Совокупный спрос

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 05:18, курсовая работа

Описание работы

Сейчас, в период глубокого экономического кризиса в России всех волнуют экономические проблемы. То и дело слышатся слова "инфляция", "курс рубля" и тому подобные экономические термины. Для того чтобы разобраться в этой ситуации надо знать основные экономические законы, а так как мы хотим разобраться в ситуации в стране в целом, то мы должны также знать макроэкономические закономерности. Для раскрытия макроэкономических закономерностей необходимо прежде всего рассмотреть категорию совокупного спроса.

Содержание

Введение
Совокупный спрос и его структура
Спрос на потребительские товары и услуги
Спрос на инвестиционные товары
Спрос на товары и услуги со стороны государства
Спрос на отечественные товары со стороны иностранцев
Модель IS-LM и основные уравнения этой модели
Факторы совокупного спроса
Ценовые факторы
Неценовые факторы
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экон.теории.docx

— 68.26 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Совокупный спрос и его структура
      1. Спрос на потребительские товары и услуги
      1. Спрос на инвестиционные товары
      2. Спрос на товары и услуги со стороны государства
      3. Спрос на отечественные товары со стороны иностранцев
  1. Модель IS-LM и основные уравнения этой модели
  2. Факторы совокупного спроса
      1. Ценовые факторы
      1. Неценовые факторы

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Сейчас, в период  глубокого экономического кризиса  в России всех волнуют экономические  проблемы. То и дело слышатся  слова "инфляция", "курс рубля"  и тому подобные экономические  термины. Для того чтобы разобраться  в этой ситуации надо знать  основные экономические законы, а так как мы хотим разобраться  в ситуации в стране в целом,  то мы должны также знать  макроэкономические закономерности. Для раскрытия макроэкономических  закономерностей необходимо прежде всего рассмотреть категорию совокупного спроса.

Изучение совокупного  спроса в целом и на рынке благ в особенности является важнейшей  задачей для экономистов любой  мало-мальски развитой страны. Рассмотрение кривой совокупного спроса очень  важно для изучения макроэкономического  равновесия рынка благ, условий его  установления и нарушения.

Из-за того, что категория  совокупного спроса является одной  из важнейших проблем макроэкономики, она освещается в любом пособии, посвящённом макроэкономическому  анализу. Это явилось небольшой проблемой для меня, так как пришлось перебирать много литературы, для того чтобы как можно полней и доступней рассказать о совокупном спросе. В конце концов основным пособием я избрала учебник Агаповой "Макроэкономика", за доступность и логичность изложения материала, в качестве дополнения рассмотрев ещё несколько  источников.

 

 

 

 

  1. Совокупный спрос и его структура

       Совокупный спрос (от англ. aggregate demand – AD) – представляет собой реальный объем национального производства, который потребители готовы приобрести при данном уровне цен и прочих равных условиях, или это сумма планируемых расходов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги. Отсюда формула совокупного спроса имеет вид:

 

AD = C + Y + G + Xn,

где

С (consumption demand) – спрос домохозяйств – потребительский спрос.

I (investment demand) – спрос фирм – инвестиционный спрос.

G (government spending) – спрос со стороны государства – государственные закупки товаров и услуг.

Xn (demand for net export) – спрос иностранного сектора – чистый экспорт.

Формула совокупного  спроса похожа на формулу подсчета ВВП по расходам. Отличие состоит  в том, что формула ВВП представляет собой сумму фактических расходов в течении года всех макроэкономических агентов, а  формула совокупного спроса отражает расходы, которые намерены сделать макроэкономические агенты.

Величина этих совокупных расходов зависит прежде всего от уровня цен. Отсюда совокупный спрос отражает связь между объемом  совокупного выпуска, на котором  предъявлен спрос всеми макроэкономическими  агентами и общим уровнем цен  в национальной экономике. Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса.

Графически обратная зависимость величины совокупного  спроса от общего уровня цен может  быть представлена в виде кривой, имеющей  отрицательный наклон (рис. 1.1.).

