономические реформы Горбачева. Поэтому с 1 января 1992 г. намечалось отпустить цены на большинство продуктов. Это был не только сильный и решительный, но и опасный шаг российского руководства, способный вызвать мощный социальный взрыв.

В декабре того же года Россия объявила себя правопреемницей Союза и унаследовала всю союзную собственность, расположенную на ее территории, включая остатки золотого запаса. После этого правительство России дополнило программу реформ мерами по приватизации государственной собственности. На 1992 г. предусматривалась приватизация 20% госпредприятий в промышленности и 70% предприятий торговли и сферы услуг. (3 - стр.204) Предполагалось также осуществление жесткой финансово-кредитной политики. Авторы нового курса рассчитывали с помощью предложенных мер не только ослабить экономический кризис в стране, но и сформировать новый класс собственников, каковым, по их мнению, могло бы стать большинство населения страны. Этот «средний класс», по их прогнозам, должен был по западному подобию явиться своего рода буфером между нарождающейся крупной буржуазией и трудящимися, оплотом социальной стабильности в обществе.

     

   ЭКОНОМИКА РОССИИ В 1993 ГОДУ.

В 1993 году чековая приватизация продолжалась. К концу года было приватизировано почти 40 тысяч предприятий. Росло количество частных банков 
(к концу года их стало 2000) и бирж (303). В сельском хозяйстве на долю предприятий с государственной формой собственности приходилось не более 15% земельных угодий. Однако главными производителями продукции по-прежнему оставались 24000 колхозов. Из-за роста трудностей прекратили свою деятельность 14 тысяч фермерских хозяйств. Тем не менее в негосударственном секторе экономики было занято 40% работающих. Продолжался спад производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. В первом случае он составил 16, 2%, во втором – 4% по сравнению с .1992 г. По этой причине сократилось число грузовых перевозок, на 25% увеличился объем незавершенного строительства. Бюджетный дефицит составил свыше 12 трлн. рублей. (3-стр.207)

Осложнение  экономической ситуации не могло не вызвать и обострения социальных проблем. Цены на потребительские товары за 1993 г. выросли в 9 раз, а на платные услуги – в 25 раз. Ускорилось расслоение общества на богатых и бедных. К началу 1994 г. доходы 10% наиболее обеспеченных в 11 раз превышали доходы такой же доли наименее обеспеченных. К этому времени 
40 млн. человек имели денежный доход ниже прожиточного минимума. 
Численность безработных составила почти 8 млн. человек. Однако, несмотря на угрожающую статистику, число забастовок в стране сократилось по сравнению с 
1992 г. в 4 раза. 
Первые годы реформ привели к демонтажу основных элементов отжившей административной системы и переходу к экономическим методам регулирования. 
Завершилась первая стадия приватизация, в результате чего почти полностью истребленная прежде частная собственность вновь стала реальностью. 
Произошла определенная адаптация производителей и потребителей к рынку. 
Либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли привела к тому, что заработал потребительский рынок. Центр деловой активности переместился в негосударственный сектор. Удалось обеспечить, внутреннюю конвертируемость рубля, пополнить золотой и валютный запасы. Россия постепенно интегрируется в мировое хозяйство.

СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ РЫНОК.

  Приватизация системы материально-технического снабжения, проведенная по отдельным фрагментам и даже организациям (базам, складам и т.п.), привела к разрушению ранее сложившейся схемы движения товаров и финансовому ослаблению оптовых организаций. В условиях высокой инфляции многие из них для «выживания» стали выполнять функции мелкооптовых и даже оптово-розничных организаций, сдавать в аренду складские помещения и оборудование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТАБЛИЦА 1.

ДОЛИ ПРОДАЖ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ ПО КАНАЛАМ РЕАЛИЗАЦИИ НА ОПТОВОМ РЫНКЕ РФ (В НЕДЕНОМИНИРОВАННЫХ ЦЕНАХ)

 

 

ОБЪЕМ ПРОДАЖ

1996

1997

ТРЛН. РУБ.

%

ТРЛН. РУБ.

%

 

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ - ВСЕГО

1420,4

80,1

1671,2

78,8

В ТОМ ЧИСЛЕ СВОЕЙ  ПРОДУКЦИИ

1469,3

69,3

ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ  ТОРГОВЛИ

353,4

19,9

448,6

21,2

ВСЕГО ПРОДАЖ

1773,8

100,0

2119,8

100,0


 

… - нет данных

Источник таблицы: Социально-экономическое приложение России. 1997г. – М.: Госкомстат России, 1998.

По своим масштабам и «старые» (приватизированные), и «новые» организации  оптовой торговли несопоставимы с универсальными и специализированными организациями материально-технического снабжения и не могли обеспечивать массовые закупки продукции предприятий за собственный счет; возможности делать это за счет заемных средств были на первых этапах ограничены высоким ссудным процентом и нехваткой средств у коммерческих банков.

Произошло разрушение инфраструктуры оптового рынка, и предприятия-производители  стали выходить на него со значительной частью своей продукции непосредственно.

Согласно официальной статистике, на современном российском оптовом рынке промышленной продукции большой удельный вес в продажах занимают производители – около 80%.

Информация о работе Становление рынка как социального института России