Современные формы и методы конкурентной борьбы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – провести анализ форм и методов понятия конкуренция.
Задачи исследования:
1.Проанализировать основные формы современной конкуренции.
2. Определить методы конкурентной борьбы.
Объект исследования – основополагающие характеристики конкуренции как экономического явления.
Предмет исследования - определение понятия, форм и методов конкуренции.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1.Содержание и функции конкуренции……………….................5
Содержание понятия конкуренция………………………………….5
Функции конкуренции………………………………………………10
Глава 2.Современные формы и методы конкурентной борьбы………14
2.1 Основные формы современной конкуренции……………………...14
2.2 Методы конкурентной борьбы……………………………………....17
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа..doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1.Содержание и функции конкуренции……………….................5

    1. Содержание понятия конкуренция………………………………….5
    2. Функции конкуренции………………………………………………10

Глава 2.Современные формы и методы конкурентной борьбы………14

2.1 Основные формы  современной конкуренции……………………...14

2.2 Методы конкурентной  борьбы……………………………………....17

Заключение………………………………………………………………..20

Список литературы……………………………………………………….22 
 
 
 

 

Введение. 

Актуальность. Рыночный хозяйственный механизм есть форма проявления системы экономических интересов субъектов рыночной экономики. Как всякая экономическая форма, хозяйственный механизм имеет собственное содержание.

Хозяйственный механизм - одна из самых сложных  экономических категорий. Он включает в себя всю систему экономических категорий в их самом различном соотношении. Труд, издержки, цена, прибыль, заработная плата, процент, рента, капитал, деньги, налог, кредит и т.д. - все эти категории, как и многие другие, здесь не перечисленные, но практически используемые в экономической жизни общества, так или иначе входят в хозяйственный механизм.

Изменения в  социально-экономической жизни общества вызывают необходимость изменения  экономических, правовых и организационных  норм в использовании экономических  категорий и законов прежде всего со стороны государства как хозяйствующего субъекта, призванного обеспечивать согласование в системе экономических отношений и законов. Другие хозяйствующие субъекты вынуждены учитывать изменения в хозяйственном механизме в своей деятельности.

Каждой социально-экономической  системе свойствен свой хозяйственный  механизм, определяемый характером господствующей собственности на средства производства. В рамках же однотипных социально-экономических  систем могут иметь место значительные особенности в механизмах хозяйствования между странами. Для советской модели хозяйствования главным элементом в хозяйственном механизме был план, имеющий силу директивы, государственного закона. Его составляющими были цена, зарплата, себестоимость, налоги, процент и другие, регламентируемые государством.

В рыночной экономике  в условиях частной собственности, свободы, инициативы и предпринимательства  главным элементом хозяйственного механиз-ма является конкуренция. Она  обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цены, издержки производства и т.д.

Именно поэтому  данная тема является актуальной в  современных условиях.

Цель  исследования – провести анализ форм и методов понятия конкуренция.

Задачи исследования:

1.Проанализировать основные формы современной конкуренции.

2. Определить методы конкурентной борьбы.

Объект  исследования – основополагающие характеристики конкуренции как экономического явления.

Предмет исследования - определение понятия, форм и методов конкуренции.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1.

Содержание  и функции конкуренции. 

1.1 Содержание понятия «конкуренция».

Конкуренция (от лат. concurrere - бежать вместе, соперничать) является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства.

Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителями благ (товаров и услуг). Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление.

Они выполняют  важную роль своеобразной «соединительной  ткани», благодаря наличию которой  рыночная экономика функционирует  в качестве сложной и многозвенной системы.

В экономической  литературе существует множество определений категории «конкуренция».

По определению  классической политической экономии, конкуренция есть соревнование ради прибыли. Однако сам объект этого соревнования превращает его в борьбу, принимающую самые разные, часто весьма жесткие формы и методы. Это борьба за более выгодные условия покупки сырья и продажи товаров. Это борьба за экономическое выживание в общественном производстве.

Наряду с примитивно-бытовыми определениями конкуренции как  борьбы за кошелек покупателя и т.п. в экономической литературе приводятся и такие экономически содержательные ее определения, как отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности; практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.

Множество определений  конкуренции отражают сложность и многофункциональность этой категории. Следует подчеркнуть главное: вне конкуренции рынок не может оказывать экономического давления на субъектов хозяйствования.

Рыночная  конкуренция - это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной экономики как системы.

Рыночная цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения и в которой  в конечном счете реализуются  успехи и неудачи в конкурентной борьбе, является результатом взаимодействия множества факторов и механизмов. Она формируется до рынка под влиянием множества факторов, но корректируется на рынке .

Каждым из субъектов  на рынке двигает личный экономический  интерес.

Не сдерживаемые ничем личные корыстные интересы хозяйствующих субъектов могут подорвать нормальное функционирование рыночного хозяйства и действовать в ущерб социальным и экономическим интересам общества.

Основным препятствием на пути неблагоприятного развития событий лежит конкуренция. В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходят снижение издержек и цен на продукцию, повышение ее качества, производство товаров, отвечающих требованиям потребителей и т.д. Иначе говоря, конкуренция выступает как дополнение и противовес предпринимательскому эгоизму. Она направляет его хозяйственную деятельность в ин-тересах всего общества.

А. Смит разработал теорию трудовой стоимости, в соответствии с которой действительным мерилом меновой стоимости выступает затраченный на производство товара труд. Величайшая заслуга А. Смита состоит в том, что он отделил естественную цену (впоследствии получившую название стоимости товара), определяемую затратами труда, от рыночной цены товара, определяемой спросом и предложением на рынке. Именно отклонения рыночных цен от стоимости и определяют успехи и неудачи конкурентной борьбы и в конечном счете - судьбы агентов рыночных отношений. Смит весьма доходчиво объясняет этот механизм. Он пишет: «Рыночная цена любого товара редко может продолжительное время держаться ниже естественной цены, хотя и может долгое время оставаться на более высоком уровне. Какая бы часть ее не оплачивалась ниже своей естественной нормы, лица, интересы которых от этого страдают, немедленно почувствуют ущерб и сейчас же извлекут столько из труда и капитала из производства этого товара, что количество последнего, доставляемое на рынок, окажется достаточным только для удовлетворения действительного спроса на него. Так будет, по крайней мере, в случае существования полной свободы».

Еще более полно  и последовательно развивается действительный рыночный механизм конкуренции у Д. Рикардо и других экономистов классического направления.

Раскрывая причины  возникновения конкуренции, следует  учитывать, что изучение любого экономического явления должно опираться на три подхода: 1) причинно-следственный; 2) функциональный; 3) системный.

В рамках причинно-следственного  подхода, когда выясняются «первичность» и «вторичность» процессов, обнаруживается, что исторически конкуренция порождается общественным разделением труда и частной собственностью, которые неизбежно ведут к установлению через рынок всеобщей связи хозяйствующих и экономически обособленных друг от друга субъекте. На основе функционального подхода, когда непосредственно раскрывается характер взаимодействия этих субъектов, можно сделать вывод, что отношения конкуренции являются не каким-то предвиденным «злом» на пути развития экономической жизни человеческого общества, а одним из его фундаментальных, объективных законов. И, наконец, системный подход позволяет определить конкуренцию как необходимый способ организации целостной системы рыночных отношений.

Отмечая объективную  природу конкурентных отношений, не следует забывать и об их субъективной стороне.

Экономическая наука, исследуя важнейшие принципы эффективного приумножения богатства  и создания основ благосостояния людей, органически включает в себя изучение индивидуума, хозяйствующего в условиях рынка.

Между тем совершенно очевидно, что «человеку разумному (равно и «человеку экономическому») внутренне свойственно такое далеко не самое плохое качество, как склонность к соперничеству, состязательности и предприимчивости в самых различных сферах его бытия. В данном случае речь идет не о какой-то кровавой борьбе за существование», а всего лишь об естественном инстинкте самосохранения с помощью выявления и реализации своих собственных потенциальных способностей. Это ставка на известный принцип «от каждого по способностям» с коррекцией на изначальное неравенство этих способностей и отсюда на необходимость борьбы между их носителями.

Нельзя выбрасывать  из числа факторов появления и развития конкуренции внутреннюю природу человека, которому свойственно врожденное чувство соперничества. Это чувство впервые проявляет ребенок, а затем на протяжении всей человеческой жизни оно служит стимулом развития знаний, способностей, заставляет человека постоянно совершенствоваться.

Конкуренция на деле всегда включала в себя и продолжает включать понятие борьбы — борьбы между субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей, за общественное признание воплощенного в этих благах труда. В прошлом она не случайно была названа «борьбой всех против всех», на основе чего и делался порой однозначный вывод о ее исключительно «дурной» природе, разрушительном характере.

Разумеется, конкуренцию (да и сам рынок) не надо идеализировать. Пытаясь на базе мировой хозяйственной практики и достижений мировой экономической мысли трезво оценить позитивные и негативные черты рыночных конкурентных отношений, нелишне поставить один парадоксальный вопрос: в состоянии ли конкуренция из «борьбы всех против

всех» трансформироваться в своеобразную «борьбу всех ради всех?».

 

    1. Функции конкуренции.

Содержание конкуренции  наиболее полно раскрывается при  анализе ее функций.  
В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции: 1) регулирующую; 2) аллокационную; 3) инновационную; 4) адаптационную; 5) распределительную; 6) контроли-рующую.

Регулирующая  функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению). С помощью именно этой функции через все противоречия рынка прокладывает себе дорогу прогрессивная тенденция к определению предложения спросом (и далее производства-индивидуальными и общественными потребностями). В конечном счете речь здесь идет о создании реального «суверенитета потребителя» взамен все еще сплошь и рядом встречающегося «суверенитета производителя». Девизом этой функции выступает принцип: производите только то, что сумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести.

Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией размещения (от англ. allocation - размещение), выражается в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь труда, земли и капитала) в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.  
Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных проявлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.  
Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности.  
Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (валового национального продукта) среди потребителей.

Информация о работе Современные формы и методы конкурентной борьбы