Сравнительный анализ основных рыночных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время Российское государство переживает период структурной перестройки всех сфер общественной жизни. Предпринимается попытка построить правовое демократическое общество. Естественным элементом этого процесса является переход от плановой, административно-командной экономической системы к рыночной; и, как закономерный результат этого – появление множества разнообразных типов рыночных структур. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1 – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ 2
1.1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР 2
1.2.СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 3
1.3.МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 6
1.4.ОЛИГОПОЛИЯ 9
1.5.ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ 13
ГЛАВА 2 – ПРАКТИЧЕСКАЯ 17
2.1.ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ СТРУКТУРЫ И МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. 17
2.2.ВХОДНЫЕ БАРЬЕРЫ КАК ПРИЧИНА РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ МОНОПОЛИСТИЧЕСКИМ И КОНКУРЕНТНЫМ РЫНКАМИ 18
2.3.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ РЫНКОВ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

Работа содержит 1 файл

Сравнительный анализ основных рыночных структур.docx

— 64.05 Кб (Скачать)

Третьим параметром, на основании  которого можно провести сравнительный  анализ является степень информированности  субъектов рынка. И покупатели, и  единственный поставщик обладают совершенным знанием о ценах, физических характеристиках благ, других параметрах рынка. Допущение совершенной информированности имеет для монополиста едва ли не большее значение, чем для совершенно конкурентного предприятия. Последний, как мы знаем, является ценополучателем, а значит, ему вовсе не обязательно знать отраслевую или рыночную кривую спроса. Для него рыночная цена является экзогенным параметром, а его индивидуальная кривая спроса представляется прямой, параллельной оси выпуска. Чтобы максимизировать при данной рыночной цене свою прибыль, ему достаточно лишь знать свою функцию затрат. Другое дело предприятие-монополист, кривая спроса на продукцию которого является и кривой спроса отрасли. Следовательно, манипулируя в целях максимизации прибыли объемом выпуска или уровнем цены, монополист должен знать кривую спроса на свою продукцию, т. е. все возможные соотношения между ценами спроса и его объемами. Более того, в некоторых ситуациях, например при осуществлении монополистом ценовой дискриминации, ему нужно знать и функции спроса отдельных потребителей или сегментов рынка. Очевидно, что допущение о совершенной информированности субъектов рынка в случае монополии не более реалистично, чем при совершенной конкуренции, и мы увидим, что предприятия, обладающие в той или иной степени монопольной властью, при недостаточной информированности о кривых спроса обычно пользуются при установлении цен некоторыми эмпирическими правилами  
Все перечисленное дает основания утверждать, что рынок совершенной конкуренции и монополии являются диаметрально противоположными структурами.  

2.3.Экономическая эффективность в различных типах рынков

 

Экономическая теория рассматривает  совершенную конкуренцию как  эталон эффективности производства. Чисто конкурентные рынки решают две задачи: 
   1) участвующие в производстве предприятия выпускают такой набор продукции, который наиболее полезен для потребителей; 
   2) производство осуществляется таким образом, что издержки для общества становятся минимальными, т.е. товары производятся с возможными наименьшими издержками. 
   Совершенная конкуренция является наиболее эффективной из всех имеющихся рыночных структур. 
   Распространение монополии снижает экономическую эффективность по трем причинам: 
   1) объем производства, максимизирующий прибыль предприятия-монополиста, ниже, чем в условиях совершенной конкуренции, а цена - выше. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полной мере, и при этом часть продукции не допроизводится; 
   2) являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него нет стимулов использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания; 
   3) барьеры для вступления новых предприятий в монополизированные отрасли, огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. 
   У олигополистической структуры рынка есть свои плюсы и минусы. Находясь в условиях взаимозависимости, олигополисты устанавливают цены очень взвешенно, пересматривают их весьма редко и осторожно. Олигополистическая власть над ценой не так значительна, как у монополиста, следовательно, олигополии приносят обществу меньше невосполнимых потерь от сознательного недопроизводства по сравнению с монополией. Однако технологические и другие барьеры вступления в олигополистическую отрасль все же высоки. Создавая условия для технологически статичного развития, они слишком ослабляют стимулы для разработки и внедрения прогрессивных технологий, к удешевлению продукции, серьезно ограничивают конкуренцию со стороны новых предприятий. 
   Рыночный механизм монополистической конкуренции с точки зрения использования ресурсов не является эффективным, поскольку производство осуществляется не с минимальными издержками, а объем производства не достигает величины, где средние валовые издержки предприятия минимальны. Однако если оценивать эффективность с точки зрения удовлетворения интересов потребителей, то многообразие товаров является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большем объеме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, рассмотрев типы рыночных структур, можно сказать, что чистая монополия и совершенная конкуренция являются двумя крайними формами рыночной структуры. В чисто монопольной рыночной структуре только одна фирма реализует все рыночное предложение определенного продукта, появление же других фирм невозможно. В случае совершенной конкуренции существует много фирм, причем каждая с маленькой рыночной долей, и возможен свободный вход в отрасль.

Реальные  рыночные структуры находятся между  этими двумя крайними случаями. Монополистическая  конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих  товаров. Она похожа и на совершенную  конкуренцию, поскольку каждый товар  продается многими фирмами, и  на рынке существует свободный вход и выход. Проводимая ныне в России демонополизация и разгосударствление, переход к рынку, функционирующему на основе конкуренции, уже сейчас потребовали  выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и антимонопольного, предусматривающего как прямые силовые  методы (разделение фирм-монополистов), так и косвенные методы противодействия  монополиям.

Отношение общества и государства к различным  формам несовершенной конкуренции  всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике страны. С одной стороны, монополии могут  ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что  вызывает нерациональное распределение  ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. С другой же стороны, существуют очень весомые  аргументы в пользу монополий. Продукция  монополистических компаний отличается высоким качеством, что не позволило  им завоевать господствующее положение  на рынке (кроме, однако, "естественных монополий", не всегда по праву получающих доступ к той или иной деятельности на рынке). Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных  исследований и разработок.

Вместе  с тем не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении  научных исследований и опытно –  конструкторских разработок. Лишь использование  крупными компаниями результатов научных  исследований позволило перейти  к топливо сберегающим технологиям  и снизить издержки.

 
ЛИТЕРАТУРА:

 

 


Информация о работе Сравнительный анализ основных рыночных структур