Совершенная и несовершенная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:33, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотреть рыночные структуры и виды конкуренции.
Данная цель рассматривает такие задачи как:
1. Рыночная структура: сущность основные черты;
2. Совершенная конкуренция;
3. Несовершенная конкуренция.

Содержание

Введение…………………………………………………………….
3
1
Рыночная структура: сущность, основные черты………………..
4
1.1 Общая характеристика рыночных структур………………….
4
1.2 Классификация рыночных структур………………………….
6
2
Совершенная конкуренция………………………………………...
8
2.1 Понятие совершенной конкуренции………………………….
8
2.2 Значение рынка совершенной конкуренции………………….
10
3
Несовершенная конкуренция……………………………………...
12
3.1 Понятие несовершенной конкуренции………………………..
12
3.2 Чистая монополия………………………………………………
15
3.3 Олигополия……………………………………………………..
18
3.4 Монополистическая конкуренция…………………………….
21
Заключение………………………………………………………..
23
Литература………………………………………………………..
25

Работа содержит 1 файл

Совершенная и несовершенная конкуренция.docx

— 34.53 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………. 

3

Рыночная структура: сущность, основные черты……………….. 

4

1.1 Общая характеристика  рыночных структур…………………. 

4

1.2 Классификация  рыночных структур…………………………. 

6

Совершенная конкуренция………………………………………... 

8

2.1 Понятие совершенной  конкуренции…………………………. 

8

2.2 Значение рынка  совершенной конкуренции…………………

10

Несовершенная конкуренция……………………………………... 

12

3.1 Понятие несовершенной  конкуренции……………………….. 

12

3.2 Чистая монополия……………………………………………… 

15

3.3 Олигополия…………………………………………………….. 

18

3.4 Монополистическая  конкуренция……………………………. 

21

Заключение……………………………………………………….. 

23

Литература……………………………………………………….. 

25

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена  структуре рынка и его основным типам. Актуальность этой темы в том, что мы подробно изучим рыночную структуру. Её положение, факторы производств, рынки продуктов и услуг.

Современная экономика  носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной  и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась  не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Цель работы: рассмотреть  рыночные структуры и виды конкуренции.

Данная цель рассматривает  такие задачи как:

1.                 Рыночная структура: сущность  основные черты;

2.                 Совершенная конкуренция;

3.                 Несовершенная конкуренция.

Предметом данной курсовой работы является рыночная структура, а  объектом особенности рыночной структуры.

 При написании  данной курсовой работы использовалась  литература таких авторов как  Брагинский С.В., Высоковский А., Симпсон  Т. и другие.

 Курсовая работа  состоит из трёх основных разделов.

В первой главе рассматривается  рыночная структура.

Во второй главе  говорится о совершенной конкуренции.

В третьей главе  рассматривается несовершенная  конкуренция и из чего она состоит.

1.         

РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА  ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

1.1 Общая характеристика  рыночных структур

Рыночная структура  – сложное понятие, имеющее множество  аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов  и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д.

Классификация структуры  рынка базируется на определении  количества продавцов и природы  продукта.

Рыночная  структура  указывает на число покупателей  и продавцов, на их доли в  общем, количестве покупаемого или реализуемого товара, степень стандартизации товара,  а также легкость входа на рынок  и выхода из него. Чистая монополия  и совершенная  конкуренция являются двумя крайними формами рыночной структуры. В чисто монопольной  рыночной структуре только одна фирма  реализует все рыночное предложение  определенного продукта, появление  же других фирм невозможно. Реальные рыночные структуры находятся между этими  двумя  крайними случаями. Предельные случаи, тем не менее, дают материал для понимания  многих проблем, что  полезно для уяснения промежуточных  вариантов. Анализ данных, относящихся  к рыночной структуре, используется, чтобы определять вероятность того,  могут ли фирмы на рынке воздействовать на цены продаваемых ими товаров.

Единое понятие  «рынок» часто подразумевает  совокупность многих типов и видов  рынков, отличающихся друг от друга  разнообразными признаками. Несмотря на отсутствие общепринятой классификации  рынков, их можно разделить на группы по определенным признакам: организационному, функциональному, пространственному. По этим признакам рынки подразделяются на следующие группы по организационному признаку, то есть по степени ограничения  конкуренции, выделяют четыре основные модели:

1)     рынок  совершенной конкуренции;

2)     рынок  монополистической конкуренции;

3)     олигополистический  рынок;

4)     чисто  монополистический рынок.

Экономисты выделяют несколько основных моделей рынка  по степени ограничения конкуренции, то есть по степени монополизированности. Конкурентность рынка — очень  важный фактор, воздействующий на поведение  производителей и потребителей. Конкурентность определяется тем, в какой степени  его участники могут оказывать  влияние на цены реализуемых товаров. Чем меньше подобное влияние, тем  конкурентнее считается рынок. Краткая  характеристика этих моделей может  быть отражена следующими моментами: в  условиях чистой конкуренции (совершенной  конкуренции) существует очень большое  количество мелких фирм, производящих стандартизированный (одинаковый) продукт, и отсутствуют всякие барьеры  проникновения в отрасль, то есть выпуска продукта любой желающей фирмой. Напротив, чистая монополия  предполагает наличие одной фирмы  в качестве продавца, недифференцированный продукт и разнообразные барьеры  на пути проникновения в отрасль. Монополистическая конкуренция  характеризуется сравнительно большим  числом крупных фирм, производящих дифференцированный продукт (скажем, одежду, обувь), и сравнительно свободным  вхождением в отрасль. Олигополия отличается небольшим количеством крупных  продавцов, имеющих возможность  воздействия на цену товаров, объем  предложения, а также трудностью вступления в отрасль.

