Современная банковская система России: структура, особенности функционирования и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 05:08, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы – изучить структуру банковской системы на теории РФ и проанализировать перспективы ее дальнейшего развития.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. определить сущность и принципы организации банковской системы России;
2. выявить роль и значение Банка России в банковской системе;
3. раскрыть основные факторы, влияющие на развитие банковской системы;
4. рассмотреть деятельность Банка России по регулированию банковской системы на современном этапе;
5. провести анализ банковской системы России в условиях мирового финансового кризиса;
6. определить перспективы развития банковской системы России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………..……………………….…………………………….…..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ………...……………………………………………….…..5
1.1 Сущность и структура банковской системы России…..……...…….……….5
1.2 Особенности функционирования банковской системы ………..……....…...8
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2007-2010г.)
…...............................................................................................................................14
2.1 Банковская система России в условиях мирового финансового кризиса ……………….………………………………………………………………..……14
2.2Перспективы развития банковской системы России..................……….…...20
3. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И КРИЗИС В ПЕРМСКОМ КРАЕ………...….24
3.1 «Скорая помощь» банкам Перми……………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………….……………..……………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…………………….….………29
Приложения………………………………………………………….……………31

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

   С сентября 2008 г. условия формирования денежного предложения кардинально ухудшились. Сокращение международных резервов Банка России за сентябрь- ноябрь в рублевом эквиваленте превысило 2.5 трлн. руб. Денежная база в широком определении за три осенних месяца сократилась сильнее, чем за предыдущие восемь – на 3.0%. Ни сокращение остатков на счетах бюджета в Банке России (около 500 млрд. руб.), ни беспрецедентное наращивание кредита банкам (на 2.0 трлн. руб.) не смогли обеспечить положительной динамики денежного предложения.

  Осеннее развитие событий в монетарной сфере является аналогом ситуации, ожидаемой здесь в 2009 г.: динамика денежного предложения в следующем году будет определяться исключительно возможностями Банка России по рефинансированию кредитных организаций и правительства – по наращиванию госрасходов и предоставлению средств госкорпорациям. В 2009 г., при среднегодовом валютном курсе в 30 руб./долл., прогнозируется уменьшение объема валютных резервов на 90 млрд. долл. – это эквивалентно 2.7 трлн. руб. сокращения активов Банка России. В подобных условиях обеспечение роста широкой денежной базы на 13–15% потребует не менее 3.6 трлн. руб. внутренних источников денежной эмиссии. В зависимости от конкретных механизмов реализации бюджетной и денежной политики в 2009 г. этот объем может быть распределен между кредитованием банков со стороны Банка России, увеличением расходной части бюджета и покупкой Центробанком государственных ценных бумаг.

  В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010–2011 годов» (по версии на октябрь 2008 г.) наихудший сценарий развития денежной сферы (при среднегодовой цене на нефть в 66 долл./барр.) подразумевает увеличение валового кредита банкам на 0.7 трлн. руб.

  Исходя из более реалистичного прогноза среднегодовой цены на нефть в 2009 г. (45 долл./барр.) необходимый объем кредитования банков для поддержания денежного предложения должен быть выше – по оценкам специалистов, 2.5 трлн. руб. Заданные параметры денежного предложения в значительной степени определяют перспективы развития российской банковской системы в 2009 г. – в рамках обсуждаемого сценария банковский сектор получит не менее 3.0 трлн. руб. от правительства РФ и Банка России. Таким образом, государство будет основным источником финансовых ресурсов, привлекаемых банковской системой. По нашим оценкам, доля государственных средств (Банк России и бюджеты всех уровней) в совокупных банковских пассивах возрастет с 1.8% на начало 2008 г. до 16.5% на 01.01.2010. Увеличение притока прочих привлеченных ресурсов в национальную банковскую систему, с учетом практически полного закрытия внешних рынков, будет определяться развитием российской экономики. Доля иностранных пассивов в совокупных банковских пассивах снизится с 18.1% на начало 2008 г. до 13.3% на 01.01.2010. Прогнозируется, что счета и депозиты населения и корпоративного сектора могут увеличиться на 2.0-2.2 трлн. руб. Рост банковских кредитов экономике будет ограничен 25% (чуть более 4 трлн. руб.). Меньший темп роста кредитов определит еще большее замедление экономического роста.[16;с.7]. Отдельно можно отметить, что изменение принципов формирования денежного предложения одновременно со значительным ростом участия государства в банковской системе предполагает и изменения в ее структуре: существующая система рефинансирования «настроена» на крупные кредитные организации со сравнительно большим уровнем капитала, диверсифицированной клиентской базой; укрупнение кредитных организаций в рамках данного развития станет естественным способом выживания банковского сектора и будет происходить скорее эволюционно, нежели административно.

  Процессы консолидации в банковском секторе уже начинают набирать обороты. Их реализация происходит различными путями – это и поглощения крупными банками более мелких, и переток клиентской базы в процессе санации разоряющихся банков к тем кредитным организациям, при участии которых осуществляется такое оздоровление. Наиболее ярким примером

последнего  времени здесь может служить  объявленное объединение МДМ-банка  и УРСА банка, после слияния объединенный банк с капиталом в размере 72 млрд. рублей и активами в размере 523 млрд. рублей станет одним из ведущих финансовых учреждений в России. Окончательное объединение должно произойти в течение 12-18 месяцев, то есть в первом полугодии 2010 года, до этого банки будут работать самостоятельно. [6;с.7]

  Укрупнение банков является единственным для банковского сектора способом пережить период низких темпов денежного предложения и нехватки ликвидности. Представляется, что в ближайшие годы уровень ликвидности банковского сектора не превысит 4–5% от совокупных активов. Содержать такую неэффективную банковскую систему в условиях кризиса представляется «непозволительной роскошью».

  Первый - самостоятельный выход банков из кризиса. Очевидно, что на восстановление российской банковской системы понадобится значительное время. Ряд коммерческих банков, несмотря на имеющиеся убытки, реализуют агрессивную стратегию, направленную на привлечение новых клиентов, и за счет их средств решают проблемы с ликвидностью. Другие, главным образом крупные кредитные учреждения, открывают новые банки. При этом в старом банке остаются все «плохие» активы и пассивы, а крупные корпоративные клиенты переводятся на расчетно-кассовое обслуживание в новый банк. Неработающие активы (государственные и муниципальные ценные бумаги, подлежащие реструктуризации) и замороженные пассивы (средства физических и юридических лиц) остаются в старом банке до завершения реструктуризации государственных облигаций, часть депозитов физических лиц переводится в Сбербанк РФ. Перечисленные стратегии могут в той или иной степени успешно реализовываться в случае, если банк имел нулевую (или незначительную) открытую валютную позицию, а также крупных корпоративных клиентов. Девальвация рубля (напомним, что рост обменного курса за 2009 г. составил около 250%, а инфляция - 84.4%) резко обесценила активы, а также создала дополнительные проблемы с возвратом синдицированных кредитов. Крупные банки, располагающие значительным объемом депозитов населения и вложения которых в государственные ценные бумаги существенны, фактически не имеют шансов на самостоятельное восстановление.

  Второй - государственная поддержка банковской системы. За более чем полгода, прошедшие с начала финансового кризиса, денежными властями были обнародованы несколько планов стабилизации банковской системы, однако конкретных практических действий предпринято не было. Вызвано это следующими причинами:

* отсутствием  общего правительственного плана  макроэкономической стабилизации  и среднесрочной экономической  программы;

* стабилизация  в настоящий момент банковской  системы, как это ни парадоксально,  усилит общую финансовую нестабильность.

Последний тезис нуждается в некоторых  пояснениях. Прежде всего, только решение  проблемы нормализации банковских перечислений в экономике потребовало значительной эмиссии: было проведено несколько  взаимных зачетов с использованием фонда обязательного резервирования, а ряд банков получили стабилизационные централизованные кредиты. Далее, перевод депозитных вкладов физических лиц из проблемных банков в Сбербанк Российской Федерации предполагает, что государство берет ответственность за их возврат на себя, даже при использовании частично конфискационных схем. Население испытывает, по понятным причинам, недоверие, как к банковской системе, так и к государству, и будет стремиться изъять вклады. Наличные деньги, в свою очередь, окажутся на товарных и валютном рынках и обусловят рост цен и обменного курса рубля. Наконец, российские коммерческие банки имеют значительную внешнюю задолженность. Выдавая подобным банкам стабилизационные кредиты, Центробанк должен учитывать, что определенная часть рублевых средств будет конвертироваться в иностранную валюту, усиливая давление на обменный курс. В случае расширения государственного участия в определенном банке власти берут ответственность за взятые им ранее внешние кредиты на себя. Отметим, что в случае предоставления банкам централизованных кредитов важное значение имеют условия залога и процентные ставки. При предоставлении централизованного кредита под залог ГКО/ОФЗ речь фактически идет о досрочном погашении данных бумаг. Централизованный кредит, выданный по ставке рефинансирования (60% годовых), при складывающейся рыночной конъюнктуре означает, что определенный коммерческий банк привлекает ресурсы по любой цене и его шансы на восстановление нормального состояния невелики. Активное участие денежных властей в восстановлении банковской системы имеет и ряд положительных моментов, к которым можно отнести следующие:

* контроль  за финансовыми потоками. Расширение  участия правительства и Центробанка  в крупных коммерческих банках  позволит расширить кредитование предприятий реального сектора;

*значительная устойчивость конъюнктуры на финансовых рынках, поскольку снизится объем спекулятивного капитала;

*сокращение вывоза капитала из России в результате ужесточения государственного контроля;

* привлечение ресурсов для федерального бюджета, в частности размещение государственных ценных бумаг, со сравнительно низкой доходностью.

     Третий - расширение участия внешнего капитала на банковском сегменте. Опыт работы зарубежных банков на российском рынке нельзя назвать удачным.  
 

  2.2 Перспективы развития банковской системы России 

  Ускоренный рост банковской системы России в последние годы (активы банковской системы возросли в 2009 и 2010 гг. на 44% при росте номинального ВВП на 24.3 и 22.7% соответственно) происходил за счет увеличения внешних заимствований и скрывал накапливающиеся структурные диспропорции банковской системы: [12]

- нарастающий разрыв между потребностью в расширении объема банковских кредитов нефинансовому сектору и располагаемой внутренней ресурсной базой;

- сегментация банковской системы одновременно с уже накопленными высокими рисками, порождающими вероятность возникновения кризиса ликвидности и банкротств отдельных банков;

- низкий уровень развития системы рефинансирования и финансовых рынков;

- снижение качества кредитного портфеля и управления рисками.

  Нынешний кризис на российских финансовых рынках характеризуется как «кризис доверия» и «рыночная истерика». Несмотря на то, что ФСФР ввела запреты по ряду сделок (в частности, участникам рынка на время было запрещено проводить маржинальные сделки и «короткие» продажи), а также разработала новые правила ведения и приостановки торгов, вывод капитала с российского фондового рынка продолжился. В частности, к началу декабря этого года индекс РТС упал до отметки 658 пунктов, а индекс ММВБ понизился до 611 пунктов. Однако очевидно, что для подобного поведения должны существовать и фундаментальные причины. Основа для кризисных проявлений формировалась в течение последних 12 месяцев (периода начала мирового кризиса), а основными тенденциями выступали следующие: [17]

1) Фактическое закрытие мировых рынков для большинства российских заемщиков, произошедшее с августа 2009 г. (начало глобального кризиса ликвидности). Ключевым фактором нестабильности при этом выступил не отток капитала из России (хотя он и наблюдается периодически), а резкое сокращение притока иностранного капитала в страну. Данный факт обусловливает сложности для многих банков и корпораций по рефинансированию прошлых долгов.