Кривая совокупного  спроса показывает различные комбинации общего уровня цен (на оси ординат  – Р) и реального объема выпуска, выраженного в денежном эквиваленте (на оси абсцисс -Y).

 

                                Р


 

 

                                Р2            А


 

 

                                Р1                         В


 

                            АD

 


                                          Y2   Y1                                 Y

Рис. 1.1. Кривая совокупного спроса

 

При более низком уровне цен (Р1) величина совокупного спроса (Y1) будет больше (точка В), чем при более высоком уровне цен (Р2), которому соответствует величина спроса (Y2) (точка А).

Таким образом, кривая совокупного спроса АD (см. рис. 1.1) показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

     Кривую АD нельзя получить суммированием индивидуальных или рыночных кривых спроса, потому что она отражает соотношение совокупных величин. Так рост общего уровня цен не означает повышение цен на все товары в экономике и может происходить в условиях, когда цены на некоторые товары снижаются, а на некоторые – остаются без изменения. Поэтому отрицательный наклон кривой совокупного спроса не может быть объяснен эффектом замещения и эффектом дохода (как для кривых индивидуального и рыночного спроса).

Совокупный спрос имеет 2 формы:

- Натурально-вещественную – это форма совокупного спроса отражает общественную потребность населения, фирм, государства в товарах и услугах, включает определенные виды продуктов и услуг непроизводственного потребления, удовлетворяющие личные и иные непроизводственные потребности, и совокупность всех средств производства и производственных услуг (научные исследования, информация, связь …),

- Стоимостную – это сумма всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике, которая отражает связь между объемом совокупного выпуска, необходимого для населения, предприятий и государства, и общим уровнем цен в экономике.

 

 

 

    1. Спрос на потребительские товары и услуги

   Поведение домохозяйства как потребителя находится под влиянием многих факторов, в частности предпочтения, размер получаемого дохода, уровень цен на потребительские блага, объем имущества. Совокупность их определяет индивидуальный спрос отдельного хозяйства, который является компонентом рыночного спроса.

     Изменение дохода ведет к увеличению финансовых возможностей домохозяйства, поскольку бюджетная линия смещается (параллельно) наверх в случае, если доход возрастает, и вниз, если он уменьшается. Согласно предположение рациональной поведения оно должно искать новый оптимальный набор, который соответствует новым финансовым возможностям. При исследовании влияния изменения дохода на спрос на отдельное благо различают три основных типа реакции потребителя.

      Во-первых, возможно изменение спроса в том же направлении, что и изменение дохода. Вероятно предположить, что при увеличении дохода у подавляющего большинства домохозяйств будет расти спрос на некоторые блага, например на одежду, а при уменьшении - наоборот. Блага, которые проявляют такую реакцию потребителя, называют благами высокого потребительского качества. Во-вторых, спрос на отдельное благо изменяется в противоположном направлении относительно изменению дохода. Иначе говоря, при росте дохода спрос на некоторые блага, например хлеб, уменьшается (это и понятно, поскольку потребители переключают свой потребительский спрос на блага, которые лучше удовлетворяют их потребности, а при уменьшении - наоборот, возрастает). Блага, которые проявляют такую реакцию потребителя, называют благами низкого потребительского качества.

       В-третьих, спрос на некоторые блага может характеризоваться отсутствием реакции спроса на изменение дохода (в определенных пределах). Примером таких благ могут быть транспортные услуги, при росте дохода потребители продолжают пользоваться теми же видами городского транспорта, что и раньше, а не ездят, скажем, на такси.

      Если использовать показатель эластичности спроса по доходу, который показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на благо при изменении дохода на 1 процент, то для благ низкого потребительского качества он будет отрицательным, для благ высокого потребительского качества положительным, а для последнего случая равняться нулю.

