Спрос. Функция спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 19:20, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - исследовать рыночный спрос и его факторы, а также закон спроса.
Основными понятиями, характеризующими поведение на рынке продавцов и покупателей, являются спрос, предложение, цена.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3

1.Спрос. Функция спроса………………………………………………...….....4

2.Кривая спроса………………………………………………………..……….5

3.Факторы изменения спроса…………………………………………..……...6

4.Закон спроса………………………………………………………………... ..7

5.Эластичность спроса………………………………………………….. …….8

6. Факторы ценовой эластичности спроса……………………………….….10

Заключение………………………………………………………………….…11

Список литературы……………………………………………………….…...12

Работа содержит 1 файл

эк теория оля.docx

— 35.40 Кб (Скачать)

     Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………...…3

1.Спрос. Функция  спроса………………………………………………...….....4

2.Кривая спроса………………………………………………………..……….5

3.Факторы изменения  спроса…………………………………………..……...6

4.Закон спроса………………………………………………………………... ..7

5.Эластичность  спроса………………………………………………….. …….8

6. Факторы ценовой  эластичности спроса……………………………….….10

Заключение………………………………………………………………….…11

Список литературы……………………………………………………….…...12 
 
 
 

 

      
 

     Введение  
 
Цель работы - исследовать рыночный спрос и его факторы, а также закон спроса.  
Основными понятиями, характеризующими поведение на рынке продавцов и покупателей, являются спрос, предложение, цена. Их анализ позволяет понять функционирование всего рыночного механизма.  
Экономика - наука о жизни людей, неудивительно поэтому, что большинство людей обладают глубоким интуитивным знанием тех истин, которые сегодня подразумевают, когда говорят о теории потребительского спроса и предложения. Теория спроса является одними из центральных понятий микроэкономического анализа поведения покупателей и продавцов на рынке какого-либо товара или услуги.

В условиях рыночной экономики выживет лишь, тот, кто наиболее грамотно и компетентно  определит требования рынка, создаст  и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.  
Актуальность темы заключается в том, что изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) - все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. "Клиент всегда прав" - этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как рыночный спрос.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Спрос. Функция спроса 

     Спрос – один из фундаментальных критериев  рыночной экономики. Он характеризует  потребности людей. Однако далеко не всякая потребность может быть и  действительно бывает учтена рынком. Для этого она должна стать  платежеспособной потребностью. Другими  словами, спрос данного потребителя  качественно характеризуется не столько тем, что он хотел бы приобрести, сколько тем, что он на самом деле способен купить в данной ситуации. Часто говорят, что спрос определяется максимальными возможностями покупателя или его максимальной готовностью  заплатить за данный товар. Итак, спрос – это зависимость между количеством товара, который покупатели хотят и могут купить, и ценами на этот товар.

     Вместе  с тем у любого явления имеется  и количественная сторона. И именно в отношении количественных характеристик  спроса бытует множество превратных представлений. Прежде всего далеко не всегда сознаются те конкретные ограничения, при которых вообще имеет смыл говорить о величине спроса. А величина спроса или объем спроса определяется именно тем максимальным количеством данного блага, которое может приобрести данный покупатель (покупатели) за данный период времени при данных условиях.

     В этом определение важны оба уточнения. Во-первых, объем спроса – это  поток, протекающий во времени. Поэтому  всегда надо четко определять, к  какому периоду времени относится  данная величина спроса. Во-вторых, условия, при которых формируется данный объем спроса, чрезвычайно важны, так как именно они характеризуют  ту среду, в которой находится  наш принимающий решение о  покупке потребитель.

     Попробуем выделить в этой среде главные  факторы (детерминанта спроса), воздействующие на выбор покупателя:

     - цена данного товара (Р);

     -цены товаров, заменяющих данное благо в потреблении, или товаров-субститутовs1, …, Pcn);

     -цены товаров, дополняющих данное благо в потреблении, или комплементарных благ (Рs1, …, Pcm);

     -доход потребителя, выделяемый им для покупки данного товара (Y);

     -вкусы и предпочтения потребителя (Z);

     -объективные, естественные (внешние) условия потребления (N);

     -ожидания потребителей (E);

     От  словесной модели, описывающей совокупность факторов, воздействующих на объем  спроса, перейдем к аналитической.

     Функцией  спроса называется зависимость величины спроса от соответствующих указанным факторам величин: 

     Qd = f (P, Ps1, …, Psn, Ps1, …, Pcm, Y, Z, N, E). (1.1) 

     Функция спроса, взятая в таком обобщенном виде, позволяет описать зависимость  между указанными переменными даже в том случае, когда точное количественное соотношение между ними неизвестно. Например, зная, что при повышении  цены на хлеб с 2500 до 3000 объем спроса на него уменьшается, можно не знать, на сколько именно он уменьшится, но можно выразить зависимость между  ними в общей функциональной форме: при Р↑ Qd↓. Конечно, можно расширить данный список факторов, воздействующих на спрос (детерминант спроса). Однако поступают обратным образом: сокращают число принимаемых во внимание факторов до необходимого минимума. Фактически это означает, что прочие факторы считаются неизменными. Получатся зависимость объема спроса от цены данного товара: 

     Qd = f (P). (1.2) 

     Эту зависимость достаточно легко оценить, проводя соответствующие измерения  и обобщая полученные в ходе статистических наблюдений данные в виде таблиц (шкал), либо графиков. При всем многообразии определяемых таким образом конкретных функций спроса их объединяет одно общее свойство: с ростом цены (при прочих равных условиях, т.е. когда значения всех факторов, перечисленных выше, не меняются) количество товара, которое способен купить потребитель, сокращается (точнее, не растет). Именно эта эмпирически выведенная зависимость и является законом спроса. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон. 

