Социально-ориентированная рыночная экономика: Россия и Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 23:24, реферат

Описание работы

цель – выделить основные черты социально-ориентированной экономики и отличия в ее проведении в России и Беларуси.
Исходя из цели исследования, я ставлю следующие задачи:
* во-первых, на основе классических примеров стран с социально-ориентированной экономикой показать (в частности, на примере Швеции) ее характерные черты;
* во-вторых, исследовать материалы периодической печати для определения основных направлений и достижений в социально-экономической политике России и Беларуси;
* в-третьих, на основе изученных материалов сделать выводы и обобщения.

Работа содержит 1 файл

IX МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

  Определены  основная цель и задачи следующего пятилетия – дальнейшее повышения  уровня и качества жизни населения на основе развития и экономического использования человеческого потенциала, технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.

  С учетом преемственности направлений  экономического роста определены приоритеты социально-экономического развития страны на 2006-2010гг.:

  • всестороннее гармоническое развитие человека на основе повышения реальных денежных доходов, качественного совершенствования систем здравоохранения, образования и культуры, физической культуры и спорта, жилищного строительства и других отраслей;
  • инновационное развитие национальной экономики;
  • наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики;
  • развитие аграрно-промышленного комплекса и социальное возрождение села;
  • энерго-  и ресурсосбережение;

  Аграрная  сфера затрагивает интересы практически  каждого гражданина республики и  в решающей мере определяет продовольственную  безопасность страны. Вот почему развитие села является одним из главных социально-экономических приоритетов общества и активно поддерживается государством (что, кстати, характерно для всех экономически развитых стран мира).

  Программой  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы предусматривалось увеличить валовую продукцию сельского хозяйства в сопоставимых ценах во всех категориях хозяйств на 22-28%. Фактическое увеличение составило 25,1%. При этом сельскохозяйственные организации обеспечили за пятилетку темп роста 134%.

  Претворение в жизнь поставленных задач по развитию аграрнопромышленного комплекса и социальному возрождению села будет осуществляться в рамках реализации мероприятий государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010годы.

  Важная  отличительная особенность программы – ее масштабность. В 2005г. прямые бюджетные ассигнования в аграрнопромышленный комплекс Беларуси достигли 2866 млрд. руб., что составило 11,7% расходной части консолидированного бюджета, или около 1,3 млрд. USD в эквиваленте. К 2010г. предстоит увеличить объем валовой продукции на 45% и довести рентабельность до 18-20%.

  Вся посевная площадь под урожай 2006г. увеличена по сравнению с 2005г. на 3%.

  На  полях Беларуси выращивается достаточно зерна, чтобы полностью обеспечить потребности страны. С учетом этого снят вопрос о выделении средств для закупки за пределами Беларуси фуражного зерна.

  Программа предусматривает рост ВВП в 2006-2010 годах на 46-55%, объем промышленной продукции – на 43-51, продукции  сельского хозяйства – на 34-45%. На 98-115% возрастут инвестиции в основной капитал, на 50-57% - производство потребительских товаров. На 53-60% предусмотрено увеличить объем внешней торговли товарами и услугами, в том числе экспорт – на 55-62, а импорт – на 51-58%. Розничный товарооборот вырастет на 57-65%, объем платных услуг населению – на 54-61%.

  Соответственно  увеличатся и реальные денежные доходы населения (на 49-56%), реальная заработная плата (на 52-58%). Социальный блок предусматривает  также совершенствование пенсионной системы, содержит ряд мер по социальной поддержке определенных категорий граждан, а также гарантии в области оплаты труда и занятости. В докладе на третьем Всебелорусском народном собрании Президент Республики Беларусь секрет белорусского экономического феномена сформулировал просто и четко – это сильная государственная власть, сильная социальная политика и опора на народ.

  Одним из важнейших направлений социальной политики является усилие государственной  поддержки семей. Пособий, являющиеся основной формой денежной помощи семьям, сегодня получают около 560 тыс. детей. И за 2001-2005 годы их размеры увеличились более чем в 9 раз. Развивается и такая форма государственной социальной поддержки, как адресная социальная помощь, рассчитанная на семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

  Дальнейший  сбалансированный рост реальных доходов  населения и заработной платы, основанный на росте валового внутреннего продукта, производительности труда и улучшения  качественных параметров экономики, остаются главными направлениями социальной политики белорусского государства и в наступившем пятилетии. За пять лет реальные денежные доходы  населения увеличатся на 149-156%, реальная заработная  - на 152-158%. Что касается номинальной заработной платы, то к концу 2010 года в целом по народному хозяйству она составит не менее 50 долларов в эквиваленте.

  Темпам  роста заработной платы будет  соответствовать и рост пенсий по возрасту должен быть повышен в 1,52 раза. 
 
 
 
 
 

  Выводы. И так, в Скандинавии государство всеобщего благосостояния («колыбель до гробовой доски») - это рождение в госклиниках, воспитание в государственных детских учреждениях, получение госстипендий в университетах, обучение на государственных курсах переподготовки в случае потери работы и окончание жизни в государственных домах для престарелых. Данная модель базируется на весьма жесткой финансовой политике, невмешательстве государства в производство, политике, направленной на сокращение разницы в оплате труда, высоких налогах, программах по созданию новых рабочих мест, увеличении мобильности рынка рабочей силы посредством дотаций, с тем чтобы облегчить рабочим переезд на новое место работы и прохождение курсов переподготовки. Всё это контрастирует с российским курсом социальных реформ.

  Экономическая политика российского государства должна обеспечивать не только высокие и устойчивые темпы роста, но и давать принципиально повое качество экономического роста. Ключевым моментам здесь является необходимость освоения новых направлений социальной политики, которые прямо или косвенно стимулировали бы трудовую активность граждан. Исходным условием формирования эффективной экономической системы должна стать эффективная социальная политика государства.

  Реформирование  социальной политики сегодня стало  задачей, решение которой нельзя откладывать. Это требует перехода от экономической парадигмы социально-экономических преобразовании, трактующих социальные проблемы как некие издержки экономики, сужающие возможности интенсивного развития, к социальной парадигме. Именно она сможет вызвать позитивные сдвиги, придав определенный импульс социальной активности населения и в конечном итоге обеспечить повышение эффективности функционирования всей экономической системы страны.

  Это потребует глубокие институциональных  преобразований в социальной сфере, которые должны быть направлены, в первую очередь, на достижение следующих целей:

  — обеспечение максимально эффективной защиты социальноуязвимых групп населения, т.е. тех, кто объективно нуждается в государственной поддержке. В этой связи должны быть разработаны механизмы, способные обеспечить адресность государственной социальной помощи;

  — обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых в первую очередь следует отнести общее образование и медицинское обслуживание;

  • создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;
  • формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, а также эффективного использования этих средств;
  • реформы в сфере пенсионного обеспечения должны обеспечить текущую финансовую устойчивость пенсионной сие темы и повышение реального размера пенсий, в долгосрочном периоде с учетом процесса старения населения России они должны предотвратить кризис действующей пенсионной системы. В перспективе именно накопительные пенсии должны стать основным фактором  дифференциации  пенсий;
  • повышение эффективности системы государственного социального страхования, разработка более действенных механизмов контроля за выдачей пособий по временной нетрудоспособности;
  • в области жилищно-коммунальных услуг необходимо завершить коренной поворот от поддержки производителя работ в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве к адресной поддержке потребителей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  литературы

1.Конституция  Российской Федерации: Принята  всенар. Голосованием 12 дек. 1993г.: Официальный  текст по состоянию на март 1999г. – М.: Ось-89. – 16с.

2.Бамбиза И.  Сильная аграрная политика государства  – его надежное будущее// Экономика  Беларуси. – 2005. - №4(5). – С.8.

3.Государство  всеобщего благосостояния: станет  ли чужое прошлое нашим будущим?// ЭКО. – 2005. - №8. – С.13-25.

4.Зайченко Н.  Экономике – конкурентоспособность,  человеку – благополучие// Экономика  Беларуси. – 2006. - №2(7). – С.6.

5.Киеня Е.  Программа социально-экономического  развития РБ на 2006-2010 годы и  направления ее реализации в  аграрном секторе// Аграрная экономика. -2006. - №12(139).– С.33-35.

6.Криштапович  Л.Е. Президентские выборы 2006 года  в контексте белорусского пути  развития// Новая экономика. –  2006. - №5-6. – С.31-33.

7.Норвежская  модель управления ресурсами//Экономист.  – 2005. - №11. – С.69.

8.Шведская модель развития общества// ЭКО. – 2006. - №10. – С.140-151

9.Теория национальной  экономика/ под ред. В.К. Лепешевой.  Мн.: БГЭУ, 1997г.

10.Яскевич Я.С.  Человек. Общество. Государство:  Ответы на вопр. Программы. Тесты, 2-е изд., стереотип. Мн.: Тетра Системс, 2004.

11.Черныш Л.П.  Экономика Беларуси: Курс лекций. Мн.: БГУ, 1999г.

12.Лукашенко  А.Г. Исторический выбор Беларуси: Лекция Президента Респ. Беларусь  в Бел. гос. ун-те. Минск, 14 марта  2003г. Мн.: Изд. центр БГУ, 2003.

13.Прикладная  экономика: Пер. с англ./ Межрегион. Обществен. Орг. «Достижение молодых –Junior Achievement Russia». – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Артель-сервис, 2003. – 272с. 
 
 
 
 
 

  

  

        Приложение 1                                     Рис.1                                                                                                    

                                                                                                                                           Таблица 1

 
 
 
2001-2005гг. Фактическое выполнение 2006г в процентах к 205г. Прогноз на год 2006-2010гг.
Валовой внутренний продукт  135-140 143,1 107-108,5 146-155
Продукция промышленности 128-132 151,8 106,5-108 143-151
Продукция сельского хозяйства 122-128 125,7 106-108 134-145
Инвестиции  в основной капитал 160-170 184 113-114 198-215
Производство  потребительских товаров, в том  числе: продовольственных непродовольственных  
142-147

139-144

146-152

 
150,4

151,1

150,4

 
108-109

108,5-109,5

107,5-108,5

 
150-157

151-158

150-157

Объем внешней торговли, в том числе: экспорт

            импорт

142-150

143-152

141-149

229

237,6

220,8

108,3-109,3

108,5-109,5

108-109

153-160

155-162

151-158

Реальные  денежные доходы 158-163 176,7 107-108,5 149-156
Розничный товарооборот 150-155 209,9 108-109 157-165
Платные услуги населению 160-165 171,6 14,5 154-161
Снижение  энергоемкости ВВП 20-25 25,5 6-7 26-30,4
Ввод  в эксплуатацию жилья, млн. м2 12,75-15 16,12 3,7-4,2 23,5-26

Информация о работе Социально-ориентированная рыночная экономика: Россия и Беларусь