Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 17:44, курсовая работа
Современная теория равновесия совокупного спроса и предложения представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить. Но, равновесия на товарных рынках недостаточно для нормального развития экономики. Необходимо достижение равновесия и на денежном рынке. Только при одновременном достижении равновесия на товарном и денежном рынках экономика развивается бескризисно.
Введение
Глава 1. Общий равновесный анализ. Частичное и общее равновесие рыночной системы.
Глава 2. Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение» как базовая модель макроэкономического равновесия в экономической теории
2.1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Его ценовые и неценовые факторы.
2.2. Совокупное предложение. Специфика кривая совокупного предложения. Влияние ценовых и неценовых факторов на совокупное предложение.
2.3. Варианты равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.
Глава 3. Взаимодействие совокупных спроса и предложения в российской экономике. 3
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Чем
определяется спрос? Самый простой
ответ — количеством денег
у субъектов экономических
Рис.1 Совокупный спрос (AD)
Зависимость спроса от динамики цен можно показать с помощью уравнения количественной теории денег:
Из
приведенных формул следует, что
связь между объемом
Кривая совокупного спроса.
Совокупный
спрос иллюстрируется графической
моделью в виде
кривой совокупного
спроса AD (Рис.2), она показывает количество
товаров и услуг, которые готовы приобрести
потребители, бизнес и правительство при
каждом данном уровне цен. Кривая AD отражает
ту же зависимость, что и приведенная формула
— по мере роста цен (Р) уменьшается величина
реального объема выпуска, на который
предъявляется спрос (Y), т.е.
действует закон убывания спроса. Иначе
говоря, рост уровня цен приводит к сокращению
во всех компонентах, образующих реальный
совокупный спрос, — в потреблении, инвестициях,
правительственных расходах и чистом
экспорте.
Рис.2 Кривая совокупного спроса (AD)
Кривая
совокупного спроса внешне похожа на
кривую рыночного спроса, однако между
ними есть немаловажные различия. Так,
если рыночную кривую спроса на продукт
мы строим, исходя из того, что неизменны
цены на другие продукты и услуги и неизменен
потребительский доход, то кривая совокупного
спроса отражает возможные изменения
общего уровня цен, которое, в свою очередь,
может вести к изменению национального
дохода.
Ценовые факторы.
При объяснении убывающего характера кривой AD указывают на три важнейшие причины. Во-первых, действие эффекта процентной ставки (эффект Кейнса). Чем выше процентная ставка, тем ниже, при прочих равных условиях, величина совокупного спроса, предъявляемого на реальный объем выпуска, в т.ч. и в силу того, что растет цена кредита и сокращается реальный доход. Так, при фиксированном объеме денежной массы рост спроса на деньги повышает их цену — процентную ставку. Более высокая процентная ставка сокращает объем покупок на денежные суммы, взятые в кредит, т.е. сокращается реальный доход и совокупный спрос.
Соответственно более низкая процентная ставка поощряет к заимствованиям, как население, так и фирмы, что ведет к увеличению расходов на потребительские и инвестиционные товары. Данный эффект иногда называют именем Дж.М.Кейнса, поскольку он анализировал последствия изменений процентной ставки.
Вторая
причина — эффект
богатства (эффект Пигу). Рост цен приводит
к уменьшению (обесценению) реальной стоимости
финансовых активов. Это касается как
самих денег, так и накопленных финансовых
активов с фиксированной ценой, например,
счета в банках или облигации.
А падение цен ведет к увеличению реальной
стоимости денег, т.е. потребители могут
за те же суммы приобрести большее количество
товаров и услуг. Рост покупательной способности
создает ощущение увеличения богатства.
Этой закономерности придавал особое
значение Артур Пигу (1877—1959), отсюда и
название - эффект
Пигу.
