(7)
где Дв — доходы от внереализационных
операций,
Рв — расходы на внереализационные
операции.
Чистая прибыль образуется
после уплаты из валовой при¬были
налогов и других обязательных
платежей. Чистая при¬быль остается
в полном распоряжения предприятия.
Любая предпринимательская
фирма в своей деятельности
стремится минимизировать издержки
и максимизировать прибыль. Минимизация
издер¬жек создает условия для
появления и роста прибыли.
Мы уже достаточно подробно
ознакомились с одной из определяющих
прибыль величин - издержками, теперь
необходимо остановиться на проблеме
дохода или выручки фирмы.
Общий доход (ТR) - это полная
сумма выручки от реализации
всех произведенных единиц продукции,
которая определяется путем умножения
цены проданного товара на
количество продукции, которое
фирма может продать.
ТR= P Q, (8)
где ТR – общий доход,
P – цена продукции,
Q – количество проданной продукции.
Средний доход (АR) – это
доход от единицы продукции
или, другими словами, цена
продукции:
АR= P Q, (9)
Продавая каждую дополнительную
единицу продукции, фирма будет
получать некоторое приращение
общего дохода. Предельный доход
(MR) - это приращение общей выручки
(∆ТR) при увеличении количества
выпускаемой продукции на одну
единицу (∆Q).
МR = ∆ТR / ∆Q, (10)
где ∆ТR – приращение выручки
от продажи продукции,
∆Q – приращение объёма
производства.
Максимизация прибыли достигается
при максимальной разнице между
общим доходом (ТR) и совокупными
издержками (ТС) за период продаж,
то есть выполняется условие:
(11)
где Рг – прибыль.
Для иллюстрации принципа
сопоставления валового дохода
и валовых издержек воспользуемся
следующим графиком (рис. 1).
Фирма получает прибыль не
с момента начала выпуска продукции.
На самых первых этапах деятельности
предприятие несет значительные
постоянные расходы (аренда помещений,
зарплата служащих, страховка, обслуживание
оборудования и т.д.).
К этим постоянным расходам
по мере увеличения выпуска
продукции добавляются переменные
издержки. В итоге все время
растет масса общих издержек (ТС)
и величина средних издержек.
При некотором объеме выпуска
продукции выручка (сумма продаж)
сравняется с суммой валовых
издержек, то есть будет достигнута
точка самоокупаемости производства
(К). Эту точку еще называют
критическим объемом производства
(Обез.), в ней выполняются два
условия:
1) общая выручка равна общим
издержкам (ТR = ТС);
2) фирма получает нулевую прибыль
(Рг = 0).
В дальнейшем при увеличении
объема выпуска продукции (после
прохождения точки самоокупаемости)
масса прибыли начнет расти.
Но рано или поздно станет
проявляться закон убывающей
производительности, согласно которому
с течением времени оборудование
фирмы используется все более
неэффективно и темп роста
издержек начнет обгонять темп
роста прибыли. При некотором
объеме выпуска продукции (Обез.)
фирма опять достигнет точки
критического объема (N).
Любое производство за пределами
точек критического объема повлечет
за собой убытки. Любое производство
в интервале между этими точками
(К, N) принесет экономическую прибыль.
Максимальная прибыль достигается,
как видно из графика, тогда,
когда разница между валовым
доходом и валовыми издержками
является наибольшей.
На практике определение
уровня производства, максимизирующего
прибыль, сопряжено с применением
метода проб и ошибок. То есть
каждая фирма опытным путем
подбирает себе такой объем
производства, при котором она
достигает максимальной выручки.
Более простой метод основан
на предельном анализе. Для
его проведения необходимы только
бумага и ручка, чтобы выяснить,
что произойдет, если фирма решит
производить на одну единицу
продукции больше. Иначе говоря,
этот метод пытается решить
те же самые задачи, что метод
проб и ошибок, но при этом
нет необходимости осуществлять
выпуск продукции.
Суть метода предельного
анализа состоит в следующем:
до тех пор, пока производство
каждой единицы изделия приносит
фирме дополнительную прибыль,
имеет смысл ее выпускать. Рассмотрим
применение этого метода с
помощью графика, представленного
на рис 2.
Спрос на продукцию отдельной
конкурентной фирмы, объем продаж
которой не оказывает никакого
влияния на изменение рыночной
цены, отражает кривая спроса, имеющая
горизонтальный вид или кривая
абсолютно эластичного спроса. Она
показывает, что любое количество
товаров и услуг фирма будет
продавать по одной и той
же цене (Р), которая определяется
общим отраслевым спросом и
предложением.
Таким образом, для фирмы,
действующей на совершенно конкурентном
рынке, предельный доход равен
рыночной цене (МR = Р), поскольку,
как уже отмечалось, за каждую
единицу проданного товара фирма
получит рыночную цену вне
зависимости от объема ее выпуска.
Графически линия цены и предельного
дохода совпадают и горизонтальны.
Очевидно, что при таких условиях
и средний доход (АR) равен предельному
доходу (МR):
(12)
Таким образом, конкурентные
фирмы являются "принимающими
цены" (в отличие от монопольных
фирм, "устанавливающих цены")
и могут продать столько продукции
по сложившейся на рынке цене,
сколько они способны произвести.
Основная задача конкурентной
фирмы - поиск объема продукции,
ко¬торый максимизирует прибыль.
Очевидно, что фирма будет расширять
объем производства, пока каждая
дополнительная единица продукции
приносит прибыль. Другими словами,
пока предельные издержки будут
меньше, чем предельный доход
(МС < МR), фирма может расширять
производство. При выполнении условия:
МС = МR, фирма обеспечит получение
максимальной прибыли. Наконец,
когда МС > МR, фирма будет нести
убытки.
Теперь можно дать ответ
на вопрос: "Какой объем производства
выберет конкурентная фирма, стремящаяся
максимизировать прибыль?"
Равновесный выпуск продукции
достигается при условии:
(13)
Для фирм, функционирующих в
условиях несовершенной конкуренции,
это условие формулируется следующим
образом:
(14)
В заключение следует отметить,
что максимизация прибыли в
условиях совершенной и несовершенной
конкуренции различается.
1) Фирмы, максимизирующие прибыль
в условиях совершенной конкуренции,
могут контролировать лишь один
параметр – объем выпуска продукции.
2) Фирма, максимизирующая прибыль
в условиях несовершенной конкуренции,
определяет одновременно два
параметра – объем выпуска
и цены.
3) В условиях несовершенной
конкуренции фирма имеет возможность
влиять на цену, подбирая сочетание
цены и объема производства, дающее
максимальную прибыль. При этом
предельная выручка уже не
равна цене, т.к. удешевляя цену
каждой дополнительной партии
товара, фирма вынуждена снижать
цену и на предыдущие единицы
товаров. Этим ситуация отличается
от условий совершенной конкуренции,
где предельная выручка всегда
равна цене, поскольку цена установлена
рынком и постоянна.
