Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 17:16, контрольная работа
Цель исследования – проведение комплексного всестороннего анализа современной цивилизации и ее информационной стадии развития.
В соответствие с поставленной целью задачи исследования могут быть сформулированы следующим образом.
1. Рассмотреть понятие информации и информационного общества.
2. Привести классификацию стадий (этапов) развития человеческой цивилизации по информационному критерию.
3. Назвать системообразующие принципы сетевой организации информационного общества и информационной экономики.
4. Дать характеристику экономической деятельности людей в информационном обществе
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Информация и информационное общество……………………………… 5
2. Классификация стадий (этапов) развития человеческой
цивилизации по информационному критерию……………………………..
8
3. Системообразующие принципы сетевой организации
информационного общества и информационной экономики………………
13
4. Характеристика экономической деятельности людей в
информационном обществе…………………………………………………..
16
5. Информационная целостность человеческого общества и
интегрально - информационное единство. Информационно-сетевая
экономика………………………………………………………………………
21
Заключение……………………………………………………………………. 27
Библиографический список…………
Сознательная деятельность человека, степень развитости его разума, запас научных знаний – все это реализуется в практической деятельности посредством информационных взаимодействий, отношений и связей. Человек осуществляет свое воздействие на окружающий его мир прямо пропорционально своему знанию.18 Уровень развития производительных сил общества в каждый данный момент времени определяется уровнем научных и специальных знаний, уровнем развития способов, методов их информационной актуализации. Степень информационной актуализации научных знаний, накопленных за все время существования человеческой цивилизации, обусловлена информационными потребностями общества и способностью людей осуществлять высокоэффективную информационную деятельность.19 Поэтому воспроизводство (воспитание, обучение) людей с развитыми информационными потребностями и развитой способностью информационной актуализации является не только главным фактором научно-технического и общественного прогресса, но и главной целью развития человеческой цивилизации как таковой.20
Перед тем, как что-нибудь делать, разумный человек всегда предварительно определяет целесообразность этого процесса и решает следующие вопросы: с какой целью, какие для этого имеются условия и ресурсы, каким способом, сколько времени потребуется на это, каковы общие затраты и каким будет конечный и интегральный эффект от осуществления всего воспроизводственного процесса? По сути, разумный человек предварительно разрабатывает идеальный план, программу будущей деятельности, информационную модель предстоящего процесса и его конечного результата как целостную воспроизводственную систему в единстве всех ее составляющих. И лишь затем, когда человек убедился в правильности сделанного выбора, в целесообразности и последовательности действий, человек начинает реальный процесс производства продукта. Знание ведет к предвидению, предвидение – к целесообразному действию. Чем полнее и достовернее знание, тем точнее предвидение, тем более эффективно действие.
Человек, как носитель комплекса производительных потребностей и способностей, выступает единичной социальной производительной силой, которая, сформированная общественным воздействием, в процессе труда веществу (материалу) природы противостоит не просто как природная физическая сила, а как частица интегральной социальной силы всей человеческой цивилизации (не только нынешних, но и всех прошлых поколений).Предметная человеческая деятельность, по сути, обусловлена человеческими интересами и потребностями, социальными целями развития и осуществляется в системе человеческих отношений (информационных отношений). Целостное воспроизводство общественной жизни людей есть воспроизводство не только материальных условий, но и воспроизводство общественных (информационных) отношений, а также воспроизводство самих людей как сознательных субъектов и главных носителей этих отношений.21
В социальном (информационном) смысле вся огромная совокупность производительных сил общества (средства производства, предметы потребления, технология, научное знание, сами люди как носители способности к труду и потреблению) есть, прежде всего, социальные продукты целесообразной деятельности всей человеческой цивилизации, всех когда-либо живших и ныне живущих поколений людей. Воспроизводство своей общественной жизни совершается людьми не стихийно, не так, как им хочется, а при условиях, которые непосредственно имеются налицо, которые созданы и даны им предшествующими поколениями. Структура и характер объективных условий воспроизводства жизнедеятельности нынешнего поколения закономерно отражают структуру и характер жизнедеятельности всех предшествующих поколений людей. Между нынешним и прошлыми поколениями людей существует закономерная связь, которая по своей глубинной сути есть информационная связь.22
Можно
сделать важный методологический вывод.
Связь между различными поколениями
людей, связь времен, связь между различными
историческими и социально-экономическими
эпохами существования человеческой цивилизации
представляет собой информационную связь.
Предметными носителями этой связи являются
интегральные производительные силы общества,
как в вещественной форме продуктов труда
(средств производства, предметов потребления
и др.), материальных невещественных результатов
деятельности (технологии, энергии, организации,
управление), так и в форме материализованного
научного знания в виде закодированной
информации на материальных носителях
(речь, письменность, книги и др.).
5. Информационная целостность человеческого общества и
интегрально - информационное единство.
