Современные модели рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой работы является необходимость понять условия развития рыночного хозяйства на примере государств, экономика которых имеет отличительные черты, и изучить принимаемые этими странами меры для дальнейшего экономического процветания.
Курсовая работа имеет ряд задач:
1. выявить понятие, элементы, функции, структуру рыночной системы;
2. установить главные модели рыночной экономики;

Содержание

Введение ……… ………………………………………………………………………5
1 Рыночная система: понятия, элементы, функции и структура.………….………6
2Сравнительные характеристики основных моделей рыночной экономики…… 13
3РБ на пути к социально ориентированной рыночной экономики……………….22
Заключение ……………………………………………………………………………32
Список использованных источников ………………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

Раздел 1.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

Итак, современная рыночная система органично сочетает свободную конкуренцию и рычаги государственного регулирования, т.е. является регулируемой социально ориентированной экономикой. Игнорирование любого из этих принципов приводит к негативным последствиям: монополизма, инфляции, спада деловой активности. При этом чрезвычайно важно, чтобы деятельность государства направлялась только па устранение негативных явлений рыночных отношений. Поэтому в условиях рыночной экономики не должно существовать директивно распределения производственных ресурсов и потребительских товаров, административного контроля над ценами, тотального директивно планирования, что характерно для авторитарно-бюрократической системы. Иначе разрушается рыночная среда, что приводит к возникновению государственного монополизма.

3.2             Белорусская модель социально-экономического развития

Белорусская модель социально-экономического развития сформировалась во время проведения рыночных реформ новым руководством Республики Беларусь начиная с 1994 г. Она имеет следующие особенности.

Во-первых, в условиях глобализации, жесткой конкурентной борьбы за рынки сбыта и сырьевые ресурсы, построения нового постиндустриального информационного общества важнейшим ресурсом экономического развития становится высокообразованный, физически здоровый и всесторонне развитый человек, способный трудиться на пользу страны, генерировать новые идеи и успешно их осуществлять. Поэтому в центре белорусской модели социально-экономического развития находится Человек, его здоровье, образование, зарплата, жилье, пенсия, безопасность. Всё во имя человека и для благополучия человека — таков глубинный смысл внутренней и внешней политики Республики Беларусь. Государство для народа заботится и будет заботиться о росте заработной платы, пенсий, стипендий и других выплат населению, об улучшении жилищных условий, а также условий работы и отдыха с тем, чтобы человек ощущал себя комфортно, гордился тем, что живет и работает в стране, имя которой — Республика Беларусь.

Во-вторых, новое руководство государства отказалось от либеральной модели рынка и взяло на вооружение социально ориентированную модель рыночной экономики. Используя ее, государство проводит сильную и эффективную экономическую и социальную политику, защищает интересы всех классов и слоев населения, в том числе и тех, кто по разным причинам зарабатывает недостаточно или совсем ничего не зарабатывает (пожилые люди, инвалиды, многодетные семьи, студенты, учащиеся и др.). Это исключает социальные катаклизмы и обеспечивает социальную стабильность в обществе.

В-третьих, учитывая опыт стран с развитой рыночной инфраструктурой, Республика Беларусь встала на путь государственного регулирования экономики. Проведение государственной патерналистской политики обеспечивает повышение эффективности экономики, защиту интересов отечественных товаропроизводителей, недопущение «проедания» кредитов, усиления инфляции, развития криминальных и теневых структур.

В-четвертых, прекращено расхищение дельцами общенародных богатств и создание крупных частных капиталов, большинство из которых имеют криминальное происхождение. Приватизация проводится при участии и под контролем государства, в интересах укрепления его могущества и повышения благосостояния народа.

В-пятых, народ и государство отказались от купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения, от демонтажа крупного колхозно-совхозного производства и замены его крестьянским (фермерским) хозяйством. Сельскохозяйственное предприятие (кооператив, агрофирма, агрокомбинат и др.), крестьянское (фермерское) хозяйство имеют равные права и возможности существования, если они эффективно хозяйствуют на земле.

В-шестых, Республика Беларусь открыта для экономического сотрудничества со всеми странами мира. Она привлекает в народное хозяйство капиталы отечественных и зарубежных инвесторов. Но надо помнить, что в экономике дореволюционной России, в которую была включена и Беларусь, господствовал иностранный капитал. Крупнейшие предприятия находились в частной собственности или в аренде у иностранных капиталистов. А между тем страна и ее народ были чрезвычайно бедными. Поэтому сегодня при наличии огромного производственно-экономического, научно-технического и интеллектуального потенциала ставка делается на собственные силы и средства. Иностранные инвестиции привлекаются в том случае, если они дают нам экономическую выгоду и соответствуют национальным интересам.