2. Анализ распределения рыночных
доходов
2.1 Характеристика денежных доходов
населения
Об уровне жизни населения
можно судить оценив его материальное
положение, социально-экономические
аспекты развития общества за
исследуемый период. Для оценки
материального положения необходима
характеристика структуры денежных
доходов населения и их использования,
финансовых аспектов. Денежные доходы
населения включают выплаченную
заработную плату наемных работников
(начисленную, скорректированную
на изменение просроченной задолженности),
доходы лиц, занятых предпринимательской
деятельностью, пенсии, пособия,
стипендии и другие социальные
трансферты, доходы от собственности
в виде процентов по вкладам,
ценным бумагам, дивидендов и
другие доходы. Другие доходы
включают объем скрытой заработной
платы. Денежные доходы за вычетом
обязательных платежей и взносов
представляют собой располагаемые
денежные доходы населения.Среднедушевые
денежные доходы исчисляются
делением общей суммы денежных
доходов на численность начисленного
населения.Среднемесячная номинальная
заработная плата одного работника
в июле 2008 г. составила 63250 тенге и
увеличилась по сравнению с соответствующим
периодом прошлого года на 18,3%, в январе-июле
- 58490 тенге и на 18% соответственно.Наибольший
размер заработной платы в июле 2008 г. сложился
у работников финансовой деятельности
в сумме 132 400 тенге, что превышает среднереспубликанский
уровень в 2 раза, горнодобывающей промышленности
- соответственно, 110 000 тенге (в 1,7 раза),
в сфере осуществления операций с недвижимостью
- 98 900 тенге (в 1,6 раза)Индекс реальной заработной
платы в июле 2008 г. по сравнению с соответствующим
периодом прошлого года составил 98,6%, в
январе-июле - 98,9%.Повышение оплаты труда
наемных работников отмечается во всех
видах экономической деятельности. Так,
рост заработной платы в июле 2008 г., относительно
аналогичного месяца 2007 г., наблюдается
у работников сельского хозяйства - на
34,2%, транспорта и связи - 23,8%, торговли
- на 23,7%, в сфере операций с недвижимостью
- на 23,3%, промышленности - на 20,1%.Наибольший
размер заработной платы в июле 2008 г. сложился
у работников финансовой деятельности
в сумме 132 400 тенге, что превышает среднереспубликанский
уровень в 2 раза, горнодобывающей промышленности
- соответственно, 110 000 тенге (в 1,7 раза),
в сфере осуществления операций с недвижимостью
- 98 900 тенге (в 1,6 раза), транспорта и связи
- 86 300 тенге (в 1,4 раза). Оплата труда в образовании
составила 38066 тенге, что ниже, чем в среднем
по республике на 39,8%, здравоохранении
- соответственно, 37614 тенге и на 39% ниже,
чем в среднем по республике. Несмотря
на относительное увеличение заработной
платы в отчетном периоде самая низкая
заработная плата отмечается у работников
сельского хозяйства - 29838 тенге.
В региональном разрезе наиболее
высокая заработная плата сохраняется
в Атырауской области - 118 388 тенге
(в 1,9 раза превышает среднюю
заработную плату по стране), Мангистауской
области - 100 668 тенге (в 1,6 раза),
г. Астане - 93627 тенге (в 1,5 раза),
в г. Алматы - 90 459 тенге (1,4 раза).
В Жамбылской области ее величина
составила 40 098 тенге, Северо-Казахстанская
области - 42 004 тенге, Акмолинской
- 43 791 тенге, что на 31-37% ниже среднего
уровня по стране.
Несмотря на упорное сопротивление
власти и особенно Нурсултана
Назарбаева о том, что рост
минимальной заработной платы
будет только с 1 января 2009 года,
тем не менее, рост минимальная
заработная плата осуществился.
Если до 1 июля 2008 года составляла
10515 тенге, то уже с 1 июля 2008
года до 12 000 тенге.
Такое сопротивление Нурсултана
Назарбаева еще раз доказывает
мнение, что эта семейка (Назарбаева)
не имеет пределов насыщаемости.
В России минимальная заработная
плата находится на уровне 20 000
рублей, в Латвии составляет 160 латов
(363 доллара). С 1 января 2009 года она
поднимется до 180 латов (409 долларов).
Согласно статистическим данным,
в Латвии минимальная зарплата
- одна из самых низких среди
стран Евросоюза. По мнению
экспертов, низкая зарплата, в
том числе и минимальная, является
основным фактором, побуждающим
жителей Латвии отправляться
на заработки в другие страны.
В Эстонии минимальная заработная
плата составляет 194 лата (440 долларов),
в Литве - 162 лата (368 долларов).
