Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 11:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ и сравнение основных рыночных структур. Исходя из цели работы, рассмотриваются следующие вопросы:
Понятие рынка и определение рыночной структуры;
Виды рынка;
Сравнительная характеристика и классификация основных моделей рынка;
Предметом данной курсовой работы являются модели рынка, а объектом особенности рыночной структуры.
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Основные типы рыночных структур……………………..………...4-12
1.1 Понятие рынка и рыночной структуры……………………..4- 6
1.2 Типы отраслевых рынков…………………………………...6- 12
Глава 2. Монополия как тип рыночной структуры в России, США и Западной Европе………………………………………………………………………...12- 22
2.1 Монополии в России……………………………………….12 -17
2.2 Нефтяные монополии в США и Западной Европе…...….17- 21
2.3 Пищевые монополии………………………………...…….21- 22
Заключение……………………………………………………… …………23- 24
Список использованной литературы………………………………………….. 25
Нефтяные монополии стали превращаться в крупные энергетические корпорации с большой долей химического производства. Они активно внедряются также в другие отрасли промышленности — электронику, робототехнику и др. Так, один из филиалов «Эксон Корпорэйшн» по объёму своих продаж входит в число 25 ведущих фирм электронной промышленности США. Сравнительно новой сферой приложения капитала нефтяных монополий стала область добычи и производства цветных и редкоземельных металлов.
2.3 Пищевые монополии.
Основные отрасли пищевой промышленности капиталистических стран находятся под контролем небольшого числа монополий. В отличие от других отраслей, где наиболее крупные монополии как, правило, американские. Первой пищевые монополией по величине оборота является англо-нидерландская «Юнилевер» (Unilever), второй - швейцарская «Нестле» (Nestlé Alimentana SA), за которыми следует ряд пищевых монополий США.
Пищевая промышленность США высоко монополизирована, особенно мясоконсервная и молочная, а в Великобритании, Нидерландах и других странах Западной Европы - масложировая, чайная, кофейная, какао-шоколадная и др. Пищевые монополии монополизировали производство отдельных товаров не только в своих, но и в других странах. Путём экспорта продукции и капитала они захватили мировые капиталистические рынки многих продовольственных товаров. Наибольшей внешнеэкономической экспансией отличаются «Юнилевер» и «Нестле» и пищевые монополии США - производители безалкогольных напитков («Кока-кола Ko» - Coca-Cola Со и др.). В бывших колониальных и зависимых странах пищевые монополии монополизировали производство и заготовку отдельных видов ценного сырья. К примеру, американские монополии господствуют в мясохладобойной промышленности Южной Америки, «Юнайтед фрут» (United Fruit Со) - в странах Центральной Америки, где она владеет огромными плантациями бананов, кофе и сахарного тростника. Только от торговли бананами «Юнайтед фрут» получает до 600% прибыли на вложенный капитал.
Монополизировав производство
продовольственных товаров,
Швейцарская монополия «Нестле» начала свою деятельность с производства сгущенного молока. Крупнейший производитель растворимого кофе, контролирует 30% рынка диетических продуктов ФРГ и 55% - Франции и Швейцарии, а также одну из крупнейших пивоваренных фирм ФРГ и одну из ведущих пищевых компаний Франции. «Нестле», в попытке расширить и без того серьезное присутствие на рынке продуктов питания, приобрела американскую Pfizer Nutrition, подразделение фармацевтического гиганта Pfizer.18
В 2013 году все сотрудники (почти 5400 человек), работающие на Pfizer Nutrition почти в 60 странах, перейдут в подчинение к швейцарскому гиганту. Также швейцарской компании перейдут 5 заводов и 3 исследовательских центра. С будущего года в линейку известных многим мамам продуктов под такими марками, как Nan, Gerber, Lactogen, Cerelac добавятся и американские S-26 Gold, SMA и Promil.
Заключение
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Структура рынка характеризует взаимосвязь и взаимодействие различных видов рынков (его элементов). Структуры рынка характеризует основные отличительные черты рынка, в число которых входит:
Многообразие рыночных структур охватывается несколькими теоретическими моделями:
Одной из моделей рыночной структуры является монополия.
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно - высоких прибылей.
Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.
Список используемой литературы
1 Микроэкономика. Экономические основы деятельности фирмы. Л. Л. Савелло, М. А. Иванова, Б. А. Карташов, Г.Н. Андреев. РПК «Политехник». Волгоград. 2006.
2 "Современная экономическая теория" modern-econ.ru
3 Экономическая теория. Введение в экономику. Микроэкономика. Б. И Герасимов, Н.С. Косова. ТГТУ. 2008.
4 Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Т. 2. — М.: Республика, 1992. С. 66.
5 Курс микроэкономики. Учебник для вузов. Р. М. Нуреев. НОРМА. 2002.
6 М. Н. Голиков. Микроэкономика. ПГПУ. 2005.
7 Составлено по. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М. Прогресс, 1995. С. 75.
8 1995—2010 Группа «Эксперт»
9 "РосБизнесКонсалтинг" - ведущая российская компания, работающая в сферах масс-медиа и информационных технологий. www.rbc.ru
10 «Эксперты – о монополии "Газпрома" и либерализации российского газового рынка». Иван Трефилов
11 Джонстон Д. Международные нефтяной бизнес: налоговые системы и соглашения о разделе продукции. М.,2000г.
12 Российская Бизнес-газета" №762 (29). «Внедрению инновационных разработок в ТЭК мешает излишнее регулирование нефтегазовой и энергетической отрасли».
13 Источник: Финансовый и организационный консалтинг
14 Горная энциклопедия. Издательство БСЭ. 2008—2012
15 Одопту-море — нефтегазовое месторождение в России.
16 Елена Мазнева. Партнер для всех. Ведомости, 28.01.2011, № 14 (2780)
17 Алексей Мухин. «Проект «Роснефти» и ExxonMobil ждет более радужная перспектива: у последних нет обременения в виде своего AAR». rbcdaily.ru
18 Статья «Nestlé купила Pfizer Nutrition за 12 млрд. долларов». Азамат Рахимов. Веве. 24.04.2012
Информация о работе Сравнительный анализ основных рыночных структур