Социально-экономическое развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить теоретические и практические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования и предложить, в качестве дополнительных статей дохода местного бюджета, проект по рациональному использованию имеющихся природных ресурсов.
Задачи курсовой работы:
Исследовать теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образовании, в том числе, социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования:
На практике рассмотреть управление социально-экономическим развитием муниципального образования, а именно, Максимовского сельского поселения Иркутского района Иркутской области;
Определить финансовое обеспечение управления социально-экономическим развитием муниципального образования: статьи пополнения и расходования местного бюджета;
Предложить, как один из вариантов пополнения бюджета Максимовского сельского поселения, проект по развитию платной рекреационной зоны.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования
1.1 Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования
1.2. Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований
1.3 Цели и задачи муниципальной социальной политики в сельской местности
Глава 2. Практика управления социально-экономическим развитием Максимовского сельского поселения
2.1 Характеристика Максимовского сельского поселения
2.2 Финансовое обеспечение управления социально-экономическим развитием МО. Источники пополнения бюджета
2.3 Основные направления деятельности администрации Максимовского сельского поселения по улучшению социально-экономического положения населения
3.1 Природные ресурсы поселения и их использование для создания зоны массового отдыха населения
3.2 Проект по развитию пляжа – реализация проекта
3.3 Основные финансовые условия реализации проекта
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 113.00 Кб (Скачать)

 
Название налога.

 
Общая сумма за взимаемый налог, руб.

 
Налог на имущество с физических лиц

 
4450934

 
Налог на землю с физических лиц

 
445805,93

 
Налог на имущество с предприятий

 
300000

 
Налог на землю с предприятий

 
22500

 
Налог на землю с частных предпринимателей

 
405 

 
Итого:

 
5219644,93


 
 
 
Прогнозируемый доход на 2009 год  составляет сравнительно небольшую  сумму. Главная задача при формировании местного бюджета на 2009 год рационально  использовать полученную сумму.

2.3 Основные направления  деятельности администрации Максимовского сельского поселения по улучшению социально-экономического положения населения 
 
Для начала проведем расчёт непрямых административных затрат на сотрудников (таблица 2.7). 
Таблица 2.7 
 
Зарплата сотрудников администрации Максимовского поселения

 
Должность

 
Сумма за месяц, тыс.руб.

 
Общая сумма за год, тыс.руб.

 
Заработная плата главы поселения

 
15

 
180

 
Заместитель главы

 
10

 
120

 
Главный бухгалтер

 
9

 
108

 
Зам. Главного бухгалтера

 
8

 
96

 
Бухгалтер

 
6

 
72

 
Начальник ЖКХ

 
9

 
108

 
Специалист

 
6

 
72

 
Техничка

 
2

 
24

 
Водитель

 
4

 
48

 
Итого:

 
69

 
828


 
 
 
В таблице 2.8 приведены общие эксплуатационные затраты. 
Таблица 2.8 
 
Эксплуатационные затраты

 
Виды расходов 

 
Ежегодная сумма затрат, руб.

 
Содержание здания и коммунальные расходы

 
21 600

 
Закупка бумаги и других канцелярских товаров

 
34 000

 
Услуги телефонной связи 

 
6 000

 
Обслуживание компьютеров

 
10 000

 
Обслуживание копировальных работ

 
10 000

 
Запчасти и бензин для транспорта

 
300 000

 
Итого: 

 
381 600


 
 
 
Общее количество административных расходов составляет – 1209600 руб. Количество высвобожденных денег составляет – 4010044,93 руб. 
 
