Современная рыночная экономика и общественные блага

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков – Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме собственности.

Содержание

Введение 3
1. Экономическая природа общественных благ: особенности спроса и эффективный объем 5
1.1. Специфика общественных благ 20
1.2. Особенности спроса на общественные блага 23
1.3. Эффективный объем общественного блага 24
2. Способы предоставления общественных благ: возможности рынка и государства.
2.1. Проблема «безбилетника» 26
2.2. Предоставление общественных благ посредством рынка 27
2.3. Предоставление общественных благ государством 29
2.4. Границы предоставления общественных благ 30
3. Перспективные тенденции в развитии общественных благ 33
Заключение 34
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономической теории.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

      Возможность бесплатного потребления  общественных благ обуславливает  неэффективность при их производстве.

      Суть  проблемы «безбилетника» заключается  в том, что стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «зайцы» занимают степень получаемой ими предельной полезности от потребления  блага, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага, и следовательно, к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. Можно столкнуться с ситуацией, когда никто не захочет платить и предоставление общественных благ окажется невозможным. Таким образом, существо проблемы выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто.

      Аналогия  с «безбилетником» весьма полезна, ибо высвечивает принципиальную невыполнимость сентенций типа: «На  наших улицах было бы чисто, если бы каждый из нас не сорил». Да, все мы выиграли бы, если б только каждый из нас …. Дело, однако, в том, что «каждый» ничего не предпринимает во имя общих интересов, коль скоро это не совпадет непосредственно с его индивидуальным интересам.

      Поднимая «проблему безбилетника» необходимо подчеркнуть, что наряду с отрицательными внешними эффектами существуют положительные, побуждающие людей к «безбилетному» поведению. Положительные эффекты – это выгоды, достающиеся том, кто участвовал в их создании. Тем не менее внешние выгоды и возможности их безвозмездного использования способны становиться основой серьезного обострения социальных противоречий, для разрешения которых требуется государственное регулирование. 

      2.2. Предоставление общественных благ  посредством рынка. 

      Возможности рынка в предоставлении общественных благ – это исключающие принудительное участие способы финансирования их производства. На практике это означает, что предоставление общественных благ осуществляется частным сектором, а  финансирование их производства обеспечивается путем подключения рыночных механизмов. Существует несколько способов такого подключения.

  1. Исключение «безбилетников». Наиболее простым методом их исключения является ограничение доступа к потреблению блага.

      Исключаемые общественные блага представляют собой тот тип благ, доступ к которым легко ограничить, несмотря на коллективный характер их потребления. Введение абонементной платы за подключение к кабельному телевидению и компьютерным сетям, продажа билетов на различного рода зрелищные мероприятия – наиболее наглядные примеры подключения ценового механизма к решению проблемы предоставления общественных благ.

      Введение  платы в качестве инструмента  регулирования доступа к благу  может быть использовано в том  случае, когда степень избирательности в потреблении блага зависит от количества потребителей, т.е. в отношении перегружаемых благ.

        Заключение частных  контрактов может быть эффективным  механизмом исключения неплательщиков в отношении благ совместного  потребления. Контракты на совместное владение предполагают участие в потреблении блага только на определенных условиях, например внесение взносов на благоустройство дома в рамках организованного товарищества.

        Когда благо не находится  в постоянном пользовании потребителя, а круг его потребителей ограничен, в качестве метода исключения «зайцев» может служить создание особых организаций по совместному использованию блага, доступ к потреблению которого обусловлен членством в ней на основе внесения установленного взноса, например пользование бассейнами, площадками для гольфа и тенниса и т.п.

  1. Взаимообусловленное финансирование. Один из методов такого финансирования – увязывание предоставления потребителю обладающего неисключаемостью блага с исключаемым благом, т.е. продажа их в едином пакете. Так, финансирование общественного радио- и телевещания может осуществляться путем включения определенной наценки в цену радио- и телевизионных приемников.
  2. Субсидирование. Финансирование производства общественных благ может осуществляться и за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, которые либо высоко оценивают возникающие при потреблении блага положительные внешние эффекты, либо стремятся за счет этого приобрести определенные нематериальные выгоды – общественный имидж. В качестве примера можно привести финансирование частными организациями и лицами программ охраны окружающей среды и защиты животных.

      Хотя  рынок обладает ограниченными  возможностями в  предоставлении общественных благ, использование  ценового механизма  способствует росту  эффективности их производства. 

      2.3. Предоставление общественных благ  государством.

      Когда круг потребителей общественного блага  обширен, а склонность каждого из них платить за благо глубоко  дифференцирована, преодоление проблемы «зайцев» методами исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к значительному недопроизводству общественного блага. Поэтому единственным способом предоставления подобных общественных благ становится государство.

      Формы участия государства в обеспечении  общественными благами могут быть разными, от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частным сектором общественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Однако суть их одна – производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан как метода решения проблемы «безбилетника».

      Введение  единой платы, обеспечит справедливость. Однако ее следствием будет падение объема общественных благ ниже эффективного из-за склонности лиц с низкими доходами к ограничению финансирования их производства с целью снижения налога. Проигрывают в этом случае и граждане, имеющие высокие доходы, т.к. будут потреблять общественных благ меньше, чем хотели бы. Применение дифференцированной ставки налога способствовало бы устранению возникающей в связи с сокращением объема производства общественных благ неэффективности.

