Сравнительная характеристика рынков совершенной и не совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:05, реферат

Описание работы

Тема данной работы – «сравнительная характеристика рынков совершенной и не совершенной конкуренции». Целью реферата является анализ структуры рынка и сравнительная характеристика рынков совершенной и не совершенной конкуренции. Работа состоит из четырех частей, введения и заключения. Первая часть описывает структуру рынка. Вторая часть содержит описание теории совершенной конкуренции. В третьей части содержится описание основных моделей рынков несовершенной конкуренции, где приведена общая характеристика и виды несовершенной конкуренции (чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция).

Содержание

Введение
1. Структура рынка
1.1 Спрос и предложение
2. Понятие совершенной конкуренции
2.1 Основные черты совершенной конкуренции
2.2 Эластичность спроса и предложения при совершенной конкуренции
3. Несовершенная конкуренция
3.1 Общая характеристика рынков несовершенной конкуренции
3.2 Чистая монополия
3.3 Олигополия
3.4 Монополистическая конкуренция
4. Сравнительный анализ совершенной и несовершенной конкуренции
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКОВ СОВЕРШЕННОЙ И НЕ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.docx

— 137.58 Кб (Скачать)

Чтобы «обхитрить» равновесную цену, товаропроизводитель старается затрачивать на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивидуальной цене. Однако он продает эти изделия по общей для всех равновесной цене. [3 стр 127]

При обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг — продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, «бросовым») ценам обившись разорения соперника, победитель, как правило, восстанавливает прежнюю цену и скупает имущество неудачника. [3 стр 127]

 

                                 3.2 Чистая монополия

Абсолютная, или чистая, монополия существует, ког-да одна фирма является единственным производите-лем продукта, у которого нет близких заменителей. [2 стр 531]

Характерные черты

1.Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист-это отрасль, состоящая из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; следовательно, в данном случае слова «фирма» и «отрасль» — синонимы.

2.Нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель вынужден приобретать продукт у монополиста или обходиться без него.

3.«Диктующий цену». Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта, а «соглашается с ценой».

Это связано с незначительностью ее доли совокупного предложения. Чистый монополист, напротив, «диктует цену», поскольку он контролирует общий объем предложения данного продукта.

4.Заблокированное вхождение. Чистый монополист не имеет конкурентов по определению. Возникновение монополии обусловлено существованием барьеров для вхождения в отрасль. Причем барьеры могут быть экономическими, техническими, юридическими и т.д. Определенные препятствия позволяют монополии удерживать конкурентов от вхождения в отрасль, [2 стр 531]

 

                                                 3.3 Олигополия

Помимо чистой монополии, мы знаем, существует еще два типа рыночных структур, относящихся к не совершенной конкуренции—это олигополия и монополистическая конкуренция. [1 стр 195]

Олигополия — это тип рыночной структуры, при котором на рынке господствует не сколько фирм, каждая из которых способ на оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями. К олигополии относятся такие отрасли, как производство алюминия, меди и стали, автомобильная промышленность и т.д. т.е. к олигополистическому рынку (как и к монополистически конкурентному) относится множество реально существующих рынков. Выделяют следующие основные черты олигополии:

1.Небольшоечислофирм,господствующихнарынке. На рынке автомобилей в России — это «ВАЗ», «ГАЗ», «КамАЗ».

2.Продукция может быть однородной (производство алюминия) или дифференцированной (производство автомобилей).

3.Ограничение доступа на рынок, что делает сложным и даже невозможным выход на рынок новых фирм. К естественным преградам относятся:

—эффект масштаба, который может сделать неприбыльным

сосуществование многих фирм на рынке (нужны большие финансовые средства), тогда речь идет о естественной олигополии;

—патентование и лицензирование технологии производства [1 стр 200]

4.Каждая фирма своими действиями способна оказывать влияние на рыночную цену. Причем это влияние зависит от взаимодействия фирм. Очень значительно можно влиять на цену при тайном сговоре.

5.Всеобщая взаимозависимость фирм. Олигополист должен предвидеть реакцию конкурента на изменение ценовой стратегии фирмы, учитывая при этом, что соперники так же постараются предвидеть его реакцию на свои действия. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. Именно всеобщая взаимозависимость — отличительная черта олигополии. [1 стр 201]

 

                         3.4 Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция — это такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов. Количество фирм на рынке может достигать 25, 40, 60 и т.д. Сюда относятся рестораны, пекарни, станции техобслуживания, производство зубной пасты, мыла,  лекарств, лыж, велосипедов и т.д. [1 стр 195]

В противоположность чистой конкуренции, одним из основных признаков монополистической конкуренции является дифференциация продукта. Фирмы в условиях чистой конкуренции производят стандартизованную, или однородную, продукцию; в условиях монополистической конкуренции они выпускают разновидности данного продукта. При этом дифференциация продукта может принимать различные формы. Из-за дифференциации продукции экономическое соперничество, как правило, принимает форму неценовой конкуренции — конкуренции в отношении качества продукции, услуг, местоположения и доступности, а также рекламы. [2 стр 556]

1.Качество продукта. Продукты могут различаться

По физическим или качественным параметрам. Реальные различия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важными сторонами дифференциации продукта. Персональные компьютеры, например, могут различаться с точки зрения мощности, программного обеспечения, качества графического исполнения и т.д.

2.Устуги. Услуги и условия, связанные с продажей продукта, являются важными аспектами дифференциации продукта. Например, один бакалейный магазин может придавать особое значение качеству обслуживания покупателей: его работники не только упакуют товары, но и отнесут их к автомобилю покупателя. Конкурирующий с ним большой розничный магазин может не делать этого, но продавать товары по более низким ценам.

3.Размещение. Продукты также могут быть дифференцированы с точки зрения размещения и доступности. Небольшие бакалеи или продовольственные

магазины самообслуживания успешно конкурируют с крупными супермаркетами, несмотря на то, что последние имеют намного более широкий ассортимент продукции и назначают более низкие цены.

Владельцы маленьких магазинов располагают их на наиболее оживленных улицах, в густонаселенных кварталах, не редко они работают 24 часа в сутки

[2 стр 556]

4.Реклама и упаковка. Дифференциация продукции может также обусловливаться предполагаемыми различиями, создаваемыми с помощью рекламы, использования торговых марок и упаковки.

При монополистической конкуренции потребители выбирают продукцию определенных продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за нее, чтобы реализовать свои предпочтения. На таком рынке продавцы и покупатели не связаны стихийно, как на рынке чистой конкуренции.

Войти в отрасли с монополистической конкуренцией относительно легко. То, что производители в таких отраслях обычно являются не большими по размеру фирмами как в абсолютном, так и в относительном выражении, предполагает незначительный эффект масштаба и наличие не большого капитала. Однако в отличие от условий чистой конкуренции, в данном случае могут существовать некоторые дополнительные финансовые барьеры, порожденные потребностью получения продукта, отличающегося от продукта конкурентов, и обязательством рекламировать этот продукт. [2 стр 557]

 

   4. Сравнительный анализ совершенной и несовершенной конкуренции

Экономисты придерживаются единого мнения, что при определенных оговорках …чисто конкурентная экономика  представляет собой наиболее эффективный  способ использования ограниченных (редких) ресурсов общества. В экономике  конкурентных цен ограниченный объем  ресурсов, которым располагает общество, распределяется таким образом, чтобы  максимально удовлетворить  потребности  потребителей. Эффективное использование  ограниченных ресурсов требует соблюдения двух условий: эффективности распределения  ресурсов и эффективности

производства. В долгосрочной перспективе конкуренция вынуждает  фирмы производить такой объем  продукта, который приходится на точку  минимума средних общих издержек производства, и устанавливать такую  цену, которая соответствует этим издержкам. Это, очевидно, наиболее предпочтительная ситуация для потребителей. [2 стр 523]

Еще одно свойство рынков с  чистой конкуренцией состоит в способности  восстанавливать эффективность  использования ресурсов, когда ее нарушают динамические изменения в  экономике. В конкурентной экономике  любые изменения в потребительских  вкусах, предложении ресурсов или  технологии производства автоматически  вызывают соответствующее перераспределение  ресурсов…Фирмы  и поставщики ресурсов свободно стремятся к достижению личной выгоды.  [2 стр 525]