Надо отметить, что прибалтийские
стран в отличие от Казахстана
и России не имеют огромные
поступления от сырьевых ресурсов,
а минимальная заработная плата
существенно выше, чем в России и тем более
выше, чем в Казахстане.
Сейчас в Латвии минимальная
заработная плата составляет 160 латов
(363 доллара), а почасовая оплата
труда - 0,962 лата (2,18 долларов).
По оценкам ООН, часовая
заработная плата ниже 3 долларов
в час (или порядка 500 долларов
в месяц) является предельной.
Она выталкивает работника за
пороговую черту его жизнедеятельности,
за которой идет разрушение
трудового потенциала экономики.
Средняя заработная плата в
нашей стране пока еще намного
ниже этого порогового значения.
В нашей стране это средняя
заработная плата, то есть уже
не менее 10 лет происходит разрушение
трудового потенциала экономики
Казахстана.
Номинальный денежный доход
казахстанцев, в І квартале 2008 года
28 136 тенге в 123,21% к соответствующему
периоду предыдущего года, 99,61% к
предыдущему кварталу. Реальный
денежный доход 103,8% к соответствующему
периоду предыдущего года, в 95,81%
к предыдущему кварталу, что означает
о снижение покупательной способности
населения и уровня жизни.
Практика других стран показывает,
что именно в периоды интенсивного
роста экономики сокращается
разрыв между бедными и богатыми.
Но в последние годы в Казахстане
показатели разрыва доходов 10%
наиболее 10% наименее обеспеченного
населения страны практически
не меняются. По данным статистиков,
это соотношение у нас уже
длительное время остается на
уровне 7-8 раз что, разумеется, не
является признаком стабильности
и наличия социальной справедливости
в обществе.
Рекордные цены на сырьевые
товары еще больше обогатили
казахстанских олигархов, которые
владеют природлными ресурсами.
Кроме энергоресурсов и металловцены
резко выросли и на продовольственное
сырье, в том числе зерно,
а значит и латифудисты тоже
намного разбогатели, хотя меньше,
чем владельцы энергоресурсов.
Официальную заработную плату
Нурсултана Назарбаева, к сожалению,
пока узнать не удалось, но
можно предположить, что в пределах
его коллег России и Беларуси,
у первого немного больше 25 000
долларов, а у второго 27 500 долларов
в месяц. У Викторв Ющенко 12
300 долларов в месяц, но имеется
информация, что в прошлом году была 227
000 долларов за аналогичный период. Возможно
у нашего Президента еще больше прошлогодней
заработной платы украинского коллеги,
понять можно Нурсултан Назарбаев стремится,
в ОБСЕ и пример с Европы пытается брать,
аевропеские коллеги зарабатывают ежемесячно
свыше 200 000 долларов.
Если взять высокопоставленных
чиновников, то глава Фонда устойчивого
развития «Казына» зарабатывает
в месяц не менее 5 000 долларов,
примерно такая же заработная
плата у министров, акимов, руководителей
государственных компаний. Хотя
у этих спецмалистов заработная
плата может доходить и до 10
000 долларов, но все равно разница
между 5 000 долларами и среднемесячной
заработной платой по стране составила
более чем 9 раз.
2.2 Практические аспекты формирования
доходов и их распределения
в Казахстане
Процессы, происходящие в современной
казахстанской экономике, привели
к таким неоднозначным явлениям,
как падение доли оплаты труда
в доходах населения при одновременном
росте предпринимательских доходов.
Соответственно увеличилась доля
доходов от предпринимательской
деятельности. Вместе м тем среди
экономистов есть справедливое
положение, что в понятий «предпринимательский
доход» присутствует и так
называемая «теневая» зарплата.
Доходы населения, получаемые
в виде дивидендов, статистика
также относит к предпринимательскому
доходу, куда включается все поступления,
не относящийся к заработной
плате и социальным трансфертам.
