Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:25, контрольная работа
Спрос – это обобщающий термин, описывающий поведение на рынке фактических и потенциальных покупателей товаров.
Спрос (Demand) показывает какое количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить в данный момент времени по каждой предложенной на рынке цене.
Спрос и его факторы.
Спрос – это обобщающий термин, описывающий поведение на рынке фактических и потенциальных покупателей товаров.
Спрос (Demand) показывает какое количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить в данный момент времени по каждой предложенной на рынке цене.
Следует различать термины «спрос» и «величина спроса».
Величина спроса - это количество товара, которое потребители хотят и могут себе позволить (готовы) приобрести по данной конкретной цене. Следует отметить важное условие, что под спросом мы понимаем только то количество товара, которое способен приобрести покупатель. Таким образом, мы всегда говорим о платежеспособном спросе.
Цена
спроса - это максимальная цен, которую
покупатели готовы заплатить за определенное
количество товара.
Детерминанты спроса.
Когда экономист строит кривую спроса — скажем, такую, как D, на рис. 3, — он исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта. Однако экономисту известно, что существуют и другие факторы, которые могут повлиять и действительно влияют на объем покупок. Эти факторы называются детерминантами спроса. При построении кривой спроса D, следует также допустить, что эти детерминанты будут оставаться неизменными. Эти те самые «прочие равные условия» в соотношении между ценой и величиной спроса. Когда эти детерминанты изменяются, изменяется и положение кривой — она смещается вправо или влево. Поэтому указанные детерминанты называют факторами изменения спроса.
Основные детерминанты, или факторы, рыночного спроса следующие:
Рассмотрим влияние, которое оказывает на спрос каждая из перечисленных выше детерминант.
Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений будет означать, что спрос возрастет при каждой цене. Спрос на продукт возрастет, и кривая спроса сместится вправо. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево.На вкусы потребителей могут повлиять технологические изменения, воплощенные в новом продукте. Например, появление компакт-дисков сильно снизило спрос на аудиокассеты. Потребители, которые озабочены угрозой здоровью, вызванной холестерином и излишним весом , увеличили спрос на капусту брокколи, низкокалорийные заменители сахара и свежие фрукты, сократив спрос на говядину, телятину, яйца и цельное молоко.
Товары-заменители. Примером взаимозаменяемых товаров могут служить говядина и цыплята. Когда цена на говядину растет, потребители покупают ее в меньшем количестве, а это вызывает повышение спроса на цыплят. И наоборот, когда цена на говядину снижается, потребители покупают ее в большем количестве, вызывая этим уменьшение спроса на цыплят. Обобщим сказанное: когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая зависимость. Именно так обстоит дело с товарами фирм Nike и Reebok, свитерами и пиджаками, автомобилями «тойота» и «хонда», напитками «кока» и «пепси».
Взаимодополняющие товары. Другой тип взаимосвязанных товаров представляют собой взаимодополняющие товары. Когда цена на бензин снижается и вы в результате больше ездите, увеличенный пробег вашего автомобиля повысит ваш спрос на моторное масло. Таким образом, спрос на бензин и масло сопряжен — это сопутствующие товары. То же относится к ветчине и яйцам, плате за обучение и учебникам, кинофильмам и жареной кукурузе, фотоаппаратам и фотопленке и т.д. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная зависимость — когда цена растет, спрос движется в обратном направлении.
Независимые товары. Разумеется, многие товары вовсе не связаны между собой. Это независимые, самостоятельные товары. Для таких пар товаров, например сливочного масла и мячей для игры в гольф, картофеля и автомобилей, бананов и наручных часов, изменение цены на один из них очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой.
Из сказанного выше можно сделать следующий вывод. Увеличение спроса может быть вызвано:
Функция спроса.
Зависимость спроса от различных факторов называется функцией спроса:
где Qd - объем спроса.
В наиболее простом случае функцию спроса выражают исключительно от цены на товар, как от основного фактора, влияющего на спрос:
Линейную функцию спроса (т.е. когда она представлена в виде прямой на графике) математически можно записать следующим образом:
Qd =a-b×р (3)
где а— максимально возможный спрос на рынке на данный товар,
b — зависимость изменения спроса от изменения цены (одновременно отражает и угол наклона кривой спроса),
р - цена на товар.
Знак «минус» показывает, что функция спроса имеет убывающий вид.
Функция спроса может быть представлена и в табличной форме в виде шкалы спроса. Например, спрос на товар в виде шкалы можно представить как в таблице 1.
Шкала спроса на товар(Таблица 1.)
Цена товара, руб. | 50 | 60 | 70 | 80 |
Количество товара, шт. | 600 | 550 | 450 | 300 |
Также спрос и, соответственно функцию спроса можно выразить графически (Рис. 1,Рис 2.):
Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса - это изменение величины спроса при изменении цен, т.е. количества товара, которое готовы приобрести покупатели.
(Рис.1Изменение величины спроса.)
Изменение спроса - это смещение самой кривой спроса, преимущественно оно отражает влияние неценовых факторов (исключением является изменение цен на связанные товары). Например, увеличение доходов потребителей вызывает смещение кривой спроса вправо.
Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению спроса (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает).
Взаимосвязь цены и спроса можно рассмотреть и в обратном направлении:
Р = f(Q)(4) - это обратная функция спроса.
Линейная функция спроса будет выглядеть, следующим образом:
Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене.
Закон спроса
Закон спроса - устанавливает обратную зависимость между ценами и количеством товаров, которые будут куплены при каждой данной цене: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.
Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами:
Нарушение закона спроса выражается в том, что величина спроса растет при увеличении цены товара. В экономической теории отмечены несколько эффектов, когда спрос ведет себя нетипично.
Эффект Гиффена. При повышении цен на товары первой необходимости, опасаясь дальнейшего роста цен, население с низким уровнем дохода начинает покупать эти товары в большем количестве, создавая запас на будущее. Таким образом, чем выше цена на товар, тем больше величина спроса на него. Это явление впервые описано в середине XIX века, когда под угрозой голода в Ирландии люди отреагировали на рост цены картофеля увеличением спроса на него.
Эффект Веблена (1899 г.). Этот эффект выражается в показном потреблении престижных товаров. Повышение цен на некоторые престижные товары и услуги не делает их менее привлекательными для тех, кто покупает не столько сам товар, сколько престиж, связанный с обладанием этим товаром (например, покупка дорогого автомобиля, одежды в модном бутике, обед в дорогом ресторане). Однако эффект Веблена может иметь под собой и рациональную основу: качество товара может отождествляться с его ценой, при этом потребитель начинает остерегаться покупки товаров по низким ценам. Этот эффект наиболее активно используется в маркетинге: создание модных престижных и дорогих брендов также основано на эффекте Веблена.
Изокоста. Равновесие производителя.
Как и в теории потребительского выбора, в теории производства также важно определить, при каких условиях можно говорить о равновесии производителя. Для этого необходимо сопоставить производственную функцию с затратами фирмы на производство, причем в разрезе затрат на различные факторы производства. Совокупные (общие) издержки в двухфакторной модели можно представить следующим уравнением:
где ТС (total costs) - совокупные издержки;
w - ставка заработной платы (другой вариант написания — PL, то есть цена труда);