В конкурентной экономике  фирмы используют ресурсы до тех  пор, пока дополнительные или предельные издержки производства не оказываются

равными  цене продукта. Это не только максимизирует прибыли самостоятельных производителей,  конкурентная рыночная система приводит частные интересы продавцов в полное соответствие с интересами общества в том, что касается эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов. [2 стр 525]

Экономисты называют четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике:

а) в конкурентной рыночной системе отсутствуют причины  для оптимального распределения  доходов;

б) при распределении ресурсов конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ;

в) в отрасли с чистой конкуренцией могут возникать препятствия  применению лучшей из известных производственных технологий и факторы, способствующие замедлению темпов технического прогресса;

г) конкурентная система  не обеспечивает ни широкого диапазона  выбора продуктов, ни условий для  разработки новых продуктов. [2 стр 528]

 При одних и тех  же издержках чистый монополист  сочтет выгодным ограничить объем  производства и назначить более  высокую цену, чем сделал бы  конкурентный продавец. Это ограничение  объема вызывает не рациональное  использование ресурсов, …Монополия  способствует увеличению неравенства  доходов [2 стр 552]

 

Монополистическая конкуренция приводит к тому, что многие заводы используются не полностью, и потребители расплачиваются за это, делая покупки по более высоким, чем конкурентные, ценам. [2 стр 560]

В долговременном периоде положение равновесия производителя, действующего в условиях монополистической конкуренции, является для общества менее желаемым, чем фирмы, действующей в условиях чистой конкуренции. В условиях монополистической конкуренции цена превышает

предельные издержки, что означает недораспределение ресурсов для данного продукта, а цена превышает минимальные средние валовые издержки,

что указывает на то, что потребители не получают продукт по наименьшей цене, которая соответствовала бы издержкам. [2 стр 567]

Дифференциация продукции  обеспечивает способ, которым фирмы  в условиях монополистической конкуренции  могут компенсировать тенденцию  приближения к нулю экономических  прибылей в долговременном периоде. Посредством изменения продукта и расходов на рекламу фирма может  увеличить спрос на свой продукт  в большей степени, чем вырастут ее издержки. [2 стр 567]

Дифференциация продукции  обеспечивает

Потребителю большее разнообразие продуктов в каждый данный момент и улучшение качества продуктов с течением времени. Полностью ли эти обстоятельства компенсируют неэффективность монополистической конкуренции — вопрос сложный и неоднозначный.

Традиционный и новый взгляды на рекламу

Различаются по следующим положениям:

а)является ли реклама принуждающей или информирую-щей;

б)способствует она монополии или конкуренции; в) ухудшает или улучшает она эффективность использования ресурсов. Эмпирические факты не

дают возможности прийти к заключению, способствует ли реклама конкуренции или мешает ей.

На практике конкурирующие монополисты стремятся достичь такой комбинации цены, выпуска и сбыта, которые максимизируют прибыль.

 

                                                

                                                      Заключение

Современная рыночная организация, а также основные модели рынка имеют довольно сложную структуру. Экономическая теория предполагает наличие как совершенной, так и несовершенной конкуренции. Вообще, конкуренция – это экономическое соревнование между гражданами, фирмами и странами, направленное на то, чтобы получить в своё расположение наибольшее количество (или лучшие виды) ограниченных ресурсов и добиться от их использования максимальной выгоды.

Однако, в условиях современного мира мы наблюдает только различные виды несовершенной конкуренции: монополию, монополистическую конкуренцию, олигополию.

 

                                   Библиографический список

 

1 «Экономическая теория»  под ред. Камаева В.Д. 10-еиздание. Москва

Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС»

ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. 2003 г.

 

2 «Экономикс.

Принципы, проблемы и политика»

Тринадцатое  издание  Перевод с английского Кэмпбелл Р. Макконнелл,

Стэнли Л.Брю. Инфра М 1999 г.

 

3 «Экономическая теория»  Е.Ф. Борисов. Москва . Издательство «Юрайт-Издат» 2005 г.

 

4 «Экономическая теория  » Иохин В.Я.  Российский государственный торгово-экономический университет. — Москва. Экономист 2006.

 

 

 

 

 


Информация о работе Сравнительная характеристика рынков совершенной и не совершенной конкуренции