Сюда же входит скрываемая
от налогообложения оплаты труда
в теневом секторе экономики.
В таком виде предпринимательские
доходы не поддаются эффективному
регулированию, хотя и растут
самыми быстрыми темпами. В
целом это подтверждает вывод
о более суживающейся сфере
государственного регулирования
доходов населения. Отсутствие
целенаправленной экономической
политики, призванной как контролировать
доходы различных слоев населения,
так и активно влиять на
них, приводить к такому явлению,
как необоснованная дифференциация
доходов (один из важнейших
социально-экономических показателей,
характеризующий степень неравномерности
распределения материальных и
духовных благ между членами
общества. Количества или доли, в
которых общественный продукт
распределяется между группами
населения, и сам принцип распределения
определяются господствующими производственными
отношениями. В капиталистическом обществе
Д. д. н. выражает отношения эксплуатации
и классового неравенства и связана прежде
всего с разными источниками доходов у
представителей антагонистических классов:
зарплата, с одной стороны, прибыль на
капитал). Особенным явлением в республике
стали задержки и невыплаты заработной
платы, что не только снижает и без того
низкие доходы большинства населения,
но и значительно увеличивает фактическую
дифференциацию. Что касается воздействия
государства на эти процессы, то, очевидно,
что в наибольшей степени регламентируется
уровень доходов работников бюджетной
сферы. Если принимать во внимание тот
факт, что сам по себе уровень доходов
в бюджетных отраслях значительно ниже
среднего по стране (в соответствий с действующей
тарифной сеткой самый квалифицированный
работник бюджетной сферы получает теперь
заработную плату, равную прежней минимальной
заработной плате), с одной стороны, а с
другой, доля занятых в бюджетной сфере
постоянно уменьшается (это является результатом
процесса приватизации, когда доля государства
в основных фондах с 91 % в 2000-2001 годах снизилась
до 44% в 2004 году и до 9,5% на начало 2006 года,
при этом далеко не все оставшиеся в частичной
собственности государства хозяйствующие
субъекты финансируются из бюджета), то
станет очевидно, что прямому государственному
регулированию и учету в области доходов
практически неподвластна большая часть
экономики. Важное значение данный факт
имеет при осуществлении социально ориентированной
экономической политики, направленной
на оказание адресной помощи малоимущим
слоям населения. Если официально учитываемые
могут отражать положения лишь части населения,
занятой в бюджетной сфере или на государственных
предприятиях и не имеющей иных источников
дохода, кроме заработной платы, то адресная
помощь не может быть таковой в силу большого
количества скрытых от государственного
учета и воздействия источников дохода.
Наиболее характерный пример – широко
распространенные валютные депозиты,
активно применявшиеся до последнего
времени практически без каких-либо ограничений.
Являясь существенным источником дохода
работников коммерческих структур при
официальной весьма скромной зарплате,
они приводят к недополучению государством
налогов практически по всем платежам,
связанные с начислениями на фонд оплаты
труда. А в справке о зарплате будет указана
соответственно только официальная зарплата,
представляющая часть фактического дохода.
