Совершенствование налоговой системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства.

Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии.
Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д..

Таким образом, хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет.

Содержание

Введение....................................................................................................................... 2

Глава 1. Основы налоговой системы.......................................................................... 3

1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства.................................... 3

1.2. Функции налогов.................................................................................................. 5

1.3. Основы становления и развития налоговой системы РФ................................. 7

Глава 2. Налоговая система Российской Федерации................................................ 9

2.1. Структура налогообложения РФ......................................................................... 9

2.2. Основные взимаемые налоги............................................................................... 12

Глава 3. Основные направления совершенствования налоговой политики РФ..... 14

3.1. Совершенствование налога на прибыль организаций...................................... 15

3.2. Совершенствование налога на добавленную стоимость.................................. 18

3.3. Индексация ставок акцизов................................................................................. 20

3.4. Совершенствование налога на доходы физических лиц.................................. 22

3.5. Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц........................................................................ 24

3.6. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых........................ 25

3.7. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов....................... 27

3.8. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен..................................................................... 32

3.9. Совершенствование налогового администрирования...................................... 32

Заключение.................................................................................................................... 35

Список литературы....................................................................................................... 36

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

Содержание

 Введение.......................................................................................................................  2

Глава 1. Основы налоговой системы..........................................................................  3

 1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства....................................  3

1.2. Функции налогов..................................................................................................  5

1.3. Основы становления  и развития налоговой системы РФ.................................  7

Глава 2. Налоговая  система Российской Федерации................................................  9

 2.1. Структура налогообложения РФ.........................................................................  9

2.2. Основные  взимаемые налоги............................................................................... 12

Глава 3. Основные направления совершенствования  налоговой политики РФ..... 14

3.1. Совершенствование  налога на прибыль организаций...................................... 15

3.2. Совершенствование  налога на добавленную стоимость.................................. 18

3.3. Индексация  ставок акцизов................................................................................. 20

3.4. Совершенствование налога на доходы физических лиц.................................. 22

3.5. Введение  налога на недвижимость взамен  действующих земельного налога  и налога на имущество физических  лиц........................................................................ 24

3.6. Совершенствование  налога на добычу полезных  ископаемых........................ 25

3.7. Налогообложение  в рамках специальных налоговых  режимов....................... 27

3.8. Международное  сотрудничество, интеграция в международные  организации и соглашения, информационный обмен..................................................................... 32

3.9. Совершенствование налогового администрирования...................................... 32

Заключение.................................................................................................................... 35

Список литературы....................................................................................................... 36 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Обложение людей  налогами старо как мир. Оно существовало уже в библейские времена и было неплохо организовано. Одним из самых известных тогда налогов была ”десятина”: десятую часть урожая крестьянин отдавал в уплату за пользование землей. Этот налог просуществовал почти до конца девятнадцатого столетия.

Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства.

Ни одно государство  не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются  финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. 
Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д..

Таким образом, хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них  ни одно государство существовать не сможет. 
 
 

Глава 1. Основы налоговой  системы

    1. Сущность налогов и их роль в экономике государства

Налоги - важнейшая  экономическая категория, исторически  связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации  денежных ресурсов и их расходования, зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство.

Появление государства  приводит к тому, что, выражая интересы различных классов общества, оно  вырабатывает экономическую, экологическую, демографическую, социальную и др. политику, для реализации которых необходимы денежные средства. Кроме этого, для того чтобы управлять обществом государство вынуждено содержать огромный аппарат принуждения - армию, милицию, налоговую полицию, чиновников и др. Для данной категории работников также нужны средства, как источник материального их благополучия, которые они сами не создают.

Таким образом, для обеспечения выполнения различных  общественных программ и материального  благополучия (армии, милиции, чиновникам и др.), государству необходимы огромные суммы средств.

На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Жертвоприношение было неписаным законом и оно становилось принудительной платой или сбором. Причем процентная ставка сбора была определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: "И всякая десятина на земле, из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу". Следовательно, первоначальная ставка налога составляла десятую часть всех полученных доходов.

В докапиталистическую  эпоху значительная часть государственных потребностей покрывалась доменами - доходами от недвижимости, главным образом от земли, находящейся в собственности главы государства - короля, императора, монарха, и регалиями - доходами от монопольного права государства на занятие определенной хозяйственной деятельностью.

По мере развития товарно-денежных отношений государственная  собственность постепенно сокращается (продается, дарится и т.п.) и доходы от нее уменьшаются. Сокращение собственных  доходов государства (регалий и  доменов) приводит к тому, что налоги становятся главным видом доходов государства и приобретают преимущественно денежную форму.

Таким образом, налоги как экономическая категория  носят исторический характера. Они  изменялись вместе с развитием государств. Кроме того, объектом налоговых отношений является движение стоимости в денежной форме. Оно носит односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, т.е. плательщик конкретно ничего не получает за свой платеж.

Налоги выражают реально существующие отношения, связанные с процессом изъятия части стоимости валового внутреннего продукта.

Налоговые отношения - это область централизованных финансовых отношений перераспределительного характера. Они возникают в силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровне системы доходов. Такие доходы концентрируются в особом фонде денежных средств государства - бюджете. Следовательно, налоговые отношения есть часть бюджетных отношений. В нормативных документах употребляется термин бюджетно-налоговые отношения, что отражает специфику данной категории.

Из сказанного можно заключить, что налог - определенная часть валового внутреннего продукта, которая изымается государством в форме различных принудительных платежей с юридических и физических лиц в установленном размере и в установленные сроки в целях реализации общественных интересов.

Современное государство, экономика которого основана прежде всего на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение  которых слабо регулируются рынком или находятся за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:

- необходимость  удовлетворения общественных потребностей (управление, оборона, обеспечение  правопорядка, безопасность, социальные  расходы и т.п.);

- необходимость  регулирования экономической деятельности  субъектов хозяйствования, наносящих  вред окружающей среде, и т.д.;

- долгосрочные  капиталовложения и переложение  повышенных рисков с экономических  субъектов на государство (например, освоение космоса);

- создание общегосударственных  резервов на случай непредвиденных  обстоятельств. 

Решение этих задач  осуществляется, прежде всего, за счет налоговых поступлений.

    1. Функции налогов

Функция налога - это проявление его сущности в  действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Налоги выполняют  три важнейшие функции:

1. Фискальная  функция состоит в финансировании государственных расходов. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - форсирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и других). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

2. Регулирующая функция - государственное регулирование экономики. 
Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально- экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роли.

При помощи налогов  можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая или понижая  налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых льгот отраслям промышленности или отдельным предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.

Предоставляя  льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.

3. Социальная  функция – поддержание социального  равновесия путём изменения соотношения  между доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними.

Принцип взимания налогов в зависимости от способности  налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход, тем большая часть его изымается в виде налога. Самыми социально несправедливыми являются косвенные налоги, так как они перекладываются через цены на потребляемые товары в одинаковой степени на лиц с высокими и низкими доходами. В целях смягчения социального неравенства государственные органы предоставляют отдельным группам населения налоговые льготы.

Функции налогов  взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений  в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств.

    1. Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ
 

Законодательную базу налоговой системы РФ определяет Налоговый кодекс. В России общую  линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет  Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации и подписи Президента вступают в силу.

Рассмотрим становление  налоговой системы в России. Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения.

В условиях высокой  инфляции и глубоких структурных  изменений в экономике впервые  годы реформ российская налоговая система  в определенной степени выполняла свою роль, обеспечивая минимальные потребности государства по поступлению в бюджеты всех уровней финансовых ресурсов. Вместе с тем по мере дальнейшего углубления рыночные преобразований недостатки действующей налоговой системы становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более очевидным.

Информация о работе Совершенствование налоговой системы России