       Другим важным фактором индивидуального спроса является изменение цен. При этом следует различать влияние на спрос на отдельное благо как его «собственной» цены (прежде это имеют в виду, когда речь идет о реакции спроса домохозяйства на изменение цены), так и цен других благ, входящих в потребительскую корзину.

       Реакция спроса на изменение цены оказывается, как уже отмечалось, в повороте бюджетной линии, соответственно. Потребитель, который действует рационально, может выбирать при этом новый оптимальный потребительский набор. Рассмотрим ситуацию, когда растет «своя» цена блага .

        Благо Гиффена - это такое благо, которое принадлежит к благам первой жизненной необходимости; именно поэтому домохозяйство при росте цен на все блага переключают свой спрос на такие блага как например, хлеб, сокращая спрос на все остальные. Эффект Гиффена характерен для наименее состоятельных домохозяйств. В противовес этому благо Веблена характеризует другие причинной связи: состоятельные домохозяйства покупают блага, которые дорожают, скажем, потому, что они престижные и являются признаком принадлежности к определенной социальной прослойки. Кроме того, эффект увеличения объема спроса за повышение цены может возникать вследствие того, что потребители оценивают блага не по их качеству (часто для этого нет достаточных данных, поскольку эти качества проявляются только во время потребления), а по цене, считая, что высокая цена гарантирует высокое качество товара. Аналогичную реакцию могут вызвать высокие инфляционные ожидания населения, которое покупает товары заранее, поскольку через некоторое время они будут стоить гораздо дороже. Степень реакции спроса домохозяйства на смену «собственной» цены блага оценивают с помощью показателя ценовой эластичности, который показывает, на сколько процентов изменится объем спроса, если цена блага возрастет на 1 процент.

      Спрос домохозяйства на определенное благо реагирует на изменения цен других благ.

       Если с изменением цены определенного блага в том же направлении меняется объем индивидуального спроса на другое благо, это благо является заменителем. Так, если растет цена на кофе, можно ожидать рост спроса потребителей на такой ее заменитель, как чай. При снижении цены на кофе можно ожидать сокращение спроса на чай. Если с изменением цены определенного блага объем индивидуального спроса на другое благо меняется в противоположном направлении, оно выгоднее первого.

        Так, с ростом цены на автомобили, вероятно, будет сокращаться спрос на бензин. Проанализированые характеристики домохозяйства касаются только его функции как потребителя. Что же касается его функции как поставщика ресурсов (прежде всего услуг фактора «труд»), то ее анализ позволяет выяснить предложение домохозяйства. Основными факторами поведения домохозяйства как поставщика являются цены услуг факторов производства (например, для фактора «труд» это ставка заработной платы) и предпочтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Спрос на инвестиционные товары

     Инвестиции – долгосрочные вложения государственного или частого капитала в различные отрасли экономики как внутри страны, так и за границей с целью извлечения прибыли.

     В макроэкономике под инвестициями понимаются реальные инвестиции – вложения капитала частной фирмой или государством в производство той или иной продукции.

      Выделяют три типа инвестиций:

1. Производственные инвестиции (здания, сооружения, оборудование).

2. Инвестиции в жилищное строительство (приобретением домов для проживания или сдачи в аренду).

3. Инвестиции в запасы (сырье, материалы, незавершенное производство, готовые изделия).

   Инвестиционный спрос  состоит из двух частей.

1. Из спроса на восстановление изношенного капитала.

2. Из спроса на увеличение чистого реального капитала.

       Инвестиционный спрос – это самая динамичная и изменчивая составляющая совокупного спроса, она зависит от объективных факторов (состояние экономической конъюнктуры: ожидаемая норма чистой прибыли, ставка процента) и субъективного фактора (решения предпринимателей).

     Кривая инвестиционного спроса показывает в графической форме размер инвестиций, осуществление которых возможно при каждом данном уровне процентной ставки.

Из рис. 1.2. видно, что между ставкой процента и совокупной величиной требуемых инвестиций существует обратная зависимость.

Информация о работе Совокупный спрос