Местная администрация наделена в социальной сфере следующими полномочиями: 
 
– организует и координирует с учетом национально-культурных традиций населения работу учреждений социально-культурного назначения, обеспечивает их материально-техническое снабжение, создает в школах внебюджетные фонды за счет собственных и привлеченных средств; содействует организации трудового обучения и профессиональной ориентации школьников; 
 
– вносит предложения в соответствующие органы об объявлении памятниками природы, истории и культуры объектов местного значения, находящихся на территории поселения и представляющих экологическую, историческую, культурную или научную ценность, охраняет памятники истории и культуры и организует использование памятников, переданных в ведение органов местного самоуправления; 
 
– оказывает жителям помощь в назначении пенсий; 
 
– организует учет лиц, которые получают социальную помощь за счет средств местного бюджета, в соответствии с решениями представительного органа распоряжается средствами фонда социальной защиты населения и принимает меры к его пополнению, может назначать при наличии собственных и привлеченных средств пособия, а также доплаты к пенсиям; 
 
– организует для обеспечения занятости населения общественные оплачиваемые работы по благоустройству, строительству и ремонту дорог, здании, сооружений и т.п. за счет средств местного бюджета и привлеченных средств; 
 
– принимает меры по улучшению жилищных, материальных и социально-бытовых условий инвалидов, семей, потерявших кормильца, престарелых граждан, нуждающихся в обслуживании на дому, способствует устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения; 
 
– предоставляет в пределах своих полномочий установленные льготы и помощь, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей, принимает меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание и семьи граждан; 
 
– назначает опекунов и попечителей, контролирует выполнение ими своих обязанностей; 
 
– получает от расположенных на территории муниципального образования предприятий, организаций сведения о высвобождении работающих, заслушивает сообщения руководителей предприятий, организаций по этим вопросам. 
 
Ранее на территории Максимовского сельского поселения по многим из выше перечисленных вопросов работа либо не проводилась вообще, либо проводилась, но не в полном объеме. Одним из направлений совершенствования работы в данной области является создание социального центра по оказанию психологической, воспитательной и материальной помощи населению. Рассмотрим основные первоочередные статьи затрат, возникающих на предстоящий год и требующих повышенного внимания. 
 
Значительная часть бюджета запланирована на предотвращение наводнений и паводковых ситуаций, т.к. часть территории поселения располагается по берегу реки Иркут. Для укрепления набережной части завозится гравий, приобретаются бетонные основы. 
 
За все время существования Максимовского сельского поселения не было организовано стационарного места захоронения мусора и отходов, на территории самого поселения нет контейнерных площадок для мусора. В бюджет на 2009г эта статья расходов закладывается. Предусматривается покупка мусорных контейнеров для каждой улицы, очистка загрязненных территорий и еженедельный вывоз мусора. 
 
На данный момент в Максимовском сельском поселении организовано две спортивные секции для взрослых и детей от 14 лет. В 2009г планируется открытие дополнительной секции для детей младше 14, в рамках этого мероприятия планируется строительство детской площадки и закупка спортивного инвентаря. На обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организацию проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий планируется 250000 рублей. Одной из статей расхода на предстоящий год становится проблема закупки дополнительных компьютеров для школы в количестве 5 штук и составляет приблизительно 150000 рублей. 
 
Проанализировав деятельность муниципальных властей можно сделать вывод, что запланированных собственных бюджетных средств не хватит на решение все сложившихся проблем. Поэтому перед администрацией поселения становится задача изыскивать возможности для роста собственных доходов бюджета. В 3-й главе представлен проект по рациональному использованию имеющих ресурсов с целью пополнения бюджета. 
 
 
 
 
Глава 3. Направления мобилизации дополнительных источников собственных доходов бюджета поселения 
3.1 Природные ресурсы поселения и их использование для создания зоны массового отдыха населения 
 
Специалисты различных отраслей знания единодушны в том, что наиболее важен и эффективен в условиях постоянных психических перегрузок активный отдых на природе. Этот вид отдыха можно назвать специальным термином «рекреация» от латинского (восстановление). 
 
Большинство местных жителей и жителей микрорайона Ново-Ленино имеют земельные участки, участки в коллективных садах, т.е. дачи, на которых проводят значительное количество свободного времени, начиная с мая и заканчивая сентябрем. Однако в жаркие летние месяцы сотни людей стремятся провести выходные дни на лоне природы. Но кто – то должен организовать использование природы, чтобы после первого отдыха не осталось место, заваленное мусором. Словом, как наилучшим образом удовлетворить потребность в чистом воздухе, тишине, красивых пейзажах и новых впечатлениях. 
 