Третья причина — эффект импортных закупок, или эффект обменного курса. В результате снижения курса национальной валюты товары, произведенные в данной стране, становятся относительно более дешевыми. Подобное изменение относительных цен ведет к уменьшению импорта и увеличению экспорта, т.е. увеличивается чистый экспорт (разность между экспортом и импортом), а, следовательно, растет совокупный спрос.
Из Российской практики: Особенности проявления ценовых эффектов в российской экономике.
Все
три названных эффекта
Что касается эффекта Пигу, то в послереформенной России накопилось немало как позитивных, так и негативных примеров. Так, негативные последствия для материального положения населения и совокупного спроса имела либерализация цен в 1992 году. Ее следствием стало обеднение населения и сокращение совокупного спроса. Противоположная тенденция проявлялась в 2000—2001 гг., когда при относительной стабильности цен и росте доходов отмечено увеличение совокупного спроса.
Третья
причина — рост
импортных закупок. Граждане России
отдавали предпочтение импортным товарам
в ущерб национальным именно тогда, когда
цены на национальные товары росли, а на
импортные оставались относительно стабильными.
Импорт уменьшал российский чистый экспорт,
а, следовательно, и национальный доход
и совокупный спрос. Ситуация изменилась
на противоположную после дефолта 1998 г.
и девальвации рубля, когда увеличение
цен на ряд импортных товаров привело
к сокращению ввоза товаров, к росту совокупного
спроса и национального дохода.
Приведенные выше причины объясняют конфигурацию
кривой AD, отражающую обратную зависимость
между уровнем цен и совокупным спросом.
Неценовые факторы AD.
Смещение кривой AD, показанное на Рис.3, может быть вызвано разнообразными причинами, влияющими на изменения расходов домашних хозяйств, бизнеса и правительства. Так, рост налогов, при прочих равных условиях, отразится левосторонним сдвигом (кривая AD3), что будет отражать сокращение и инвестиционного, и потребительского спроса. Рост государственных расходов, напротив, может привести к правостороннему сдвигу (кривая AD1).
Рис.3 Смещение кривой совокупного спроса (АD)
Среди
факторов, влияющих на сдвиг кривой
AD, следует отметить:
• уровень благосостояния, адаптивные
ожидания, налоги и трансфертные платежи;
• процентные ставки, субсидии и льготные
кредиты, налоги, новые технологии, инновации;
• изменения государственных расходов;
• колебания валютных курсов, важнейшие события в мировой политике.
Факторы сгруппированы в соответствии с их воздействием на составные части совокупного спроса — потребительские, инвестиционные и государственные расходы, а также чистый экспорт.
2.2. Совокупное предложение. Специфика кривая совокупного предложения. Влияние ценовых и неценовых факторов на совокупное предложение
Совокупное предложение (aggregate supply) — общее количество товаров и услуг, произведённых в экономике (в стоимостном выражении). Часто используется как синоним ВНП (или ВВП).
Состояние
совокупного предложения в
Факт снижения издержек производства на единицу производимой продукции для объяснения изменений в росте производства не вызывает сомнений. Однако за этим фактом скрывается огромная творческая работа на самых различных уровнях экономической жизни страны. Снижение издержек возможно только при росте общественной производительности труда, что в свою очередь предполагает использование более совершенной технологии производства, организации и управления бизнесом, существование рациональной отраслевой производственной структуры, гармоничное взаимодействие производственной и внепроизводственной сфер деятельности, стабильное социально-экономическое положение в стране.
Кривая совокупного предложения - кривая, отражающая взаимозависимость между реальным объемом производства и общим уровнем цен, включающим в себя цены на конечную продукцию и услуги, а также цены на факторы производства.
Если цены на факторы производства изменяются одновременно с ценами на конечную продукцию, то производители остаются равнодушны к изменению цен, и объем производства изменяется под влиянием размера накопления или изменений в технологии. В этой ситуации кривая совокупного спроса имеет вид вертикальный прямой.
