Социально-ориентированная рыночная экономика: Россия и Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 23:24, реферат

Описание работы

цель – выделить основные черты социально-ориентированной экономики и отличия в ее проведении в России и Беларуси.
Исходя из цели исследования, я ставлю следующие задачи:
* во-первых, на основе классических примеров стран с социально-ориентированной экономикой показать (в частности, на примере Швеции) ее характерные черты;
* во-вторых, исследовать материалы периодической печати для определения основных направлений и достижений в социально-экономической политике России и Беларуси;
* в-третьих, на основе изученных материалов сделать выводы и обобщения.

Работа содержит 1 файл

IX МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

  IX МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ – ФЕСТИВАЛЬ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩЕЙСЯМОЛОДЕЖИ «ЮНОСТЬ БОЛЬШОЙ ВОЛГИ» 
 
 
 

  Секция “Экономика”

                             Подсекция “Экономическая теория” 

  Название  работы:

  Социально-ориентированная  рыночная экономика: Россия и Беларусь 

                 Автор работы – Пономаренко  Ирина, 1 курс

              Научный руководитель – Бахтинов Н.П., канд.                                                                                                        социол. наук, доцент        

                 Учебное заведение – Чебоксарский институт экономики  и менеджмента Санкт-Петербургского государственного политехнического университета 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

  Чебоксары - 2007 
 

  Введение.

  Выбор данной темы я обосновываю тем, что  почти все страны, входившие в  состав СССР, после его распада встали на новый путь экономического развития, что по-разному отразилось на населении. Россия и Беларусь не стали исключением. Они выбрали проведение политики в виде социально ориентированной рыночной экономики. На первый взгляд кажется, что эти страны проводили одинаковую политику, но это не так.

  Поэтому в своей работе мною я определила следующую цель – выделить основные черты социально-ориентированной  экономики и отличия в ее проведении в России и Беларуси.

  Исходя  из цели исследования, я ставлю следующие задачи:

  • во-первых, на основе классических примеров стран  с социально-ориентированной экономикой показать (в частности, на примере Швеции) ее характерные черты;
  • во-вторых, исследовать материалы периодической печати для определения основных направлений и достижений в социально-экономической политике России и Беларуси;
  • в-третьих, на основе изученных материалов сделать выводы и обобщения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Модель  нормального и требуемого обществом  социально-экономического развития предполагает строго последовательное улучшение материальных условий жизнедеятельности. Наиболее важными критериями всякого экономического устройства являются направленность изменения, величина и темпы динамики уровня жизни.

  Характерные черты социально-ориентированной  экономики:

         - многоукладность экономики и равноправное функционирование государственного и частного секторов;

      - активная роль государства в  регулировании и реформировании  хозяйственной жизни;

      - социальная ориентация, эффективная  система защиты уязвимых слоев  населения и, последнее, неуклонный путь к рыночным преобразованиям.

  Классическим  примером, сочетающим в себе эти  характеристики, является шведская модель развития экономики.

  Один  из разработчиков модели, Р.Мейднер, определял ее так: прежде всего это - модель создания общества благосостояния с равенством и полной занятостью как главными целями, с универсальной, то есть распространяющейся на всех членов общества системой социального обеспечения, большим государственным сектором социальных услуг, с политикой солидарности в области заработной платы и активной политикой занятости как сущностными компонентами.

  Её  основные черты следующие.

  Во-первых, производственная сфера базируется на частной собственности, а сфера перераспределения полностью отдана в компетенцию государственных органов.

  Во-вторых, шведская модель выстраивает специфические отношения между трудом и капиталом. Успешно действует централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов всегда основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

  В-третьих, модель задает особое целеполагание и реализацию экономической цели, являются составными частями и результатом этой политики Доминантами этой политики выступают полная занятость и выравнивание доходов.

  В-четвертых, до середины 90-х годов прошлого века шведская модель успешно сочетала полную занятость и стабильность цен на основе проведения рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.

  Социальное  выравнивание - это главная цель социально-экономических преобразований в Швеции. Оно означает:

  • огосударствление, всеобщность и бесплатность здравоохранения, образования, социального обеспечения и страхования;
  • политику солидарности в области заработной платы;
  • активную политику занятости, при которой полная занятость рассматривается и как самоцель, и как средство социального выравнивания;
  • государственную экономическую политику, задача которой - создавать благоприятные экономические условия для развития страны, и тем самым для решения социальных задач.

        Успех политики выравнивания в Швеции неоспорим. Доходы и жизненный уровень выравнивались в Швеции тремя путями: 1) нацеленной на достижение равной оплаты за равный труд политикой солидарности в области заработной платы; 2) системой прогрессивного налогообложения; 3)системой обширных государственных услуг.

    Россия.

  Конституция Российской Федерации гарантирует  гражданам России определенный уровень социальной защищенности. Основной закон нашей страны устанавливает следующие права и социальные гарантии: право на труд и его вознаграждение (ст. 37), гарантии социальной защиты населения (ст. 7. 38), право на жилище (ст. 40), право на образование (ст. 43), право па охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 7,41),  право на пользование учреждениями культуры (ст. 44) и др.