Если оценивать местоположение Максимовского сельского поселения, то преимущества можно извлечь из следующих основных факторов: 
 
- относительная близость Максимовского сельского поселения к областному центру Иркутской области – г. Иркутску, представляющему в данном случае достаточно большое скопление потенциальных потребителей каких-либо предлагаемых услуг; 
 
- относительная близость Максимовского сельского поселения к кольцевой автодороге вокруг микрорайона Ново-Ленино, которая представляет участок федеральной трассы Красноярск – Иркутск – Чита, что также может предоставить потребителей. Кроме того, на протяжении уже достаточно долгого периода времени планируется строительство объездной автодороги вокруг г. Иркутск, и в этом случае фактически единственно возможным вариантом ее прохождения является прохождение именно по территории Максимовского сельского округа. В этом случае возможно резкое развитие инфраструктуры района и собственного сельского образования; 
 
- наличие некоторых природных достопримечательностей, расположенных непосредственно на территории самого поселения, либо на территории, прилегающей к поселению. Прежде всего, речь здесь идет о реке Иркут. Она не пригодна для организации судоходства из-за очень сложного рельефа дна (хотя по своим размерам, вполне можно было бы организовать соответствующие маршруты), но зато является достаточно хорошим местом для занятий активными видами спорта на воде. Соответственно и возникла идея организации обустроенной пляжной зоны, причем практически в черте города Иркутска. 
 
Что касается недостатка района, то главный недостаток – это, безусловно, абсолютная неразвитость инфраструктуры сельского поселения. В настоящее время большая часть объектов, которые могут быть использованы для развития каких-то проектов, находятся в очень плохом (полуаварийном состоянии). Хотя многие работы все-таки уже были сделаны: в частности были расчищены территории, произведено их частичное благоустройство. Однако для эксплуатации зоны отдыха необходимы определенные вложения средств в дальнейшее развитие инфраструктуры. 
3.2 Проект по развитию пляжа – реализация проекта 
 
Проектом, который предлагается для реализации, предполагается развитие рекреационно-спортивной зоны, которая будет иметь различное функциональное назначение: 
 
- Создание на территории пляжной зоны небольшого спортивного центра, в частности, волейбольной, минифутбольной, баскетбольной площадок, которые также могут предоставляться в аренду. 
 
- Кроме того, на территории пляжа планируются мини-площадки для детей в виде горки и песочниц. 
 
- Совместно с предоставлением возможности пользования пляжной зоной, планируется организация некоторых сопутствующих услуг, в том числе предоставление услуг по пользованию автостоянкой. 
 
В качестве места расположения пляжной зоны планируется территория, на которой ранее планировалось организовать пионерский лагерь, для чего она уже частично была подготовлена (очищена от деревьев и иных насаждений, проведен ряд водоотводных мероприятий, поскольку ранее в паводковый период территория попадала в зону затопления). Схема местности и примерное расположение базы показано на рис. 3.1. 
 
 
Рис. 3.1. Расположение места для организации зоны отдыха 
Зона отдыха расположена в одной из излучин реки Иркут вблизи трассы Иркутск – Максимовщина, которая обслуживается и маршрутными такси, и автобусами муниципального транспортного предприятия, что также делает удобным местоположение базы. 
 
Если говорить о конкуренции на данном секторе рынка, то у Максимовского сельского поселения есть все предпосылки для того, чтобы успешно выступить на данном рынке. Связано это с тем, что в настоящее время в Иркутске и ближайших пригородах фактически не организован отдых аналогичный тому, который предлагает администрация Максимовского сельского поселения. Действительно, оборудованных пляжных зон на территории Иркутска практически нет, а если они и имеются, то владельцы территорий фактически предоставляют лишь минимальный набор услуг на самом пляже, но без организации мест для парковок и т.п. 
 
Основными конкурирующими территориями для данного проекта являются: 
 
- пляжная зона в районе Плотины ГЭС (район ул. Якоби и Мухиной); 
 
- пляжная зона в районе ледокола «Ангара», микрорайон Солнечный; 
 
- пляжная зона в районе острова Юность; 
 
- пляжная зона в микрорайоне Боково (район Иркутска-2); 
 
- заливы Иркутского водохранилища. 
 
