Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:25, курсовая работа
Цель исследования – провести анализ форм и методов понятия конкуренция.
Задачи исследования:
1.Проанализировать основные формы современной конкуренции.
2. Определить методы конкурентной борьбы.
Объект исследования – основополагающие характеристики конкуренции как экономического явления.
Предмет исследования - определение понятия, форм и методов конкуренции.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1.Содержание и функции конкуренции……………….................5
Содержание понятия конкуренция………………………………….5
Функции конкуренции………………………………………………10
Глава 2.Современные формы и методы конкурентной борьбы………14
2.1 Основные формы современной конкуренции……………………...14
2.2 Методы конкурентной борьбы……………………………………....17
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………….22
И, наконец,
контролирующая функция конкуренции
призвана не допустить установления монополистического
диктата одних агентов рынка над другими.
Не трудно понять, что вся совокупность
перечисленных функций, взятая в их органическом
единстве, обеспечивает (хуже или лучше)
общую результативность функционирования
рыночной экономики, что именно режим
и механизм конкуренции обусловливают
развитие рынка в качестве саморегулирующейся
и самокорректирующейся системы.
Нельзя не заметить, что функции конкуренции
и функции рынка во многом совпадают. И
это вполне объяснимо: ведь конкуренция
выражает суть рынка и рыночной экономики.
Прогрессивное действие функций и успех
в конкурентной борьбе обеспечиваются
взаимодействием целой системы факторов.
Наиболее важная и четкая система факторов
в конкуренции рассмотрена американским
исследователем М. Портером. Обобщение
опыта развития мировой рыночной экономики
позволило автору выделить несколько
основных факторов, определяющих экономический
успех в рыночной конкуренции .
Во-первых, это наличие факторных условий,
необходимых для поддержания конкуренции
в данной отрасли: достаточный капитал,
развитая инфраструктура, квалифицированные
кадры, технология, информация и др.
Принципиальное значение здесь имеет
не статичное наличие или отсутствие тех
или иных факторов производства или простой
их набор, а характер и темп их формирования,
эффективность использования. Большое
значение также имеют не столько базовые
факторы (транспорт, рабочая сила, основные
фонды), сколько наиболее современные
и специализированные: особая квалификация,
научный потенциал, достижения в определенной
деятельности. Например, Япония начиная
с 50-х годов имела значительно большее
число инженеров на душу населения, чем
другие страны. Это внесло больший вклад
в конкуренцию, чем низкая заработная
плата в промышленности.
Аналогичный пример из американской действительности:
высокий уровень квалификации американских
программистов и специалистов по информатике
оказал влияние не только на развитие
данной отрасли, но и на информационное
обеспечение и технический уровень целого
ряда других отраслей.
Необходимо не просто иметь преимущество
в факторах производства, но и постоянно
поддерживать и улучшать их высокий стандарт.
Во-вторых, условия внутреннего спроса:
объем, структура спроса, уровень благосостояния,
возможности его увеличения (рост доходов,
изменение структуры потребностей, интернационализация
спроса и др.). При этом выигрывают те страны,
в которых внутренний спрос дает более
четкую картину для действия не зарубежных
фирм, а своих, создавая им дополнительные
возможности для достижения успеха в конкуренции
и затрудняя успех инофирмам.
В-третьих, смежные и обслуживающие отрасли.
Каждая из них должна быть сама конкурентоспособной
и в системе с основными отраслями способствовать
успеху в конкуренции. Например, химия
и производство чернил в Германии; обработка
кожи и производство обуви в Италии; электронно-измерительная
техника и медицинская аппаратура в США
и т.д.
В-четвертых, стратегия и структура фирм,
а также характер конкуренции между ними.
Основной субъект конкуренции в рыночной
экономике - фирма. Здесь важен учет исторических,
национальных особенностей отношений
собственности, организации и управления,
предпринимательской культуры.
В-пятых, роль случая, неожиданно открывшийся
шанс. Здесь действует определенная закономерность:
лучше всего используют неожиданно подвернувшуюся
возможность для выигрыша в конкурентной
борьбе те фирмы и страны, которые располагают
наиболее благоприятной системой изложенных
здесь четырех факторов, обеспечивающих
успех в конкуренции.
В-шестых, государство играет в конкуренции
вспомогательную роль. Как бы хороша ни
была государственная политика, она не
обеспечивает успеха, если служит единственным
источником конкурентоспособности. Успешной
роль государства в конкурентной борьбе
становится тогда, когда существуют другие
предпосылки успеха, а государство усиливает
их значение.
Все эти факторы составляют систему, критический
анализ которой позволяет понять причины
лидерства в конкуренции одних и причины
неудач - других.
Глава 2.
Современные
формы и методы
конкурентной борьбы.
2.1
Основные формы
современной конкуренции.
Не вдаваясь в детали пестрого многообразия
видов конкуренции, экономическая теория
подразделяет конкуренцию на совершенную
и несовершенную.
Рассматривая совершенную конкуренцию,
следует заметить, что она представляет
собой лишь абстрактную, чисто теоретическую
модель, поскольку в реальной практике
хозяйствования ее никогда не существовало.
