Социальная защита женщин и гендерная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:59, реферат

Описание работы

Поиски социального равенства женщин и мужчин шли через отвоевывание прав — на труд рядом с мужчинами (которые длительное время препятствовали приему женщин на работу, опасаясь конкуренции); на образование (доступ к высшему образованию женщины получили в Европе только в конце XIX в.); на участие в выборах (суфражистки в начале XX в. полагали, что это автоматически откроет женщинам доступ к институтам власти). Каждое отвоеванное право было не только победой, но и своеобразным поражением, так как фактически прибавляло женщине обязанности, не меняя ее второстепенного положения в обществе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социальный статус женщины в обществе 5
§ 1. Социальный статус женщины в обществе как интегральный показатель 5
§ 2. Женщина в гражданском обществе 6
Глава 2. Гендер и гендерные аспекты в современной России 9
§ 1. Гендер как социальный феномен 9
§ 2. Гендерные аспекты социальной политики в современной России 10
Глава 3. Женщина и политика 14
§ 1. Представленность мужчин и женщин в органах государственной власти Российской Федерации 14
§ 2. Участие российских женщин в избирательных кампаниях 17
Заключение 23
Список литературы 25
Приложения 26

Работа содержит 1 файл

СПбГУЭФ.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

§ 1. Гендер как социальный феномен

     Словарь гендерных терминов определяет слово  «гендер» как «совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола». Гендерная система как таковая отражает культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. Гендер – это социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, который проявляется во всех областях общественной жизни, включая политику, экономику, право, идеологию, культуру. Первое определение гендера возникло в связи с феминистским анализом современного общества и критикой дискриминационного положения женщин в нем. В статье антрополога Гейл Рубин «Обмен женщинами: заметки по поводу «политической экономики» пола» (1975) гендер определяется как «комплекс соглашений, регулирующих биологический пол как предмет общественной деятельности.[2. – С. 9]

     Предметом гендерных исследований являются существующие в данном обществе представления, стереотипы о различиях между мужчинами и женщинами, их специфических особенностях, отличительных социальных чертах. Эти представления обозначаются терминами «маскулинность» и «феминность» и являются устойчивыми для данного общества в данный исторический период. Таким образом, гендерные исследования направлены на изучение определенных стереотипов восприятия и межличностных отношений, стереотипов формирования собственной модели поведения и оценки, конструирования идеала с точки зрения принадлежности к биологическому полу. Гендерные исследования носят междисциплинарный характер, стереотипами на уровне отдельных индивидов занимаются, например, психология, педагогика, философия, а на уровне общества – социология, демография, экономика.

     Гендер  лежит в основе гендерологии как системы знаний и гендерной политики, предполагающей:

    • формирование правовой базы обеспечения равноправия полов;
    • создание условий и возможностей для равноправного участия в жизни общества всех граждан независимо от пола;
    • паритетное представительство мужчин и женщин в выборных и назначенных должностях;
    • реализация женских инициатив в сфере законодательства, отражающего интересы женщин и детей;
    • организация широкого гендерного просвещения населения в России. [7. – С. 13]

     Гендерология  как новое научное направление находится в стадии становления и основывается прежде всего на феминологии – науке о женщина и социальном равенстве полов.

§ 2. Гендерные аспекты  социальной политики в современной  России

     Если  говорить о гендерных аспектах современной  социальной политики России, то следует рассмотреть их законодательное обеспечение, институциональные механизмы, конкретные меры и механизмы реализации.

     В современной России многое сделано  для законодательного обеспечения  гендерного равенства во всех областях жизнедеятельности и реального участия женщин в политической жизни и принятии решений.

     В Конституции Российской Федерации  имеется норма прямого действия, провозглашающая гендерное равноправие: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (статья 19).

     В 90-е годы XX века гендерная идеология и гендерная политика активно продвигались в России.

     Для повышения степени реального  участия женщин в деятельности государственных  органов и общественных организаций, формировании и осуществлении государственной политики на всех уровнях, а также в соответствии с декларированным в Пекинской Платформе действий тезисом о необходимости достижения равного представительства мужчин и женщин в правительственных органах в 1996 году был принят Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин». В нём, в частности, отмечена необходимость центральным и региональным органам федеральной исполнительной власти исходить из необходимости первоочередного решения задачи «обеспечения условий для реального участия женщин в деятельности государственных органов и общественных организаций, формировании и осуществлении государственной политики на всех уровнях», преодоления исторически сложившихся различий в положении мужчин и женщин в сфере труда, «двойной» занятости женщин в сфере труда и домашнем хозяйстве.

     Следует отметить, что принципы гендерного равенства пронизывают всё национальное законодательство России, все отрасли  права, включая гражданское, трудовое, семейное и другие.

     Абсолютное  большинство социальных норм права  гендерно нейтральны, т.е. распространяются на всех граждан России, независимо от пола. В то же время имеется  некоторое число норм, которые  предусматривают дополнительные гарантии для женщин, в том числе связанные с реализацией женщинами их материнской функции, что представляется важным и обоснованным с точки зрения преодоления существенного разрыва между нормами права и правоприменительной практикой.

     В июне 2006 года была образована Межведомственная комиссия по вопросам обеспечения равенства мужчин и женщин в Российской Федерации. В состав Комиссии входят представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, а также общественных организаций.

     Растущие  масштабы приобретает неформальное женское движение в России, основанное на идеях гендерного равноправия.

     Большая заслуга в продвижении парадигмы  гендерного равноправия принадлежит  российской науке. аибольший вклад  в продвижении гендерных исследований в отечественную науку внесён такими учеными, как С.Г. Айвазова, М.Е. Баскакова, О.А. Воронина, Н.С. Григорьева, О.М. Здравомыслова, Т.В. Чубарова, Г.И. Климантова, М.Г. Котовская, Е.В. Кочкина, Е.Ф. Лахова, С.В. Поленина, Л.С. Ржаницина, Н.М. Римашевская, Г.Г. Силласте, Н.М. Степанова, О.А. Хазбулатова, Н.А. Шведова и многими другими.

     Государство и институты гражданского общества развивают конструктивный диалог и  вырабатывают совместные предложения  по преодолению гендерного неравенства. то же время гендерные отношения в России развиваются не так быстро, как бы это хотелось, более того, гендерное неравенство усиливается.

     Самая очевидная область гендерной  асимметрии в России – демографическая. Причём наиболее проблемная ситуация именно с мужчинами. Согласно данным Росстата за 2006 год численность женщин в населении России превышала численность мужчин на 10,4 млн. человек. Причём, если в возрастах до 20 лет численность мужчин немного превышала численность женщин (поскольку на 100 девочек рождается 106 мальчиков), а в возрастах от 20 до 40 лет их численности были одинаковы, то в возрастах от 40 лет и старше доля мужчин постепенно уменьшается. В возрастах 60-69 лет в населении остаётся только 40% мужчин, в возрастах 70-79 лет – 31%, а в возрастах 80 лет и более – 19% мужчин.

     Усиливается гендерная асимметрия в сфере труда. По данным Росстата удельный вес женщин среди занятых в экономике по состоянию на конец ноября 2005 года составлял 49%. Причём среди руководителей всех уровней женщины составляли 40%, среди работников сферы обслуживания – 70%, среди неквалифицированных рабочих –51%.

     Женщины составляют большинство в так  называемых «бюджетных» отраслях с  низкой оплатой труда. В образовании  женщины составляют 79% занятых, в  здравоохранении – 82%, в коммунальном хозяйстве – 70%.

     Женщинам, сочетающим труд с рождением детей, в рыночной экономике стало сложнее конкурировать с мужчинами за рабочие места. Работодатели не хотят обременять себя выполнением льгот для женщин-матерей, установленных Трудовым кодексом. Согласно данным выборочных обследований Росстата высокие доходы (свыше 3-х и более прожиточных минимумов) получает в 2,5 раз больше мужчин, чем женщин.

     Средняя начисленная заработная плата женщин по обследованию Росстата за октябрь 2005 года составляла 61% от зарплаты мужчин. Вместе с тем, этот разрыв почти полностью  нивелируется в пенсиях. По данным за 2005 год отношение среднего размера назначенных пенсий женщин к среднему размеру назначенных пенсий мужчин составляло 92,6%. Вряд ли это выравнивание следует оценивать положительно. Ведь в его основе крайне низкий коэффициент замещения зарплаты пенсией.

     Женщины труднее, чем мужчины, адаптируются к рыночным стратегиям выживания. На менее эффективных государственных  предприятиях занято 60% женщин. Женщины  меньше, чем мужчины склонны к  вторичной занятости. Дополнительные заработки имеет 11% женщин и 20% мужчин. Предпринимательская деятельность также больше мужское, чем женское занятие. Среди всех занятых предприниматели мужчины составляют 6,2% , а женщины – только 0,6%.В то же время уровень профессионального образования женщин выше, чем у мужчин. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года среди лиц с высшим профессиональным образованием на долю женщин приходилось 56% , с неполным высшим – 54%. Выше удельный вес женщин и среди населения со средним общим образованием – 58%. Зато 57% лиц с начальным образованием – мужчины. В 2005/2006 учебном году женщины составляли 57% всех студентов вузов и 53% преподавателей вузов. Правда среди ректоров вузов доля женщин составляла 8%, проректоров – 26%, деканов факультетов – 34%, заведующих кафедр – 33%, профессоров в составе кафедр – 24%. Актуальными для России остаются и проблема «торговли людьми», жертвами которой являются в первую очередь женщины и дети, и проблема сексуальных преследований и изнасилования, а также домашнее насилие.

     Решать  острейшие социальные проблемы России можно только в контексте совершенствования  социального законодательства. Более  того, решение вопросов повышения  уровня и качества жизни населения, борьба с бедностью, укрепление семейных отношений, профилактика детской безнадзорности и беспризорности, другие острейшие социальные проблемы нуждаются в гендерном подходе.  
 

 

Глава 3. Женщина и политика

§ 1. Представленность мужчин и женщин в органах государственной власти Российской Федерации

     в России сохраняется дисбаланс представленности мужчин и женщин во властных структурах. Так в последние годы ХХ века (1995-1999 гг.) доля женщин на должностях, предполагающих принятие решений, существенно колебалась, достигая менее 10%, поднимаясь до 20-25% и вновь снижаясь до 5-10%.

     Нужно отметить, что и в XXI веке участие российских женщин в управлении, принятии решений остаётся неадекватным их вкладу в общественную деятельность и по оценке общественных объединений, и сравнительно с целями, сформулированными в этой области ООН.

     Среди работников, замещавших государственные  должности и должности федеральной  гражданской службы с 1999 года по 2007 год доля женщин снизилась почти  на 3%. За этот период в органах законодательной  власти их стало меньше на 6%, в органах  исполнительной власти доля женщин также уменьшилась на 6%. Рост доли женщин произошёл в органах судебной власти и прокуратуры (на 10%), что несколько смягчило уменьшение доли женщин во властных структурах в целом.

     На  государственных должностях и должностях гражданской службы в России по состоянию на 1 января 2007 года женщин работало примерно 71%.

     Рассмотрим  представленность женщин и мужчин на государственной службе более подробно (см. Приложения. Рис.1).

     По  данным Федеральной службы государственной  статистики на федеральном уровне в органах государственной власти женщины среди работающих составляют 59%.При этом 87% государственных должностей Российской Федерации заняты мужчинами. На должностях государственной гражданской службы в целом преобладают женщины, их - почти 72%.

     Вместе с тем, если рассмотреть отдельно категории должностей государственной гражданской службы, то ведущие позиции занимают мужчины. Среди занимающих должности категории «руководители» женщины составляют 25%, категории «помощники (советники)» – менее 48%.

     Значительное представительство женщин на должностях государственной гражданской службы обеспечено за счёт самых больших по численности категорий – «специалистов» и «обеспечивающих специалистов» (85% всех государственных гражданских служащих занимают должности именно этих категорий), среди которых женщин - 60% и 83% соответственно.

     Если  рассматривать группы должностей внутри каждой категории, то и здесь представительство  женщин снижается от «ведущих» к  «высшим» должностям (это происходит и в категории «руководители», и в категории «помощники (советники)», и в категории «специалисты»). Например, среди «руководителей» на «главных» должностях женщин - 32%, на «высших» должностях их уже трудится менее 18%.. Только на «ведущих» должностях категории «руководитель» женщины численно практически сравнялись с мужчинами, их - 48%, но среди должностей государственной гражданской службы таких должностей - всего 0,1%.

Информация о работе Социальная защита женщин и гендерная политика