Согласно национальному
законодательству, объем иностранных
инвестиций в уставный фонд
СП должен составлять не менее
20.000 долл. США, чтобы предприятию
предоставлялись льготы. [13.]
Товары, ввозимые
на таможенную территорию Республики
Беларусь иностранными учредителями
в счет вклада в уставный
фонд, освобождаются от обложения
НДС и таможенными пошлинами,
если не являются подакцизными
и ввозятся в сроки, установленные
учредительными документами СП.
Законодательством
предусмотрено, что оценка вкладов,
вносимых в неденежной форме, подлежит
обязательной экспертизе, проводимой
Министерством по управлению госимуществом
и приватизации.
Все вопросы,
связанные с функционированием
предприятия, управлением его
хозяйственной и финансовой деятельностью,
включая порядок распределения
прибыли между учредителями СП,
порядок ее использования, определяются
в учредительном договоре.
Государственная
регистрация совместных предприятий
осуществляется в соответствии
с Декретом Президента Республики
Беларусь № 11 от 16.03.1999 года в
редакции Декрета Президента
Республики Беларусь № 29 от 17.12.2002
года Согласно пункту 13 указанной
редакции Декрета, право регистрирующего
органа коммерческих организаций
с иностранными инвестициями
передано от Министерства иностранных
дел облисполкомам.
Налоговое, таможенное
и валютное регулирование СП
осуществляется в соответствии
с законодательством Республики
Беларусь. В целях привлечения
иностранного капитала национальное
законодательство предусматривает
для совместных предприятий льготный
режим регулирования. В течение
трех лет с момента получения
прибыли эти предприятия (при
условии доли иностранного партнера
не менее 30 %) освобождаются от
уплаты налога на прибыль и,
если выпускаемая ими продукция
является социально значимой, освобождаются
от налогообложения на более
длительный срок в установленном
законом порядке. Совместные предприятия
освобождаются и от обязательной
продажи государству 30 % валютной
выручки, что является обязательным
для других предприятий.
Товары, ввозимые
в Республике Беларусь в качестве
взноса иностранного партнера
в уставный фонд, освобождаются
от уплаты НДС и пошлин. Работниками
СП могут быть как граждане
Республики Беларусь, так и иностранные
граждане; трудовые отношения в
этих коллективах регулируются
действующим в Республики Беларусь
законодательством о труде. [10, с.
263-264]
Совместные предприятия
в РБ создаются в форме акционерных
обществ, обществ с ограниченной
ответственностью или в иных
организационно-правовых формах, не
противоречащих законодательству.
Акционерное общество (корпорация)
- наиболее распространенная организационная
форма осуществления капиталоемкой
экономической деятельности, предполагающая
возможность международной интеграции.
Такие общества могут быть
как открытыми, так и закрытыми.
Для учреждения акционерного
общества требуется не менее
двух участников. Акции могут
быть именными или привилегированными
(их доля не должна превышать
10% уставного фонда). Для регистрации
акций акционерного общества (корпорации)
требуется нотариально заверенный
устав. Учредители должны полностью
внести вклады в уставный фонд
в течение двух месяцев с
момента государственной регистрации.
Общество с
ограниченной ответственностью
является корпоративным юридическим
лицом, чей капитал ограничен
долевым участием. Оно может быть
учреждено не менее чем двумя
пайщиками. Возможно создание
дочерних предприятий (с правом
открытия отдельных счетов) или
филиалов, а также добровольных
объединений предприятий (союзов,
концернов и других). Дочернее
предприятие создается за счет
передачи ему части имущества
учредителя. Учредитель не отвечает
по обязательствам дочернего
предприятия. Филиалы не являются
юридическими лицами. Их имущество
числится на отдельном балансе,
который входит составной частью
в баланс юридического лица. [13]
Наибольшее количество
предприятий с иностранными инвестициями
функционирует в промышленности,
сфере торговли, на транспорте. Возросло
их количество в области научно-исследовательской
деятельности, проектно-конструкторских
работ, разработки программных
средств и информационных услуг.