Главным результатом социально-экономического развития Республики Беларусь в 1994—2005 гг. стало создание и деятельность оптимальной социально-экономической системы, основанной на постепенном, эволюционном пути экономических преобразований. Страна сохранила богатства, созданные трудом всего народа, не продала за бесценок землю, заводы и фабрики, приостановила инфляцию и без помощи из-за границы сократила дефицит государственного бюджета. Сохранены и углублены социальные гарантии для людей: жилье, пенсии, бесплатные (за счет бюджета) образование и лечение.

Главной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 гг. является дальнейший рост уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства наибольшего благоприятствования для людей.

Государственными приоритетами социально-экономического развития в 2006—2010 гг. объявлены всестороннее гармоничное развитие человека на основе повышения реальных денежных доходов, совершенствования систем образования, здравоохранения и других областей сферы услуг; инновационный путь развития экономики, энерго и ресурсосбережение; увеличение экспортного потенциала страны на основе повышения конкурентоспособности отечественной продукции; развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села; развитие малых и средних городов; жилищное строительство.

3.3 Нерешенные проблемы теории и практики социально ориентированной рыночной экономики

Рассмотрев основные черты принятой в ходе экономических реформ у нас в Беларуси модели экономического развития – социально ориентированной рыночной экономики – обратим внимание на некоторые проблемы ее теории.

Первая из проблем, которая встает при осмыслении новой модели и которую нужно решать, выбрав путь формирования социально ориентированной рыночной экономики, состоит в том, чтобы определить, что же понимать под социальной справедливостью как внутренней составляющей новой модели. Ведь в этой системе она – не просто мечта, идеал, а встроенный компонент, органическое звено.

 

Дело в том, что другая составляющая – рыночная экономика, ее суть и особенности уже достаточно изучены, широко освещены и понимаются теперь примерно одинаково. А вот по поводу социальной справедливости сразу возникают еще многие вопросы: что это такое? Как нам с учетом наших особенностей ее понимать? Каковы критерии социальной справедливости? Каковы ее показатели и инструменты? Нужно признать, что разброс мнений тут велик: от рыночной справедливости, осуществляемой на основе конкуренции и прибыли, до коммунистической справедливости без эксплуататорских классов. Проблема социальной справедливости – древняя и сложная. Есть в ней и философский аспект, и социальный, и психолого-этнический и, конечно, экономический. Поэтому изучение и суждение должно быть системным, комплексным, с учетом конкретно-исторических и социокультурных факторов данной страны. Иначе важнейший принцип социальной справедливости не заработает, останется лишь на бумаге.

Социальная справедливость в общественном сознании большинства связана, прежде всего, с ее экономическим смыслом. А он состоит вовсе не в уравнительности , а в том, что каждый вознаграждается по своим заслугам и каждый несет ответственность за принесенные им убытки. Позитивный, созидательный потенциал такого подхода доказан многократно. Думается, что этот подход может стать основой критерия социальной справедливости в социально ориентированной модели экономики.

В целом же социальная справедливость много шире и включает все (или почти все) стороны человеческого бытия: это и равенство всех (независимо от богатства и должностей) перед законом, и равноправие наций, и равнодоступность образования, культурных благ, и забота о пожилых людях и т.д. Чем более высокой ступени достигло общество, тем шире спектр его социальной справедливости.

Вторая проблема заключается в том, чтобы найти условия сосуществования, более того, "сотрудничества" двух, в значительной мере противоположных начал: экономической эффективности механизма рынка и созидательного потенциала механизма социальной справедливости.

Ведь многие (в той же Германии) до сих пор считают это невозможным. В значительной мере они правы, но только тогда, когда экономическая эффективность рассматривается в узком смысле как соотношение полученного экономического результата с произведенными издержками. Такая эффективность, несомненно, важна на микроуровне, на уровне предприятия. И то с некоторыми оговорками. А что касается общества, страны в целом, то здесь речь может идти только о совокупной, экономической и социальной, т.е. о социально-экономической эффективности.

Таким образом, проблема не в том, чтобы отделять, разрывать экономическую эффективность и социальную сферу, а в том, чтобы, выйдя на принцип комплексной социально-экономической эффективности, находить методы ее достижения.