В краткосрочном периоде, пока цены на факторы производства не сравнялись с ценами на конечную продукцию, предприниматели имеют возможность получать дополнительную прибыль и увеличивать объем производства. В этом случае кривая совокупного спроса имеет положительный наклон.
Кривая совокупного предложения (AS) показывает, какой объём совокупного выпуска может быть предложен производителями при разных значениях общего уровня цен.
Обычно кривая совокупного предложения представляется в виде трех отрезков, отражающих зависимость между уровнем цен и величиной совокупного предложения. Эту зависимость можно показать графически:
Рис.4 Кривая совокупного предложения (АS)
На графике AS можно выделить три отрезка: I — горизонтальный, или кейнсианский, отрезок; II — вертикальный, или классический, отрезок; III — восходящий, или промежуточный, отрезок.
Для кейнсианского отрезка характерна ситуация, когда максимально возможный объем национального производства Qmax не достигнут. Очевидно, что здесь существует и недозагрузка производственных мощностей и значительная безработица, т. е. экономика функционирует в условиях неполной занятости и находится в фазе кризиса или депрессии экономического цикла. Находясь в состоянии кризиса или депрессии, экономика может наращивать объемы производства без заметного увеличения цен на производимую продукцию. Рост объемов производства на отрезке до Qt практически при нулевом росте цен возможен за счет использования свободных экономических ресурсов, которые из-за кризиса в экономике «выпали» из процесса общественного воспроизводства. Все эти ресурсы можно вовлечь в производство при неизменных ценах ресурсного рынка. А поскольку предприниматели приобретают экономические ресурсы по твердым ценам, то их издержки на производство единицы продукции при расширении объема выпуска не увеличиваются. Уровень издержек производства в расчете на единицу продукции фактически не меняется, а значит, и цены на создаваемые товары будут постоянны.
Классический участок графика совокупного предложения предполагает, что экономическая система достигла кривой своих производственных возможностей, т. е. функционирует в условиях полной занятости всех экономических ресурсов. Это означает, что достигнут максимально возможный для данной экономики объем внутреннего производства Qmax (ВВПпатенц). Таким образом, экономическая система находится в фазе подъема экономического цикла. На этом участке любое изменение уровня цен в экономике не приведет к изменению реального объема производства в экономике.
Классический участок кривой совокупного предложения исследовался экономистами классической школы. По мнению экономистов-классиков, для рыночной экономики типично состояние полной занятости, которое достигается автоматически.
Промежуточный отрезок графика AS отражает ситуацию параллельного увеличения как объемов производства, так и уровня цен в экономике (показатели изменяются соответственно с Q1 До Qmax и с Р1 до Р2). Подобная совместная динамика этих двух показателей может быть объяснена следующими причинами. Во-первых, неравномерностью развития национальной экономики по отраслям и регионам. Полная занятость достигается неравномерно — в некоторых отраслях может возникнуть дефицит ресурсов, в других, наоборот, будет их избыток. В последних будет наблюдаться застой. В первой группе отраслей увеличение спроса на ресурсы будет сопровождаться ростом цен на факторы производства, а следовательно, увеличением средних издержек и цен на готовую продукцию. В другой группе отраслей средние издержки остаются постоянными. Во-вторых, рост объемов производства в интервале с Q1, до Qmax требует вовлечения в воспроизводственный процесс все большего и большего количества, незанятых ранее экономических ресурсов. По мере продвижения и приближения к Qmax качество этих ресурсов снижается, т. е. они являются менее производительными (чем, например, на кейнсианском участке, когда для наращивания производства привлекались самые качественные и подходящие экономические ресурсы). Следовательно, увеличение объемов производства будет сопряжено с ростом издержек, а следовательно, и с ростом цен.
До сих пор при проведении анализа не учитывались неценовые факторы совокупного предложения, а исследовались зависимость между уровнем цен в экономике и реальным объемом производимой в обществе продукции. Действие неценовых факторов приводит к изменению совокупного предложения.
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение