Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Модели совокупного спроса и совокупного предложения, в отличие от модели спроса и предложения для одного товара, позволяют ответить на многие принципиальные вопросы: Почему вообще увеличиваются или уменьшаются цены? Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни периоды и резко повышается в другие? Что определяет все равновесное количество определенных товаров на внутреннем рынке, то есть реальный объем национального производства? Почему реальный объем национального производства уменьшается в определенные периоды по сравнению с предшествующим уровнем, а в другие быстро увеличивается?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Совокупный спрос и факторы, влияющие на него………………………...4
Совокупное предложение и факторы, влияющие на него……………….11
Макроэкономическое равновесие в моделе совокупного спроса и совокупного предложения………………………………………………………21
Момент равновесия и его значение……………………………21
Смещение кривой совокупного спроса………………………..22
Смещение кривой совокупного предложения………………...23
Шоки спроса и предложения. Стабилизационная политика…24
Эффект Храповика……………………………………………...26


Заключение……………………………………………………………………….27

Список используемой литературы……………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 174.00 Кб (Скачать)
 

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ФАКУЛЬТЕТ НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

На  тему:

«Совокупный спрос и совокупное предложение» 
 
 

Выполнила:

Студентка группы 511 

Кравченко Кристина Сергеевна 
 
 

г. Ростов–на–Дону                                                                                                 2008г. 

Содержание. 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Совокупный спрос и факторы, влияющие на него………………………...4
  2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него……………….11
  3. Макроэкономическое равновесие в моделе совокупного спроса и совокупного предложения………………………………………………………21
    1. Момент равновесия и его значение……………………………21
    1. Смещение кривой совокупного спроса………………………..22
    2. Смещение кривой совокупного предложения………………...23
    3. Шоки спроса и предложения. Стабилизационная политика…24
    4. Эффект Храповика……………………………………………...26
 

Заключение……………………………………………………………………….27

Список используемой литературы……………………………………………...28       
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

       Изучение  процессов совокупного спроса и  совокупного предложения как  факторов, влияющих на экономическое  равновесие, является важнейшей задачей  для экономистов любой страны.

       Данные  категории являются одними из важнейших в макроэкономике, они освещаются практически в любом пособии, посвящённом макроэкономическому анализу, как отечественных, так и зарубежных экономистов.

       Модели  совокупного спроса и совокупного  предложения, в отличие от модели спроса и предложения для одного товара, позволяют ответить на многие принципиальные вопросы: Почему вообще увеличиваются или уменьшаются цены? Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни периоды и резко повышается в другие? Что определяет все равновесное количество определенных товаров на внутреннем рынке, то есть реальный объем национального производства? Почему реальный объем национального производства уменьшается в определенные периоды по сравнению с предшествующим уровнем, а в другие быстро увеличивается?

       Для такого ответа нужно объединить или  агрегировать, во-первых, все отдельные виды производств в единое совокупное производство, или реальный объем национального производства; во-вторых, тысячи цен на различные товары в единую совокупную цену, или уровень цен. Объединение всех цен на отдельные товары и услуги в уровень цен, а также объединение всего количества товаров и услуг в реальный объем национального производства называется агрегированием. Объединенные цены и объединенные равновесные количества товаров называются совокупностями (агрегатами).

       Подобные  агрегированные показатели и являются объектом изучения данной работы.  

I. Совокупный спрос и факторы, влияющие на него. 

       Совокупный  спрос – это потребность в товарах и услугах, представленная в денежной форме, со стороны населения, предприятий, государства и иностранных стран. Он представляет собой абстрактную модель соотношения между уровнем цен и реальным объемом национального производства. Общая характеристика данной модели состоит в том, что, чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема национального производства будут в состоянии приобрести покупатели, и наоборот, более высокий уровень цен сопровождается падением возможного объема реализации национального продукта. Следовательно, между уровнем цен и реальным объемом национального производства существует обратная зависимость. Наиболее наглядно она выражается посредством кривой совокупного спроса. (рис. 1) 1

           

                          P 
 
 

 AD 

                  1. Q

        Рис.1 кривая совокупного спроса 

       Из  рис.1 видно, что кривая совокупного  спроса отклоняется вниз и вправо, так же, как кривая спроса на отдельный товар. Но причины этого отклонения различны.

       Характер  кривой спроса на отдельный товар  связан с эффектами дохода и замещения. Эффект дохода заключается в том, что когда цена падает, то постоянный денежный доход потребителя дает ему возможность приобрести большее количество товара, чем раньше. А эффект замещения заключается в том, что когда цена на отдельный товар падает, то потребитель готов приобрести большое количество данного товара, потому что он становится относительно дешевле, чем другие товары.