Третья проблема состоит в формировании эффективной ценовой политики. Как утверждают специалисты в области рынка, самое главное в нем – это цена, т.е. ценовой сигнал, информирующий и направляющий множество субъектов на действия, достигающие в деле взаимного удовлетворения потребностей определенных результатов. Реальная же несовершенная рыночная экономика, а тем более при ее социальной ориентации, неизбежно деформирует цены как информационные сигналы. Отсюда разнообразные искаженные экономические реакции на эти сигналы в условиях современного этапа экономики.

Для реальной рыночной экономики характерно и такое явление, как асимметрия рыночной информации. Асимметричность проявляется в том, что при рыночном ценообразовании информация распределяется между рыночными субъектами неравномерно. Это может выражаться, в том, что информированность продавца о товаре будет полная, а покупатель, даже зная цены и их динамику, будет знать о товаре отнюдь не все. Из этого вытекает проблема: как, основываясь на преимуществах сигнальной системы рынка, построить мудрую, эффективную ценовую политику – одну из наиболее сложных составляющих экономической и социальной политики.

Четвертая проблема – распределение и перераспределение доходов. Они расширяются и умножаются. Но вместе с этим возрастает опасность серьезных нарушений ряда необходимых равновесных экономических состояний. А это чревато большими или меньшими кризисными ситуациями.

Пятая проблема – это проблема государственного регулирования. Создать социально ориентированный рынок может только государство. Но оно же может его дискредитировать или даже уничтожить.

Переход от одной экономической системы к другой всегда резко осложняет роль государства. Механизм централизованного планирования уже разрушен и не действует, а механизм рынка его саморегулирования еще не работает. В таких условиях на плечи государства ложится огромный груз проблем и задач. Достаточно заметить, что только основные функции государства в переходной экономике составляют три крупных блока. Во-первых, это блок административно-организационных функций. Во-вторых, блок трансформационных функций.

Но особенно велик груз ответственности государства перед десятками и сотнями миллионов людей, перед своим народом, перед социумом. Поэтому проблему особенностей, трансформации государственного регулирования в переходный период можно и нужно прорабатывать комплексно, во всех ее аспектах и с учетом специфики данной страны. А это под силу только целым институтам.

Шестая проблема – одна из важнейших – это проблема мотивации. Может ли быть мотивация деятельности (трудовой, предпринимательской) одной и той же в разных экономических системах? Будет ли и может ли быть прибыль (главный и по сути единственный мотив рыночной экономики) и ее максимизация такой же притягательной и решающей целью в системе социально-ориентированного рыночного хозяйства? Таковы проблемы этой группы. Притом их остроту не смягчает то, что приспосабливаясь к условиям, рыночные предприниматели модифицируют свою цель в ряд иных ориентиров: рост объема продаж, достижение лидерства в отрасли и т.п. Ведь эти подцели считаются достигнутыми при одном главном условии – они должны максимизировать прибыль. Значит, прибыль и в этих случаях остается главной глубинной целью рыночного хозяйствования.

Еще одна проблема мотивации касается труда. Живой труд, как известно, был и есть главным фактором производства. Без него любой капитал, любая техника мертва. А главное, без него вообще нет никакой техники, технологии, науки и производства.

Переход же к новому, научно-информационному типу производства (а это еще один переход, без которого нам не обойтись) ставит во главу угла экономики человека с его инновационными способностями. И не только как действующее лицо субъекта новой экономики, но, прежде всего, как ее создателя, творца. Опыт других стран подтверждает то, что прорыв в современной экономике осуществляется, прежде всего, за счет современной квалификации и инновационной активности работников. А поскольку высокое качество труда – компетентность, инновационность, ответственность – становятся наиболее необходимыми и приоритетными проявлениями трудовой активности, проблема умелой мотивации высококачественного труда должна стать наиважнейшей. Заработная плата типа социального пособия не стимулирует трудового, а тем более творческого порыва. А без этого не может быть прорыва из многослойного кольца кризиса и выхода на орбиту экономики современного уровня.

Седьмая проблема связана с решением глобальных проблем современности.. Мир вступил в новую эпоху – эпоху антропогенной перегрузки нашей планеты. Вопрос стоит весьма остро – о выживании человечества.

Уничтожая природу, человечество уничтожает себя. Поэтому спасение природы есть спасение человечества, и нет у него теперь более важной общей задачи. В принципе, уже сложилась идея, и начались разработки новой стратегии развития человечества в условиях экологического кризиса. Это так называемая ноосферная модель устойчивого развития.

Информация о работе Современные модели рыночной экономики