Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:33, реферат
Цель работы: рассмотреть рыночные структуры и виды конкуренции.
Данная цель рассматривает такие задачи как:
1. Рыночная структура: сущность основные черты;
2. Совершенная конкуренция;
3. Несовершенная конкуренция.
Введение…………………………………………………………….
3
1
Рыночная структура: сущность, основные черты………………..
4
1.1 Общая характеристика рыночных структур………………….
4
1.2 Классификация рыночных структур………………………….
6
2
Совершенная конкуренция………………………………………...
8
2.1 Понятие совершенной конкуренции………………………….
8
2.2 Значение рынка совершенной конкуренции………………….
10
3
Несовершенная конкуренция……………………………………...
12
3.1 Понятие несовершенной конкуренции………………………..
12
3.2 Чистая монополия………………………………………………
15
3.3 Олигополия……………………………………………………..
18
3.4 Монополистическая конкуренция…………………………….
21
Заключение………………………………………………………..
23
Литература………………………………………………………..
25
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
3
1
Рыночная структура: сущность, основные черты………………..
4
1.1 Общая характеристика рыночных структур………………….
4
1.2 Классификация рыночных структур………………………….
6
2
Совершенная конкуренция………………………………………...
8
2.1 Понятие совершенной конкуренции………………………….
8
2.2 Значение рынка
совершенной конкуренции…………………
10
3
Несовершенная конкуренция……………………………………...
12
3.1 Понятие несовершенной конкуренции………………………..
12
3.2 Чистая монополия……………………………………
15
3.3 Олигополия……………………………………………………
18
3.4 Монополистическая конкуренция…………………………….
21
Заключение……………………………………………………
23
Литература……………………………………………………
25
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена структуре рынка и его основным типам. Актуальность этой темы в том, что мы подробно изучим рыночную структуру. Её положение, факторы производств, рынки продуктов и услуг.
Современная экономика носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Цель работы: рассмотреть рыночные структуры и виды конкуренции.
Данная цель рассматривает такие задачи как:
1. Рыночная структура: сущность основные черты;
2. Совершенная конкуренция;
3. Несовершенная конкуренция.
Предметом данной курсовой работы является рыночная структура, а объектом особенности рыночной структуры.
При написании
данной курсовой работы
Курсовая работа
состоит из трёх основных
В первой главе рассматривается рыночная структура.
Во второй главе
говорится о совершенной
В третьей главе рассматривается несовершенная конкуренция и из чего она состоит.
1.
РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
1.1 Общая характеристика рыночных структур
Рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д.
Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта.
Рыночная структура
указывает на число покупателей
и продавцов, на их доли в общем,
количестве покупаемого или реализуемого
товара, степень стандартизации товара,
а также легкость входа на рынок
и выхода из него. Чистая монополия
и совершенная конкуренция являются
двумя крайними формами рыночной
структуры. В чисто монопольной
рыночной структуре только одна фирма
реализует все рыночное предложение
определенного продукта, появление
же других фирм невозможно. Реальные рыночные
структуры находятся между
Единое понятие «рынок» часто подразумевает совокупность многих типов и видов рынков, отличающихся друг от друга разнообразными признаками. Несмотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно разделить на группы по определенным признакам: организационному, функциональному, пространственному. По этим признакам рынки подразделяются на следующие группы по организационному признаку, то есть по степени ограничения конкуренции, выделяют четыре основные модели:
1) рынок совершенной конкуренции;
2) рынок монополистической конкуренции;
3) олигополистический рынок;
4) чисто монополистический рынок.
Экономисты выделяют
несколько основных моделей рынка
по степени ограничения
Прежде чем рассмотреть эти типы рынков подробнее, нужно отметить, что такая классификация основана на поведении и количестве продавцов. Но, как известно, на рынке два субъекта — продавцы и покупатели. Так вот с точки зрения поведения покупателей на рынке и их количества выделяют монопсонию (монополию одного покупателя), когда на рынке господствует один покупатель и множество продавцов (ситуация достаточно неординарная и встречающаяся крайне редко); олигопсонию — наличие нескольких крупных покупателей, имеющих возможность диктовать условия рынку, и конкурентный рынок, на котором представлено множество покупателей.
Чаще всего рынок в зависимости от его конкурентности делят на две разновидности — рынок свободной конкуренции (совершенной конкуренции) и рынок несовершенной конкуренции, подразделяющийся на монополистический рынок, олигополистический и рынок монополистической конкуренции.
1.2 Классификация рыночных структур
Для пояснения классификации
рыночных структур с точки зрения
соотношения конкуренции и
Таблица 1
Схема классификации рыночных структур.
п
о
т
р
е
б
и
т
е
л
и
производители
много
несколько
Один
много
1.Совершенная конкуренция
или монополистическая
2.Чистая олигополия
3.Чистая монополия
несколько
4. Ограниченная монополия потребителя
5.Двустороняя монополия
6.Ограниченая монополия производителя
один
7.Чистая монополия потребителя
8.Ограниченая монопсия
9.Двустороняя монополия
2.
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
2.1 Понятие совершенной конкуренции
Основными особенностями, определяющими этот рынок, являются следующие:
1)
множество фирм, относящихся к
категории небольших и
2)
полное отсутствие барьеров
3)
отсутствие ограничений для
4) полная информация, то есть совершенное знание рынка потребителями и производителями;
5)
отсутствие контроля над
Строго говоря, беря меркантилизм за начальный хронологический период, приходится отступать от традиции, потому что западные историки экономических учений отрицают за ними вклад в экономическую теорию, а физиократы, за которыми утвердилась эта роль, рассматривали конкуренцию как естественную форму рыночных отношений.
Несовершенная конкуренция, как научное понятие, связывается с именем А. Смита. Рыночный механизм регулирования, названный им “невидимой рукой”, формирует цены товаров под влиянием спроса, предложения и конкуренции. Заметим, что основной его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» [20,с105] принесший А. Смиту мировую известность, был направлен, прежде всего, против политики меркантилизма, таможенных ограничений и фискальной политики государства, которое, по его понятиям, вообще должно отказаться от вмешательства в экономическую жизнь.
С самого начала, конкуренции
отводилась не только функция рыночного
регулирования, но и стимулирующая
роль. Иначе говоря, она рассматривалась
как фактор развития, совершенствования
производства и качества производимой
товарной массы. Хотя физиократы, основываясь
на своей теории естественного порядка,
не рассматривали купечество и промышленников
как производительный класс, А. Смит
преодолел эту ограниченность, что
и позволило классикам
Итак, в конкурентной
среде существуют процессы, направленные
против самой этой конкуренции или,
по крайней мере, ее ограничивающие.
Неустойчивость проявляется в том,
что в рыночной среде каждый отдельный
производитель стремится
Что касается рыночных
государств, то там пришлось решать
более сложные задачи, как на государственном,
то есть практическом уровне, так и
в области экономической
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действуют достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара,
Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют «рынок свободной конкуренции».