Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:26, курсовая работа
Основная цель курсовой работы- рассмотреть, как определяется количество денег, необходимое для нормального функционирования национального хозяйства. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- изучить классическую и кейнсианскую концепции спроса на деньги;
- исследовать особенности предложение денег;
- проанализировать условия краткосрочного и долгосрочного равновесия на денежном рынке.
При подготовке курсовой работы использовались научно-учебные пособия и монографии представленные в списке литературы.
Введение………………………………………………………………………3 – 4
1. Спрос на деньги: классическая и кеинсианская концепции……………5 – 13
2. Предложение денег. Денежный мультипликатор……………………..14 – 20
3. Краткосрочное равновесие на денежном рынке……………………….21 – 25
4. Долгосрочное равновесие денежного рынка…………………………..26 – 27
Заключение………………………………………………………………….28 – 30
Список литературы………………………………………………………………31
сила, и такой силой может быть только государство. Вот почему в ситуа-
ции ликвидной ловушки денежная политика оказывается неэффективной,
более того — инфляционно опасной. Государство вправе использовать
лишь финансовую
(налогово-бюджетную) политику.
4. Долгосрочное равновесие денежного рынка
Рассмотренные явления, происходящие на денежном рынке, характерны
лишь для краткосрочного периода: изменение процентных ставок вслед за
изменением объема предложения денег происходит в течение двух-трех
месяцев. В долгосрочном плане денежный рынок ведет себя неожиданно,
поскольку процентные ставки утрачивают всякую связь со спросом на
деньги и их предложением.
Ситуация складывается таким образом, что даже если будет соблюдать-
ся условие
непопадания в ликвидную
будет жестко контролировать
предложение денег в
де, не приближаясь к критическому рубежу Мп , инфляционной опасности
ему не избежать. Почему? Дело в том, что каждое очередное впрыскивание
денег M'i,..., Ms5, ... способствует росту занятости и увеличению
доходов, которые будут не столько сберегаться, сколько направляться на
текущее потребление. Такой вывод следует из эффекта А. Пигу (эффекта
реальных кассовых остатков), который говорит о том, что изменение
реальной ценности денежных остатков приводит к изменению совокупного
спроса. Если цены в экономике гибкие, тогда их снижение приведет к уве-
личению реальной стоимости наличных сбережений домашних хозяйств.
Этот рост увеличивает покупательную способность их денежных накопле-
ний, стимулируя, таким образом, потребление. И наоборот, рост уровня
цен уменьшает реальную ценность наличности, хранимой домашними хо-
зяйствами, и, сокращая их покупательную способность, заставляет умень-
шить потребление. Так как цены обычно снижаются во время спада, эф-
фект Пигу в этот период частично погашает падение потребления, связан-
ное со спадом. Тем не менее, если экономика достигает состояния полной
занятости, увеличение потребительского спроса, связанное с увеличением
денежных доходов, не может быть удовлетворено вследствие того, что
производство уже работает с полной нагрузкой. В этом случае цены будут
расти до тех пор, пока реальные денежные остатки не восстановятся на
исходном уровне.
Иными словами, все это означает, что в условиях ликвидной ловушки
эффект Пигу практически не работает. Поскольку доходы направляются
на дорожающие товары, происходит торможение сбережений, а следова-
тельно, спроса на деньги. Поэтому, чем настойчивее государство будет
добиваться снижения процентных ставок, тем меньших результатов оно
будет достигать, тем, следовательно, менее эффективной будет становиться его денежная политика. Совершая рыночные колебания, уровень процентной ставки будет в конечном счете стремиться к равновесному
состоянию. Это означает, что данный равновесный уровень процентной
ставки не зависит от того, сколько раз государство изменяет предложение
денег, т. е. не зависит от количества денег, которое государство вливает в
экономику.
Этот феномен денежного рынка показывает, что спрос на деньги в дол-
госрочном периоде не зависит от изменения процентных ставок. Поэтому
уравнение долгосрочного равновесия на денежном рынке, получившее
название в экономической науке денежного (монетарного) правила
М. Фридмена, не включает процентных ставок:
где М — долгосрочный (среднегодовой) темп увеличения предложения
денег;
— долгосрочный (среднегодовой) темп изменения национального
дохода;
— темп ожидаемой (прогнозируемой) инфляции.
Если предположить, что долгосрочный (среднегодовой) темп изменения
национального дохода Y известен, то для выбора правильного значения М необходимо знать темп роста уровня цен, соответствующего неинфля-
ционному росту экономики.
Ожидаемый темп инфляции — целевой показатель. Это тот темп повы-
шения цен, который мог бы быть в экономике, если бы государство не про-
водило краткосрочной денежной политики, направленной на снижение
процентных ставок и стимулирование экономического роста.