Прежде чем рассмотреть  эти типы рынков подробнее, нужно  отметить, что такая классификация  основана на поведении и количестве продавцов. Но, как известно, на рынке  два субъекта — продавцы и покупатели. Так вот с точки зрения поведения  покупателей на рынке и их количества выделяют монопсонию (монополию одного покупателя), когда на рынке господствует один покупатель и множество продавцов (ситуация достаточно неординарная и  встречающаяся крайне редко); олигопсонию  — наличие нескольких крупных  покупателей, имеющих возможность  диктовать условия рынку, и конкурентный рынок, на котором представлено множество  покупателей.

Чаще всего рынок  в зависимости от его конкурентности делят на две разновидности —  рынок свободной конкуренции (совершенной  конкуренции) и рынок несовершенной  конкуренции, подразделяющийся на монополистический  рынок, олигополистический и рынок  монополистической конкуренции.

1.2 Классификация  рыночных структур

Для пояснения классификации  рыночных структур с точки зрения соотношения конкуренции и монополии  рассмотрим схему, приведенную на таблице 1. В ней представлены теоретически возможные и типичные варианты рыночной организации в зависимости от численности и силы носителей (субъектов) спроса и предложения, то есть производителей и потребителей.

Таблица 1

Схема классификации  рыночных структур.

п 

о 

т 

р 

е 

б 

и 

т 

е 

л 

и 

производители 

много 

несколько 

Один 

много 

1.Совершенная конкуренция  или монополистическая конкуренция 

2.Чистая олигополия 

3.Чистая монополия 

несколько 

4. Ограниченная монополия  потребителя 

5.Двустороняя монополия 

6.Ограниченая монополия  производителя

один 

7.Чистая монополия  потребителя 

8.Ограниченая монопсия 

9.Двустороняя монополия

2.         

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

2.1 Понятие совершенной  конкуренции

Основными особенностями, определяющими этот рынок, являются следующие:

1)          множество фирм, относящихся к  категории небольших и производящих  однородные (гомогенные) товары;

2)          полное отсутствие барьеров при  вступлении в рынок;

3)          отсутствие ограничений для межотраслевого  перелива капитала;

4)          полная информация, то есть совершенное  знание рынка потребителями и  производителями; 

5)          отсутствие контроля над ценами  со стороны производителей и  потребителей.

Строго говоря, беря меркантилизм за начальный хронологический  период, приходится отступать от традиции, потому что западные историки экономических  учений отрицают за ними вклад в  экономическую теорию, а физиократы, за которыми утвердилась эта роль, рассматривали конкуренцию как  естественную форму рыночных отношений.

Несовершенная конкуренция, как научное понятие, связывается  с именем А. Смита. Рыночный механизм регулирования, названный им “невидимой рукой”, формирует цены товаров  под влиянием спроса, предложения  и конкуренции. Заметим, что основной его труд «Исследование о природе  и причинах богатства народов» [20,с105] принесший А. Смиту мировую известность, был направлен, прежде всего, против политики меркантилизма, таможенных ограничений  и фискальной политики государства, которое, по его понятиям, вообще должно отказаться от вмешательства в экономическую  жизнь.

С самого начала, конкуренции  отводилась не только функция рыночного  регулирования, но и стимулирующая  роль. Иначе говоря, она рассматривалась  как фактор развития, совершенствования  производства и качества производимой товарной массы. Хотя физиократы, основываясь  на своей теории естественного порядка, не рассматривали купечество и промышленников как производительный класс, А. Смит преодолел эту ограниченность, что  и позволило классикам расширить  “функциональные возможности” конкуренции, придав ей роль производительной силы и фактора общественного развития или прогресса, понимаемого с  тех пор, как рост общественного  благосостояния.      

Итак, в конкурентной среде существуют процессы, направленные против самой этой конкуренции или, по крайней мере, ее ограничивающие. Неустойчивость проявляется в том, что в рыночной среде каждый отдельный  производитель стремится захватить  и обеспечить за собой большую  долю рынка данного вида продукции. Это ведет не только к росту  прибыли, но и обеспечивает ему условия  выживания в конкурентной среде. Отсюда, устранение конкурентов рассматривается  как нормальное явление, соответствующее  принципам выживаемости сильнейших, если, конечно, такое устранение осуществляется в рамках закона. А закон, как известно, не запрещает различного рода слияниям и поглощением, то есть концентрации производства. Более того, и экономическая  теория, и практика функционирования крупных предприятий, высказывается  за рост масштаба производства.

Что касается рыночных государств, то там пришлось решать более сложные задачи, как на государственном, то есть практическом уровне, так и  в области экономической теории. К настоящему времени данные теоретические  положения можно считать завершенными. Теория конкурентного рынка включает в себя классификацию рынков по типам  конкуренции и анализ механизмов функционирования, присущих каждому  из данных типов. Поскольку для целей  курсового исследования анализ механизмов не представляется главным, а литературные источники по нему достаточно распространены, то остановимся на классификации.

Совершенная конкуренция  существует в таких сферах деятельности, где действуют достаточно много  мелких продавцов и покупателей  идентичного (одинакового) товара, и  поэтому ни один из них не в состоянии  повлиять на цену товара,

Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения  в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют «рынок свободной конкуренции».

Информация о работе Совершенная и несовершенная конкуренция