Совершенствование налоговой системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства.

Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии.
Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д..

Таким образом, хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет.

Содержание

Введение....................................................................................................................... 2

Глава 1. Основы налоговой системы.......................................................................... 3

1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства.................................... 3

1.2. Функции налогов.................................................................................................. 5

1.3. Основы становления и развития налоговой системы РФ................................. 7

Глава 2. Налоговая система Российской Федерации................................................ 9

2.1. Структура налогообложения РФ......................................................................... 9

2.2. Основные взимаемые налоги............................................................................... 12

Глава 3. Основные направления совершенствования налоговой политики РФ..... 14

3.1. Совершенствование налога на прибыль организаций...................................... 15

3.2. Совершенствование налога на добавленную стоимость.................................. 18

3.3. Индексация ставок акцизов................................................................................. 20

3.4. Совершенствование налога на доходы физических лиц.................................. 22

3.5. Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц........................................................................ 24

3.6. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых........................ 25

3.7. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов....................... 27

3.8. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен..................................................................... 32

3.9. Совершенствование налогового администрирования...................................... 32

Заключение.................................................................................................................... 35

Список литературы....................................................................................................... 36

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

Таким образом, решается проблема применения максимальных розничных цен и, соответственно, уплаты акцизов, по табачным изделиям, реализуемым организациями общественного  питания, в районах Крайнего Севера и других отдаленных регионах.  

3.4. Совершенствование  налога на доходы  физических лиц

В целях создания благоприятных налоговых условий  для формирования добровольных пенсионных накоплений с привлечением государственного софинансирования было предусмотрено  исключение из базы по налогу на доходы физических лиц взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, направляемых для обеспечения реализации государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, установлено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом взносов работодателя, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и с 2009 года увеличен размер социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц со 100 000 рублей до 120 000 рублей.

Начиная с 2009 года увеличены размеры стандартных  налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. Сумма дохода, при котором налогоплательщик имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей, увеличена с 20 000 рублей до 40 000 рублей. Для налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок (дети), стандартный налоговый вычет с 600 рублей за каждый месяц налогового периода увеличен до 1000 рублей, а сумма дохода, при которой налогоплательщик вправе воспользоваться налоговым вычетом на ребенка, с 40 000 рублей, начисленных нарастающим итогом с начала налогового периода, увеличена до 280 000 рублей.

Был также изменен  порядок определения налоговой  базы при получении доходов в  виде материальной выгоды и в виде процентов, получаемых по вкладам в  банках, а также установлено освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом сумм оплаты профессионального образования и профессиональной подготовки физических лиц и сумм, выплачиваемых организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В кризисных  условиях в целях активизации  рынка жилья, облегчения бремени для лиц, имеющих задолженность по ипотечным кредитам, был увеличен размер имущественного налогового вычета на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них с 1 000 000 рублей до 2 000 000 рублей. Причем это решение было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. Таким образом, физические лица, которые приобрели право собственности на жилые помещения 2008 году, смогут воспользоваться увеличенным налоговым вычетом.

Также был уточнен  круг лиц, получающих доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, которые должны исчислять и уплачивать налог на доходы физических лиц самостоятельно, были освобождены от налогообложения налогом на доходы физических лиц суммы доходов в виде жилого помещения, предоставленного в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". 

3.5. Введение налога  на недвижимость  взамен действующих  земельного налога  и налога на  имущество физических  лиц

Основными направлениями  налоговой политики на 2009 – 2011 годы, бюджетными посланиями Президента Российской Федерации было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Учитывая сложность данной работы, в прошедшем периоде велась активная работа по подготовке к введению налога на недвижимость.

      В целях реализации положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008-2010 годах» и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минфином России совместно с Минэкономразвития России и Минюстом России был подготовлен График работ по принятию главы Кодекса, регулирующей налогообложение недвижимости, которым предусматривается:

      - разработка и принятие нормативных  правовых актов в связи с  вступлением в силу Федерального  закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (2008-2012 годы);

      - принятие федерального закона  «О внесении изменений в Федеральный  закон «Об оценочной деятельности  в Российской Федерации» и  другие законодательные акты  Российской Федерации», предусмотренного проектом № 445126-4;

      - разработка нормативных правовых  актов в целях реализации положений  Федерального закона «Об оценочной  деятельности в Российской Федерации»  и другие законодательные акты  Российской Федерации» (2008 – 2009 годы);

      - информационное наполнение кадастра объектов недвижимости, в том числе перенос сведений из Государственного земельного кадастра и данных БТИ (2008-2012 годы);

      - определение эффективной налоговой  ставки и налоговых льгот для  исчисления местного налога на  недвижимость и подготовка проекта поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Кодекса и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (2010 год).  

 3.6. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых

Налогообложение добычи нефти

В отношении  налогообложения добычи нефти в  дополнение к мерам, введенным с 2007 года, в целях стимулирования добычи нефти из месторождений, разработка которых связана с повышенными  затратами, в 2008 году принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», направленный на решение проблемы сохранения уровня добычи нефти, а также вовлечение в разработку новых месторождений, разработка которых связана с повышенными затратами в неосвоенных регионах с неразвитой инфраструктурой.

Согласно указанному Федеральному закону с 1 января 2009 года так называемые «налоговые каникулы» по НДПИ на нефть (то есть применение нулевой налоговой ставки при добыче налога на некоторых участках недр) распространяются также на участки недр, расположенные на территориях севернее Северного полярного круга, Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, континентальном шельфе Российской Федерации, Азовском и Каспийском морях.

Одновременно  с 1 января 2009 года было отменено такое  условие применения понижающего коэффициента к ставке НДПИ на нефть при добыче нефти на участках недр с высокой степенью выработанности и добыче сверхвязкой нефти, как использование прямого метода учета нефти, добытой на указанных участках недр. Указанные решения позволили существенно расширить сферу применения льготного налогообложения. Кроме того, было уточнено используемое в Кодексе определение количества добытого ископаемого в части добытой нефти для того, чтобы исключить возникающие в последние годы споры об определении количества добытой нефти в целях исчисления НДПИ.

В целях повышения  эффективности НДПИ, взимаемого при  добыче нефти, с учетом роста себестоимости  тонны добываемой нефти с 2009 года повышен необлагаемый минимум, учитываемый  при расчете коэффициента Кц, установленный пунктом 3 статьи 342 Кодекса, с 9 до 15 долларов США.

Совершенствование сбора за пользование  объектами водных биологических ресурсов

В 2008 году проводилась  работа по совершенствованию системы  обложения сбором за пользование  объектами водных биологических ресурсов. В частности, принят Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 314-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Кодекса и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности налогообложения рыбохозяйственного комплекса», которым с 1 января 2009 г. вносятся изменения в главу 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» Кодекса, уточняющие критерии признания российских рыбохозяйственных организаций градо- и поселкообразующими, а так же организаций - рыбохозяйственными организациями в целях применения пониженных ставок сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов. Кроме того, установлена обязанность уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) в качестве прилова.

Налогообложение водным налогом

      На  основании поручений Президента Российской Федерации и Правительства  Российской Федерации в 2008 году проводилась  работа по подготовке нормативного правового акта, предусматривающего с 2009 года индексацию водного налога и платы за пользование водными объектами. Однако, учитывая сроки подготовки и согласования указанных нормативных актов, а также положения Налогового и Бюджетного кодексов Российской Федерации, данная работа в 2008 году не закончена и срок ее выполнения перенесен на 2009 год, имея в виду индексацию ставок водного налога, начиная с 1 января 2010 года. Представляется, что в условиях экономического кризиса является нецелесообразным существенное увеличение нагрузки на водопользователей путем значительного увеличения ставок водного налога. 

3.7. Налогообложение  в рамках специальных  налоговых режимов

Сравнительно  низкий уровень развития малого бизнеса  в России по сравнению с ведущими зарубежными странами, а также ослабление государственной поддержки развития сельского хозяйства в переходный период формирования рыночных отношений предопределили необходимость разработки при проведении налоговой реформы особых мер по поддержке указанных секторов экономики. Отмена в связи с введением части второй Кодекса налоговых льгот для субъектов малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей, предоставлявшихся по основным налогам в рамках общего режима налогообложения, была компенсирована введением специальных налоговых режимов, которые в значительной степени способствовали стабилизации их экономического положения и снижению социальной напряженности в обществе.

Принятые в  последние шесть лет меры по совершенствованию  таких специальных налоговых  режимов как упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, что повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило эффективность налогового администрирования. Указанные меры стимулировали переход субъектов предпринимательской деятельности на специальные налоговые режимы, в том числе из сферы «теневого» бизнеса. За 2003-2008 г.г. (на начало года) количество налогоплательщиков, применяющих указанные специальные налоговые режимы увеличилось с 2,2 млн. до 4,2 млн. (в т.ч. организаций с 246 тыс. до 1227 тыс.) или в 1,9 раза, а поступления налогов, уплачиваемых в связи с применением этих налоговых режимов выросли с 33,8 млрд. руб. до 141,9 млрд. руб. или в 4,2 раза.

     Закрепление налогов, уплачиваемых при применении указанных специальных налоговых  режимов, за бюджетами субъектов  Российской Федерации и местными бюджетами, а также предоставление права органам местного самоуправления самим вводить единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, позволило стабилизировать доходную базу их бюджетов.

В 2008 году была продолжена работа по совершенствованию специальных  налоговых режимов, результатом которой стало принятие ряда федеральных законов, вступивших в силу с 1 января 2009 года, которые позволили усилить стимулирующее и социальное значение этих налоговых режимов, упростить налоговый учет, сократить налоговую отчетность, обеспечить более целевой характер применения специальных налоговых режимов. 

Так, по упрощенной системе налогообложения для  налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные  на величину расходов, субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. Налогоплательщикам предоставлено право ежегодно изменять объект налогообложения. Отменены ограничения на перенос убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, на будущие налоговые периоды. Отменена обязанность представления налогоплательщиками налоговых деклараций по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года). Налоговая декларация будет представляться только по итогам налогового периода (календарного года). 

По упрощенной системе налогообложения для  индивидуальных предпринимателей на основе патента отменены ограничения на количество видов предпринимательской  деятельности, на которые индивидуальный предприниматель может получить патент, им также разрешено привлекать наемных работников, среднесписочная численность которых не должна превышать за налоговый период 5 человек. Расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться упрощенная система налогообложения на основе патента. Уточнены сроки, на которые могут выдаваться патенты, установлен порядок утраты права на применение данного налогового режима, уточнены правила постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков и ведения ими налогового учета. 

По системе  налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единому сельскохозяйственному  налогу) отменено ограничение, не позволяющее  переходить на этот налоговый режим организациям, имеющим филиалы и (или) представительства. Право переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога получили рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели, если у них средняя численность работников не превышает за налоговый период 300 человек, они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера), а также при условии, что у них в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, составляет за налоговый период не менее 70%. Снято ограничение на перенос убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, на будущие налоговые периоды. Отменена обязанность представления налогоплательщиками налоговой декларации по итогам отчетного периода (полугодия), она будет представляться только по итогам налогового периода (календарного года).

Информация о работе Совершенствование налоговой системы России