Совершенствования инвестиционной политики в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить финансовые источники инвестиционной деятельности Республики Казахстан. Для этого были поставлены следующие задачи:
1) выявить основные теоретические предпосылки инвестиционной политики государства;
2) проанализировать инвестиционную политику Республики Казахстан, с помощью определения ее основного направление, анализа деятельности;
3) рассмотреть совершенствование инвестиционной политики путем применения опыта зарубежных стран и привлечения иностранных инвестиций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН………………………………………………....5
1.1 Сущность, понятие и классификация инвестиций………………………….5
1.2 Финансовые источники инвестиционной деятельности …………………10
2.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………………………..13
2.1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности………...13
2.2 Пути активации инвестиционной деятельности в Республике Казахстан.18
2.3 Анализ инвестиционной политики в Республике Казахстан……………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Работа содержит 1 файл

Курсовая!!!!!!!.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

     Указом  Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при осуществлении  инвестиционной деятельности.

     Но  иностранных предпринимателей не устраивала неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности, действовавшая  система бухгалтерского учета и  отчетности, высокий уровень налогообложения (несовершенство налоговой системы  в РК) и ее изменчивость, дороговизна кредита, коррупция чиновников и самоуправство местных властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и несоответствие бухгалтерского учета международным стандартам. Все это сыграло и большую положительную роль.

     Так как бухгалтерский учет – это  международный учет бизнеса, то его  надо было в первую очередь усовершенствовать  и привести к международному образцу, так как действующий  до 1996 года в РК не соответствовал этому./8, с 25/

     Первым  и важным этапом реформирования системы бухгалтерского учета было отменено старое положение и Указом Президента, имеющим силу Закона, 26 декабря 1995 года №2732 было введено новое Положение  о бухучете и отчетности с 1 января 1996 года, которое регулировало систему бухгалтерского учета и финансовую отчетность. Кроме того, Национальная комиссия по бухучету была преобразована в Департамент бухгалтерского учета и аудита при Министерстве финансов  Республики Казахстан. Был принят и введен с 1 января 1997 года новый Генеральный план счетов хозяйственно-финансовой деятельности, на основе разработанных к нему Стандартов и Методических указаний к ним – все это позволило приблизить систему бухгалтерского учета к международному уровню.

     Следующим этапом было совершенствование налоговой  системы, так как все налоги в конечном итоге отражаются на финансовом результате – чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и которая является одним из источников для осуществления инвестиций.

     В РК был принят новый налоговый  кодекс, который разработан в области налогообложения с учетом лучших наработок в этой области, как в нашей республике так и за рубежом, что, несомненно, улучшило правовую базу налогообложения.

     Закон РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” № 2235 от 24 апреля 1995 года, предусмотрел в основном одинаковые ставки налогов, как для резидентов, так и для нерезидентов и других инвесторов.

     На  улучшение инвестиционной деятельности влияет также и уровень развития малого и среднего бизнеса в республике, так как экономика любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, причем малый бизнес играет все возрастающую роль в экономике республики. Поэтому было принято ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение и защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого предпринимательства). 

     2.2 Пути активации  инвестиционной деятельности  в Республике Казахстан 

     Привлечение и эффективное использование  иностранных инвестиций в экономику  РК является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества между странами. С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную производственную структуру экономики Казахстана, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.

     В Казахстане, как и в других, пост коммунистических государствах Восточной Европы и бывшего СССР, находящихся в процессе формирования рыночных отношений, дело не только в нехватке внутренних сбережений для быстрой модернизации экономики. Инвестиционный климат – критерий зрелости рыночных реформ, доверия мирового сообщества к устойчивости прав собственности, к обстановке в данной стране в целом.  Среди стран СНГ и Балтии Казахстан является вторым государством после России, получившим международный кредитный рейтинг. Приблизительно на таком же уровне находятся Аргентина, Мексика, Филиппины, Турция, Пакистан и Бразилия./9, с 581-584/

     Выгодность  привлечения прямых инвестиций очевидна. К примеру, по данным Госкомстата Республики Казахстан, на 1 января 2006 года объем прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана составил 3.45 млрд. долл. (86,5% к прогнозу специалистов), из которых: в нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности – 1.94 млрд. долл., цветной металлургии – 0.32 млрд. долл., черной металлургии - 0.16 млрд. долл., в газовой промышленности - 0.16 млрд. долл., пищевой промышленности - 0.16 млрд. долл. Практически во всех операциях прямого инвестирования были задействованы нерезиденты из стран дальнего зарубежья. И по результатам оценки, лидером по объему вложенных прямых инвестиций являются США – их доля составляет 51.2% о от общего объема прямых иностранных инвестиций, 2-е место занимает Южная Корея – 12.40%, 3-е – Великобритания с показателем 6.7%, затем дальше по убывающей: Турция (6.6%), Франция (5.2%), Япония (2.9%), Италия (2.3%), а также Канада, Чехия, Норвегия, Голландия и другие страны.