     2. Кривая спроса 

     Спрос (D), или количество спроса (QD), определяется всегда в рамках конкретного промежутка времени (день, неделя, год) и некоторого числа или контингента покупателей. Спрос без определения срока и примерного числа покупателей – пустая абстракция. Спрос всегда целесообразнее рассматривать с точки зрения выгодности цены, т.е. он должен показать либо на его основе должны рассчитать, сколько той или иной продукции будут покупать люди при такой конкретной цене на товар. Основное свойство спроса заключается в его увеличении с понижением цены при прочих равных условиях на рынке. И наоборот – спрос уменьшается с повышением цены. Цена и спрос – обратно пропорциональные величины. Именно эту обратную связь спроса и цены принято называть законом спроса. 

     Кривая  спроса имеет вид нисходящей кривой и выражает обратную связь между  ценой и спросом – при понижении  цены возрастает количество покупаемого товара, и наоборот. Из закона спроса вытекает, что если факторы, определяющие величину спроса, остаются неизменными, если цены на сопряженные товары постоянны, то с увеличением цены на покупаемый товар, отдельные покупатели прекратят его покупать. И чем больше растет цена на него, тем больше людей вынуждены отказываться от его покупки или покупать все меньше и меньше. 

     3. Факторы изменения  спроса 

Рыночное  ценообразование – это многомерный  процесс, где на обмен товаров  влияют не только цены, но и другие, неценовые факторы. Количество товаров, которое может быть куплено в  каждый данный момент, зависит не только от цены, но и от так называемых «неценовых факторов». Их воздействие как бы нейтрализует влияние цены, во всяком случае, изменения количества закупаемых товаров происходят при не изменяющихся ценах, а зачастую и независимо от их движения.

Факторы, оказывающие влияние  на спрос:

  • доходы потребителей
  • вкусы и предпочтения потребителей (их отношение к моде, дизайну товаров);
  • цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;
  • запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей; причины изменения ожиданий могут быть самые разные: как экономические (инфляция), так и не экономические (например, погодные, предпраздничные, сезонные условия));
  • информация о товаре;
  • время, затраченное на потребление.

При изменении  прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену. 
 
 
 
 

     4. Закон спроса 

     И шкала спроса, и кривая спроса дают возможность определить, как зависит  величина спроса от уровня цен. Эта  зависимость – обратная. Она формулируется  в виде закона спроса.

     Закон спроса проявляется в том, что при прочих неизменных факторах величина (объем) спроса снижается по мере увеличения цены товара. Иными словами, чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше величина спроса. Это означает, что величина спроса является функцией цены товара: 

     Qd = f (P). (4.1) 

     Для обоснования достоверности закона спроса может быть предложено несколько  аргументов.

     1. В подавляющем большинстве случаев  существует так называемый ценовой барьер.

     2. Рост объема спроса при снижении  цены можно обосновать возникающим  при этом эффектом дохода.

     3. Рост объема спроса при снижении  цены объясняется и эффектом замещения.

     4. Рост величины спроса при снижении  цены можно объяснить и принципом убывания предельной (дополнительной) полезности товара. Рассмотренные аргументы дают возможность объяснить, почему кривая спроса направлена вниз слева направо, т.е. имеет отрицательный наклон: уменьшение отрезка цены на вертикальной оси сопровождается увеличением отрезка, отражающего величину спроса на горизонтальной оси.Но есть исключение из этого правила!

     Эффект  Гиффена

     Английский  экономист и статистик Роберт Гиффен (1837-1910) описал ситуацию, когда повышение цены ведет к повышению величины спроса. Эта ситуация названа эффектом Гиффена. Он наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимал большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу, они могли себе позволить нечасто. И если происходил рост цен на картофель, бедная семья вынуждена была отказываться от покупки мяса и других полноценных продуктов и тратить весь свой небольшой доход на покупку такого товара, как картофель. Кривая спроса в этом случае имела бы положительный наклон. 
 
 

     5. Эластичность спроса 

     Термин  «эластичность», пришедший в экономику  из физики, используется здесь для  измерения степени влияния ценовой  политики на объем продаж товаров и торговую выручку.

     Эластичность – мера реагирования одной переменной величины на изменение другой. Унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения – в тоннах, метрах, штуках и т.д. В предпринимательской практике чаще всего используют изменение в процентах одной переменной в результате однопроцентного изменения другой. Так, показатель ценовой эластичности применяют для того, чтобы выяснить, насколько процентов изменился объем продаж вследствие 1%-ного изменения цены за единицу товара. Методика такого измерения проста и представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1% изменения цены. Расчет осуществляется следующим образом: 

Информация о работе Спрос. Функция спроса