Сравнительная характеристика рынков совершенной и не совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:05, реферат

Описание работы

Тема данной работы – «сравнительная характеристика рынков совершенной и не совершенной конкуренции». Целью реферата является анализ структуры рынка и сравнительная характеристика рынков совершенной и не совершенной конкуренции. Работа состоит из четырех частей, введения и заключения. Первая часть описывает структуру рынка. Вторая часть содержит описание теории совершенной конкуренции. В третьей части содержится описание основных моделей рынков несовершенной конкуренции, где приведена общая характеристика и виды несовершенной конкуренции (чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция).

Содержание

Введение
1. Структура рынка
1.1 Спрос и предложение
2. Понятие совершенной конкуренции
2.1 Основные черты совершенной конкуренции
2.2 Эластичность спроса и предложения при совершенной конкуренции
3. Несовершенная конкуренция
3.1 Общая характеристика рынков несовершенной конкуренции
3.2 Чистая монополия
3.3 Олигополия
3.4 Монополистическая конкуренция
4. Сравнительный анализ совершенной и несовершенной конкуренции
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКОВ СОВЕРШЕННОЙ И НЕ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.docx

— 137.58 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ

«СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКОВ СОВЕРШЕННОЙ И НЕ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ»

 

 

 

                     

 

 

 

 

                                                     ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ ГРУППЫ ЗД-43-А

ВЕЛИЧКО А.А.

 

 

 

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

   КОСТИНА А. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Структура рынка

1.1 Спрос и предложение

2. Понятие совершенной конкуренции

2.1 Основные черты совершенной конкуренции

2.2 Эластичность спроса и предложения при совершенной конкуренции

3. Несовершенная конкуренция

3.1 Общая характеристика  рынков несовершенной конкуренции

3.2 Чистая монополия

3.3 Олигополия

3.4 Монополистическая конкуренция

4. Сравнительный анализ  совершенной и несовершенной  конкуренции

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение

    Тема данной  работы – «сравнительная характеристика  рынков совершенной и не совершенной  конкуренции». Целью реферата является анализ структуры рынка и сравнительная характеристика рынков совершенной и не совершенной конкуренции. Работа состоит из четырех частей, введения и заключения. Первая часть описывает структуру рынка. Вторая часть содержит описание теории совершенной конкуренции. В третьей части содержится описание основных моделей рынков несовершенной конкуренции, где приведена общая характеристика и виды несовершенной конкуренции (чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция). А четвертая часть содержит сравнительный анализ теорий совершенной и несовершенной конкуренции. Реферат представляет собой теоретический обзор рынка совершенной и несовершенной конкуренции в мировой экономике.  При его создании  были использованы  сведения  из учебников экономической теории.

 

                                            1.  Структура рынка

Основополагающую характеристику рынка можно свести к следующему определению: рынок — это система экономических связей между хозяйственными субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг. Такое определение рынка позволяет избежать упрощенных и по сути своей неверных его трактовок. Не следует понимать под рынком ни место, где происходят обменные операции, хотя оно и называется рынком, ни торговлю как вид деятельности, связанный с куплей и продажей товаров. Когда мы говорим о рынке, то непременно должны подразумевать всю совокупность структур экономических отношений между хозяйственными субъектами, основывающихся на принципе возмездности предоставляемых товаров и услуг. [4 стр 98]

Основными элементами рыночного  механизма являются цена, спрос и  предложение. Спрос выражает далеко не всю гамму потребностей населения, а лишь ту ее часть, которая обеспечена его покупательной способностью, т.е. денежным эквивалентом... Предложение представляет собой,

собственно говоря, рыночные фонды (запасы), т.е. совокупность товаров, поступающих для окончательной  реализации. Соотношение между спросом  и предложением, в конечном счете, устанавливает цену. Цены в свою очередь несут информацию о состоянии рынка, как для потребителей, так и для производителей...  Между основными элементами рыночного механизма устанавливаются весьма сложные причинно-следственные и функциональные связи, складывающиеся под воздействием множества социально- экономических, политических, психологических, организационно-технических, организационно-управленческих и других факторов. [4 стр 100]

    …Следует заметить, что принципы ценообразования  имеют универсальный характер, ибо  на каждом рынке действуют  законы спроса и предложения,  под влиянием которых складывается  цена. В свою очередь цена влияет  на спрос и предложение. Однако  цена на различных рынках приобретает  самые разнообразные модифицированные  формы. Если на любых товарных  рынках действует цена, то на  рынке труда она приобретает  форму заработной платы, на  рынке капиталов и денежном  рынке — форму процента, на  рынке земли — форму ренты. [4 стр 101]  

   Чтобы глубже изучить рыночную систему, надо выяснить: как взаимодействуют между собой ее участники? Истории давно известны два противоположных вида взаимоотношений субъектов рынка — свободная конкуренция и абсолютная монополия. [3 стр 124] Конкуренция (от лат. concurrere — состязаться) — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. . [3 стр 124]

                                     1.1 Спрос и предложение

Спрос связывает количество покупаемого товара с его ценой. Когда количество  данного  товара  на рынке  возрастает, то при прочих равных условиях его продажа возможна лишь при снижающейся цене.

Характерные  зависимости  между  ценой и покупаемым количеством, а   также тенденцию постепенного убывания спроса можно показать на графике в виде кривой , называемой «функцией спроса. 


На оси  абсцисс  -   количество товаров (Q) или возможный  объем их покупки ,  а на оси ординат -  цены     этих   товаров     (Р).  Кривая dd (от англ. «Demand» - спрос)

Спрос  -   это  не  купля ,  а ее возможность. Любой из точек на кивой соответствует определенное значение цены и количества возможных покупок товара по этой цене. Предложение товаров, как и спрос, - это неотъемлемая и не менее существенная часть процесса ценообразования на рынке. Закон предложения, выражает   прямую   зависимость   между ценой и количеством товаров, предлагаемых фирмами к обмену, продаже на рынке . [1 стр 91] Предложение (sapply - англ.) - это готовность фирм, изготовителей и продавцов товаров предоставить на рынок определенное количество товаров по данной цене. Повышение цены вызовет увеличение количества товаров, предлагаемых   к продаже. Важнейшим и определяющим фактором здесь выступает цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов. Чем выше эти доходы ,   тем оперативнее   растет рыночное   предложение товаров. [1 стр 95]

 

 График и кривая предложения товаров

     Установление  равновесной цены происходит  на конкурентном рынке под  влиянием  общих   тенденций  и   специфических особенностей как спроса,

так и предложения .

 

Равновесная рыночная   цена - это  цена, при  которой  по  каждому данному товару нет  ни излишка, ни дефицита.  Она устанавливается  в результате   уравновешивания  спроса  и  предложения  как  денежный эквивалент  строго  определенного  количества  товара .  Точка пересечения  кривых спроса и предложения  Е - это точка равновесия спроса и предложения.

                                                                    

 График равновесного спроса и предложения.

   Как показано на  графике равновесия ,  любой избыток товара, доставленный на рынок ,  «теснит» цену товара вниз , к точке равновесия . И наоборот, если на рынке ощущается дефицит,  то  возникает   повышательная тенденция ,  которая   «теснит»  цену недостающих товаров вверх ,  по направлению к той же точке равновесия .  В конечном итоге установится равновесная цена Р , по которой будет продаваться Q  товаров на данном рынке в каждый данный момент времени . [1 стр 100]

 

                               2. Понятие совершенной конкуренции

Исследование структур рынка  необходимо начать с чистой конкуренции, так как знание ее механизмов имеет  важное аналитическое значение для  выявления взаимозависимости цен  и объемов производства в любой  модели рынка. Исследование рынка чистой конкуренции имеет особое теоретическое  и практическое значение не в силу ее большой роли в экономической  жизни общества (ее роль незначительна), а в силу раскрытия методологии  познания других структур рынка. [4 стр 409]

  Рассмотрим модель чистой конкуренции. Для рынка чистой конкуренции характерен целый признаков. Прежде всего, речь идет о наличии большого или неограниченного числа продавцов, что не позволяет ни одному товаропроизводителю навязать цену путем ограничения или увеличения производства в связи с незначительной долей каждого из них на рынке. Каждый товаропроизводитель полностью подчиняется действию рыночных механизмов, которые выявляют наиболее эффективные отрасли и сферы хозяйственной деятельности для приложения капитала и других ресурсов. Немаловажным обстоятельством является то, что для рынка чистой конкуренции характерна стандартизованная, однородная продукция. [4 стр 410]

 

                         2.1  Основные черты совершенной конкуренции

1.Очень большое число  фирм.

Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие огромного множества независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свои продукты на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции ,  фондовая биржа и рынок иностранных валют. (сша)

2.Стандартизированный продукт. 

Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную продукцию. При данной цене потребителю  безразлично, у какого продавца покупать продукт. На конкурентном рынке продукты фирм В, С, D, Е и т.д. рассматриваются покупателем как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствуют основания для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта. [2 стр 502]

3.Принимающие цену.

На чисто конкурентном рынке самостоятельным фирмам доступен весьма незначительный контроль над  ценой своего продукта. Это свойство  — следствие двух предшествующих. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую  часть общего объема

 продукции, что ее  увеличение или уменьшение не  окажет ощутимого влияния на  совокупное предложение и, следовательно,  цену продукта.

4.Свободное вступление  в отрасль и выход из нее.

Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы —  свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий-законодательных, технологических, финансовых или других, -которые могли бы помешать возникновению новых фирм и

Сбыту их продукции на конкурентных рынках. [2 стр 503]

 

       2.2 Эластичность спроса и предложения при совершенной конкуренции

Поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения  незначительна, отдельная фирма  не способна ощутимо воздействовать на

рыночную цену, которая  устанавливается на основе взаимодействия совокупного спроса и совокупного  предложения. Конкурентный производитель  не имеет собственной ценовой  политики, то есть возможности  регулировать цену. Он скорее может лишь приспосабливаться  к рыночной цене, которую вынужден рассматривать как заданную величину, определяемую  рынком. Конкурентный продавец выступает в роли принимающего цену, а не того, кто

формирует цены. [2 стр 503]

Совершенно эластичный спрос.

Подчеркнем особо, что  кривая спроса на продукт отдельного конкурентного производителя совершенно эластична. Фирма не в состоянии  добиться более высокой цены, ограничивая  объем выпуска; не нуждается она  и в более низкой цене для увеличения объема продаж.

 

 

 

Спрос на продукт фирмы, ее предельный и валовой доходы в  условиях чистой конкуренции. 

Поскольку фирма в состоянии продавать дополнительные единицы продукта по неизменной цене, кривая ее предельного дохода (MR) в условиях чистой конкуренции совпадает с кривой ее совершенно эластичного спроса(D) . Кривая валового дохода фирмы  [TR] имеет вид восходящей прямой. [2 стр 504]

      

                                       3  Несовершенная конкуренция

В отличие от рынка совершенной  конкуренции на несовершенно конкурентных рынках покупатели либо продавцы могут  воздействовать на рыночную цену. К  несовершенно конкурентным рынкам относятся  монополия, олигополия и монополистическая  конкуренция. [1 стр 182]

            3.1 Общая характеристика рынков  несовершенной конкуренции

По методам ведения рыночное соперничество делится: 1) на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и 2) неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции,  лучшего обслуживания покупателей и т.п.) [3 стр 125]

Свободная конкуренция, естественно, соответствует начальному периоду капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX в. Свободное соперничество в современных условиях — редкое явление. Так, в высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и в рыночном состязании фермеров…в ХХ в. получили развитие новые формы  рыночного соперничества… [3 стр 126]

При первоначальном знакомстве с конкуренцией можно предположить, что свободное соперничество  вносит в рыночные отношения полную неорганизованность, беспорядок. В  значительной мере это соответствует  стихийному развитию рынка. Между тем  во всех существующих видах конкуренции в большей или в меньшей мере соблюдаются писаные и неписаные правила рыночного соперничества, определяемые интересами частных собственников. [3 стр 126]

Информация о работе Сравнительная характеристика рынков совершенной и не совершенной конкуренции