     Приток  прямых иностранных инвестиций в  Казахстан осуществляется посредством  создания совместных предприятий, дочерних предприятий, приватизации государственных предприятий с участием иностранного капитала, передачи в управление иностранным фирмам крупных промышленных предприятий и инвестирования банковского сектора.

     Основной  формой привлечения прямых инвестиций в республику являются совместные предприятия (СП), в меньшей степени - со 100%-ным иностранным капиталом – дочерние предприятия. По данным Национального статистического агентства РК, на 1 января 2006 года в Казахстане было зарегистрировано 995 совместных с иностранными фирмами предприятий. Наибольшее количество из них было организовано совместно с Турцией, Россией, Китаем, Германией, США, Италией, Южной Кореей, Великобританией и другими странами. Программы малой и массовой приватизации, экономические преобразования способствовали появлению таких крупных предприятий с иностранным участием, как созданное в 1993 г. АО "Табако К." с участием "Филипп Моррис". В 1993г. с участием "Шеврон Оверсиз К."(США) и ПО "Тенгизмунайгаз" было создано СП "Тенгизшевройл". За счет инвестиций в эти два предприятия уровень прямых иностранных инвестиций в 1993г. составил более 1.2 млрд. долларов.

     Как известно, главной задачей государственной  инвестиционной поли- тики нашей страны является создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций на основе дальнейшего совершенствования нормативно-законодательной базы и государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов./10, с 550/

     Об  этом говорится и в Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева "Казахстан - 2030", в которой он, в частности, отмечает: "В центре нашего первостепенного внимания по-прежнему остается соответствующая защита иностранных инвестиций, и возможности репатриации прибыли. Существует несколько секторов экономики - разработка природных ресурсов, инфраструктура, коммуникации и информация, – которые имеют непреходящее значение для нашей страны. Развитие этих отраслей окажет воздействие не только на экономический рост, но и на социальную сферу, а также на интеграцию Казахстана в международное сообщество. Это капиталоемкие отрасли, для развития которых необходим как иностранный капитал, так и жесткий стратегический контроль государства.

     Наша  позиция крупного межрегионального транспортного центра требует установления более либерального режима для иностранных  инвестиций. Это позволит нам привлечь необходимый приток финансов и знаний, развить наши возможности и регулярные торговые обмены с зарубежными странами, Открытая и либеральная инвестиционная политика с ясными, эффективными и строго соблюдаемыми законами, исполняемыми беспристрастной администрацией, – это наиболее мощный стимул к пиривлечению иностранных инвестиций. Чтобы наш инвестиционный климат стал более благоприятным, а Казахстан вышел в лидеры по объему и качеству привлеченных иностранных инвестиций, нам нужны политическая воля и реальные действия. Необходимо также проявить высочайшее мастерство в использовании инструментов, необходимых для привлечения как можно большего количества известных миру инвесторов"./11, с 119/

     Поэтому иностранные инвестиции рассматриваются  как универсальное средство решения  всех проблем, связанных с преодолением инвестиционного кризиса, и должны сыграть роль достаточно сильного катализатора в инвестиционном процессе. Структура инвестиций в основной капитал по направлениям использования в 2009 году показана на рисунке 2. Сельское хозяйство - 2 %, горнодобывающая промышленность – 31%, обрабатывающая промышленность – 10 %, строительство – 2%, торговля – 3%, транспорт и связь – 15 %, услуги – 21 %, другие – 16%. За последние 7 лет произошли изменения структуры инвестиций. В 2 раза увеличились строительно-монтажные работы. Введено в эксплуатацию основных средств на 1520 млрд. тенге; освоено инвестиций в строительство на 2732 млрд. тенге, из них строительно-монтажные работы составили 1790 млрд. тенге, что показывает диаграмма на рисунке 4 /12/

       
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 4 - Структура инвестиций в основной капитал по направлениям использования в 2009 году (в % к общему объёму) 

     Основную цель политики привлечения иностранных инвестиций – это преодоление экономической отсталости, обеспечение высокого качества жизни населения страны на основе использования зарубежных капиталов в модернизации и структурных преобразованиях национальной экономики. Достижение данной стратегической цели обеспечит решение следующих задач: развитие экспортного потенциала;  развитие импортозамещающих производств; увеличение налоговых поступлений; создание новых рабочих мест и т.д. 

