Совершенствование налоговой системы Р Ф

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть сущность налога и дать определение налоговой системы.
Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, выделить виды и функции налогов. Чтобы раскрыть понятие налоговой системы нужно рассмотреть виды налоговых систем, а также выделить основные принципы налогообложения. А поскольку мы живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть классификацию и основные виды налогов в российской экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..………... 4
1. Понятие налоговой системы ………………………………………….. 7
1.1 Понятие и роль налогов …………………………………………. 7
1.2 Виды и функции налогов ………………………………………... 8
1.3 Виды налоговой системы и принципы налогообложения …... 11
2. Система налогов в Российской Федерации ……………………….. 19
2.1 Классификация налогов в российской экономике …………... 19
2.2 Основные налоги ………………………………………………. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….…... 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….. 35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Система налогов в Российской Федерации

 

2.1              Классификация налогов в российской экономике

Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в конце 1991 года, когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За прошедшие годы было много, видимо даже слишком много, от­дельных частных изменений, но основные принципы  налогообложения сохранились.

Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных пла­тежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990- первой половине 1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направле­нии были заменены с 1992 г. более стройной структурой россий­ского налогового законодательства.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определил За­кон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". К понятию "другие платежи" были отнесены  обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

В настоящее время указанный выше закон действует в части, не противоречащей Налоговому кодексу Российской Федерации (далее кодекс), часть I которого введена в действие с 01.01.1999г., а часть II – с 01.01.2001г. (главы  21 «Налог на добавленную стоимость», 22 «Акцизы», 23 «Налог на доходы физических лиц, 24 «Единый социальный налог», 27 «Налог с продаж»); с 01.01.2002г. – глава 25 «Налог на прибыль организаций»; с 01.01.2003г. – главы 26.2 «Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения», 26.3. «Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности» и  28 «Транспортный налог».

Первая часть кодекса посвящена общим вопросам налогообложения  юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, физических лиц. Вторая часть кодекса  освещает проблемы, связанные с порядком исчисления и уплаты отдельных видов налогов, включенных в налоговую систему Российской Федерации.

Часть I кодекса определяет основные понятия, применяемые в налогообложении, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков, порядок осуществления налоговыми органами мероприятий налогового контроля.

В соответствии с требованиями  статьи 17 кодекса налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка,  порядок исчисления налога  и порядок и сроки уплаты налога.

Объектами налогообложения согласно статье 38 кодекса  являются  операции по реализации товаров (работ, услуг), имущества, доход (прибыль), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, наличие которых связано с возникновением обязанности по уплате налогов.

Законодатель установил, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный налоговый период.

Статьей 53 кодекса определено, что налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, а налоговая ставка -  величина налоговых начислений  на единицу измерения налоговой базы.

Понятие налогового периода содержится в статье 55 кодекса – это определенный период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.

Порядок исчисления налога определен в кодексе как конкретный порядок уплаты налога, который  устанавливается законодательством о налогах. Порядок и сроки уплаты налога установлены как срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

Кодекс определяет, что плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами во зло жена обязанность у плачивать налоги.[4]

По налогам могут в законодательном порядке устанавливать­ся определенные льготы. К их числу относятся:

необлагаемый минимум объекта налога;

изъятие из обложения определенных элементов объекта на­лога;

освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или катего­рий плательщиков;

понижение налоговых ставок;

вычет из налогового платежа за расчетный период;

целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

прочие налоговые льготы.

Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать на­логи российским законодательством возлагается на налогопла­тельщика.

В этих целях налогоплательщик обязан:

вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

представлять налоговым органам необходимые для исчисле­ния и уплаты налогов документы и сведения;

вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого им заниженного дохода (прибыли), выяв­ленного проверками налоговых органов;

в случае несогласия с фактами, изложенными в акте провер­ки, произведенной налоговым органом, представлять пись­менные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;

выполнять требования налогового органа об устранении вы­явленных нарушений законодательства о налогах.

По механизму формирования российские налоги также подразделяются на прямые и косвенные.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации выделяют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1.              налог на добавленную стоимость;

2.              акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3.              налог на прибыль (доход) организации;

4.              налог на доходы от капитала;

5.              налог на доходы физических лиц;

6.              взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7.              государственная пошлина;

8.              таможенная пошлина и сборы;

9.              налог на пользование недрами;

10.              налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11.              налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12.              налог на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13.              лесной налог;

14.              водный налог;

15.              экологический налог;

16.              федеральные лицензионные сборы.

Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок), объекты налогообложения, плательщики налога в и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

К региональным налогам и сборам относят:

1.              налог на имущество организации;

2.              налог на недвижимость;

3.              дорожный налог;

4.              транспортный налог;

5.              налог с продаж;

6.              налог на игорный бизнес;

7.              региональные лицензионные сборы.

К местным налогам и сборам относят:

1.              земельный налог;

2.              налог на имущество физических лиц;

3.              налог на рекламу;

4.              налог на наследование или дарение;

5.              местные лицензионные сборы.

Большинство региональных и местных налогов устанавливаются законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки налогов определяются законодательными актами республик или решением органов государственной власти краев, областей и т.д. Отдельные из местных налогов могут вводиться региональными и городскими органами власти и зачисляются в местные бюджеты.

Ответственность за правильность исчисления и уплаты налога несет нало­гоплательщик В первую очередь уплачиваются все поимущественные налоги и пошлины (налог на имущество организации), их сумма вычитается из налогооблагаемого дохода или налогооблагаемой прибыли, затем уплачиваются местные подоходные налоги, после чего с оставшейся суммы рассчитываются и уплачиваются все остальные налоги (налог на прибыль ).

 

2.2  Основные налоги

Рассмотрим основные налоги, действующие в Российской Федерации.

Налог на доходы физических лиц. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской федерации.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1.              От источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2.              От источников в Российской Федерации – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Ставка налога на доходы физических лиц составляет 13%. Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении следующих доходов:

1.              Любые виды выигрышей;

2.              Страховые  выплаты;

3.              Процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, в течение периода, за который начислены проценты.

4.              Суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств, в части превышения установленных размеров.

Налоговая ставка в 30% применяется в отношении дивидендов и доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

Налоговая ставка в 15% применяется ко всем видам доходов, полученных не налоговыми резидентами РФ в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и к доходам от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

Налоговая ставка в 9% применяется к доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 01.01.2007 и к доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 01.01.2007.

Существуют доходы, не подлежащие налогообложению этим налогом. Среди этих доходов: государственные пособия и пенсии, все виды компенсационных выплат (возмещение вреда, увольнение работников и т.д.), алименты, суммы, выделяемые налогоплательщиками для поддержки науки, суммы премий за достижения в какой-либо области, суммы материальной помощи, доходы налогоплательщиков от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах продуктах животноводства, цветоводства и т.д.

В налоговой системе Российской Федерации при исчислении налога на доходы физических лиц производятся следующие виды вычетов:

1.              Стандартные (предоставляются инвалидам и участникам ВОВ, лицам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, вдовцам, одиноким родителям, низкооплачиваемым категориям граждан  и т.д.);

2.              Социальные (оплата за обучение, лечение и т.д.);

3.              Имущественные (суммы на приобретение недвижимости, строительство  жилья и т.д.);

4.              Профессиональные  (частные нотариусы, налогоплательщики, получающие авторские  вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, техники и т.д.)

Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из всех налоговых вычетов.

Основной вид налога юридических лиц — налог на прибыль. Плательщи­ками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, их филиалы, а также созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Информация о работе Совершенствование налоговой системы Р Ф