2) Высокая инфляция, приведшая к сокращению сбережений населения. По итогам 2008 г. объем недополученных розничных депозитов в результате высокой инфляции и отрицательных реальных процентных ставок мы оцениваем в 440 млрд. руб. (17.5 млрд. долл.), что вполне сопоставимо с чистым притоком иностранного капитала в банковскую систему.

3) Ужесточение денежной политики в 2009 г., результатами которого явились рост процентных ставок, снижение денежного предложения, падение уровня ликвидности. Доля наиболее ликвидных активов (денежных средств в кассах банков, счетов в Банке России и вложений в ОБР.) составила на 01.09.2009 всего 4.5%. (Минимальный уровень прошлой осени (по состоянию на 1 ноября 2009 г.) составлял 4.9%, летом 2006 г. (локальный банковский кризис) этот показатель не опускался ниже 5.9%.) Очевидно, что с таким низким уровнем ликвидности может функционировать лишь пятерка крупнейших банков.

4) Низкий уровень управления рисками и рискованные стратегии отдельных банков, которые активно привлекали ресурсы на внешних рынках и направляли их на кредитование нефинансового сектора, использовали ценные бумаги в качестве залогов и прочее. Но даже при резком снижении ликвидности темпы роста кредитования населения и предприятий оставались на высоком уровне: по состоянию на 01.09.2009 кредиты предприятиям выросли на 46% (год к году), кредиты населению – на 50% (год к году).

Таким образом, в период кризиса темпы  роста банковских кредитов существенно  превышали темпы роста депозитов, а в финансировании данного разрыва  возникли проблемы, связанные как с изменениями на мировых рынках капитала, так и с внутренней инфляцией. Непродолжительное время разрыв финансировался за счет снижения уровня ликвидности, продажи ценных бумаг и рефинансирования Банком России. Стабилизация ситуации в банковской сфере и на финансовых рынках в среднесрочной перспективе, по мнению большинства аналитиков, невозможна без решения перечисленных структурных проблем; при этом проблема разрыва между объемами кредитования и внутренних сбережений является определяющей. Разрыв этот настолько велик (3.5 трлн. руб.), что решение задачи его преодоления не может быть осуществлено только за счет инструментов рефинансирования (даже при его максимальном расширении). И особенно тревожным сигналом является то, что разрыв каждый месяц нарастает. По оценке экспертов, рост ставок на 1 % эквивалентен увеличению издержек в целом по экономике и в обрабатывающей производствах на 0,26 %, что эквивалентно снижению прибыли в годовом выражении на 1,9-2,0%.. Таким образом, можно констатировать, что рост ставок по итогам 2010 года привел к   дополнительному увеличению издержек компаний, не менее чем на 1,6%, эквивалентному снижению прибыли на 11%.[15]. Так, при сохранении текущих темпов роста кредитов и депозитной базы разрыв между кредитами и внутренними депозитами может вырасти еще на 0.3 трлн. руб. к концу года и почти на 1 трлн. руб. – за первый квартал 2011 г. Если же ситуация на рынке внешних займов для российских банков будет развиваться по наиболее пессимистичному сценарию – полное закрытие рынков и прекращение рефинансирования старых долгов новыми займами, – то на уже запланированные выплаты банкам потребуется до конца первого квартала 2011 г. еще до 1.5 трлн. руб. Кроме того, для нормализации деятельности банковского сектора при его нынешней структуре необходимо, чтобы уровень ликвидности составлял не менее 7% активов на 1 января 2011 г. и 5.5–6.0% на 1 апреля 2011 г. В конце года ликвидность банковского сектора традиционно находится на относительно высоком уровне; выполнение этого условия подразумевает отвлечение в ликвидность до конца 2010 г. еще около 0.7 трлн. руб., почти половина из которых, правда, может быть возвращена в оборот в течение первого квартала 2011 г. [9; с.145]

Информация о работе Современная банковская система России: структура, особенности функционирования и перспективы развития