      2.4. Границы предоставления общественных  благ.

      Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. По сути требуется найти то сообщество, которое потребует данное благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные общественные блага.

      Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т.п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам. К числу общественных благ, в том числе международных, в наши дни экономисты относят стандарты, сокращающие трансакционные затраты, в том числе меры длины и веса, язык, денежную систему, результаты фундаментальных научных исследований, международную и региональную стабильность.

      Последнее десятилетие отмечено бурным развитием  интеграции в рамках ЕС, когда многие общественные блага перестают быть национальными, становясь общеевропейскими. Совершенствуются и изменяются функции многих институтов ЕС, возникают новые механизмы принятия решений, в том числе касающиеся предоставления общеевропейских общественных благ, решаются вопросы об изменении компетенции национальных правительств и институтов сообщества. Все эти процессы представляют особый интерес для России с точки зрения взаимодействия федеральных и региональных властей, а также роли, которую играет Россия в СНГ.

      К общегосударственным общественным благам относятся национальная оборона, поддержание общего правопорядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей и мн. др.

      Под местными общественными благами понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т.д.). диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и городского парка.

 

       3. Перспективные тенденции в развитии общественных благ. 

      Современный уровень и перспектива эволюции общественных благ определяются совокупностью  различных условий, среди которых  необходимо выделить два определяющих. Это, во первых, достигнутый в мире уровень промышленного развития, который позволяет говорить о переходе к постиндустриальной стадии в экономически передовых странах, соответственно о создании нового круга общественных благ и механизмов в их распределения – локальных и общенациональных. Эти блага связаны прежде всего с новыми информационными технологиями, знаниями, стандартами и нормами, а также с поддержанием естественной среды.

      Во-вторых, - интернационализация производства и мирохозяйственная глобализация в целом, детерминировавшие потребление феномена международных общественных благ.

      К их числу сегодня относят международные: экономическую и экологическую  устойчивость, безопасность и политическую устойчивость, гуманитарную помощь и  знания, формы обмена общественными благами, деньги, методы макроэкономической политики (в том числе антикризисной) и т.п.

      Международное сотрудничество в связи с анализируемой  проблемой общественных благ способно обеспечить в грядущем столетии решение  проблем бедности, более равномерного распределения капитала, достижения постиндустриальной фазы национальных и мировой экономик.

      Заключение. 

      Российское  общество заинтересовано в развитии рыночной модели экономики, ибо оно  объективно ведет и к укреплению демократии. Ведь последовательное утверждение рыночных принципов означает, во-первых, завершение формирования единого национального рыночного пространства, во-вторых, полновесную поддержку конкуренции на всех рынках и бескомпромиссную борьбу с монополизмом, в-третьих, создание равных возможностей для всех форм собственности и предпринимательства, в-четвертых, производство в достаточном количестве и качестве общественных благ – здравоохранение, образование, наука, культура, охрана окружающей среды и др., в-пятых, оптимальное включение экономики России в мировое хозяйство с обеспечением ее конкурентоспособности и национальных интересов, в-шестых, рост благосостояния общества и создание условий для расширенного воспроизводства населения России, в-седьмых, формирование экономической основы для становления и развития демократических институтов в стране.

      Обеспечение производства общественных благ –  первейшая функция любого государства. В этой связи для повышения  эффективности соответствующего сектора  экономики необходимо достижение баланса интересов производителей и потребителей этих благ, что требует реформирования бюджетного процесса. Создание соответствующей системы бюджетно-налоговых и других институтов воспроизводства общественных благ, можно надеяться, приведет к задействованию в этой области механизма конкуренции – главного двигателя общественного прогресса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы

  1. Макроэкономика: Учебное пособие для студентов экономических вузов / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др. изд. 2 – е. Мн.: БГЭУ, 2000 – 214 с.
  2. 50 Курс макроэкономики. Нуреев Р.М. М: Издательство НОРМА 2001
  3. Макроэкономика. Бункина М.К. Семенов А.М. Семенов В.А. М: Издательство «Дело и Сервис» 2000
  4. Экспертный институт. Инвестиционный климат в России.// ВЭ 2006 №5
  5. и его пределы. // Экономист, 2006 №4
  6. Шабалин А. Динамика государственного и корпоративного долга.// Экономист, 2006, №4
  7. Кучуков Р., Савка А. Государственное регулирование: нацеленность на результаты.//Вопросы экономики, 2006, №9
  8. Кушлин В. Переход к новой модели экономического развития.// Вопросы экономики, 2006, №10
  9. Веблен Т. Ограниченность теории предельной полезности // Вопросы экономики, 2007, №7.
  10. Глазьев С. О стратегии экономического развития России //Вопросы экономики, 2007, №5.
  11. Головкин М. Финансовая глобализация и ограниченность национальной денежно-кредитной политики //Вопросы экономики, 2007, №7.
  12. Баранов А.О., Сомова И.А., Соотношение монетарных и немонетарных факторов в формировании инфляции в России // ЭКО, 2007, №11.
  13. Гребнев Л. О предмете экономической науки //Вопросы экономики, 2007, №8.
  14. Кудрин А. Инфляция: российские и мировые тенденции //Вопросы экономики, 2007, №10.
  15. Либерман А. Современная экономическая теория: основные тенденции. //Вопросы экономики, 2007, №3.

Информация о работе Современная рыночная экономика и общественные блага