Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 14:45, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является необходимость понять условия развития рыночного хозяйства на примере государств, экономика которых имеет отличительные черты, и изучить принимаемые этими странами меры для дальнейшего экономического процветания.
Курсовая работа имеет ряд задач:
1. выявить понятие, элементы, функции, структуру рыночной системы;
2. установить главные модели рыночной экономики;
Введение ……… ………………………………………………………………………5
1 Рыночная система: понятия, элементы, функции и структура.………….………6
2Сравнительные характеристики основных моделей рыночной экономики…… 13
3РБ на пути к социально ориентированной рыночной экономики……………….22
Заключение ……………………………………………………………………………32
Список использованных источников ………………………………………………..34
Четвертая черта – особый характер противоречий в переходной экономике. Это противоречия не функционирования, а развития, то есть нового и старого,
противоречия различных, стоящих за теми и другими субъектами отношений, слоев
общества. Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в экономическом
аспекте всегда носят революционный характер: речь идет о смене экономических
систем. Но и в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются столь резким обострением противоречий, что связаны с революциями и социально-политическими.
Пятая черта – историчность переходной экономики. Эта историчность связана с двумя обстоятельствами.
Во-первых, с историческим характером условий переходной экономики. Одно дело, когда общество переходит от традиционной к индустриальной рыночной экономике, другое – современные переходные процессы. В этих случаях различны и исходные состояния, и конечные результаты, и противоречия в обществе, поскольку различны и его экономический строй, и социальная структура, и т. д.
Во-вторых, историчность переходной экономики зависит от особенностей региона, а также и от отдельной страны. К примеру, неодинаково переходные процессы протекают в условиях восточной или западной цивилизации, зависят они от конкретного уровня развития каждой страны.
Рассматривая вышеперечисленные модели рыночной экономики, следует заметить, что в современном мире ни одна из стран не может развиваться в условиях самоизоляции. Они существует не в вакууме и не могут находиться в отрыве от других стран. Страны связаны между собой с помощью экономических отношений. Поэтому процесс исторического развития рано или поздно ставит перед любой страной вопрос о необходимости изменения ее экономической системы, приспособления к новым, изменившимся условиям развития современного мира. Мировая практика показывает, что в стремлении к более выгодной организации рыночного хозяйства, страны заимствуют друг у друга подход и методы решения основных экономических проблем.
Рассмотрев варианты экономических реформ в нескольких ведущих странах, можно констатировать, что залогом успеха реформ было несколько факторов.
1. Реформы должны быть изначально ориентированы на благополучие нации в целом, а не какой-то ее части. В частности, это предполагает достаточно высокий процент оплаты трудящихся в общем объеме ВВП.
2. Ни в коем случае нельзя допускать «быстрого обогащения любой ценой» для создания «слоя хозяев».
3. По возможности должны быть поставлены заслоны реализации спекулятивных капиталов, созданных в предшествующий реформам период нестабильности (Германия, Япония). Подавно этим не должно заниматься само государство.
4. Государство, как представляется, должно свести к минимуму прямое участие в экономике, но оно может и должно стимулировать те или иные виды экономики грамотной налоговой и кредитной политикой (США, Германия, Япония), а также развивать антимонопольное законодательство.
5. Для успеха экономических реформ необходимо наличие достаточного числа квалифицированных кадров.
6. В условиях глобализации надо зорко следить за иностранным капиталом, который, развивая экономику страны, может при определенных условиях ее и обрушить (Япония в 1997-1998 гг.).
Наконец, реформы по возможности должны протекать в условиях демократии в целях большего участия общества в их проведении. Это относится не только к общегосударственному уровню, но и к производственному (участие рабочих в наблюдательных советах предприятий).
Конечно, в разных странах системы отличаются друг от друга. В зависимости от страны в системе всегда будут преобладать элементы рынка или плана. Одни страны опираются в основном на командные, другие — на рыночные рычаги. Различают несколько моделей смешанной экономики (табл. 1.)
Таблица 1
Критерии | Социальное рыночное хозяйство | Либеральная экономика | Корпоративная экономика
|
Цель государственных программ | Защита интересов граждан | Создание условий для развития предпринимательства | Защита интересов крупного бизнеса |
Принципы регулирования экономики | Долгосрочное программирование | Использование преимущественно тактических методов | Определение основных приоритетов |
Доля государственного сектора | Около 30% | Около 10% | Незначительная
|
Наиболее типичные страны | Швеция, Германия | США | Япония |
21
3 Республика Беларусь на пути к социально ориентированной рыночной экономики
3.1 Функции государства в рыночной экономике
Необходимость воздействия государства на экономическую сферу и степень этого воздействия зависят от чрезвычайно большого количества факторов: как от состояния рыночной экономики в целом, так и от стратегии государственного экономического развития. Основные причины отказов рынка и государственного вмешательства сводятся к следующему:
1. Монопольная власть. Равновесие в производстве и потреблении может возникнуть только на рынке совершенной конкуренции. Однако реальные рынки весьма далеки от подобного состояния. В связи с этим необходимо рассмотреть проблему монополии и выбор адекватной реакции государства.
2. Внешние эффекты – прямые воздействия одного экономического лица на результаты деятельности другого либо на третье лицо, непосредственно не включенное в рынок данного блага, т.е. не являющееся ни продавцом, ни покупателем.
