Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:59, реферат
Поиски социального равенства женщин и мужчин шли через отвоевывание прав — на труд рядом с мужчинами (которые длительное время препятствовали приему женщин на работу, опасаясь конкуренции); на образование (доступ к высшему образованию женщины получили в Европе только в конце XIX в.); на участие в выборах (суфражистки в начале XX в. полагали, что это автоматически откроет женщинам доступ к институтам власти). Каждое отвоеванное право было не только победой, но и своеобразным поражением, так как фактически прибавляло женщине обязанности, не меняя ее второстепенного положения в обществе.
Введение 3
Глава 1. Социальный статус женщины в обществе 5
§ 1. Социальный статус женщины в обществе как интегральный показатель 5
§ 2. Женщина в гражданском обществе 6
Глава 2. Гендер и гендерные аспекты в современной России 9
§ 1. Гендер как социальный феномен 9
§ 2. Гендерные аспекты социальной политики в современной России 10
Глава 3. Женщина и политика 14
§ 1. Представленность мужчин и женщин в органах государственной власти Российской Федерации 14
§ 2. Участие российских женщин в избирательных кампаниях 17
Заключение 23
Список литературы 25
Приложения 26
Словарь гендерных терминов определяет слово «гендер» как «совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола». Гендерная система как таковая отражает культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. Гендер – это социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, который проявляется во всех областях общественной жизни, включая политику, экономику, право, идеологию, культуру. Первое определение гендера возникло в связи с феминистским анализом современного общества и критикой дискриминационного положения женщин в нем. В статье антрополога Гейл Рубин «Обмен женщинами: заметки по поводу «политической экономики» пола» (1975) гендер определяется как «комплекс соглашений, регулирующих биологический пол как предмет общественной деятельности.[2. – С. 9]
Предметом гендерных исследований являются существующие в данном обществе представления, стереотипы о различиях между мужчинами и женщинами, их специфических особенностях, отличительных социальных чертах. Эти представления обозначаются терминами «маскулинность» и «феминность» и являются устойчивыми для данного общества в данный исторический период. Таким образом, гендерные исследования направлены на изучение определенных стереотипов восприятия и межличностных отношений, стереотипов формирования собственной модели поведения и оценки, конструирования идеала с точки зрения принадлежности к биологическому полу. Гендерные исследования носят междисциплинарный характер, стереотипами на уровне отдельных индивидов занимаются, например, психология, педагогика, философия, а на уровне общества – социология, демография, экономика.
Гендер лежит в основе гендерологии как системы знаний и гендерной политики, предполагающей:
Гендерология как новое научное направление находится в стадии становления и основывается прежде всего на феминологии – науке о женщина и социальном равенстве полов.
Если говорить о гендерных аспектах современной социальной политики России, то следует рассмотреть их законодательное обеспечение, институциональные механизмы, конкретные меры и механизмы реализации.
В современной России многое сделано для законодательного обеспечения гендерного равенства во всех областях жизнедеятельности и реального участия женщин в политической жизни и принятии решений.
В
Конституции Российской Федерации
имеется норма прямого
В 90-е годы XX века гендерная идеология и гендерная политика активно продвигались в России.
Для повышения степени реального участия женщин в деятельности государственных органов и общественных организаций, формировании и осуществлении государственной политики на всех уровнях, а также в соответствии с декларированным в Пекинской Платформе действий тезисом о необходимости достижения равного представительства мужчин и женщин в правительственных органах в 1996 году был принят Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин». В нём, в частности, отмечена необходимость центральным и региональным органам федеральной исполнительной власти исходить из необходимости первоочередного решения задачи «обеспечения условий для реального участия женщин в деятельности государственных органов и общественных организаций, формировании и осуществлении государственной политики на всех уровнях», преодоления исторически сложившихся различий в положении мужчин и женщин в сфере труда, «двойной» занятости женщин в сфере труда и домашнем хозяйстве.
Следует
отметить, что принципы гендерного
равенства пронизывают всё
Абсолютное большинство социальных норм права гендерно нейтральны, т.е. распространяются на всех граждан России, независимо от пола. В то же время имеется некоторое число норм, которые предусматривают дополнительные гарантии для женщин, в том числе связанные с реализацией женщинами их материнской функции, что представляется важным и обоснованным с точки зрения преодоления существенного разрыва между нормами права и правоприменительной практикой.
В июне 2006 года была образована Межведомственная комиссия по вопросам обеспечения равенства мужчин и женщин в Российской Федерации. В состав Комиссии входят представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, а также общественных организаций.
Растущие масштабы приобретает неформальное женское движение в России, основанное на идеях гендерного равноправия.
Большая
заслуга в продвижении
Государство и институты гражданского общества развивают конструктивный диалог и вырабатывают совместные предложения по преодолению гендерного неравенства. то же время гендерные отношения в России развиваются не так быстро, как бы это хотелось, более того, гендерное неравенство усиливается.
Самая очевидная область гендерной асимметрии в России – демографическая. Причём наиболее проблемная ситуация именно с мужчинами. Согласно данным Росстата за 2006 год численность женщин в населении России превышала численность мужчин на 10,4 млн. человек. Причём, если в возрастах до 20 лет численность мужчин немного превышала численность женщин (поскольку на 100 девочек рождается 106 мальчиков), а в возрастах от 20 до 40 лет их численности были одинаковы, то в возрастах от 40 лет и старше доля мужчин постепенно уменьшается. В возрастах 60-69 лет в населении остаётся только 40% мужчин, в возрастах 70-79 лет – 31%, а в возрастах 80 лет и более – 19% мужчин.
Усиливается гендерная асимметрия в сфере труда. По данным Росстата удельный вес женщин среди занятых в экономике по состоянию на конец ноября 2005 года составлял 49%. Причём среди руководителей всех уровней женщины составляли 40%, среди работников сферы обслуживания – 70%, среди неквалифицированных рабочих –51%.
Женщины составляют большинство в так называемых «бюджетных» отраслях с низкой оплатой труда. В образовании женщины составляют 79% занятых, в здравоохранении – 82%, в коммунальном хозяйстве – 70%.
Женщинам, сочетающим труд с рождением детей, в рыночной экономике стало сложнее конкурировать с мужчинами за рабочие места. Работодатели не хотят обременять себя выполнением льгот для женщин-матерей, установленных Трудовым кодексом. Согласно данным выборочных обследований Росстата высокие доходы (свыше 3-х и более прожиточных минимумов) получает в 2,5 раз больше мужчин, чем женщин.
Средняя начисленная заработная плата женщин по обследованию Росстата за октябрь 2005 года составляла 61% от зарплаты мужчин. Вместе с тем, этот разрыв почти полностью нивелируется в пенсиях. По данным за 2005 год отношение среднего размера назначенных пенсий женщин к среднему размеру назначенных пенсий мужчин составляло 92,6%. Вряд ли это выравнивание следует оценивать положительно. Ведь в его основе крайне низкий коэффициент замещения зарплаты пенсией.
Женщины
труднее, чем мужчины, адаптируются
к рыночным стратегиям выживания. На
менее эффективных
Решать
острейшие социальные проблемы России
можно только в контексте совершенствования
социального законодательства. Более
того, решение вопросов повышения
уровня и качества жизни населения,
борьба с бедностью, укрепление семейных
отношений, профилактика детской безнадзорности
и беспризорности, другие острейшие социальные
проблемы нуждаются в гендерном подходе.
в России сохраняется дисбаланс представленности мужчин и женщин во властных структурах. Так в последние годы ХХ века (1995-1999 гг.) доля женщин на должностях, предполагающих принятие решений, существенно колебалась, достигая менее 10%, поднимаясь до 20-25% и вновь снижаясь до 5-10%.
Нужно отметить, что и в XXI веке участие российских женщин в управлении, принятии решений остаётся неадекватным их вкладу в общественную деятельность и по оценке общественных объединений, и сравнительно с целями, сформулированными в этой области ООН.
Среди
работников, замещавших государственные
должности и должности
На государственных должностях и должностях гражданской службы в России по состоянию на 1 января 2007 года женщин работало примерно 71%.
Рассмотрим представленность женщин и мужчин на государственной службе более подробно (см. Приложения. Рис.1).
По данным Федеральной службы государственной статистики на федеральном уровне в органах государственной власти женщины среди работающих составляют 59%.При этом 87% государственных должностей Российской Федерации заняты мужчинами. На должностях государственной гражданской службы в целом преобладают женщины, их - почти 72%.
Вместе с тем, если рассмотреть отдельно категории должностей государственной гражданской службы, то ведущие позиции занимают мужчины. Среди занимающих должности категории «руководители» женщины составляют 25%, категории «помощники (советники)» – менее 48%.
Значительное представительство женщин на должностях государственной гражданской службы обеспечено за счёт самых больших по численности категорий – «специалистов» и «обеспечивающих специалистов» (85% всех государственных гражданских служащих занимают должности именно этих категорий), среди которых женщин - 60% и 83% соответственно.
Если рассматривать группы должностей внутри каждой категории, то и здесь представительство женщин снижается от «ведущих» к «высшим» должностям (это происходит и в категории «руководители», и в категории «помощники (советники)», и в категории «специалисты»). Например, среди «руководителей» на «главных» должностях женщин - 32%, на «высших» должностях их уже трудится менее 18%.. Только на «ведущих» должностях категории «руководитель» женщины численно практически сравнялись с мужчинами, их - 48%, но среди должностей государственной гражданской службы таких должностей - всего 0,1%.
Информация о работе Социальная защита женщин и гендерная политика