Однако эта научная абстракция, несомненно,
важна для объяснения механизма фактически
действующей несовершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция есть неотъемлемый
атрибут свободного (совершенного) рынка,
который также является сугубо абстрактной
конструкцией. Данная форма конкуренции
предусматривает наличие шести ключевых
условий (признаков): 1) полная атомизация
рынка, заключающаяся в огромном множестве
продавцов (полиполия) и покупателей при
ничтожно малой рыночной кво-те каждого
экономического субъекта; 2) абсолютная
прозрачность (транспарантность) рынка,
состоящая в получении каждым его агентом
информации о состоянии всего рынка (прежде
всего о ценах); 3) невозможность любого
отдельно взятого субъекта рынка оказывать
влияние на решения других при исключении
из правил рыночной игры каких-либо предпочтений
и льгот; 4) полная мобильность (возможность
перемещения) всех факторов производства;
5) абсолютная однородность (гомогенность)
реализуемых товаров и услуг; 6) отсутствие
субъектного контроля (власти) над ценами
со стороны агентов предложения (производителей),
когда ценообразование предстает как
объективный процесс .
Необходимо подчеркнуть, что только наличие
суммы всех названных условий позволяет
создать идеальную модель подлинно свободной
(совершенной) конкуренции в рамках свободного
(совершенного) рынка с механизмом свободного
ценообразования.
Что же касается несовершенной конкуренции,
то в целом она характеризуется более
или менее активным вмешательством в конкурентные
отношения монополистических «начал»
и установлением власти над ценами со
стороны отдельных субъектов рынка.
В ходе анализа сложного переплетения
чисто конкурентных отношений с процессами
монополизации следует обратить внимание
на то существенное обстоятельство, что
монополизация не должна отождествляться
лишь с процессами укрупнения производства
и капитала, ведущими к установлению так
называемого «всевластия» монополистических
объединений в экономике.
Современное рыночное хозяйство представляет
собой причудливый симбиоз большого, среднего
и малого бизнеса. И было бы известным
упрощением считать всех представителей
большого бизнеса (гигантские национальные
и транснациональные корпорации) строго
монополистическим сектором экономики,
а фирмы среднего и малого калибра - немонополистическим.
В настоящее время экономическая теория
выделяет в рамках несовершенной конкуренции
три ее разновидности: 1) чистую (абсолютную)
монополию; 2) олигополию (от греч. «oligos»
- немногий, немногочисленный), 3) дифференциацию
продукции, благодаря которой складывается
монополистическая конкуренция .
В первом варианте (сугубо монополистическая
ситуация) на каком-либо определенном
товарном рынке устанавливается господство
одного производителя (продавца) или одного
покупателя (в этом случае иногда используется
термин «монопсония»), что порождает абсолютную
власть такого монополиста над ценами.
Подобный феномен несовершенной конкуренции,
почти не встречающийся на практике, означает
полное отсутствие конкурентных отношений
и вправе рассматриваться как еще одна
чисто абстрактная модель рынка.
Во втором варианте (олигопольная структура
рынка) относительно небольшое количество
фирм захватывает власть над единичной
отраслью, добиваясь в условиях конкуренции
частичного (и порой достаточно жесткого)
контроля над ценами. Такая разновидность
несовершенной конкуренции типична для
ряда отраслей (нефть, автомобилестроение,
электроника, химия и т.д.) в странах с высокоразвитой
рыночной экономикой.
И наконец, третий вариант, опирающийся
на постоянно прогрессирующую дифференциацию
производимых продуктов, сводится к функционированию
множества производителей (агентов предложения),
делающих ставку на расширяющееся разнообразие
благ (латинский термин «дифференциация»
переводится как «различие») и, следовательно,
на удовлетворение растущего (не только
количественно, но и качественно) объема
человеческих потребностей. На смену унылой
однородности (идентичности) товаров и
услуг приходит резкое возрастание их
пестрого многообразия по самым разным
параметрам, начиная от сорта, качества,
торговой марки, уровня сервиса и кончая
стилем оформления, привлекательностью
упаковки, рекламой и даже местом нахождения
фирмы. За усилением дифференциации продукции
естественно следует повышение степени
контроля над предложением и над ценами.
Ведь каждый производитель (продавец)
какого-либо особого (дифференцированного)
товара стремится занять место своеобразного
монополиста, пытается создать даже на
ограниченном рыночном пространстве ситуацию
уникальности и неповторимости. Подобный
монополизм может активно произрастать
и реально произрастает во всех сферах
бизнеса - от большого до мельчайшего,
а крупномасштабная концентрация производства
и капитала перестает быть его единственной
материальной основой.
Экономисты выделяют четыре основные стратегии конкурентной борьбы, которые применяют фирмы.
1) «Силовая» стратегия, когда фирмы-соперники переманивают друг у друга клиентов, предлагая им товар по более низкой цене (по принципу «дешево, но прилично»). Крайним проявлением ценового соперничества является демпинг, когда продавцы начинают назначать цены на уровне издержек или даже еще ниже, отказываясь от прибыли. Такое, казалось бы, иррациональное поведение (его применяют, например, японские фирмы, осваивая новые зарубежные рынки) имеет смысл, поскольку победитель в ценовой конкуренции может, одолев соперников, взвинтить цены и наверстать потери. Однако этот путь опасен, поскольку ценовое соперничество может закончиться и обоюдным разорением конкурентов. Силовая/ценовая конкуренция преобладала до 20 в., пока фирмы были не очень крупными, а покупатели стремились, прежде всего, минимизировать свои расходы. В современном же рыночном хозяйстве преобладает неценовая конкуренция - конкуренция скорее за качество товара, чем за цену.
2) «Нишевая» стратегия, когда фирма делает ставку на высокую потребительскую ценность своего товара, не считая нужным бороться за низкие цены (по принципу «дорого, но очень качественно»). Клиентами таких фирм становятся не массовые, а элитарные покупатели. Завоевывая их симпатии, фирма захватывает определенную «рыночную нишу» – сегмент рынка покупателей с особыми запросами. Эта стратегия применяется, например, производителями модных товаров, когда высокая цена становится обязательным атрибутом престижного потребления.
3) «Соединяющая» стратегия, если фирма стремится индивидуализировать свои товары, варьируя стандартную модель в соответствии с заранее собранными заявками клиентов (по принципу «клиент доплачивает, чтобы фирма решила его специфические проблемы»). В результате достигается сочетание унификации базовых характеристик товара с максимальным разнообразием его дизайна и особых приспособлений. Именно так организован, например, рынок автомобилей в США: сначала местные торговые центры собирают заявки от покупателей, желающих приобрести новые автомашины с какими-либо особыми характеристиками (скажем, с тонированными стеклами или с вмонтированным аудиоплейером), затем прямо на заводском конвейере собирают автомобили «под конкретного клиента», используя как стандартные, так и особые узлы и агрегаты.
4) «Пионерная» стратегия, когда фирма ищет революционные технические и организационные решения, которые позволили бы привлечь покупателя и низкой ценой, и высоким качеством (по принципу «лучше и дешевле»). Этот путь многое сулит в случае успеха, но он весьма опасен, поскольку, приступая к научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам (НИОКР), трудно оценить даже вероятность успеха. Именно благодаря такой стратегии появляются принципиально новые товары или методы производства – конвейер, электрическая лампочка, шариковая ручка, вертолет, телевизор и т.д.
Все эти четыре метода конкурентной борьбы можно применять одновременно, однако обычно фирма делает ставку на какой-то один прием, используя другие как дополнительные. Наряду с перечисленными «честными» методами есть и многие «нечестные», запрещенные законом: промышленный шпионаж, коррупция, «черный пиар», торговое пиратство и др.
Конкуренция может вестись между производителями не только одинаковых или взаимозаменяемых товаров, но и между фирмами совершенно не связанных друг с другом отраслей. Поскольку реклама стала одним из важнейших условий реализации произведенных товаров (у некоторых товаров издержки рекламы составляют более половины продажной цены), то производители, например, «Кока-колы» и женских колготок могут ожесточенно конкурировать за рекламное время на телевидении и, в конечном счете, за увеличение доли своих товаров в потребительском бюджете населения.
Для общества наиболее полезной является «пионерная» стратегия, приводящая к революционным изменениям в хозяйственной жизни. Однако бизнес сам по себе эту стратегию использует не слишком часто: крупным фирмам-производителям революционные изменения опасны, поскольку они обесценивают ранее сделанные инвестиции, а мелким фирмам обычно не хватает финансовых ресурсов на НИОКР. Поэтому значительную долю риска по дорогостоящим пионерным разработкам принимает на себя государство – оно не только финансирует фундаментальные научные исследования, но и раздает заказы фирмам на разработку новых образцов некоторых товаров (чаще всего, военного назначения). Выиграв у конкурентов конкурс на государственный заказ, фирма может затем уже не «мелочиться», поскольку государство признает возможность значительного перерасхода запланированных средств из-за объективных препятствий.
Заключение.
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.
Чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.
Говоря о
негативных методах ведения
В целом
же, конкуренция несет меньше
негативных моментов, чем положительных;
конкуренция - значительно меньшее зло,
чем монополия, злоупотребляющая своим
положением в экономике.
Конкуренция
- определяющее условие
Список литературы:
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Проспект, ТК Велби, 2009.
2. Вечканов Г.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
3. Воробьев Е.М. Экономическая теория: Учебник. - М.: Эксмо, 2009.
4. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая тео-рия. - СПб.: Питер, 2009.
5. Кураков Л.П. Экономическая теория. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2007.
6. Кучуков Р.А. Экономическая теория. - М.: Экономика, 2007.
7. Носова С.С. Экономическая теория. - М.: КноРус, 2009.
8. Опыт конкуренции в России. Причины успехов и неудач // Н. Дум-ная, А. Юданов, В. Корольков. - М.: КноРус, 2008.
Информация о работе Современные формы и методы конкурентной борьбы