В настоящий момент можно сказать, что развитие пляжной инфраструктуры на каждом из этих объектов находится в зачаточном состоянии. Так, например, практически ни на одной из зон нет даже элементарного пляжного инвентаря (лежаков, кабинок для переодевания). Кроме того, функционирование всех пляжей фактически осуществляется на бесплатной основе, а основной доходы арендаторы соответствующих площадей получают от продажи продуктов питания на территории пляжной зоны. В результате, большая часть пляжных зон достаточно быстро превращается в свалку мусора, отдыхать на которой совершенно неприятно. 
 
Несколько иная ситуация имеет место на заливах Иркутского водохранилища. Но и там ситуация с экологией стоит достаточно остро – на берегу масса бытового мусора, а дно и прибрежная полоса достаточно сильно загрязнены предметами, опасными для здоровья человека (остатками битого стекла и т.п.). Кроме того, большая часть подобных территорий вообще никому не принадлежит (на праве собственности на землю), а используется частными предпринимателями на правах аренды, причем если плата осуществляется за минимальный по площади участок, то фактически затем используется весь пляж. 
 
Еще одна особенность состоит в том, что все обозначенные выше организованные пляжные территории находятся в акватории Ангары или Иркутского водохранилища. Данные территории вообще практически не предназначены для организации пляжного отдыха в традиционном понимании этого слова, поскольку температура воды на данных пляжах даже в самые жаркие сезоны очень редко превышает 20 C. Иное дело территория, на которой планируется организация данного отдыха. Река Иркут является одной из самых теплых рек нашего региона, а, кроме того, многочисленные небольшие протоки и небольшие заливы, также в изобилии имеющиеся на реке, позволяют осуществлять здесь купальный сезон практически с начала июня (с первых жарких дней, когда температура воды вполне может достигать и +25С) и до конца августа. Кроме того, дно Иркута также гораздо лучше приспособлено для купания, поскольку является в некоторых местах песчаным, а не глинистым или илистым, как на большей части заливов и иных пляжных территорий. 
 
Проведем SWOT анализ планируемого проекта (его нельзя называть предприятием, поскольку данный проект будет реализовываться фактически администрацией Максимовского сельского поселения и фактически будет являться частью деятельности именно администрации).(Таблица 3.1.) 
 
Таким образом, мы видим, что основными сильными сторонами планируемого проекта является его относительная новизна (организованный пляжный отдых, а также отсутствие необходимости в прохождении многочисленных согласований (барьеры) при реализации проекта, поскольку сама администрация округа будет курировать данный проект ). 
 
Большим плюсом для реализации проекта является возможность использования уже имеющихся (созданных ранее) объектов инфраструктуры, которые должны способствовать реализации проекта и могут быть в нем использованы. 
Таблица 3.1. 
 
SWOT анализ организации в целом по рынку

 
Сильные стороны: 
 
- возможность самостоятельного принятия решения по реализации конкретного проекта; 
 
- предоставление услуг защиты здоровья и имущества отдыхающих;

 
Слабые стороны: 
 
- отсутствие опыта работы в данной области; 
 
- необходимость поиска специального персонала; 
 
- удаленность от основных районов города (за исключением Ленинского округа), что создает препятствия для обеспечения необходимого потока;

 
Возможности: 
 
- слабая конкуренция в предполагаемом районе расширения бизнеса в летний сезон; 
 
- возможность ориентации на разные аудитории; 

 
Угрозы: 
 
- высокая ценовая конкуренция со стороны неорганизованного туризма и пляжного туризма в других частях города; 
 
- относительно небольшая целевая аудитория, на которую ориентируется данный отдых 
 
- сезонный характер работы;


 

 

Кроме того, в Максимовском сельском округе имеются те люди, которые могут стать персоналом базы, в том числе имеется и два инструктора, знания которых могут помочь в реализации проекта. Однако необходим и дополнительный персонал. 
 
Слабой стороной данного проекта является то, что он носит достаточно четко выраженный сезонный характер. Например, летние услуги можно предоставлять фактически только в течение максимум 3-х месяцев. Затем наступает межсезонье, и лишь ближе к концу 2-го квартала начинается следующий летний сезон. Естественно, что это будет мешать успешной реализации проекта, поскольку основной упор в его реализации сделан на рентабельные летние месяцы, а зимний период используется лишь для поддержания относительно безубыточного функционирования. 
 
Кроме того, достаточно существенной угрозой является то обстоятельство, что целевая аудитория, на которую ориентирован проект, является достаточно небольшой в Иркутском регионе, а соответственно необходимо предпринять определенные маркетинговые мероприятия для того, чтобы привлечь потенциальных потребителей и из других регионов (прежде всего, пригородов, поскольку ориентироваться даже на Ангарск и Шелехов практически невозможно). 
 
Таким образом, проект имеет и сильные, и слабые стороны, но в принципе представляется вполне возможным его реализация. 
3.3 Основные финансовые условия реализации проекта 
 
Главная особенность данного проекта состоит в том, что фактически он начинает реализовываться не на «пустом месте», а уже на территории, которая прошла определенную подготовку. 
 
Планируется достаточно благоприятная маркетинговая ситуация для реализации проекта. При этом весь проект делится на три части, по характеру предоставляемых услуг: 
 
- пользование пляжной зоной, цена за которую устанавливается через стоимость одного часа; 
 
- пользование стоянкой автомобилей, которая также оценивается исходя из стоимости одного часа; 
 
- пользование волейбольной, баскетбольной и мини-футбольной площадкой, которые также располагаются непосредственно на территории спортивной базы. 
 
Работы предполагают очистку дна на ближайшем участке к берегу. Кроме того, в это же время будет завезено несколько автомобилей песка для благоустройства территории пляжной зоны. 
 
Рассчитаем затраты на проведение подготовительных работ (см. таблицу 3.2). 
Таблица 3.2 
 
Расчет затрат на проведение подготовительных работ

 
Название этапа

 
Сумма расходов на реализацию, руб.

 
Очистка территории и ее озеленение

 
122 000

 
Подготовительные работы к сезону

 
165 000

 
Производство (стоянка автомобилей)

 
41250

 
Производство (пользование миниполем для баскетбола)

 
41250

 
Производство (пользование пляжем)

 
41250

 
Производство (аренда волейбольной (минифутбольной) площадки)

 
41250

 
Итого

 
287 000


 
 
 
В целом проект рассчитан на 3 года, хотя после этого предоставление услуг по пользованию пляжной  территорией не закончится. Общая стоимость подготовительных работ оценивается по смете суммой 165000 руб. (огораживание территории, огораживание стоянки для автомобилей, закупка необходимого инвентаря), общая сумма расходов на очистку территории и ее озеленение составляет около 122000 руб. (очистка территории, благоустройство) и суммарно планируемый объем инвестиций, которые будут осуществляться в январе–мае 2009 года, составляет соответственно 287000 рублей. При этом проект будет финансироваться за счет средств собственного бюджета Максимовского сельского поселения. 
 
Уровни цен на соответствующие услуги, приведены по каждому их виду в таблице 3.3 
 
 
 
 
Таблица 3.3 
 
Уровни цен на предлагаемые услуги

 
Услуга

 
Цена/1 час (руб.)

 
Стоянка автомобилей

 
50,0

 
Пользование пляжем

 
50,0

 
Пользование миниполем для баскетбола

 
400,0

 
Аренда волейбольной (минифутбольной) площадки

 
300,0


 
 
 
Таким образом, достаточно очевидно, что  проект можно позиционировать на рынке именно с точки зрения предоставления услуг по отдыху с сопутствующими услугами. 
 
Для проведения анализа кроме инвестиций и цен на соответствующие услуги необходимы данные и о планируемом объеме поставок соответствующих услуг каждого вида. Он приведен в таблице 3.4. 
Таблица 3.4. 
 
Планируемый объем поставок услуг каждого вида

 
Услуга

 
Ед. изм.

 
1кв. 2009г.

 
2кв. 2009г.

 
3кв. 2009г.

 
4кв. 2009г.

 
1кв. 2010г.

 
2кв. 2010г.

 
Стоянка автомобилей

 
Час

 
0,00

 
1 000,00

 
2 000,00

 
0,00

 
0,00

 
1 300,00

 
Пользование пляжем

 
Час

 
0,00

 
3 000,00

 
6 000,00

 
0,00

 
0,00

 
3 500,00

 
Пользование миниполем для баскетбола

 
Час

 
0,00

 
80,00

 
160,00

 
0,00

 
0,00

 
90,00

 
Аренда волейбольной (минифутбольной) площадки

 
Час

 
0,00

 
0,00

 
100,00

 
0,00

 
0,00

 
50,00

 
Услуга

 
Ед. изм.

 
3кв. 2010г.

 
4кв. 2010г.

 
1кв. 2011г.

 
2кв. 2011г.

 
3кв. 2011г.

 
4кв. 2011г.

 
Стоянка автомобилей

 
Час

 
2 600,00

 
0,00

 
0,00

 
1 600,00

 
3 200,00

 
0,00

 
Пользование пляжем

 
Час

 
7 000,00

 
0,00

 
0,00

 
4 000,00

 
8 000,00

 
0,00

 
Пользование миниполем для баскетбола

 
Час

 
180,00

 
0,00

 
0,00

 
100,00

 
200,00

 
0,00

 
Аренда волейбольной (минифутбольной) площадки

 
час

 
100,00

 
0,00

 
0,00

 
50,00

 
100,00

 
0,00


 
 
 
 
Данная таблица отражает в себе действие фактора сезонности, то есть реализация всех услуг прогнозируется только во 2-3 квартале, в то время  как 1 и 4 квартал имеют нулевые  объемы реализации. Также особенностью является то, что в данном случае объемы сбыта несколько возрастают от 2009 года к 2011 году, то есть проект должен становиться все более успешным от года к году. 
 
В таблице 3.5 приведены основные виды общих накладных расходов по проекту. Они сгруппированы в три основных группы, то есть расходы по управлению организацией, расходы по производству и расходы на рекламу, которая должна стать основным маркетинговым мероприятием по реализации проекта. 
Таблица 3.5 
 
Общие издержки по проекту

 
Название

 
Сумма (руб.)

 
Платежи

 
Управление

   

 
Накладные расходы

 
5 000,00

 
Только 3 летних месяца

 
Производство

   

 
Обновление инвентаря

 
10 800,00

 
По сложной схеме (во время реализации проекта)

 
Закупка материалов

 
9 000,00

 
По сложной схеме (во время реализации проекта)

 
Маркетинг

   

 
Реклама

 
3000,00

 
Только 3 летних месяца

 
Буклеты

 
1500,00

 
Только 3 летних месяца


 
 
 
Таким образом, большая часть общих  издержек осуществляется ежеквартально  в течение всего проекта, за исключением  расходов по подготовке буклетов и  рекламных расходов, которые организация  несет каждые шесть месяцев, что  связано с необходимостью дифференцированного  подхода к рекламе – нет  смысла рекламировать данный проект осенью и зимой, но имеет смысл  делать это перед открытием сезона и летом, что связано с сезонным характером работ. 
 
Рассмотрим расходы на оплату труда персонала, расчет представим в таблице 3.6. 
Таблица 3.6 
 
План по персоналу проекта

 
Должность

 
Кол-во

 
Расходы на оплату труда

 
Управление

   

 
Администратор-контролер

 
1

 
8000 руб. в мес * 3 месяца = 24000

 
Производство

   

 
Инструктор

 
2

 
5000 руб. в мес. на 1 чел.* 2 чел. * 3 мес. = 30000

 
Уборщица

 
2

 
5000 руб. в мес. на 1 чел. * 2 чел. * 3 мес. = 30000

 
Медицинская сестра

 
1

 
3000 руб. * 3 мес. = 9000

 
Итого

 
6

 
93000 руб. в квартал

Информация о работе Социально-экономическое развитие