Среди совместных предприятий
наибольшее количество создано
с Россией, Германией, Польшей,
США. Также функционируют совместные
предприятия с Австрией, Великобританией,
Италией, Швейцарией, Нидерландами
и другими странами. [10, с. 265]
Неодинаково географическое
распределение СП по территории
республики. Наибольшее количество
созданных и функционирующих
СП находится в городе Минске,
Брестской, Гродненской и Минской
областях. Это объясняется, с одной
стороны, высоким уровнем развития
инфраструктуры в этих регионах,
а, с другой, близостью к западным
границам, что снижает транспортные
издержки. Кроме того, положение
некоторых регионов в качестве
столичных обеспечивает концентрацию
здесь всех необходимых организационно-экономических
структур, способствующих значительным,
по сравнению с другими районами,
темпам создания СП.
Создаваемые в
республике совместные предприятия
существенно различаются и по
количеству стран-участниц. Наибольший
удельный вес занимают двусторонние
СП, где и в качестве иностранного
партнера выступает одна зарубежная
фирма. Это наилучший вариант,
поскольку, как свидетельствует
зарубежный опыт, количество стран-участниц
СП должно определяться исходя
из специфики современного этапа
экономического развития участвующих
сторон, особенностей их интересов
при вступлении в СП и возможностью
их последующей реализации. [8, с.
45]
При анализе
направлений деятельности СП
в отечественной экономике прежде
всего необходимо подчеркнуть, что практически
все предприятия с иностранными инвестициями
имеют достаточно широкий спектр деятельности
для поиска наиболее прибыльных и стабильных
секторов белорусской экономики, для возможности
перелива капитала из одного сектора в
другой.
Кроме того, отраслевые
приоритеты, избираемые зарубежными
капиталовкладчиками и их белорусскими
партнерами, во многом не совпадают
с приоритетами структурной политики
правительства Республики Беларусь,
сориентированной на развитие, прежде
всего, наукоемких производств.
Следовательно, в наименьшей степени
вовлечены в сотрудничество отрасли,
определяющие развитие НТП в
настоящее время и в перспективе
(например, электроника, электротехника,
биотехнология, производство новых
материалов и другие отрасли).
Подобная ситуация
объясняется тем, что создание
совместного предприятия на территории
Республики Беларусь и других
стран СНГ является для зарубежных
фирм способом сохранения производства
изделий, еще пользующихся спросом
на рынке, но технология изготовления
которых уже устарела, хотя и
является передовой по сравнению
с отечественной. К тому же гарантирование
сбыта продукции СП на внутреннем рынке
Республики Беларусь порождает и низкую
заинтересованность иностранных партнеров
в участии в управлении предприятием,
внедрении передовых методов производства,
контроле за качеством продукции. Основными
сферами деятельности, которые привлекают
наибольшее внимание инвесторов в Республике
Беларусь, являются производство товаров
народного потребления, выпуск продукции
производственно-технического назначения,
торговля и торгово-закупочная деятельность.
[8, с. 46]
Проследим развитие
совместных предприятий в Республике
Беларусь за период с 2004 по
2007 годы. Количество совместных предприятий
возросло с 1841 в 2004 году до 2321
в 2007. Вклады зарубежных инвесторов
в уставном капитале за данный
период выросли практически вдвое
(с 383 до 715 млн. долл. США). Объем
производства промышленной продукции,
работ, услуг в фактических
отпускных ценах совместными
предприятиями значительно возрос
(с 5398 до 9186 млрд. рублей). Причем реализация
товаров и услуг СП на национальном рынке
составила 3793 млрд. рублей по сравнению
с 2232 млрд. в 2004 году.[Приложение А] Эта
динамика свидетельствует о положительных
тенденциях роста СП, их эффективности
и влияния на экономическую ситуацию в
Беларуси.
Таким образом,
в условиях ограниченных финансовых
и наукоемких ресурсов технологическое
перевооружение производства, улучшение
финансовых показателей, выпуск
новой конкурентоспособной продукции,
наращивание экспортных поставок
являются насущными вопросами
деятельности белорусских совместных
предприятий на данном этапе.
Для этих целей необходимо
привлечение иностранных инвестиций
и налаживание сотрудничества
с международными компаниями. Государством
принимаются определенные меры
по увеличению притока зарубежных
инвестиций: льготный режим регулирования
СП, льготное налогообложение и
другие,- что способствует улучшению
инвестиционного климата в стране.
3. Проблемы и перспективы
развития совместных предприятий
в Республике Беларусь
3.1 Проблемы совместных
предприятий в Республике Беларусь
и пути их решения
совместный предприятие
международное сотрудничество
Практика функционирования
совместных предприятий показывает,
что в процессе их деятельности
возникает ряд проблем, вызванных
различными причинами. Основными
из них могут быть существенные
различия партнеров по уровню
развития производственного потенциала
и определяемые ими возможности
в принятии решений. Так одни
из партнеров может отставать
от другого в области ноу-хау,
маркетинга, профессиональной подготовки
кадров. Вследствие этого партнеры
не всегда соответствуют друг
другу по целеустановкам в отношении
использования доходов и инвестиций, реализации
готовой продукции.
Законы отдельных
стран жестко регулируют использование
иностранных инвестиций, что определяет
доминирование местного партнера
в управлении. Различия идеологического
и национального характера воздействуют
на экономический менталитет, опыт
принятия решений, целеустановки,
стиль руководства, управленческое поведение
и другое.
Во многих странах
допуск иностранных инвесторов
для создания СП регулируется
особым законодательством, затрудняющим
реализацию ими своих стратегий
и увеличивающих затраты капитала.
Это касается и ограничения
делового пространства в части
сбыта продукции, перевода валюты
и доходов за рубеж, управления
предприятием и персоналом, финансовых
и особенно инвестиционных решений
и так далее.
Учитывая эти
проблемы, в каждом конкретном
случае решению о создании
СП должно предшествовать тщательное
маркетинговое исследование зарубежного
рынка.
В настоящее
время в Республике Беларусь
наиболее значимыми проблемами
выступают отсутствие в необходимых
объемах инвестиций в реальный
сектор и несоответствие структуры
вложений потребностям экономики
страны (опережающие темпы роста
капиталовложений в жилищное
строительство по сравнению с
вложениями в производственные
объекты). Вместе с тем, как
свидетельствует зарубежный опыт,
без крупных капиталовложений
в стратегические сферы экономики
экономический рост практически
невозможен (не менее 1/3 ВВП должно
идти через сбережения и инвестиции).
[6, с. 60]
Следует отметить,
что незначительные объемы и
их низкая эффективность сказываются
на углублении технологического
отставания в различных отраслях
промышленности, прежде всего наукоемких.
Вместе с тем результативное
инвестирование может и должно
рассматриваться как необходимое
условие занятия Беларусью достойного
места в мировом разделении труда. Выход
на мировые рынки возможен только с высококачественной,
наукоемкой продукцией.
Наблюдается также
значительная неравномерность отраслевой
инвестиционной активности. Это
проявляется в относительно более
высокой доле капиталовложений
в отраслях перерабатывающей
промышленности и явно недостаточном
инвестировании развития высокотехнологичных
наукоемких отраслей.
Государство также
не располагает на сегодняшний
день достаточными финансовыми
ресурсами для инвестирования
даже на приоритетных направлениях
реформирования экономики, что
в целом сдерживает процесс структурных
преобразований, не способствует повышению
конкурентоспособности отечественного
товаропроизводителя, не позволяет эффективно
и быстро решать острые социальные и экологические
проблемы.
В этой связи
необходима выработка научно
обоснованной инвестиционной политики,
результатом которой должно стать
как существенное увеличение
объемов, так и повышение эффективности
инвестирования. Принимая во внимание
ограниченность внутренних инвестиционных
ресурсов Республики Беларусь, представляется
целесообразным привлечение и эффективное
использование прямых иностранных капиталовложений.