       Характер  кривой совокупного спроса связан с  другими тремя факторами:

  1. эффектом процентной ставки;
  2. эффектом богатства, или реальных кассовых остатков;
  3. эффектом импортных закупок.

       Эффект  процентной ставки показывает, что при повышении уровня цен повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций. Это, в свою очередь, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта. Дело в том, что повышение уровня цен расширяет спрос на наличные деньги. Потребителям нужны дополнительные средства для производства покупок, предпринимателям – для закупки сырья, оборудования, выплаты заработной платы и т.д. Если объем денежной массы не меняется, это взвинчивает цену за пользование деньгами, т.е. процентную ставку, что, в свою очередь, ограничивает расходы и по покупкам, и по инвестициям. Отсюда следует вывод, что повышение уровня цен на товары увеличивает спрос на деньги, поднимает ставку процента и тем самым сокращает спрос на реальный объем производимого национального продукта.

       Эффект  богатства, или материальных ценностей, также усиливает нисходящую траекторию кривой совокупного спроса. Он показывает, что при более высоком уровне цен покупательская способность накопленных финансовых активов (срочные счета или облигации), находящихся у населения, уменьшится. В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы. И, наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность, материальных ценностей возрастает и расходы увеличиваются.

       Эффект  импортных закупок  предполагает, что существует обратная зависимость между изменениями уровня цен в одной стране по сравнению с другими странами и изменением чистого объема экспорта в совокупном спросе. При повышении уровня цен эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, уменьшение уровня цен способствует сокращению импорта и увеличению экспорта и тем самым увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе.2

       Совокупный  спрос представляет собой сумму  всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.

       При отсутствии ограничений со стороны  производителя, а так же при отсутствии сильной инфляции рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен. Такое воздействие на экономику в период кризиса 30-х годов XX в. Оказала государственная политика стимулирования совокупного спроса в США.

       Если  экономика близка к состоянию  полной занятости, то рост совокупного спроса вызывает не столько увеличение объема выпуска, так как практически все мощи уже задействованы, сколько рост цен.

       В структуре совокупного спроса можно  выделить:

       1) спрос на потребительские товары  и услуги;

       2) спрос на инвестиционные товары;

       3) спрос на товары и услуги  со стороны государства;

      4) спрос на наш экспорт со  стороны иностранцев или спрос  на чистый    экспорт 

       Одни  компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например потребительские расходы. Другие - более динамичны, например инвестиционные расходы, их изменения вызывают колебания экономической активности.

       Кривая  совокупного спроса AD (от англ. aggregate demand) показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

       Движение  вдоль криво AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег:3

       MV = PY, отсюда P = MV / Y или Y = MV / P,

где Р  – уровень цен в экономике, в данном случае – индекс цен;

      Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;

      M – количество денег в экономике;

      V – скорость обращения денег.

       Следует отличать изменения совокупного  спроса, вызванные изменениями в уровне цен, от изменений, вызванных изменениями в неценовых детерминантах (факторах) совокупного спроса. К ним относятся:

    1. изменения в потребительских расходах в результате изменения:

        а) благосостояния потребителя;

        б) ожиданий потребителя;

        в) задолженности потребителя;

        г) налоговых ставок;

    2) изменения  в инвестиционных расходах в  результате изменений:

        а) процентных ставок;

        б) ожидаемых прибылей от инвестиций;

        в) налогов с предприятий;

        г) технологии и использование избыточных мощностей;

    3) изменения  в государственных расходах;

    4) изменения  в чистом экспорте.4

        Изменение неценовых факторов отражается на графике сдвигом кривой AD. Например, увеличение предложения денег (или скорость их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразятся на графике сдвигом кривой AD вправо (рис. 2), а снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта отразятся графически сдвигом влево (рис. 3).  5

  Р                     Р

 

 AD2 AD1 

                           AD1 AD2

               Q              Q

       рис. 2 и рис. 3 – изменение совокупного  спроса 

       Рассмотрим  более подробно неценовые факторы. Изменения в потребительских расходах могут воздействовать на совокупный спрос под влиянием различных причин. Очень нагляден пример с покупкой импортных товаров. Ранее приводился вариант действия ценовых факторов, когда при изменении уровня цен на внешнем и внутреннем рынках происходят изменения в ту или иную сторону в совокупном спросе. Однако подобные изменения происходят и при неизменных ценах, например, появившаяся на рынке Италии австрийская обувь более качественная, чем отечественная. Естественно, что спрос на эту обувь при равных ценах будет выше. Таких вариантов действия неценовых факторов множество, однако основными являются благосостояние потребителя, задолженность потребителя и налоги.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение