Социальная защита женщин и гендерная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:59, реферат

Описание работы

Поиски социального равенства женщин и мужчин шли через отвоевывание прав — на труд рядом с мужчинами (которые длительное время препятствовали приему женщин на работу, опасаясь конкуренции); на образование (доступ к высшему образованию женщины получили в Европе только в конце XIX в.); на участие в выборах (суфражистки в начале XX в. полагали, что это автоматически откроет женщинам доступ к институтам власти). Каждое отвоеванное право было не только победой, но и своеобразным поражением, так как фактически прибавляло женщине обязанности, не меняя ее второстепенного положения в обществе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социальный статус женщины в обществе 5
§ 1. Социальный статус женщины в обществе как интегральный показатель 5
§ 2. Женщина в гражданском обществе 6
Глава 2. Гендер и гендерные аспекты в современной России 9
§ 1. Гендер как социальный феномен 9
§ 2. Гендерные аспекты социальной политики в современной России 10
Глава 3. Женщина и политика 14
§ 1. Представленность мужчин и женщин в органах государственной власти Российской Федерации 14
§ 2. Участие российских женщин в избирательных кампаниях 17
Заключение 23
Список литературы 25
Приложения 26

Работа содержит 1 файл

СПбГУЭФ.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

     В категории «специалистов», являющейся самой большой по численности  работающих (на федеральном уровне это 70% всех государственных гражданских служащих), на «высших» должностях - всего 20% женщин, на «главных» – 40%, на «ведущих» - 60%, а на «старших» – 71%.

     На  региональном уровне государственные  должности Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  на 57,6% заняты женщинами, должности государственной гражданского службы – на 72%.

     Женщин  больше на должностях категории «руководитель» (61%), хотя внутри категории на должностях групп «высшие» и «главные» всё  равно лидерство остаётся за мужчинами, их соответственно 67% и 51%.

     Женщины количественно преобладают и  на должностях всех остальных категорий, но внутри каждой из них сосредоточены  в основном в группах «главные», «ведущие», «старшие», «младшие», а  группа «высших» должностей остаётся прерогативой мужчин.

     Только  на должностях муниципальной службы женщины достигли примерно равного с мужчинами представительства у верхней должностной планки. Распределение по полу здесь выглядит следующим образом. На должностях муниципальной службы категории «Б» мужчин и женщин соответственно 44% и 56%. В категории «В» на должностях группы «высшие» мужчин - 51%, женщин - 49%.

     Однако  среди работников, замещающих выборные муниципальные должности женщин - менее 30%.

     По  ветвям власти представленность женщин различается следующим образом: в органах законодательной власти среди работников, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы женщин – 55,7%, в органах исполнительной власти – 70%, в органах судебной власти и прокуратуры – 78%, в других государственных органах – 61%.

     В федеральных органах законодательной  власти женщины мало представлены на руководящих позициях: на государственных  должностях Российской Федерации их всего 9%, среди государственных гражданских  служащих на «высших» должностях всех категорий (кроме обеспечивающих специалистов) женщин значительно меньше, чем мужчин: среди «руководителей» - 17%, среди «помощников (советников)» – 16%, среди «специалистов» – 27%.

     В субъектах Российской Федерации  в законодательных органах власти на государственных должностях женщин - 15%. Но среди государственных гражданских служащих категории «руководитель» число женщин в регионах вполне сравнимо с числом мужчин. Женщин 41% на высших должностях этой категории, 57% - на главных и 59,6% - на ведущих должностях.

     В федеральных органах исполнительной власти на 1 января 2007 на государственных  должностях Российской Федерации не было ни одной женщины.

     Среди «руководителей» на высших и главных  должностях женщин было всего 15,3% и 22% соответственно. Среди «помощников (советников)» в федеральных органах исполнительной власти преобладают мужчины на должностях всех групп. Женщины и здесь сосредоточены на ведущих и старших должностях категории «специалисты» и на ведущих, старших и младших должностях категории «обеспечивающие специалисты». [3. – С. 60]

     В органах исполнительной власти субъектов  Российской Федерации на государственных  должностях женщин было 14%, а, в остальном, картина примерно та же, что и  на федеральном уровне.

     В федеральных органах судебной власти и прокуратуры государственные должности замещает 59% женщин. На должностях государственной гражданской службы в органах этой ветви власти представленность женщин снижается от низких должностей к высоким. Только в региональных органах судебной власти и прокуратуры женщины на всех ступенях служебной лестницы представлены не менее, а иногда и более, чем мужчины.

     Уровень образования женщин замещавших государственные  должности и должности государственной  гражданской службы незначительно  ниже, чем у мужчин. Так, высшее профессиональное образование имели 86,7% мужчин и 80% женщин, среднее профессиональное – соответственно 10% и 16%. Почти 12% мужчин и более 7% женщин имели два и более высших образований, 3% мужчин и 1% женщин имели послевузовское образование. 4% мужчин и 1% женщин (от числа имеющих высшее профессиональное образование) имели учёную степень. Количественно это сопоставимые доли, если принять во внимание численное превосходство женщин в органах государственной власти.

     На  муниципальном уровне высшее образование имели 84% мужчин и 67% женщин, среднее профессиональное соответственно 14% и 30%.

§ 2. Участие российских женщин в избирательных  кампаниях

     В кампаниях по выбору депутатов Государственной  Думы 1993, 1995, 1999 годов в качестве избирательных  объединений участвовали женские объединения. Тем не менее от созыва к созыву в эти годы процент женщин в Государственной Думе снижался. Точкой отсчёта принято рассматривать 1-й созыв Государственной Думы, где в 1993 году была образована фракция «Женщины России», в которую вошли женщины-депутаты, избранные от одноименного общественно-политического движения (и их представительство достигало почти 14%). После выборов 1999 года, при 53% женщин в населении страны, среди депутатов Государственной Думы их стало почти в 2 раза меньше - примерно 7%.

     Отличие избирательной кампании 2003 года по выбору депутатов Государственной  Думы от предыдущих состояло в отсутствии в числе избирательных блоков и партий женских общественных организаций. С принятием нового закона о выборах  особое значение приобрело участие женщин в деятельности политических партий, хотя они имели возможность выдвигаться и как независимые кандидаты в депутаты по одномандатным округам. [3. – С. 61]

     Необходимо  отметить, что современные политические партии по разному подходят к вопросу равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, что отражается и в программных документах, и в составе списков кандидатов в депутаты.

     В борьбе за голоса женщин-избирательниц  современные политические партии, включают в свои предвыборные платформы и программы решения социальных проблем. Это справедливо обусловлено тем, что приоритеты современных женщин сосредоточены в социальной сфере. Структурный состав женщин более или менее однороден. Высоко обеспеченных женщин - обладательниц собственности, приносящей значительный доход, всего 7% от общего числа женщин. Проведённое в 2002 году Институтом комплексных социальных исследований РАН социологическое исследование «Положение женщин в современной России» показало что беспокоит женщин из разных социальных слоёв. Это возможность получения образования и возможность дать образование детям, материальная обеспеченность семьи, здоровье, возможность работать по специальности, в соответствии с полученной квалификацией, социальная защищенность.

     Прямую  постановку вопроса о равноправии мужчин и женщин в свои программные документы включают далеко не все политические партии. Однако, позиция партий по этому вопросу может меняться от выборов к выборам.

     Например, Союз Правых Сил (СПС) рассматривал в 2003 году в качестве фундаментальных ценностей либерализма личную свободу и личную ответственность, свободу слова и объединений, разделение ветвей власти, децентрализацию власти на основе принципов федерализма и местного самоуправления, верховенство закона, демократический контроль общества над государством, частную собственность, экономическую свободу, равенство прав и возможностей для всех граждан, терпимость к различиям. Проблема улучшения положения женщин и вопросы равенства мужчин и женщин как отдельная тема не входили в круг их интересов.

     На  выборы в Государственную Думу 2007 года партия СПС пришла с Программой, в которой отношение к вопросу  равноправия мужчин и женщин выражено более конкретно: «Женщины должны иметь  равное право на профессиональную карьеру, на защиту от дискриминации на рынке труда. Мы - те, кто убежден, что реальное равенство возможностей для женщин и мужчин в политике, бизнесе, в общественной жизни - не предмет политкорректных деклараций, но мощный ресурс развития России по пути свободы, демократии и рыночной экономики».

     Жёсткую патриархальную позицию занимает ЛДПР. В избирательных списках этой партии до 2003 года практически не было женщин. Однако, по сравнению с выборами 1999 года в 2003 г. позиция эта стала  выражаться несколько мягче и  противоречивее. В предвыборной программе этой партии в 2003 году появилась запись о признании необходимости равенства полов, рядом с призывом ограничить женщину. Партия выдвинула цель – повышения роли мужчин в обществе. В предвыборной программе ЛДПР 2007 года предложения по улучшению положения женщин вошли в раздел по улучшению демографической ситуации в стране:«ЛДПР всегда выступала за создание для женщин таких условий, чтобы они не боялись иметь детей и могли экономически себе это позволить. Государство должно взять на себя полностью заботу с первого месяца беременности незамужней женщины, стать государственным мужем матери-одиночки: медицина, пособие, жильё, быт – всё это надо обеспечить… Оказывать всемерную помощь матерям-одиночкам и многодетным семьям».

     Традиционно «женский вопрос» стоит в повестке дня коммунистических партий и, прежде всего, КПРФ. В программных документах партии и 2003, и 2007 годов ставится конкретная задача: укрепление позиций партии в общественных объединениях, в том числе в рабочем и крестьянском движениях, профсоюзных, молодёжных, женских, ветеранских, патриотических и иных организациях. КПРФ рассматривает женские организации как потенциальных союзников. Непосредственной опорой КПРФ являлось созданное в декабре 1995 года по инициативе входящих в КПРФ женщин-депутатов Государственной Думы первого созыва Общероссийское общественное движение «Всероссийский Женский Союз» («Всероссийский Женский Союз - Надежда России»).В предвыборной программе 2007 года декларируется, что «Дискриминация женщин в трудовой и иных сферах будет решительно пресекаться».

     Пожалуй, Яблоко наиболее широко раскрывает приверженность принципам равноправия мужчин и  женщин в Программе, принятой  
Х съездом партии 22 декабря 2001 г.В этой программе Яблоко предлагало конкретные меры для достижения равноправия, в частности формирование законодательной базы, способствующей участию женщин в общественной жизни, проведение гендерной экспертизы законодательства, поддержку женского предпринимательства, решение социальных вопросов, участие мужчин и женщин в управлении на паритетной основе, совершенствование семейного законодательства, ликвидацию дискриминации в трудовой сфере. Особое внимание уделено вопросам поддержки женских неправительственных организаций. Проблеме равенства мужчин и женщин посвящен целый подраздел. В Предвыборной программе 2003 года Российской демократической партии «Яблоко» о равенстве прав мужчин и женщин уже не упоминается. Но в 2007 году в предвыборной программе «Яблока», которая называется «От авторитаризма и олигархии, бедности и бесправия к свободе и социальной справедливости», среди проблем, требующих решения, отмечается наличие дискриминации женщин в оплате труда: «в среднем платят на треть меньше, чем мужчинам».

     Достаточно  большое внимание в ходе избирательной  кампании 2003 года вопросу равенства прав и свобод мужчин и женщин уделила партия «Единая Россия». Хотя в предвыборной программе партии «Единая Россия» не было декларации приверженности равенству полов, в Манифесте партии подчёркивается, что «центральная, стратегическая задача партии - утверждение достоинства каждого человека» и решение этой задачи планируется в том числе через преодоление социального, экономического, политического неравенства женщин и мужчин, поскольку оно оскорбляет достоинство и тех, и других».

     Более конкретно и развернуто позиция  партии по отношению к вопросу  о равенстве мужчин и женщин была представлена в документе «За  равные права и равные возможности  женщин и мужчин. Программные принципы». В нём подчеркивалось что, «без полноценного участия женщин в делах страны, становление подлинно цивилизованного общества и социально-ориентированного, демократического государства в России вряд ли возможно».В документе были сформулированы конкретные задачи партии в этой области и 8 основных принципов, положенных в основу продвижения к равным правам и возможностям мужчин и женщин, в том числе: расширение участия женщин в процессе принятия решений; борьба с феминизацией бедности и достижение равенства в социально-экономической сфере; сотрудничество с неправительственными женскими организациями и укрепление государственных структур, ответственных за продвижение равноправия; признание образования важнейшим способом выравнивания позиций мужчин и женщин в обществе, а насилие в отношении женщин - наиболее уродливой формой дискриминации. В Предвыборной программе Единой России 2007 года непосредственно «женский вопрос» был упомянут с точки зрения создания условий повышения рождаемости: «Единая Россия» намерена создать все необходимые социальные, финансово-экономические и законодательные условия для увеличения рождаемости. Это – усиление материальной поддержки семей, имеющих детей. С 2010 года начнётся выплата материнского капитала женщинам, родившим или усыновившим второго (или третьего, последующего) ребёнка. Это – помощь женщинам, пожелавшим продолжить работу после рождения ребенка».

     Целый подраздел по улучшению положения  женщин «Политика в отношении  женщин» содержался в 2003 году в Программе  блока «Родина», где отмечалось, что меры, которые партия считает  необходимым принять в целях защиты прав женщин и создания реальных возможностей для их осуществления касаются практически всех сфер жизни: образования, повышения квалификации, участия в управлении; государственного контроля за соблюдением законодательства о защите функций материнства в сфере труда, конкуренции на рынке труда, социальной защиты, законодательной деятельности, информационной политики. Нужно отметить, что этот подраздел входил в блок задач, обозначенный как «Выход из демографического кризиса».

Информация о работе Социальная защита женщин и гендерная политика