Информационно-сетевая
экономика
Все элементы и составляющие интегральных производительных сил общества имеют единую субстанцию, общий субстрат, однородные атрибуты – определенным образом закодированную информацию на предметных носителях, как идеальных, так и материальных (вещественных и невещественных), как неживых, так и живых (люди). Нынешнее поколение живущих людей, осуществляющих воспроизводство своей общественной жизни, с одной стороны, используя уже имеющиеся производительные силы, развоплощает (декодирует) опредмеченную всеми предшествующими поколениями информацию и потребляет ее; с другой стороны, создавая новые производительные силы, воплощает (кодирует) в них предметным образом новую информацию, потребителями которой будут последующие поколения людей.23
Так
осуществляется историческая, социальная,
экономическая и другая связь
между различными поколениями людей
и реализуется целостность
Если в основу классификации положить информационный критерий, то можно говорить о существовании единого интегрального информационного единства (во времени и пространстве) всех общественно-исторических эпох и всех поколений людей, которые жили ранее, живут в настоящем и будут жить в будущем. В силу этого в производстве конкретного продукта участвует не просто имеющаяся в наличии механическая сумма совокупных общественных производительных сил, а вся накопленная всеми предшествующими поколениями людей и примененная нынешним поколением интегральная совокупность производительных сил человеческой цивилизации.
Производство
конкретного продукта обусловлено
интегральной связью всех поколений
людей, а его потребление и
воспроизводство посредством
Степень информационной актуализации (применения) научных знаний, накопленных за все время существования человеческой цивилизации, обусловлена информационными потребностями общества и способностью людей осуществлять высокоэффективную информационную деятельность. Поэтому воспроизводство (воспитание, образование, обучение) людей с развитыми информационными потребностями и развитой способностью информационной актуализации является не только главным и решающим фактором научно-технического и общественного прогресса, но и главной целью развития человеческой цивилизации как таковой. В рамках информационной парадигмы логично поставить вопрос о существовании в человеческом обществе интегральных информационных эффектов (социальных, экономических, этнокультурных и др.), которые начинают проявляться с наибольшей полнотой на информационной стадии общественно-исторического развития. В соответствии с развиваемой нами информационной парадигмой ранее нами были очерчены границы предметной области новой интегральной экономической дисциплины – информационной экономики, развивающейся как интегральная научная дисциплина в рамках междисциплинарного научного направления, и были даны системные определения предмета теории информационной экономики.24
Лучшим подтверждением тезиса о том, что внутренним содержанием экономических явлений является информация, служит широкое распространение и практическое применение в наиболее развитых странах мира такого современного финансового инструмента как электронные деньги. Именно в электронных деньгах наиболее ярко проявляются имманентно присущие стоимости информационные свойства, которые сбрасывают свою чувственно-грубую природную телесность и выражают свое генетическое информационное содержание. Именно в электронных деньгах ценность наиболее полно реализует свою глубинную сущность, когда информационное содержание денег выражает себя в адекватной информационной (цифровой) форме, сбрасывая с себя природно-телесные золотые, серебряные и бумажные одежды. В информационном обществе, с экономикой информационного типа, все социально-экономические феномены (ресурсы, ценность, богатство) реализуют себя в наиболее адекватной, всеобщей форме – в информационной форме (в форме информационных ресурсов, электронных денег, информационного богатства).
Сегодня во всем мире активно формируется глобальная сетевая информационная экономика, которая получила название Networks Economy. Параллельно с формированием различных составляющих сетевой информационной экономики идет формирование различных сетевых институциональных управленческих структур, включая институты государственной власти на федеральном и региональном уровне. Интернет-технологии не только быстро внедряются в политику, бизнес, государственное управление, но и трансформируют характер межличностных отношений в обществе (формируются виртуальные он-лайновые сообщества, устанавливаются отношения информационного партнерства, осуществляется группировка пользователей по определенным информационным интересам), меняют правила «игры», меняют принципы ведения бизнеса, управления компаниями и государственного управления.25
В развитых странах активно формируются электронные биржи труда, через которые специалисты в области найма посредством компьютерной обработки предоставленных через Интернет кандидатами (неработающими в настоящее время или желающими сменить место работы) электронных резюме трудоустраивают их в соответствии с электронными заявками (данными о вакансиях и требований к нанимаемым работникам) компаний.
В
связи с развитием
На основе данного подхода можно не только внешне классифицировать явление, выявить его явные качественные и количественные параметры, но и определить его скрытые содержательные характеристики, направленность его развития, генетическую природу, т. е. можно дать целостную интегральную классификацию структурно-функциональной многоуровневой организации исследуемого явления, выявить имманентно присущие ему субординированные взаимосвязи и потенциальные интегральные эффекты.
В
связи с вышеизложенными
На
наш взгляд, следует подчеркнуть,
что современную сетевую информационную
экономику невозможно анализировать,
если не учитывать ее новые особенности
и возникающие в ней интегральные эффекты.
Традиционно используемые экономической
наукой понятия «результативность», «эффективность»
применительно к информационной сетевой
экономике не только приобретают новые
формальные признаки, но и наполняются
новым содержанием.
Информация о работе Современная цивилизация и ее информацион