        Произошедшие в  последнее время серьезные политические изменения обусловили появление новых программных документов, в которых в концентрированном виде отражены основные намерения исполнительной власти по реформированию российской экономики. В этой связи особенно интересны «Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу». Согласно данного документа, Правительство России рассматривает нынешнюю ситуацию как «окно возможностей» и формулирует три важнейших задачи:

  • установить новый социальный контракт
  • осуществить реформу власти;
  • провести модернизацию экономики.

  Правительство заявляет о необходимости создания «субсидиарного государства», которое, опираясь на виртуальный «новый социальный контракт», призвано обеспечивать социальные услуги и гарантии в той мере, в которой общество не может этого сделать самостоятельно.

  Статья 7 Конституции РФ содержит положения  о том, что Россия — социальное государство, что оно проводит политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Обязательство проводить политику создания условий достойной жизни предполагает необходимость иметь определенные минимальные стандарты достойной жизни. Прежде всего, это стандарты потребления, которые могут выражаться как в минимальных стандартах денежных доходов, так и в минимальном натуральном обеспечении нуждающихся различными благам индивидуального потребления.

  Между тем бедность в нашей реальности превращается во все 
более острую экономическую и политическую проблему. Ее разрешение, а не собственно дифференциация доходов должно стать главным 
направлением деятельности государства. Содержание его состоит в 
максимальном сокращении числа лиц, живущих за чертой бедности, 
т.е. получающих доходы меньше прожиточного минимума. Социальная политика направлена на то, чтобы каждый член развитого общества располагал по крайней мере насущными благами, т.е., по экономическому определению, благами, которые люди должны получать вне зависимости от их доходов.

  По  данным опросов ВЦИОМа, проводившимся с января по март 2005 г, в 40 регионах России (1,6 тыс. опрошенных), затраты на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) уже превысили 50% дохода у 21%  россиян (в 2004 г. -13%). У 43% респондентов (в 2004 г. - 28%) они составляют 25-49% дохода. Лишь, менее трети опрошенных (31 %) тратят на ЖКУ менее 25% семейного дохода (в 2004 г. -36%).

        Чувашия.

  В 2006г. индекс промышленного производства в Чувашской Республике вырос  на 15,9% к соответствующему периоду  прошлого года (по России – на 4,2%), в том числе по обрабатывающим производствам – на 18,5% (по России – на 4,6%).

  Прирост объема производства сельского хозяйства  составил 3,2% (по России – 1,5%).

  Около 13 тыс. сельских семей получили льготные кредиты на развитие личных подсобных  хозяйств. Как отметил Министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев, это  один из самых высоких показателей в стране.

  Последовательно реализуется политика повышения  уровня оплаты труда работников бюджетной  сферы (где заняты около 130 тыс. человек, почти треть работающего населения республики), рост составил в прошлом году 27,6%, что значительно опережает темпы роста потребительских цен (8,4%, по России – 9%).

  Эти и другие меры обеспечили устойчивое повышение уровня жизни населения. Реальные располагаемые денежные доходы возросли на 23,1% (по России – на 11,5%), реальная заработная плата – на 15% (по России – на 13,4%).

  В 2006г. достигнуты высокие темпы инвестиционной активности (объем инвестиций в основной капитал составил 117,5%, по России – 112,8%), превзойден исторический рекорд республики 2005года по объемам ввода жилья – построено 854,5 тыс. кв. метров. Ввод жилья на одного жителя составил 0,661 кв. метра, что в 2, а то и в 3 раза больше, чем у Мордовии и Марий Эл, Нижегородской и Ульяновской областей, на четверть больше, чем в Москве. (См. график 1)

  Беларусь 

  Белорусский путь развития характеризуется следующими особенностями.

  Во-первых, для белорусского пути развития характерна сильная государственная власть. Именно народная государственная позволила остановить разрушение экономики и социальной сферы, обнищание населения, деградацию науки и культуры.

  Во-вторых, активная роль государства в совершенствовании экономики с целью постепенной интеграции в мирохозяйственную систему. Белорусский путь развития в области экономики базируется не на противопоставлении частного и государственного секторов, а на их параллельном и взаимодополняющем развитии.

  В-третьих, отличительным признаком белорусского пути развития является сильная социальная политика. Это означает сопряжение социальной ориентации экономики с повышением эффективности инвестиций в развитие человеческого потенциала.

  В-четвертых, особенностью белорусского пути развития является ориентация на интеграцию на постсоветском пространстве и строительство союзного государства Беларуси и России. Это обусловлено объективными экономическими и историческими обстоятельствами. На долю Российской Федерации приходится больше половины внешнеторгового оборота Республики Беларусь. Союз с Россией – это основа экономической, социальной и политической стабильности нашей республики

  Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и направления  ее реализации в аграрном секторе.

  Анализ  достигнутых положительных результатов  текущей пятилетки, а также ключевых проблем и ограничений на пути устойчивого экономического роста позволил сформулировать главную идею нового этапа – повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики и его девиз – «человек – инновации – благосостояние».

Информация о работе Социально-ориентированная рыночная экономика: Россия и Беларусь