Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:33, реферат
Цель работы: рассмотреть рыночные структуры и виды конкуренции.
Данная цель рассматривает такие задачи как:
1. Рыночная структура: сущность основные черты;
2. Совершенная конкуренция;
3. Несовершенная конкуренция.
Введение…………………………………………………………….
3
1
Рыночная структура: сущность, основные черты………………..
4
1.1 Общая характеристика рыночных структур………………….
4
1.2 Классификация рыночных структур………………………….
6
2
Совершенная конкуренция………………………………………...
8
2.1 Понятие совершенной конкуренции………………………….
8
2.2 Значение рынка совершенной конкуренции………………….
10
3
Несовершенная конкуренция……………………………………...
12
3.1 Понятие несовершенной конкуренции………………………..
12
3.2 Чистая монополия………………………………………………
15
3.3 Олигополия……………………………………………………..
18
3.4 Монополистическая конкуренция…………………………….
21
Заключение………………………………………………………..
23
Литература………………………………………………………..
25
3.3 Олигополия
Олигополия –
наличие на рынке небольшого числа
фирм – производителей данного товара,
которые действуют совместно. Одной
из отличительных черт олигополии является
то, что их немного, и они могут
воздействовать на рынок может индивидуально.
Простейшим случаем олигополии является
дуополия – участие на рынке двух
производителей определённого товара,
каждый из которых может самостоятельно
полностью удовлетворить
Различают олигополию
первого вида и олигополию второго
вида. Олигополия первого вида, или
чистая олигополия, наблюдается в
отраслях с совершенно однородной продукцией
и большим размером предприятий.
Примером чистой олигополии могут служить
нефтедобывающие предприятия. Олигополия
второго вида, или дифференцированная
олигополия, наблюдается, когда несколько
продавцов продают
1)
тайная олигополия. Возникает, когда
олигополисты сговариваются.
2)
доминировавшая олигополия - одна
из фирм-олигополиствов
Обычно на олигополистических
рынках господствует от двух до десяти
фирм, на которые приходится половина
и более общих продаж продукта.
На восемь крупнейших фирм, выпускающих
фотографические оборудование и
принадлежности в США, приходится,
например, более 85% выпуска. Конечно
же, господствует на рынке "Kodak". Он,
однако, не является единственным продавцом.
Рынок фотографического оборудования
и принадлежностей можно
1. Всего несколько
фирм снабжают весь рынок.
2. По крайней мере,
некоторые фирмы в
3. Фирмы в отрасли
сознают свою
3.4Монополистическая конкуренция
Монополистическая
конкуренция осуществляется тогда,
когда много продавцов
Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:
1.Товар каждой
фирмы, торгующей на рынке,
является несовершенным
Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами и характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар товару конкурирующей фирме дифференциация товара означает, что предмет, продаваемый на рынке не является стандартизированным. Это может происходить из-за действительных качественных отличий между продуктами или из-за предполагаемых отличий, которые проистекают из различий в рекламе, престиже торговой марки или “имидже”, связанным с обладанием этим товаром.
2.На рынке существует
относительно большое число
При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм, в общем, превосходят 1% ,т.е. процент, который существовал бы при совершенной конкуренции. В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10 % продаж на рынке в течение года.
3.Продавцы на рынке
не считаются с реакцией своих
соперников, когда выбирают, какую
установить цену на свои
Эта особенность
является следствием все же относительно
большого числа продавцов на рынке
с монополистической
4.На рынке есть условия для свободного входа и выхода
При монополистической конкуренции легко основать фирму или покинуть рынок. Выгодная коньюктура на рынке с монополистической конкуренцией привлечет новых продавцов. Однако вход на рынок не настолько легок, как он был при совершенной конкуренции, поскольку новые продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками и услугами. Следовательно, уже существующие фирмы с устоявшейся репутацией могут сохранять свое преимущество над новыми производителями. Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, т.к. каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход и выход.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, конкуренция — это противоборство, соперничество между производителями товаров и услуг за право получения максимальной прибыли; существование на рынке множества производителей и покупателей и возможность свободного выхода на этот рынок.
Чистая конкуренция
на практике довольна редка. Скорее, чистая
конкуренция — это модель рынка,
которая имеет лишь аналитическое
и некоторое практическое значение.
Это модель, к которой рынок
должен стремиться, а государство
создавать условия для
В рыночной экономике имеют место четыре основные рыночные структуры:
1. Чистая конкуренция.
2. Чистая монополия.
3. Монополистическая конкуренция.
4. Олигополия.
Современная рыночная
экономика характеризуется
Совершенная конкуренция и чистая монополия — два крайних случая рыночной структуры. И то и другое бывает чрезвычайно редко. Промежуточной и гораздо более реалистичной стадией является монополистическая конкуренция. В этом случае фирмы, хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм, входящих в отрасль или уже существующих продавцов, но обладают некоторой властью над ценами на свои товары. Для этой рыночной структуры также характерна дифференциация товаров, то есть многие фирмы предлагают похожие, но не идентичные товары.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брагинский С.В. "Кредитно-денежная политика в Японии"; М: «Наука»., 2005.-355с.
2. Варламова А. Конкуренция и монополия. //РИСК. -2007.-56 -60с.
3.
Волынский В.С. "Кредит в
условиях современного
4. Волынский В.С. "Кредитная система в условиях капитализма"; "Деньги и кредит" 2003,- N5.129с.
5.
Высоковский А. Тенденции
6. Гребенников П.И., Леусский А.И. Тарасевич Л.С. Микроэкономика: СПБУЭФ, 2004.-124 с.
7.
Гузанова А. Потребности и
8. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. М.: «наука» – 2003.-224 с.
9. Курс экономики: Учебник. – 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга - М.: ИНФРА-М. 2004.-255с.
10. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю "Экономикс", "Республика", 2002, гл. 17. 298 – 319с.
11.
Максимова В. Ф.
12. Микроэкономика: теория и Россия практика./ Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юдановой: Крокус, 2005.-357с.
13. Монополизм и антимонопольная политика. / Под ред. Барышева А.В. - М.:Наука, 1994.- 467с.
14. Неверов В. Экономика и жизнь. М: Книга сервис, -2004 -№33 -154с.
15.
Нуреев Р.М. Курс
16. Пиндайк Т., Рубифельд Д.: Микроэкономика: экономика, дело,2002.-321 с.
Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 2003.-896с.
17. Расторгуева Е.А."Мексика: по пути финансово - экономической стабилизации"; "Деньги и кредит" 2002,- N8.228с.
18.
Развитие конкуренции на
19. Самуэльсон П. Микроэкономика М: Норма - Инфра 2006.-206с.
20. Смит А. Экономика. В 2-х тт. - М.: Алгон, 2002,-233с.
21.
Симпсон Т. М: "Вопросы экономики",2003,-
22.
Словарь современной
23. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы./ авт. Мисаков В.С. Нальчик.: Издательский центр “ЭЛЬФА”, 2006. -216с.
24. ФишерС., ДорнбушР., Шмалензи Р.:Экономика: Дело Лтд, 2003.-248 с.
25.
Экономическая теория: задачи, логические
схемы, методические материалы:
26. Экономическая теория - Мн.: «НТЦ АПИ», 2003.-66с
27. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Том 1,2. Кэмпбеллю, Маконнел и Стэнли Брю М.: Республика 2002.-203с.
28. Экономическая теория под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко Минск, БГЭУ 2003.-322с.
29. Яковлев А. Макроэкономические сдвиги и развитие конкуренции в экономике. //ЭКО. -2005.-№3. - 99 – 114с.
30.
Юданов А. Ю. Конкуренция: