Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 05:08, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – изучить структуру банковской системы на теории РФ и проанализировать перспективы ее дальнейшего развития.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. определить сущность и принципы организации банковской системы России;
2. выявить роль и значение Банка России в банковской системе;
3. раскрыть основные факторы, влияющие на развитие банковской системы;
4. рассмотреть деятельность Банка России по регулированию банковской системы на современном этапе;
5. провести анализ банковской системы России в условиях мирового финансового кризиса;
6. определить перспективы развития банковской системы России.
ВВЕДЕНИЕ ……………..……………………….…………………………….…..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ………...……………………………………………….…..5
1.1 Сущность и структура банковской системы России…..……...…….……….5
1.2 Особенности функционирования банковской системы ………..……....…...8
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2007-2010г.)
…...............................................................................................................................14
2.1 Банковская система России в условиях мирового финансового кризиса ……………….………………………………………………………………..……14
2.2Перспективы развития банковской системы России..................……….…...20
3. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И КРИЗИС В ПЕРМСКОМ КРАЕ………...….24
3.1 «Скорая помощь» банкам Перми……………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………….……………..……………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…………………….….………29
Приложения………………………………………………………….……………31
С сентября 2008 г. условия формирования денежного предложения кардинально ухудшились. Сокращение международных резервов Банка России за сентябрь- ноябрь в рублевом эквиваленте превысило 2.5 трлн. руб. Денежная база в широком определении за три осенних месяца сократилась сильнее, чем за предыдущие восемь – на 3.0%. Ни сокращение остатков на счетах бюджета в Банке России (около 500 млрд. руб.), ни беспрецедентное наращивание кредита банкам (на 2.0 трлн. руб.) не смогли обеспечить положительной динамики денежного предложения.
Осеннее развитие событий в монетарной сфере является аналогом ситуации, ожидаемой здесь в 2009 г.: динамика денежного предложения в следующем году будет определяться исключительно возможностями Банка России по рефинансированию кредитных организаций и правительства – по наращиванию госрасходов и предоставлению средств госкорпорациям. В 2009 г., при среднегодовом валютном курсе в 30 руб./долл., прогнозируется уменьшение объема валютных резервов на 90 млрд. долл. – это эквивалентно 2.7 трлн. руб. сокращения активов Банка России. В подобных условиях обеспечение роста широкой денежной базы на 13–15% потребует не менее 3.6 трлн. руб. внутренних источников денежной эмиссии. В зависимости от конкретных механизмов реализации бюджетной и денежной политики в 2009 г. этот объем может быть распределен между кредитованием банков со стороны Банка России, увеличением расходной части бюджета и покупкой Центробанком государственных ценных бумаг.
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010–2011 годов» (по версии на октябрь 2008 г.) наихудший сценарий развития денежной сферы (при среднегодовой цене на нефть в 66 долл./барр.) подразумевает увеличение валового кредита банкам на 0.7 трлн. руб.
Исходя из более реалистичного прогноза среднегодовой цены на нефть в 2009 г. (45 долл./барр.) необходимый объем кредитования банков для поддержания денежного предложения должен быть выше – по оценкам специалистов, 2.5 трлн. руб. Заданные параметры денежного предложения в значительной степени определяют перспективы развития российской банковской системы в 2009 г. – в рамках обсуждаемого сценария банковский сектор получит не менее 3.0 трлн. руб. от правительства РФ и Банка России. Таким образом, государство будет основным источником финансовых ресурсов, привлекаемых банковской системой. По нашим оценкам, доля государственных средств (Банк России и бюджеты всех уровней) в совокупных банковских пассивах возрастет с 1.8% на начало 2008 г. до 16.5% на 01.01.2010. Увеличение притока прочих привлеченных ресурсов в национальную банковскую систему, с учетом практически полного закрытия внешних рынков, будет определяться развитием российской экономики. Доля иностранных пассивов в совокупных банковских пассивах снизится с 18.1% на начало 2008 г. до 13.3% на 01.01.2010. Прогнозируется, что счета и депозиты населения и корпоративного сектора могут увеличиться на 2.0-2.2 трлн. руб. Рост банковских кредитов экономике будет ограничен 25% (чуть более 4 трлн. руб.). Меньший темп роста кредитов определит еще большее замедление экономического роста.[16;с.7]. Отдельно можно отметить, что изменение принципов формирования денежного предложения одновременно со значительным ростом участия государства в банковской системе предполагает и изменения в ее структуре: существующая система рефинансирования «настроена» на крупные кредитные организации со сравнительно большим уровнем капитала, диверсифицированной клиентской базой; укрупнение кредитных организаций в рамках данного развития станет естественным способом выживания банковского сектора и будет происходить скорее эволюционно, нежели административно.
Процессы консолидации в банковском секторе уже начинают набирать обороты. Их реализация происходит различными путями – это и поглощения крупными банками более мелких, и переток клиентской базы в процессе санации разоряющихся банков к тем кредитным организациям, при участии которых осуществляется такое оздоровление. Наиболее ярким примером
последнего
времени здесь может служить
объявленное объединение МДМ-
Укрупнение банков является единственным для банковского сектора способом пережить период низких темпов денежного предложения и нехватки ликвидности. Представляется, что в ближайшие годы уровень ликвидности банковского сектора не превысит 4–5% от совокупных активов. Содержать такую неэффективную банковскую систему в условиях кризиса представляется «непозволительной роскошью».
Первый - самостоятельный выход банков из кризиса. Очевидно, что на восстановление российской банковской системы понадобится значительное время. Ряд коммерческих банков, несмотря на имеющиеся убытки, реализуют агрессивную стратегию, направленную на привлечение новых клиентов, и за счет их средств решают проблемы с ликвидностью. Другие, главным образом крупные кредитные учреждения, открывают новые банки. При этом в старом банке остаются все «плохие» активы и пассивы, а крупные корпоративные клиенты переводятся на расчетно-кассовое обслуживание в новый банк. Неработающие активы (государственные и муниципальные ценные бумаги, подлежащие реструктуризации) и замороженные пассивы (средства физических и юридических лиц) остаются в старом банке до завершения реструктуризации государственных облигаций, часть депозитов физических лиц переводится в Сбербанк РФ. Перечисленные стратегии могут в той или иной степени успешно реализовываться в случае, если банк имел нулевую (или незначительную) открытую валютную позицию, а также крупных корпоративных клиентов. Девальвация рубля (напомним, что рост обменного курса за 2009 г. составил около 250%, а инфляция - 84.4%) резко обесценила активы, а также создала дополнительные проблемы с возвратом синдицированных кредитов. Крупные банки, располагающие значительным объемом депозитов населения и вложения которых в государственные ценные бумаги существенны, фактически не имеют шансов на самостоятельное восстановление.
Второй - государственная поддержка банковской системы. За более чем полгода, прошедшие с начала финансового кризиса, денежными властями были обнародованы несколько планов стабилизации банковской системы, однако конкретных практических действий предпринято не было. Вызвано это следующими причинами:
* отсутствием
общего правительственного
* стабилизация
в настоящий момент банковской
системы, как это ни
Последний
тезис нуждается в некоторых
пояснениях. Прежде всего, только решение
проблемы нормализации банковских перечислений
в экономике потребовало
* контроль
за финансовыми потоками. Расширение
участия правительства и
*значительная устойчивость конъюнктуры на финансовых рынках, поскольку снизится объем спекулятивного капитала;
*сокращение вывоза капитала из России в результате ужесточения государственного контроля;
* привлечение ресурсов для федерального бюджета, в частности размещение государственных ценных бумаг, со сравнительно низкой доходностью.
Третий - расширение участия внешнего
капитала на банковском сегменте. Опыт
работы зарубежных банков на российском
рынке нельзя назвать удачным.
2.2
Перспективы развития банковской системы
России
Ускоренный рост банковской системы России в последние годы (активы банковской системы возросли в 2009 и 2010 гг. на 44% при росте номинального ВВП на 24.3 и 22.7% соответственно) происходил за счет увеличения внешних заимствований и скрывал накапливающиеся структурные диспропорции банковской системы: [12]
- нарастающий разрыв между потребностью в расширении объема банковских кредитов нефинансовому сектору и располагаемой внутренней ресурсной базой;
- сегментация банковской системы одновременно с уже накопленными высокими рисками, порождающими вероятность возникновения кризиса ликвидности и банкротств отдельных банков;
- низкий уровень развития системы рефинансирования и финансовых рынков;
- снижение качества кредитного портфеля и управления рисками.
Нынешний кризис на российских финансовых рынках характеризуется как «кризис доверия» и «рыночная истерика». Несмотря на то, что ФСФР ввела запреты по ряду сделок (в частности, участникам рынка на время было запрещено проводить маржинальные сделки и «короткие» продажи), а также разработала новые правила ведения и приостановки торгов, вывод капитала с российского фондового рынка продолжился. В частности, к началу декабря этого года индекс РТС упал до отметки 658 пунктов, а индекс ММВБ понизился до 611 пунктов. Однако очевидно, что для подобного поведения должны существовать и фундаментальные причины. Основа для кризисных проявлений формировалась в течение последних 12 месяцев (периода начала мирового кризиса), а основными тенденциями выступали следующие: [17]
1) Фактическое закрытие мировых рынков для большинства российских заемщиков, произошедшее с августа 2009 г. (начало глобального кризиса ликвидности). Ключевым фактором нестабильности при этом выступил не отток капитала из России (хотя он и наблюдается периодически), а резкое сокращение притока иностранного капитала в страну. Данный факт обусловливает сложности для многих банков и корпораций по рефинансированию прошлых долгов.
2) Высокая инфляция, приведшая к сокращению сбережений населения. По итогам 2008 г. объем недополученных розничных депозитов в результате высокой инфляции и отрицательных реальных процентных ставок мы оцениваем в 440 млрд. руб. (17.5 млрд. долл.), что вполне сопоставимо с чистым притоком иностранного капитала в банковскую систему.
3) Ужесточение денежной политики в 2009 г., результатами которого явились рост процентных ставок, снижение денежного предложения, падение уровня ликвидности. Доля наиболее ликвидных активов (денежных средств в кассах банков, счетов в Банке России и вложений в ОБР.) составила на 01.09.2009 всего 4.5%. (Минимальный уровень прошлой осени (по состоянию на 1 ноября 2009 г.) составлял 4.9%, летом 2006 г. (локальный банковский кризис) этот показатель не опускался ниже 5.9%.) Очевидно, что с таким низким уровнем ликвидности может функционировать лишь пятерка крупнейших банков.
4) Низкий уровень управления рисками и рискованные стратегии отдельных банков, которые активно привлекали ресурсы на внешних рынках и направляли их на кредитование нефинансового сектора, использовали ценные бумаги в качестве залогов и прочее. Но даже при резком снижении ликвидности темпы роста кредитования населения и предприятий оставались на высоком уровне: по состоянию на 01.09.2009 кредиты предприятиям выросли на 46% (год к году), кредиты населению – на 50% (год к году).
Таким
образом, в период кризиса темпы
роста банковских кредитов существенно
превышали темпы роста