Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 19:20, контрольная работа
Цель работы - исследовать рыночный спрос и его факторы, а также закон спроса.
Основными понятиями, характеризующими поведение на рынке продавцов и покупателей, являются спрос, предложение, цена.
Введение……………………………………………………………………...…3
1.Спрос. Функция спроса………………………………………………...….....4
2.Кривая спроса………………………………………………………..……….5
3.Факторы изменения спроса…………………………………………..……...6
4.Закон спроса………………………………………………………………... ..7
5.Эластичность спроса………………………………………………….. …….8
6. Факторы ценовой эластичности спроса……………………………….….10
Заключение………………………………………………………………….…11
Список литературы……………………………………………………….…...12
Эd
= (Изменение объема продаж товаров, %)/(Изменение
цены, %),(5.1)
где Эd – ценовая эластичность спроса. Процентные изменения определяют путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену и следующего за этим изменения в количестве продукции, на которую предъявлен спрос, на ее количество, пользовавшееся спросом первоначально (в предыдущем периоде).
Преобразованная формула примет вид:
Эd = (Изменение кол-ва спрашиваемой продукции/Первоначальное кол-во спрашиваемой продукции) : (Изменение цены/Первоначальная цена) (5.2)
В
буквенной символике формула
выглядит следующим образом:
Эd
= ( ∆Q/Q) : (∆P/P) = (∆Q/∆P) * (P/Q). (5.3)
В соответствии с законом спроса при увеличении цены спрос на продукцию снижается, и коэффициент эластичности почти всегда будет иметь отрицательный знак. Исключение составляют спрос на престижные товары и некоторые состояния экономики, например постоянный рост цен в долгосрочном периоде, вынуждающий делать запасы впрок, что выражается в увеличении спроса на продукцию. Поскольку экономистов интересует величина коэффициента эластичности, то во избежание путаницы при интерпретации данного показателя в экономическом анализе его знак принято опускать.
Рассчитывая
коэффициент эластичности, следует
решить еще одну проблему: какие
значения цены и количества продукции
брать при вычислениях.
Эd = (∆Q/∆P) * (P0/Q0); (5.4)
Эd
= (∆Q/∆P) * (P1/Q1), (5.5)
где P0, P1 – цена продукции соответственно в базисной (начальной) и отчетной (конечной) точке;
Q0, Q1 – количество продукции соответственно в базисной (начальной) и отчетной (конечной) точке.
Во
избежание неопределенности в расчетах
обычно используют средние значения
цены и количества продукции для
анализируемого периода. Такой способ
расчета позволяет вычислить
коэффициент дуговой
эластичности. Формула (5.3) при этом примет
вид:
Эd
= (∆Q/∆P):((P0+ P1):2)/((Q0
+ Q1):2) = (∆Q/∆P) * (Р/Q). (5.6)
Варианты эластичности спроса
В практике могут иметь место, по меньшей мере, три различных варианта ценовой эластичности спроса:
- спрос эластичный, когда при незначительных понижениях цены объем продаж существенно возрастает;
-
спрос имеет единичную
- спрос неэластичный, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно;
-
спрос бесконечно эластичен,
-
спрос совершенно неэластичен,
когда потребители приобретают
фиксированное количество
При
единичной эластичности, когда коэффициент
равен единице, снижение цены в точности
компенсируется таким объемом продаж,
который торговой выручки не меняет.В
случае неэластичного спроса снижение
цены вызывает настолько незначительное
увеличение продаж, что общая торговая
выручка снижается.
6.
Факторы ценовой
эластичности спроса
Рассмотрим факторы, влияющие на эластичность спроса по цене.
1. Наличие товаров-заменителей. Чем их больше, тем эластичнее спрос, и наоборот, отсутствие товаров-заменителей (в силу специфики самого товара, на монопольном рынке и по другим причинам) предопределяет абсолютную неэластичность спроса.
2. Значимость продукции для потребителя. Представляется целесообразным подразделять продукты на три группы:
1.
товары и услуги первой
2. регулярно используемые, но не являющиеся необходимыми;
3.
относящиеся к категории
3. Удельный вес затрат на продукцию в расходах потребителя (удельный вес дохода потребителя, приходящего на приобретение данной продукции). Считается, что чем больше удельный вес затрат на какую-либо продукцию в расходах потребителя, тем выше эластичность спроса на нее. Необходимо уточнить, что это утверждение верно, если принимать во внимание степень постоянства действия данного фактора и значимости продукции для потребителя.
4. Степень универсальности товара. Чем универсальнее товар и разнообразнее условия его использования, тем эластичнее спрос. При этом надо учитывать наличие специализированных товаров-заменителей и их способность в некотором наборе удовлетворять потребности покупателей. Тогда эластичность спроса универсального товара будет взаимосвязана с ценой заменяющих товаров.
5. Степень насыщения потребностей. Чем она выше, тем менее эластичен спрос.
6.
Фактор времени.
Как правило, спрос более эластичен в долгосрочном
периоде, нежели в краткосрочном. Это
связано и с действием психологического
фактора – необходимо время для отказа
потребителя от привычной ему продукции
и перехода на новую. Кроме того, при росте
цен на некоторые продукты и услуги, например
жилье, транспорт, требуется время для
подбора новых, заменяющих вариантов.
Причем потребитель не изберет другую
услугу (нельзя, например, заменить наем
жилья арендой склада или ремонт телевизора
ремонтом магнитофона). Он будет искать
другого субъекта рынка, оказывающего
более дешевую, но ту же по назначению
услугу.
Заключение
Из всей выше изложенной мной темы
я могу сделать два вывода:
1. Изучение
спроса на продукцию является
первейшей задачей фирмы в
условиях рынка. Одной из
2. Успех фирмы на рынке во многом определяется
тем, насколько точно и своевременно учитываются
интересы потребителей, их предпочтения,
мотивы, заставляющие совершать покупки.
Анализ потребительского поведения на
основе кривых безразличия, бюджетных
линий и кривых Энгеля позволяет правильно
выбрать направления улучшения характеристик
уже выпускаемых изделий, а также лучше
ориентироваться при разработке новых
товаров.
Список
литературы
1. Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление [текст]: учеб. пособие / Под ред. И.К. Беляевского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 256 с.
2. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики [текст]: Учебное пособие / Под ред. А.В. Сидорович. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2001. – 832 с.
3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005 – 672 с.
4. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 2003. – 592 с.