Таким образом, целью долгосрочной денежной политики государст-
ва является стабилизация инфляционного процесса, превращение те-
кущей инфляции в ожидаемую. Это означает, что краткосрочная денеж-
ная политика, направленная на регулирование процентных ставок, допус-
тима только в рамках долгосрочной денежной стратегии, основанной на
фундаментальном уравнении равновесия М. Фридмена.
ПРИМЕР. Предположим, что государство взяло курс на проведение долго-
срочной неинфляционной политики экономического развития. Анализ пока-
зал, что среднегодовой темп роста денежной массы, определенный для
трехлетнего периода, должен составить 5%. Пусть в первом году ситуация
складывается так, что государство вынуждено пойти на краткосрочное де-
нежное регулирование процентной ставки, инвестиций и производства, в
результате чего ему придется увеличить денежную массу на 7%. Если в сле-
дующем году интересы занятости и производства потребуют сохранить
прежнюю денежную политику и государство опять увеличит предложение
денег тем же темпом (7%), то в последнем, третьем году ему не останется ничего другого, как ограничить предложение денег жестким лимитом в раз-
мере 1%. В противном случае оно выйдет за рамки долгосрочной денежной
стратегии, условия
которой формулируются
мика рискует попасть в инфляционный режим развития.
Заключение
Написав курсовую работу, я могу подвести некоторые итоги:
1. Деньги — одна из важнейших экономических категорий. По поводу их сущности многие экономисты придерживаются различных взглядов. Одни определяют деньги через присущие им функции: мера стоимости, средство
обращения, средство сбережения. Другие считают, что деньги — это актив,
который повсеместно принимается людьми как платежное средство. В мак-
роэкономике под деньгами подразумевается определенный набор денежных агрегатов, которые формируют денежную массу.
2. Состав и число используемых агрегатов различаются по странам, однако
чаще всего
в экономическом анализе
деньги (банкноты и монеты) и агрегатом М2 — наличные деньги плюс депозиты КБ. В макроэкономике агрегат /W2 принято называть денежной массой М.
3. Предложение денег в экономике осуществляет государство посредством
банковской системы, включающей ЦБ и КБ. Центральный банк создает
наличные деньги, которые поступают в экономику путем покупки у насе-
ления, фирм и правительства золота, иностранной валюты и ценных бумаг,
а также через предоставление правительству и КБ кредита. Одна часть
поступившей в экономику наличности оседает в кассе домашних хозяйств
и фирм, другая попадает в КБ в виде депозитов. Для поддержания ликвид-
ности КБ из имеющихся у них депозитов формируют на специальном счете
в ЦБ обязательные резервы, размер которых в виде определенной нормы
доводится до них сверху. Оставшаяся у КБ часть денежных средств, на-
зываемая избыточными резервами, может выдаваться в виде ссуд насе-
лению и фирмам.
4. Когда КБ
выдают ссуды, количество
чину денежного мультипликатора; при возвращении ссуд денежная масса
сокращается в соответствии с тем же денежным мультипликатором. Сле-
довательно, КБ также принимают участие в создании денег. Разница со-
стоит лишь в том, что ЦБ создает наличность и обязательные резервы,
которые в сумме образуют денежную базу, а КБ — депозитные (кредит-
ные) деньги.
5. Денежный мультипликатор — это коэффициент самовозрастания денег.
Он определяется как отношение денежной массы М к денежной базе Н:
т = М/Н (для случая, когда в экономике денежная масса состоит из на-
личности и депозитов); в том случае, когда деньги существуют лишь на сче-
тах КБ, денежный мультипликатор представляет собой величину, обратную
норме обязательных резервов. В целом общее количество денег, созданных
банковской системой, пропорционально избыточным резервам, умножен-
ным на коэффициент денежной мультипликации.
6. ЦБ может контролировать предложение денег путем воздействия прежде
всего на денежную базу. Изменяя норму обязательных резервов, он изменяет
денежную базу и таким образом оказывает мультипликационный эффект на
предложение денег. В его распоряжении имеются также такие инструменты,
как учетная ставка (ставка рефинансирования), изменение которой приводит
к изменению кредитных ставок КБ, и операции на открытом рынке (купля-
продажа государственных облигаций). Эти операции оказывают влияние на
величину банковских резервов, а значит, на общую денежную массу.
7. Спрос на деньги — это желание населения и фирм иметь у себя опреде-
ленный запас платежных средств. Он может быть трансакционным, по мо-
тиву предосторожности, спекулятивным. Трансакционный спрос состоит в
том, что люди нуждаются в деньгах как в удобном инструменте обслужива-
ния сделок. Его величина есть функция национального дохода. Спрос по
мотиву предосторожности возникает в связи с тем, что людям приходится
сталкиваться с непредвиденными платежами. Объем денежных средств,
необходимых им для этих целей, также зависит от национального дохода.
Спекулятивный спрос — это спрос на денежный запас для получения вы-