Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:59, реферат
Поиски социального равенства женщин и мужчин шли через отвоевывание прав — на труд рядом с мужчинами (которые длительное время препятствовали приему женщин на работу, опасаясь конкуренции); на образование (доступ к высшему образованию женщины получили в Европе только в конце XIX в.); на участие в выборах (суфражистки в начале XX в. полагали, что это автоматически откроет женщинам доступ к институтам власти). Каждое отвоеванное право было не только победой, но и своеобразным поражением, так как фактически прибавляло женщине обязанности, не меняя ее второстепенного положения в обществе.
Введение 3
Глава 1. Социальный статус женщины в обществе 5
§ 1. Социальный статус женщины в обществе как интегральный показатель 5
§ 2. Женщина в гражданском обществе 6
Глава 2. Гендер и гендерные аспекты в современной России 9
§ 1. Гендер как социальный феномен 9
§ 2. Гендерные аспекты социальной политики в современной России 10
Глава 3. Женщина и политика 14
§ 1. Представленность мужчин и женщин в органах государственной власти Российской Федерации 14
§ 2. Участие российских женщин в избирательных кампаниях 17
Заключение 23
Список литературы 25
Приложения 26
В категории «специалистов», являющейся самой большой по численности работающих (на федеральном уровне это 70% всех государственных гражданских служащих), на «высших» должностях - всего 20% женщин, на «главных» – 40%, на «ведущих» - 60%, а на «старших» – 71%.
На региональном уровне государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на 57,6% заняты женщинами, должности государственной гражданского службы – на 72%.
Женщин больше на должностях категории «руководитель» (61%), хотя внутри категории на должностях групп «высшие» и «главные» всё равно лидерство остаётся за мужчинами, их соответственно 67% и 51%.
Женщины количественно преобладают и на должностях всех остальных категорий, но внутри каждой из них сосредоточены в основном в группах «главные», «ведущие», «старшие», «младшие», а группа «высших» должностей остаётся прерогативой мужчин.
Только на должностях муниципальной службы женщины достигли примерно равного с мужчинами представительства у верхней должностной планки. Распределение по полу здесь выглядит следующим образом. На должностях муниципальной службы категории «Б» мужчин и женщин соответственно 44% и 56%. В категории «В» на должностях группы «высшие» мужчин - 51%, женщин - 49%.
Однако среди работников, замещающих выборные муниципальные должности женщин - менее 30%.
По ветвям власти представленность женщин различается следующим образом: в органах законодательной власти среди работников, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы женщин – 55,7%, в органах исполнительной власти – 70%, в органах судебной власти и прокуратуры – 78%, в других государственных органах – 61%.
В
федеральных органах
В
субъектах Российской Федерации
в законодательных органах
В
федеральных органах
Среди «руководителей» на высших и главных должностях женщин было всего 15,3% и 22% соответственно. Среди «помощников (советников)» в федеральных органах исполнительной власти преобладают мужчины на должностях всех групп. Женщины и здесь сосредоточены на ведущих и старших должностях категории «специалисты» и на ведущих, старших и младших должностях категории «обеспечивающие специалисты». [3. – С. 60]
В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации на государственных должностях женщин было 14%, а, в остальном, картина примерно та же, что и на федеральном уровне.
В федеральных органах судебной власти и прокуратуры государственные должности замещает 59% женщин. На должностях государственной гражданской службы в органах этой ветви власти представленность женщин снижается от низких должностей к высоким. Только в региональных органах судебной власти и прокуратуры женщины на всех ступенях служебной лестницы представлены не менее, а иногда и более, чем мужчины.
Уровень
образования женщин замещавших государственные
должности и должности
На муниципальном уровне высшее образование имели 84% мужчин и 67% женщин, среднее профессиональное соответственно 14% и 30%.
В кампаниях по выбору депутатов Государственной Думы 1993, 1995, 1999 годов в качестве избирательных объединений участвовали женские объединения. Тем не менее от созыва к созыву в эти годы процент женщин в Государственной Думе снижался. Точкой отсчёта принято рассматривать 1-й созыв Государственной Думы, где в 1993 году была образована фракция «Женщины России», в которую вошли женщины-депутаты, избранные от одноименного общественно-политического движения (и их представительство достигало почти 14%). После выборов 1999 года, при 53% женщин в населении страны, среди депутатов Государственной Думы их стало почти в 2 раза меньше - примерно 7%.
Отличие избирательной кампании 2003 года по выбору депутатов Государственной Думы от предыдущих состояло в отсутствии в числе избирательных блоков и партий женских общественных организаций. С принятием нового закона о выборах особое значение приобрело участие женщин в деятельности политических партий, хотя они имели возможность выдвигаться и как независимые кандидаты в депутаты по одномандатным округам. [3. – С. 61]
Необходимо отметить, что современные политические партии по разному подходят к вопросу равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, что отражается и в программных документах, и в составе списков кандидатов в депутаты.
В борьбе за голоса женщин-избирательниц современные политические партии, включают в свои предвыборные платформы и программы решения социальных проблем. Это справедливо обусловлено тем, что приоритеты современных женщин сосредоточены в социальной сфере. Структурный состав женщин более или менее однороден. Высоко обеспеченных женщин - обладательниц собственности, приносящей значительный доход, всего 7% от общего числа женщин. Проведённое в 2002 году Институтом комплексных социальных исследований РАН социологическое исследование «Положение женщин в современной России» показало что беспокоит женщин из разных социальных слоёв. Это возможность получения образования и возможность дать образование детям, материальная обеспеченность семьи, здоровье, возможность работать по специальности, в соответствии с полученной квалификацией, социальная защищенность.
Прямую постановку вопроса о равноправии мужчин и женщин в свои программные документы включают далеко не все политические партии. Однако, позиция партий по этому вопросу может меняться от выборов к выборам.
Например, Союз Правых Сил (СПС) рассматривал в 2003 году в качестве фундаментальных ценностей либерализма личную свободу и личную ответственность, свободу слова и объединений, разделение ветвей власти, децентрализацию власти на основе принципов федерализма и местного самоуправления, верховенство закона, демократический контроль общества над государством, частную собственность, экономическую свободу, равенство прав и возможностей для всех граждан, терпимость к различиям. Проблема улучшения положения женщин и вопросы равенства мужчин и женщин как отдельная тема не входили в круг их интересов.
На выборы в Государственную Думу 2007 года партия СПС пришла с Программой, в которой отношение к вопросу равноправия мужчин и женщин выражено более конкретно: «Женщины должны иметь равное право на профессиональную карьеру, на защиту от дискриминации на рынке труда. Мы - те, кто убежден, что реальное равенство возможностей для женщин и мужчин в политике, бизнесе, в общественной жизни - не предмет политкорректных деклараций, но мощный ресурс развития России по пути свободы, демократии и рыночной экономики».
Жёсткую патриархальную позицию занимает ЛДПР. В избирательных списках этой партии до 2003 года практически не было женщин. Однако, по сравнению с выборами 1999 года в 2003 г. позиция эта стала выражаться несколько мягче и противоречивее. В предвыборной программе этой партии в 2003 году появилась запись о признании необходимости равенства полов, рядом с призывом ограничить женщину. Партия выдвинула цель – повышения роли мужчин в обществе. В предвыборной программе ЛДПР 2007 года предложения по улучшению положения женщин вошли в раздел по улучшению демографической ситуации в стране:«ЛДПР всегда выступала за создание для женщин таких условий, чтобы они не боялись иметь детей и могли экономически себе это позволить. Государство должно взять на себя полностью заботу с первого месяца беременности незамужней женщины, стать государственным мужем матери-одиночки: медицина, пособие, жильё, быт – всё это надо обеспечить… Оказывать всемерную помощь матерям-одиночкам и многодетным семьям».
Традиционно «женский вопрос» стоит в повестке дня коммунистических партий и, прежде всего, КПРФ. В программных документах партии и 2003, и 2007 годов ставится конкретная задача: укрепление позиций партии в общественных объединениях, в том числе в рабочем и крестьянском движениях, профсоюзных, молодёжных, женских, ветеранских, патриотических и иных организациях. КПРФ рассматривает женские организации как потенциальных союзников. Непосредственной опорой КПРФ являлось созданное в декабре 1995 года по инициативе входящих в КПРФ женщин-депутатов Государственной Думы первого созыва Общероссийское общественное движение «Всероссийский Женский Союз» («Всероссийский Женский Союз - Надежда России»).В предвыборной программе 2007 года декларируется, что «Дискриминация женщин в трудовой и иных сферах будет решительно пресекаться».
Пожалуй,
Яблоко наиболее широко раскрывает приверженность
принципам равноправия мужчин и
женщин в Программе, принятой
Х съездом партии 22 декабря 2001 г.В этой
программе Яблоко предлагало конкретные
меры для достижения равноправия, в частности
формирование законодательной базы, способствующей
участию женщин в общественной жизни,
проведение гендерной экспертизы законодательства,
поддержку женского предпринимательства,
решение социальных вопросов, участие
мужчин и женщин в управлении на паритетной
основе, совершенствование семейного
законодательства, ликвидацию дискриминации
в трудовой сфере. Особое внимание уделено
вопросам поддержки женских неправительственных
организаций. Проблеме равенства мужчин
и женщин посвящен целый подраздел. В Предвыборной
программе 2003 года Российской демократической
партии «Яблоко» о равенстве прав мужчин
и женщин уже не упоминается. Но в 2007 году
в предвыборной программе «Яблока», которая
называется «От авторитаризма и олигархии,
бедности и бесправия к свободе и социальной
справедливости», среди проблем, требующих
решения, отмечается наличие дискриминации
женщин в оплате труда: «в среднем платят
на треть меньше, чем мужчинам».
Более конкретно и развернуто позиция партии по отношению к вопросу о равенстве мужчин и женщин была представлена в документе «За равные права и равные возможности женщин и мужчин. Программные принципы». В нём подчеркивалось что, «без полноценного участия женщин в делах страны, становление подлинно цивилизованного общества и социально-ориентированного, демократического государства в России вряд ли возможно».В документе были сформулированы конкретные задачи партии в этой области и 8 основных принципов, положенных в основу продвижения к равным правам и возможностям мужчин и женщин, в том числе: расширение участия женщин в процессе принятия решений; борьба с феминизацией бедности и достижение равенства в социально-экономической сфере; сотрудничество с неправительственными женскими организациями и укрепление государственных структур, ответственных за продвижение равноправия; признание образования важнейшим способом выравнивания позиций мужчин и женщин в обществе, а насилие в отношении женщин - наиболее уродливой формой дискриминации. В Предвыборной программе Единой России 2007 года непосредственно «женский вопрос» был упомянут с точки зрения создания условий повышения рождаемости: «Единая Россия» намерена создать все необходимые социальные, финансово-экономические и законодательные условия для увеличения рождаемости. Это – усиление материальной поддержки семей, имеющих детей. С 2010 года начнётся выплата материнского капитала женщинам, родившим или усыновившим второго (или третьего, последующего) ребёнка. Это – помощь женщинам, пожелавшим продолжить работу после рождения ребенка».
Целый подраздел по улучшению положения женщин «Политика в отношении женщин» содержался в 2003 году в Программе блока «Родина», где отмечалось, что меры, которые партия считает необходимым принять в целях защиты прав женщин и создания реальных возможностей для их осуществления касаются практически всех сфер жизни: образования, повышения квалификации, участия в управлении; государственного контроля за соблюдением законодательства о защите функций материнства в сфере труда, конкуренции на рынке труда, социальной защиты, законодательной деятельности, информационной политики. Нужно отметить, что этот подраздел входил в блок задач, обозначенный как «Выход из демографического кризиса».
Информация о работе Социальная защита женщин и гендерная политика