     2.3 Анализ инвестиционного климата в Республике Казахстан 

     По  данным комитета по инвестициям министерства индустрии и торговли в экономику Казахстана в 2006-2009 годах привлечено 55,5 млрд. долларов США прямых зарубежных инвестиций. Основными инвесторами стали США, Великобритания, Италия, Нидерланды и Швейцария. Это показано в таблице 5 в Приложении А. В отраслевой структуре прямых иностранных инвестиций основную долю занимает горнодобывающая промышленность. Вместе с тем за последние 5 лет в структуре иностранных инвестиций увеличивается доля обрабатывающей промышленности и других несырьевых отраслей. Казахстанские власти надеются через налоговые послабления привлечь инвесторов в перерабатывающую промышленность, которые пока неохотно вкладываются в нее, предпочитая добычу сырья. По данным статистического ежегодника «Казахстан в 2009 году», можно проследить, что в экономику Казахстана в 2006-2009 гг. было привлечено 67,9 млрд. долларов США зарубежных прямых инвестиций по видам экономической деятельности, эти данные приводятся в таблице 6 в Приложении В. Объем инвестиций в основной капитал экономики Казахстана в январе 2009 года составил 56,9 млрд. тенге. По данным пресс-службы Агентства РК по статистике это на 17,2% больше, чем в январе 2008 года. Министерство экономики и бюджетного планирования ранее сообщало, что в 2008 году инвестиции в основной капитал по сравнению с 2007 годом возросли на 10,6%. При этом объем строительных работ увеличился на 9,3%. По мнению экспертов, высокие темпы развития производства товаров, создали предпосылки для развития услуг. Так, услуги связи выросли к 2007 году на 25,4%, розничный товарооборот - на 10%, перевозка грузов всеми видами транспорта - на 9,8%. 13 февраля 2004 года  в Астане в ходе переговоров был подписан протокол о создании совместного предприятия между НК "Казахстан инжиниринг" и компанией "Сингапур текнолоджиз инжиниринг" (СТН). Прошедшие переговоры стали одним из результатов визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Сингапур в 2003 году, когда было принято решение о целесообразности создания совместного предприятия с одной из сингапурских компаний". Совместное Предприятие будет работать в области электроники, нефтегазодобывающей сфере и ряда других добывающих отраслей. Эта же компания станет заниматься кораблестроением, реанимацией и реконструкцией ряда вооружений Казахстана".

     "Сингапур  текнолоджиз инжиниринг" специализирующаяся на электронике, аэрокосмической сфере, судостроении и производстве вооружений, была создана в 1997 году, как государственная компания. За это время она сумела войти в восьмерку самых влиятельных компаний Сингапура. В Казахстан СТН намерена принести свой опыт, менеджмент, и новые технологии в такие сферы, как добыча нефти и газа, сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, судостроение и ряд других областей.

     Казахстан заинтересован в привлечении  в экономику страны новых технологий и нового менеджмента. В частности, в ближайшие годы республика намерена приступить к созданию первого национального спутника связи и вещания, поэтому опыт сингапурской компании в этой сфере оказался бы весьма полезен.

        Индекс физического объёма инвестиций в обрабатывающую промышленность в январе-сентябре 2010 года увеличился на 10,1%. Доля вложений в обрабатывающую промышленность в общем объёме инвестиций в основной капитал увеличилась на 0,8 процентных пункта и составила 8,0 %. Эти данные приведены в диаграммах на рисунке 5 /12/.

       

      Рисунок 5-Инвестиции в основной капитал в обрабатывающую промышленность. Индекс физического объёма, в % в2009 году. 

      Данные, приведенные на рисунке 5 в %  к  общереспубликанскому объему показаны на диаграмме на рисунке 6 /12/

       

     Рисунок 6- Инвестиции в основной капитал в обрабатывающую промышленность, в % к общереспубликанскому объёму.

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

     В заключение можно сделать ряд  выводов, обобщающих изложенный в курсовой работе материал.

     1. Экономические реформы в Казахстане включают в качестве одного из важнейших направлений развитие отечественной  промышленности. В своем Послании народу Казахстана Президент Н. А. Назарбаев определил главную цель социально-экономической политики государства на долгосрочную перспективу. Она состоит в том, чтобы к 2030 году создать здоровую и процветающую экономику, способную решить демографические, экономические и социальные проблемы, поднять качество продукции и благосостояние каждого человека.

     2. В ходе трансформации социально-экономической системы, перевода ее на рыночные условия и принципы функционирования возникает потребность в изучении теории и практики инвестиционной деятельности с учетом зарубежного опыта и специфики казахстанской экономики.          

Информация о работе Совершенствования инвестиционной политики в Республике Казахстан