Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 07:21, реферат
Развитие менеджмента в XVII в. Начало развития менеджмента в России было положено в XVII в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств. Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок. В развитии системы государственного управления важную роль сыграл А. Л. Ордин-Нащокин (1605-1680), сделавший попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. Таким образом, А. Л. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев, поставивший вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) менеджмента.
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:
Спецификой труда менеджера является конечный результат его деятельности — принятое решение, организация реализации которого является содержанием труда менеджера.
Решение — осознанный вывод об осуществлении (или неосуществлении) каких-то действий. Необходимость принятия решений диктуется наличием заранее известных задач, а также появлением новых задач или возникновением проблем, требующих осуществления регулирования.
Конечный результат деятельности менеджера в разных странах специалистами по управлению оценивается по-разному (табл.4.1).
Таблица 4.1 Особенности конечного результата деятельности в менеджменте
Основные задачи
менеджера на предприятии сводятся
к управлению объектом с целью
достижения целей организации (разработка
организационной структуры
Качества, необходимые менеджеру
Основные качества, необходимые менеджеру:
Мировоззренческая позиция - это социальное качество личности, обладающей нравственными установками, характерными для определенного вида деятельности.
Деловая компетенция - это качество личности, обладающей умением вести хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений.
Административный талант — это качество личности, обладающей организаторскими способностями, обеспечивающими реальную возможность доводить начатое дело до конца.
Личностные качества - это свойства личности, обеспечивающие деловую и психологическую поддержку социального окружения в процессе практической деятельности.
Требования, предъявляемые к менеджеру
В соответствии
с этими уровнями к менеджерам
предъявляются различные
Однако, можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на 6 основных блоков:
1. Знание специальности:
2. Личные качества:
3. Личные способности:
4. Интеллектуальные способности:
5. Рабочие приемы:
6. Физические возможности:
Трудовые ресурсы,
часть населения страны, обладающая
необходимым физическим развитием,
знаниями и практическим опытом для
работы в народном хозяйстве. В Т.
р. включают как занятых, так и
потенциальных работников.
Различают:
- общее разделение труда по отраслям общественного
производства;
- частное разделение труда внутри отраслей;
- единичное разделение труда внутри организаций
по технологическим, квалификационным
и функциональным признакам.
Является причиной повышения общей производительности
труда организованной группы специалистов
(синергетический эффект) за счет:
Выработки навыков и автоматизма совершения
простых повторяющихся операций
Сокращения времени, затрачиваемого на
переход между различными операциями
Концепция разделения труда довольно
полно описана Адамом Смитом в первых
трех главах своего пятитомного трактата
«Исследование о природе и причинах богатства
народов».
19.Организации существуют
для реализации определенных
целей. Успешная деятельность
организации подразумевает в
себе достижение тех целей которые
ставила перед собой организация. К составляющим
успеха деятельности организации можно
отнести следующие:* выживание.*результативность
и эффективность.*
36.Креативный менеджмент
– этоуправление процессом креативного
мышления (индивидуального и командного).
Это также менеджмент, ориентированный
на креативный результат. Креативный менеджмент
реализуется с использованием креативных
методов и технологий.В креативной организации
целесообразно творческое сочетание групповой
и командной работы и выбор формы взаимодействия
на уровне группы в первую очередь обуславливается
характером выполняемой работы и степенью
предрасположенности членов организации
к командной или индивидуальной деятельности.
В основу построения креативных структур
должно быть положено функциональное
деление организации в соответствии с
основными направлениями ее работы, позволяющее
повысить результативность сложных специализированных
работ и процессная департаментализация
и координация, объединяющая стратегические,
ключевые, основные, обеспечивающие и
координационные команды и направленная
на получение высокого совокупного результатаВ
креативном менеджменте, как и в любой
другой науке, выделяют теоретический
и прикладной аспекты. Теория креативного
менеджмента является составной частью
теории творчества. Прикладные аспекты
креативного менеджмента связывают прежде
всего с инновациями и нововведениями.
Проблемы креативного менеджмента организационно
смыкаются с управлением кадрами, когда
требуется создавать так называемые временные
творческие коллективы.В основе концепции
креативного, то есть различного социально-ответственного
менеджмента лежит творческая интеграция
достижений всех школ и направлений, используя
которые любая организация могла бы стать
уникальной, непохожей на другие, способной
к предвосхищению потребителя.
Эволюция управленческой мысли
Основные этапы
истории менеджмента. Историю менеджмента
нельзя рассматривать без увязки
с эволюцией социально-
1. Промышленный переворот-(с 20—30-х по 80—90-е гг. XIX в.):
техническая база: паровая и хлопкоочистительные машины, вул
канизация резины и другие новые промышленные технологии;
инфраструктура для развития промышленности: национальная система железных дорог, система каналов, телеграф и т.д.;
формирование общенационального рынка;
возникновение
предприятий — действенной
у конкуренция как форма разорения или поглощения соперника.
2. Эпоха массового производства (первые три десятилетия XX в.):
внедрение конвейерной системы, массовый выпуск продукции, резкое снижение стоимости товаров;
малонасыщенный рынок;
конкуренция как
предложение
четкая дифференциация отраслей;
хорошие перспективы экономического роста для компаний;
слабое вмешательство государства в бизнес.
3. Эпоха массового сбыта (30—50-е гг. XX в.):
насыщение спроса на товары и услуги;
переход от стандартной
продукции к
государственное регулирование экономики.
4. Постиндустриальное общество (60 —90-е гг. XX в.):
новое качество жизни: высокий уровень благосостояния граждан, высококачественные товары, индустрия досуга;
новые условия производства: быстроизменяющиеся технические решения, значительные вложения капитала в научно-исследовательские и опытно-промышленные работы, увеличение неопределенности внешней среды;
растущие ограничения со стороны государства: недовольство потребителей, вторжение иностранных конкурентов, меняющаяся трудовая мораль, все большая нехватка ресурсов;
смещение, социальных приоритетов и концентрация внимания на таких негативных явлениях, как загрязнение окружающей среды, обман потребителя через нечестную рекламу, манипуляция общественным мнением.
5. Постэкономическая эпоха (с начала XXI в.):
новая экономика:
от расточительности ресурсов к ресурсосбережению;
разумное ограничение роста
переход к информационному обществу: прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях;
глобализация хозяйства: развитие транснациональных компаний; прозрачность политических границ; всемирные рынки; интеграция через информационные сети;
изменение жизненных приоритетов: самоограничение материального потребления;
ориентация на
неэкономические и