Внешние эффекты могут производиться как при производстве, так и при потреблении благ. При этом внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Положительный внешний эффект (выгода) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности каких-либо других потребителей или увеличению прибыли каких-либо других фирм. Например, на рынке платных медицинских услуг делают прививки от гриппа. В этом случае выигрывают не только потребители этой услуги, но и другие люди, поскольку в итоге общее число заболевших гриппом уменьшается. Отрицательный внешний эффект (издержки) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к сокращению полезности каких-либо других потребителей или уменьшению прибыли каких-либо других фирм. Например, нефтехимический комбинат загрязняет воду в городе, в результате моральные и материальные потери (на лекарства) его жителей увеличиваются. Здесь процесс производства одного предприятия приводит к сокращению уровня потребления многих индивидов.
Основные способы регулирования отрицательных внешних эффектов следующие:
– административно - законодательный контроль;
– создание стимулов для ограничения нежелательной деятельности (налог Пигу, субсидии, компенсации за причиненный ущерб и т.п.). Налог Пигу устанавливается на каждую единицу продукции, выпускаемой предприятием, производящим отрицательный внешний эффект. Для того чтобы налог полностью компенсировал негативные для общества последствия производства, его величина
t должна равняться внешним предельным издержкам при общественно оптимальном выпуске. Теорема Коуза утверждает, что регулирование отрицательных внешних эффектов может производиться без вмешательства государства в форме компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне.
– косвенное вмешательство государства;
– превращение внешних издержек в частные.
3. Общественные блага. Большинство экономических благ являются частными. Они покупаются частными лицами и потребляются обществом. Однако имеются и многочисленные и очень важные общественные блага, которые не ограничиваются лишь сферой частных интересов (оборона государства, коммуникации, поддержание общественного правопорядка и др.). Общественное благо обладает следующими свойствами:
– неисключаемость – невозможно лишить потребителя пользоваться данным благом, даже по его собственному желанию;
– неделимость – индивид не может сам выбрать объем потребления блага;
– неконкурентность – с увеличением числа потребителей блага уровень потребления каждого из них не уменьшается.
Если какой-то товар (услуга) обладает всеми тремя свойствами, то он называется чисто общественным благом. Отметим, что чисто общественных благ чрезвычайно мало. Потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет. Подобное поведение потребителя получило название проблемы безбилетника: условие, связанное с неисключаемостью блага, когда индивид рационально утаивает свое желание платить за общественное благо, ожидая получать выгоду без ее оплаты.
4. Асимметричность информации. Достижение эффективности подразумевает абсолютную информированность покупателей и продавцов о свойствах потребляемых благ, но на практике подобная информированность недостижима. Получение информации о качестве товара стоит дорого, поэтому чаще всего продавцы знают о характеристиках блага, гораздо больше, чем покупатели.
Определенную позитивную роль в сфере информированности потребителей могут играть общества защиты потребителей, независимые экспертизы, информированность населения в СМИ и специальной литературе. Но и этого часто оказывается недостаточно. Основную работу по устранению нежелательных внешних воздействий должно взять на себя государство. Прежде всего, это касается законодательной области: преследование мошенничества по закону, регулирование трудовых отношений и юридических споров и т.п.
Однако без государственного вмешательства рыночная экономика существовать не может. Это выражается через государственные функции. Регулирующие функции государства в рыночной экономике сводятся к трем основным – законодательной, стабилизирующей, распределительной.
Законодательная функция предусматривает, что государство разрабатывает систему экономических, социальных и организационно-хозяйственных законов и постановлений, которые устанавливают определенные «правила игры», то есть правовые основы рыночной экономики, таким образом, гарантируя одинаковые права и возможности для субъектов всех форм собственности и хозяйствования.
Для защиты конкуренции как основного условия и регулятора рыночной экономики государство разрабатывает антимонопольное законодательство. Это дает возможность субъектам рыночной экономики реализовать свои интересы, заставляет их действовать согласованно и не нарушать объективных законов рынка. И происходит это естественно, без команд и приказов.
Стабилизирующая функция государства заключается в поддержании высокого уровня занятости и ценовой равновесия, а также в стимулировании экономического роста. Для этого государство:
1. определяет цели, направления и приоритеты экономического развития, выделяет соответствующие ресурсы для их реализации, использует денежно-кредитные и бюджетно-налоговые рычаги;
2. берет на себя организацию предложения денег;
3. обеспечивает занятость населения и стабильный уровень цен, проводя соответствующую фискальную и кредитно-денежную политику, направленную на предотвращение инфляции и безработице.
Распределительная функция связана, с одной стороны, с достижением более справедливого распределения доходов в обществе, а с другой – с более эффективным размещением ресурсов в рыночной экономике.
Для осуществления этой функции, которая способствует исправлению определенных недостатков рыночной системы, государство:
1. осуществляет перераспределение средств населения, которые имеют высокие доходы, в пользу нетрудоспособных и малообеспеченных, проводя соответствующую фискальную политику, политику регулирования цен;
2. устанавливает и контролирует минимальный размер заработной платы;
3. берет на себя функцию обеспечения общественными благами, в производстве которых частные и коллективные субъекты не заинтересованы, но без этих благ не возможно существование общества.
Государство играет также важную роль в регулировании внешнеэкономических отношений и валютного рынка, миграции капиталов и рабочей силы, контролирования платежных балансов. Это способствует стабилизации национальной экономики и развития мирового хозяйства. Выполнение государством регулирующих функций в условиях рыночной экономики обеспечивает достижение баланса экономики на макроуровне, проведение эффективной денежно-кредитной политики, социальная защита малообеспеченных слоев населения. Без регулирующего воздействия государства нельзя осуществить структурные преобразования, модернизацию материально-технической базы некоторых отраслей.