Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 15:51, курсовая работа
Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков – Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме собственности.
Введение 3
1. Экономическая природа общественных благ: особенности спроса и эффективный объем 5
1.1. Специфика общественных благ 20
1.2. Особенности спроса на общественные блага 23
1.3. Эффективный объем общественного блага 24
2. Способы предоставления общественных благ: возможности рынка и государства.
2.1. Проблема «безбилетника» 26
2.2. Предоставление общественных благ посредством рынка 27
2.3. Предоставление общественных благ государством 29
2.4. Границы предоставления общественных благ 30
3. Перспективные тенденции в развитии общественных благ 33
Заключение 34
Список литературы 36
Итак,
формирование условий ОЭР в классической
модели происходит по принципу саморегулирования,
без вмешательства государства,
что обеспечивается тремя встроенными
стабилизаторами: гибкими ценами, гибкой
номинальной ставкой зарплаты и гибкой
ставкой процента. При этом денежный и
реальный сектор независимы друг от друга
Кейнсианская модель общего экономического равновесия построена на принципах, отличных от постулатов классической школы. В кейнсианской модели отсутствует гибкость цен, так как, во-первых, в коротком периоде экономические субъекты подвержены денежным иллюзиям, кроме того, в экономике в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т. д.) реальная гибкость цен отсутствует.
Особое значение имеет относительная жесткость номинальной зарплаты. Кейнс подчеркивал, что номинальная зарплата в коротком периоде фиксирована, так как определяется долгосрочными трудовыми контрактами, кроме того, если она и меняется, то только в одну сторону – повышения в периоды экономического подъема. Снижению же ее в периоды экономического спада препятствуют профсоюзы, имеющие большое влияние в развитых странах. В силу этого рынок труда несовершенен и равновесие на нем устанавливается, как правило, в условиях неполной занятости.
Однако
основная особенность кейнсианской
модели заключается в том, что
реальный и денежный сектор экономики
оказываются взаимосвязанными. Указанная
взаимосвязь обусловливается
Важнейшим рынком в кейнсианской модели является рынок благ. В связке “совокупный спрос – совокупное предложение” ведущая роль принадлежит совокупному спросу. Но так как его величина корректируется в результате взаимодействия с денежным рынком, то определяющим параметром общего равновесия становится эффективный спрос, величина которого устанавливается в модели совместного равновесия.
Кейнсианская
модель ОЭР описывает экономику
как целостную систему, в которой
все рынки являются взаимосвязанными,
и изменение условий равновесия
на одном из рынков вызывает изменение
равновесных параметров на других рынках
и условий ОЭР в целом. При этом преодолевается
классическая дихотомия (разделение экономики
на два сектора: реальный и денежный рынки),
исчезает строгое разделение переменных
на реальные и номинальные, а уровень цен
становится одним из параметров общего
равновесия.
1.1.
Специфика общественных благ.
Блага – это средства удовлетворения человеческих потребностей. Это понятие можно классифицировать по разным основаниям, получая при этом множество видов благ. Но, классифицируя блага по характеру потребления, различают два вида благ:
Частное благо делимо, и каждая его единица может быть потреблена только одним человеком (еда, напитки). Коллективные блага потребляются, как правило, совместно. В свою очередь коллективные блага могут быть подразделены на два вида:
«Клубное» благо может использоваться совместно лишь до определённого предела (число мест в автобусе и др.). Полезность «клубного» блага для каждого из его пользователей зависит от их числа, начиная с определённой величины, называемой границей несоперничества. Когда пройдена граница несоперничества, неудобства, которые причиняют друг другу потребители, начинают возрастать. Для общественного блага граница несоперничества не может быть достигнута в рамках данного сообщества. В силу этого общественные блага обладают также свойством «неисключаемости в потреблении».
Общественные блага – социальные услуги, оказываемые государством всем жителям страны, финансируемые за счёт бюджета и внебюджетных фондов: внешняя и внутренняя безопасность, государственное управление, судебные органы, образование, здравоохранение, дороги, мосты и т.д.
Государство возникло как инструмент упорядочения общественных отношений. Оно отражает интересы всего общества, всех его слоёв. Предоставление общественных благ населению выступает как составляющая социальной функции государства. Наибольшее развитие эта функция государства получила в XX веке. И действительно, в современных условиях трудно представить себе нашу жизнь без таких вещей, как здравоохранение, общественный транспорт или централизованное (на уровне государства) обеспечение как внешней, так и внутренней безопасности государства, а, значит, и граждан этого государства.
Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. По сути, требуется найти то сообщество, которое потребляет данное благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные общественные блага
Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т.п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам. К числу общественных благ, в том числе международных, в наши дни экономисты относят стандарты, сокращающие трансакционные затраты, в том числе меры длины и веса, язык, денежную систему, результаты фундаментальных научных исследований, международную и региональную стабильность.
Анализ
столь необычных для
Последнее десятилетие отмечено бурным развитием интеграции в рамках ЕС, когда многие общественные блага перестают быть национальными, становясь общеевропейскими. Как следствие, совершенствуются и изменяются функции многих институтов ЕС, возникают новые механизмы принятия решений, в том числе касающиеся предоставления общеевропейских общественных благ. Все эти процессы представляют особый интерес для России с точки зрения взаимодействия федеральных и региональных властей, а также роли, которую играет Россия в СНГ.
Как было сказано выше, одной из характеристик общественных благ является их неисключаемость. Но отметим, что не всякое общественное благо является неисключаемым. Существуют также так называемые исключаемые общественные блага, которые одновременно являются неконкурентными и исключаемыми. В отличие от чистых общественных благ, доступ к ним легко ограничить. Следовательно, несмотря на то, что их потребление происходит коллективно, проблемы "безбилетника" в таких случаях не возникает. Это означает, что исключаемые общественные блага могут производиться и нередко действительно производятся в частном порядке, не прибегая к привлечению государственных институтов. Типичным примером рыночного обеспечения исключаемыми общественными благами является шоу-бизнес, процветающий во многих странах.
Принцип убывающей полезности действует в отношении спроса на чистое общественное благо. Поэтому кривая спроса на чистое общественное благо имеет нисходящий наклон.
Существенные особенности:
1)
Являясь неделимым, чистое
Qs = q1 = q2 = … = qn
2)
Поскольку все пользователи
MSB = MB1 + MB2 + … + MBn = ∑ Mbi
Спрос на чистое общественное благо определяется уровнем его предельной полезности для потребителя при каждом данном уровне цены.
Отсюда следуют два важных вывода. Первый состоит в том, что объем совокупного спроса на общественное благо равен сумме индивидуальных объемов спроса для каждой данной цены. Второй – в том, что при спросе на чистое общественное благо цены, выражающая готовность потребителя платить за дополнительную единицу блага, не является переменной величиной. Поэтому кривая спроса на чистое общественное благо формируется путем не горизонтального, а вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса, представляясь в виде кривой общего желания платить за каждую дополнительную единицу блага.
Совокупный спрос на чистое общественное благо определяется путем вертикального суммирования индивидуальных объемов спроса.
Предоставление чистого общественного блага для одного лица сопровождается положительными внешними выгодами для всех, а включение в процесс его потребления дополнительных пользователей не приводит к снижению полезности для существующих потребителей. Поэтому общество заинтересовано в обеспечении подобными благами всех потенциальных потребителей.
Эффективным является тот объем чистого общественного блага, при котором предельные общественные выгоды от потребления блага равны предельным издержкам его производства.
На рис. 2 спрос на чистое общественное благо субъекта «А» отражен как ДА, а субъекта «Б» – как ДБ. При этом готовность субъекта «А» платить за дополнительную единицу блага, например, еще один канал общественного телевидения, при объеме Q* составит величину (а), а субъекта «Б» – (в).
Как следует из рисунка ни один из потребителей не готов оплатить предоставление чистого общественного блага в объеме Q* и спрос на него был бы нулевым. Следовательно, достижение эффективного объема производства чистого общественного блага требует кооперации потребителей.
Так
как чистое общественное благо предоставляется
всем пользователям в одинаковом объеме,
то казалось бы логичным взимать с потребителей
одинаковую плату. Однако как видно из
рисунка, установление подобной платы
(с) приведет к тому, что субъект «А» вынужден
будет фактически прекратить потребление
блага из-за превышения налогом получаемых
им предельных выгод. У потребителя «Б»
готовность платить выше, и он будет продолжать
предъявлять спрос. Однако он вынужден
будет платить больше (в1 > в). Следовательно,
применение единой ставки оплаты чистых
общественных благ для имеющих разный
уровень предельной полезности потребителей
не является эффективным с точки зрения
критерия эффективности Парето.
2. Способы предоставления общественных благ: возможности рынка и государства.
2.1. Проблема «безбилетника».
Достижение эффективного объема производства чистого общественного блага предполагает наличие достоверных данных о предельных выгодах всех потребителей блага. Поскольку существует склонность потребителей уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или, по меньшей мере, минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление получило название проблемы «безбилетника» или «зайцев».
Информация о работе Современная рыночная экономика и общественные блага