В настоящее
время в Беларуси созданы определенные
предпосылки для развития и
эффективного функционирования
совместных предприятий. К числу
наиболее значимых можно отнести:
уровень экономического развития,
ориентацию экономики страны
на осуществление рыночных преобразований;
конкурентоспособность отечественной
рабочей силы; выгодное транспортно-географическое
положение страны.
Для обеспечения
устойчивого роста СП необходимо
создание предпосылок, способствующих
улучшению экономических результатов
их деятельности при максимальном
воздействии интенсивных факторов
на динамику производства с
учетом состояния макросреды, обуславливающей
влияние данных предприятий на
развитие национальной экономики.
Поэтому целесообразно смоделировать
систему рационального взаимодействия
СП с основными компонентами
политико-правового и организационно-экономического
пространства, в которое они помещены.
Для реализации данной цели должны быть
обоснованы мероприятия, направленные
на достижение эффективного функционирования
СП в РБ, включающие совершенствование
государственной политики стимулирования
развития международного совместного
предпринимательства и обеспечивающее
формирование механизма результативной
деятельности СП. Данный механизм должен
основываться на определении целесообразности
и возможности создания и развития СП
в экономике с учетом национальных интересов
и степени вовлеченности государства
в международное инвестиционное сотрудничество;
предполагать многоуровневую оценку макроэкономического
воздействия СП и их микроэкономической
эффективности; выступать действенным
стимулом активизации международного
совместного предпринимательства.
Для этого необходимо:
- стимулировать
поток инвестиций в экспортоориентированные
и импортозамещающие производства;
- развивать систему
государственного страхования иностранных
инвестиций в приоритетные отрасли;
- разработать механизм
налогового стимулирования хозяйственной
деятельности конкурентоспособных
СП, основанного на заключении
с ними особых налоговых договоров.
При этом налоговые льготы
целесообразно предоставлять дифференцированно:
либо на всю налогооблагаемую
базу, либо только на ее прирост в зависимости
от эффективности инвестиционно перспективных
предприятий;
- создать целесообразную
систему экономической поддержки
развития СП в различных регионах
республики, реализация которой
возможна преимущественно через
дальнейшее развитие свободных
экономических зон; [9, с. 8]
- сформировать свободный
валютный рынок (что предполагает
гарантированный доступ к конвертации
национальной и иностранной валюты
и обеспечения единого и стабильного
обменного курса рубля с учетом
спроса и предложения), создавая
основы для совершенствования
механизма валютной самоокупаемости
СП;
- развивать отечественный
фондовый рынок и активизировать
привлечение портфельных инвестиций
за счет обеспечения взаимного
доступа к котировкам на биржах
РБ и иностранных государств
ценных бумаг друг друга. Это
положительно отразится на привлечении
иностранного капитала на отечественный
фондовый рынок;
- оказывать государственную
поддержку инвесторам, осуществляющих
финансирование высокоэффективных
инвестиционных проектов. При этом
критериями отбора первоочередных инвестиционных
проектов с учетом международной практики
являются: валютоокупаемость, степень
реализуемости, экологичность, срок окупаемости
затрат (преимущественно до 2-ух лет), возможность
подъема производства и отраслей, важных
для жизнеобеспечения Республики в целом,
увеличения экспорта, развития научно-технического
потенциала передовых производств, импортозамещения,
создания эффективно функционирующих
хозяйствующих субъектов, стабилизации
финансово-экономического положения предприятия
и отрасли в целом. [6, с. 68]
Таким образом
для достижения краткосрочных целей изменения
инвестиционного имиджа Республики Беларусь
за рубежом в лучшую сторону и создания
большего числа совместных предприятий
необходимо реализовать в ближайший период
следующие первоочередные задачи:
- усовершенствовать
кредитование, чтобы иметь достаточно
денежных средств на проекты;
- подобрать полную
информацию о состоянии рынков
других стран и мирового рынка,
иметь долгосрочную стратегию
и четкий бизнес-план;
- совершенствовать
и стабилизировать законодательную
базу, разработать нормативные правовые
акты, которые могли бы работать
без внесения регулярных изменений
и дополнений;
- упростить процедуру
регистрации предприятия, сократить
перечень
документов, необходимых
для регистрации;
- перейти от сплошного
осуществления проверок СП к
избирательным проверкам, унифицировать
данную процедуру, улучшить координацию
контролирующих органов.
- ввести в действие
изменения в налоговое законодательство
только с нового финансового
года или предусмотрение определенного
адаптационного периода для организаций,
согласовывать нормативные акты разных
учреждений (например, Министерства финансов
и Министерства по налогам и сборам). [4,
с. 144-145]
3.2 Перспективы развития
совместных предприятий в Республике
Беларусь
Перспективы сотрудничества
отечественных предприятий с иностранными
инвесторами находятся в зависимости
от целого спектра разнообразных факторов:
рыночная доля предприятия, его перспективы
развития, финансовое состояние, научно-техническая
база и потенциал, качество трудовых ресурсов
и менеджмента, доступ к сырью и рынкам
сбыта, финансовым ресурсам и коммуникациям,
глобальная стратегия инвестора, совместимость
производственного цикла, возможность
кооперации и другие. [1, с. 12]
Создание совместных
предприятий будет способствовать
сокращению времени строительства
новых предприятий, использованию
прогрессивной технологии и техники
в производстве, внедрению маркетинговых
и управленческих ноу-хау, выпуску
товаров, отсутствующих на внутреннем
рынке, более быстрому выходу
на внешние рынки с конкурентоспособной
продукцией, сокращению нерационального
импорта, что приведет к повышению
эффективности национальной экономики.
Кроме того, СП
являются более конкурентоспособными,
так как могут обладать большими
материальными, финансовыми, управленческими,
маркетинговыми ресурсами по
сравнению с другими предприятиями.
Проследим это на примере предприятия
«Белвест», которое было создано в июне
1988 года и является одним из первых белорусских
совместных предприятий на территории
бывшего Советского Союза. У истоков его
создания стояли два известнейших производителя
обуви – витебская фабрика «Красный Октябрь»
и немецкая компания Salamander. А с конца 2002
года «Белвест» – белорусско-российское
предприятие. Без сомнения, именно эффективная
политика в области качества позволила
«Белвесту» в 2002 году стать первым среди
обувных предприятий СНГ, сертифицировавших
свою систему менеджмента качества на
соответствие международному стандарту
ИСO 9001. Активное сотрудничество с известными
итальянскими модельерами позволяет создавать
современные коллекции с использованием
новых технологий. Часто для реализации
подобных проектов приобретается специальное
оборудование. Для изготовления своей
обуви «Белвест» закупает материалы у
производителей из Италии, Германии, Австрии,
Польши, Чехии, Словении, Турции. Независимые
эксперты высоко оценивают качество продукции
«Белвест». Подтверждением этому служат
победы в конкурсах «Лучшие товары Республики
Беларусь» (2002, 2004, 2006) и «Лучшие товары
Республики Беларусь на рынке Российской
Федерации» (2001, 2003, 2005, 2007). «Белвест»–
единственный отечественный производитель
обуви, дважды удостоенный Премии Правительства
Республики Беларусь за достижения в области
качества (2002, 2005). [12.] Все это свидетельствует
о больших возможностях и хороших перспективах
развития совместных предприятий и предприятия
«Белвест» в частности.
Также организация
оплаты труда работников СП
как в Республике Беларусь, так
и за рубежом в целом строится
на общих принципах, характерных
национальным предприятиям, за исключением
ряда особенностей, связанных с
использованием на СП иностранного
капитала. Именно это усиливает
мотивационные стимулы к труду,
заинтересованность работников
в конечных результатах, что
выражается в более высоком
уровне заработной платы работников
данных предприятий.
Согласно программе
социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2006 – 2010
главной целью внешнеэкономической
деятельности является расширение
экспорта и рационализация импорта,
достижение и сохранение сбалансированности
внешнеторговых операций на основе
углубления взаимодействия страны
с мировым рынком для ускорения
модернизации и повышения конкурентоспособности
белорусской экономики.
В 2006-2010 годах
предполагается расширение применения
современных форм международного
сотрудничества (создание торговых
компаний за рубежом, совместных
предприятий, финансово-промышленных
групп с иностранными партнерами),
расширение сотрудничества в
инвестиционной области (производственная
кооперация, реализация крупных
совместных инвестиционных проектов,
прямые инвестиции в производственный
сектор и другое).
Достижение этой
цели потребует создания эффективной
системы привлечения иностранных
инвестиций; совершенствования информационного
обеспечения инвестиционной деятельности;
развития инженерно-транспортной
инфраструктуры.
Предусматривается
активизировать торгово-экономические
связи с традиционными партнерами
азиатско-тихоокеанского региона
(Китай, Индия, Вьетнам, Республика
Корея, Япония), а также динамично
развивающимися странами Латинской
Америки путем совместной реализации
инвестиционных проектов, создания
с фирмами и компаниями этих
стран совместных предприятий.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ:
ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И РОЛЬ
В ПРИВЛЕЧЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ 5
1.1 СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
И ЕГО РОЛЬ В ПРИВЛЕЧЕНИИ
ИНВЕСТИЦИЙ 5
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ
СП И ЦЕЛИ ИХ СОЗДАНИЯ 10
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
19
2.1 ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ СП 19
2.2 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
СП НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ 22
3. ОСОБЕННОСТИ СОВМЕСТНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
И ПУТИ ИХ РАЗВИТИЯ 26
3.1 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ
СОЗДАНИЯ СП В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
26
3.2 ПУТИ РАЗВИТИЯ
СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ 42