Современные проблемы Российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – выявление и анализ проблем современной экономики.

Задачи данной работы:

•Проанализировать современную экономическую ситуацию в России
•Обозначить основные проблемы современной экономики нашей страны
•Выявить причины возникновения этих проблем
•Исследовать данные проблемы
•Нахождение возможных путей решения

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Экономическая ситуация в стране. Основные проблемы

и их анализ………………………………………………………………………...4

§1. Общая оценка экономической ситуации ………………………………….4

§2. Стратегические ресурсы России …………………………………………13

§ 3.Темпы инфляции…………………………………………………………..17

§ 4. Уровень безработицы……………………………………………………..23

§ 5. Взаимосвязь этих проблем……………………………………………….25

Глава 2. Основные процессы развития внешнеэкономических связей России…………………………………………………………………………….28 §1.Общая оценка развития внешнеэкономических связей России…………..28

§2. Место и роль России в мировой торговле………………………………..31

Глава 3.Значение внешнеэкономических связей для экономики России….................................................................................................................38

§1.Показатели России внешней торговли…………………………………….38

§2. Внешнеэкономические связи России……………………………………..42

§3. Россия и всемирная торговля организация: проблемы присоединения, особенности взаимоотношений…………………………………………………43


Заключение……………………………………………………………………….46

Используемая литература……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая (2).doc

— 412.50 Кб (Скачать)

      При этом суть проблемы очевидна. Приватизационный механизм развития отечественного бизнеса за счет декапитализации госсобственности и ее передела в нижней точке стоимости себя исчерпал. Сегодня этот механизм – главное препятствие на пути роста капитализации отдельных бизнесов и экономики страны в целом, условием которой является интеграция в мировой рынок и доступ к долгосрочным кредитным ресурсам. 

      Очевидно, что если бы в России доминировали иностранные компании, то капитализация страны в десятки раз превышала нынешнюю, а российская экономика входила бы в десятку крупнейших экономик мира. Этот потенциал роста остается незадействованным, он не включен в повестку дня переговоров бизнеса и власти. Публичные дискуссии и проектные работы правительства по-прежнему идут вокруг недокапитализированных активов[11 ]. 

      Общественное  сознание как бы застряло на проблемах  «массового ограбления» и верит в неизбежность «справедливого» передела. А выигравшие от приватизации собственники до сих пор не избавились от ощущения недолговременности своего успеха и боятся нового передела[14].  

      С экономической точки зрения, политика рекапитализации национальных активов выгодна и государству, и бизнесу. Технически, как показал опыт «ЮКОСа», такой рост возможен. Даже при умеренно успешном сценарии в ближайшие 7–10 лет Россия может рассчитывать на рост показателей капитализации до двух трлн долл. США. Только капитализация Газпрома, по заявлению одного из его руководителей, должна увеличиться многократно. Однако данный сценарий нереализуем, как показал опять же опыт «ЮКОСа», в виде индивидуальной стратегии отдельно взятой частной компании. Помехой является кризис доверия между бизнесом и властью: власть подозревает бизнес в желании продать национальные активы иностранному капиталу, а бизнес – власть в желании реприватизировать собственность. 

      Необходимым условием реализации политики рекапитализации является продуманная программа взаимодействия бизнеса и власти, открытая для широкого круга участников. Для этого необходимо переформатировать общественную дискуссию с проблемы «справедливого» передела собственности на проблему «справедливого» раздела будущей прибыли, которая намного превосходит «недоплаченную стоимость» приватизированных активов. Все стороны, естественно, будут ориентированы на идею роста и совместного участия в доходах. Новый формат позволит вывести дискуссию из конфронтационного пространства в договороспособное, позволит власти и бизнесу консолидироваться на основе общей национальной стратегии развития России и таким образом снизить до минимума страновые риски. 

      С точки зрения технологии, решение задачи рекапитализации в общенациональном масштабе невозможно в закрытом режиме – через договор группы госчиновников и бизнеса. Этим политика системной рекапитализации бизнеса должна принципиально отличаться от декретной приватизации[13]. 

      Выработка и реализация национальной стратегии  ускоренного развития России на основе фундаментального роста стоимости активов возможна только в случае привлечения основных групп интересов, отражающих в совокупности ожидания широких слоев населения. Залог успеха инициативы способные  снять синдром «массового ограбления» в результате приватизации, переключить внимание общества с прошлого на будущее. Россия должна пройти эту развилку, в противном случае 2008 г. может быть стартом нового «справедливого» передела собственности[18].

      Киевский  Майдан показал, что понимание обществом  социальной справедливости легко превращается в политическую реальность и обесценивает любые кулуарные договоренности бизнеса и власти. 

      Формулу национального согласия, выстроенную  на взаимном интересе государства, бизнеса и рядовых граждан, предстоит определить, опираясь на понимание необходимости авторства каждого из этой тройки. Выгода, которую при этом извлекут все три стороны, должна быть выражена в рамках их внутренней программы и собственного языка, и должна быть значима по своей величине. 

      Для бизнеса успех проекта означает формирование надежной основы для долговременного  экономического развития, с существенным выигрышем уже на первом этапе, естественно, при условии повышения конкурентоспособности национальной экономики в целом. 

      Для государственной власти – это  защита пространственного суверенитета, гарантия национальной безопасности в вопросах контроля за критически важными ресурсами страны.  

      Для широких слоев населения –  это приоритет целей, отражающих представление о социальной справедливости, и понятные механизмы их достижения.  

      В целом такая программа может  обеспечить власти политическую поддержку  на десятилетие. Инициативы президента, озвученные в послании Федеральному Собранию и, кстати, частично реализованные (сокращение срока давности по имущественным спорам, амнистия капиталов, легализация личной собственности граждан), свидетельствуют о понимании властью существующих проблем.  

      В свою очередь, бизнес должен выступить  с ответными инициативами, с учетом основных стратегических целей государства:

      1) обеспечение социальной справедливости;

      2) гарантии национальной безопасности;

      3) возможности долгосрочного планирования развития бизнеса и экономики в целом[14].  

      Необходима  лаконичная и бьющая прямо в цель программа шагов, понятная лидерам общественного мнения в стране, руководителям государства и бизнес-сообществу. И это не должно вызывать конфликтов с международными партнерами России. 

      Идеологический  смысл заключается в том, что каждая из сторон является незаменимой в общей формуле национального согласия. Инициатива объективно будет принадлежать тем, кто успешно соединит вопросы долгосрочного развития бизнеса и национальной безопасности. На этой объединенной платформе можно обращаться к широким слоям населения.  

      Смысл также в том, чтобы вывести  обсуждение проблемы из закрытых кабинетов  в публичное пространство. Только публично проговорив проблему, можно реально подвести черту под прошлым и двигаться дальше в будущее.

      Целевой установкой является создание новых источников роста в экономике и механизмов для решения задачи подведения итогов приватизации с выходом на более высокую рыночную стоимость капитальных активов. Речь идет не о переделе собственности и не о пересмотре итогов приватизации и реприватизации, тем более, как это имеет место в Украине, а о рекапитализации[14].  

      Поскольку необходимость переоценки национального  богатства России совпадает во времени с формированием новой глобальной экономики, интернационализацией бизнеса, беспрецедентным трансграничным перемещением финансовых ресурсов, успех данного проекта предполагает соответствующую переговорную составляющую в ходе установления нового глобального баланса экономических потенциалов. 

      При этом мы рассчитываем, что по прошествии 5–8 лет Россия может достичь рыночной капитализации в 5–6 трлн долларов США (сегодня, кстати, в Соединенных Штатах Америки этот показатель равен 14 трлн. долларов), т.е. станет полноправным участником «большой восьмерки», и ее экономический статус перестанут подвергать сомнению.

      При этом экономическая политика приобретет устойчивость и реалистичность, поскольку будет опираться на адекватное представление об экономике страны. Новый масштаб легальной экономики должен резко расширить ее инвестиционную емкость.  

      Бизнес  получит гарантированную и государством, и обществом легитимность итогов приватизации и, как следствие, рост капитализации корпоративных активов, компенсирующих взятые на себя обязательства.  

      Регистрация прав собственности создаст возможность для выявления избыточной инфраструктуры, «спящих» активов и стимулов к росту малого и среднего бизнеса, который во всем мире является главным источником новых рабочих мест и роста доходов населения. 

      Экономика России в целом должна приобрести нормальные отраслевые пропорции. Будет обеспечена ликвидация существующей деформации цен, а также вопиющая диспропорция доходов отдельных групп населения. Российская экономика станет совместимой с экономиками развитых стран, что существенно укрепит международные позиции России[14].

      §2. Стратегические ресурсы России

      Ресурсы, которыми можно пользоваться в течение  длительного времени и которые есть у страны, но нет у большинства других (поэтому их можно выгодно продавать или обменивать), называются стратегическими. В 1997 году впервые за историю России ученые разных специальностей оценили главные богатства страны, ее стратегические ресурсы.

      В 2000 году численность населения составила 145 миллионов человек. С одной  стороны, это не очень много - в  восемь раз меньше, чем в Китае, самой населенной стране Земли. С другой стороны, по данному показателю Россия занимает шестое место в мире: в ней живет столько же людей, сколько в Англии, Франции и Канаде, вместе взятых. Плотность населения в России сильно различается: в Сибири и на Дальнем Востоке она одна из самых низких в мире - менее 1 человека на 1 км2, с другой стороны в центральном районе она довольно высока - более 100 человек на 1 км2, что в два с половиной раза больше среднемирового показателя. К сожалению, начиная с 1992 года численность населения начала сокращаться.

      Важно не только количество населения, но и  его "качество" - грамотность, уровень образования. С этой точки зрения России есть, чем гордиться: уровень образования в ней один из самых высоких на планете. По степени грамотности она относится к числу наиболее передовых и не уступает ни одной стране мира: 99,8% жителей старше 9 лет умеют читать и писать. Даже во многих государствах Западной Европы этот показатель заметно ниже (в 1990 году в Италии - 97%, Испании - 95%, Португалии - менее 90%), не говоря уже о государствах Африки и Азии.

      Многие  россияне, окончив школу, продолжают учебу в университетах, институтах, техникумах. В России 20% взрослого  населения имеют среднеспециальное, более 13%-высшее образование (взрослым в статистике считается человек старше 15 лет). Именно поэтому в стране есть высококвалифицированные специалисты практически по любой отрасли.

      Основной  интеллектуальный стратегический ресурс России - наука. Лишь в нескольких государствах мира, в том числе и в нашей стране, научные исследования ведутся практически во всех отраслях знания. В 80-х годах, по оценкам экспертов, 70% отечественных научных разработок соответствовали мировому уровню, а 20% даже превосходили его. Благодаря высокому уровню развития науки страна получила то, что больше всего ценится в современном мире, - новейшие технологии. Самыми передовыми обладают менее десяти государств планеты. Это и есть важнейшие технологические стратегические ресурсы России[24].

      К сожалению, в годы экономического кризиса (90-е годы) интеллектуальные и научные ресурсы России оказались под угрозой. Все меньше денег государство выделяет школам и учителям, институтам и ученым. Так, во второй половине 90-х годов расходы на науку сократились в 10 раз (средств выделяется в 30 раз меньше, чем в США). В результате закрылись многие исследовательские центры, прекратились эксперименты, ученые, в первую очередь молодые, стали уезжать за рубеж. Из-за этого снижается количество научных исследований и их качество. Так, доля разработок мирового и более высокого уровня в 90-х годах снизилась до 25 и 7% соответственно. Однако человеческие и интеллектуальные ресурсы России не утрачены и продолжают оставаться ее главным достоянием.

      Одним из важнейших ресурсов любой страны являются ее запасы полезных ископаемых. Все запасы минерального сырья делятся на две большие группы. Первая -разведанные запасы. Их месторождения уже открыты геологами, нанесены на карты, и на большинстве из них ведется добыча необходимого в стране сырья. Сколько в России таких ресурсов, подсчитано достаточно точно, и ни у кого нет сомнения в том, что размеры российских подземных кладовых самые большие в мире. На долю России приходится более 35% мировых запасов газа, 32% железа, 31% никеля, 27% олова, 21% кобальта, 14% урана, 13% нефти, а апатитов даже 65%. По запасам угля и золота наша страна занимает третье место в мире, а по запасам алмазов (после открытия в Архангельской области уникальных месторождений) - первое место. Россия входит в первую десятку государств, наиболее богатых медью, титаном, магнием[12].

Информация о работе Современные проблемы Российской экономики