Налогообложение валютных депозитов сверх
ставки рефинансирования Банка Казахстана
– половинчатое решение, сохраняющее
неравноправное положение различных хозяйствующих
субъектов в части налогообложения и заставляющее
их активно применять подобные методы
увеличения доходов своих сотрудников
и снижения налогового бремени. Новая
школа подоходного налога, введенная в
действия с 2009 года, также ориентирована
на некоторое снижение налоговой нагрузки
на получающих средние и высокие доходы
при неизменном ее уровне для низко доходных
слоев насления.Попытка учесть множественность
источников дохода предпринята во водимой
с 2009 года деклараций о доходах. Так, появилось
понятие «материальной выгоды», подразумевающее
следующие виды налогов:- проценты и выигрыши
по вкладам в банках; - доходы от страховки;
- экономия от беспроцентных или низкопроцентных
кредитов, получаемых от предприятий,
учреждений или организаций Опыт показывает,
что доначисление налогов по результатам
работы налоговых инспекций осуществляется
крайне неэффективно в силу ряда объективных
и субъективных факторов (малочисленность
работников налоговых органов, недостаток
информаций по всем налогоплательщикам,
невозможность практически привлечь к
ответственности недобросовестных должников,
включая даже необеспечение сохранности
корреспонденций в почтовых ящиках, поскольку
уведомления налогоплательщикам о необходимости
предоставить соответствующие справки,
рассылаются по почте). Резервы увеличения
сбора подоходных налогов по группе населения,
имеющие низкие доходы, практически исчерпаны.
В группе населения с высокими доходами
имеется гораздо больше возможностей
сокрытия налогов при практически полной
ненаказуемости нарушителей. Не получила
распространения и процедура конфискации
имущества (хотя в новом законе о банкротстве
она предусмотрена). Разработка взвешенной
политики доходов, учитывающие интересы
различных слоев населения и направленной
на поддержание социальной устойчивости
экономического механизма, включает в
себя целый ряд направлений. Это и внесение
изменений в законодательство, регулирующие
размеры оплаты наемного труда (включая
и такие предложения, как частичная добровольная
оплата труда с помощью акций предприятий
при созданий соответствующих условий),
и совершенствование практики взимания
социальных налогов с правом предоставления
выбора наиболее целесообразной для региона
или отрасли базы для начисления такого
рода налогов, реорганизация системы подоходного
налогообложения с установлением, например,
более дробной шкалы налогообложения.
Большие интервалы не могут быть эффективными,
поскольку стимулируют сокрытие от налогов
даже относительно невысоких доходов.
Существенное значение могут иметь меры,
направленные на совершенствование системы
социального страхования, которая призвана
оказывать социальную поддержку широким
слоем населения, и опирается на легальные
формы занятости и получения доходов.
Первые шаги в этом направлений уже предпринимаются,
создается персонифицированная система
учета пенсионных взносов. В условиях
повсеместного распространения различных
методов сокрытия полученных доходов
наиболее целесообразно, применять методы
контроля за доходами на стадии потребления,
поскольку практика утаивания все же менее
сложна и использование подставных лиц
при осуществлений крупных покупок таит
угроза для самих фактических владельцев
при заключении недобросовестных соглашении.
При этом предлагаемые некоторыми экономистами
и политиками налог с продаж при явной
его привлекательности в значительной
степени затронет всех потребителей товаров
и услуг, поскольку снижение налоговой
нагрузки на предприятия в условиях тяжелого
финансового состояния большинства из
них не гарантирует соответствующего
снижения цен на товары, а новый налог
может привести к росту цен практически
на все, особенно ходовые (например, продовольственные),
товары спрос на которые не в столь значительной
степени ограничен платежеспособностью
основной массы населения, как на дорогостоящие
товары. Не касаясь подробно опыта развитых
стран по осуществлению контроля за доходами
и расходами (это предмет специального
исследования), приведем пример отношения
государства к тайне банковских вкладов.
Необходимость установления происхождения
тех или иных доходов вынудила ряд государств
осуществить в этом направлений ряд шагов.
Так, в США ещё в 1970 году в связи с растущей
организованной преступностью появился
акт о банковской тайне, который создал
правовую основу для судебного преследования,
лиц, пытающихся скрыть участие в преступлениях.
Закон «О тайне банковской деятельности»
содержит ряд требований к финансовым
учреждениям по ведению учета и представлению
отчетности. Ответственность за соблюдения
закона о банковской тайне была возложена
на контролирующие организации федерального
банка. Одновременно была значительна
усилена роль министерства финансов. Министерство
финансов создало специальную сеть, представляющую
собой информационный банк данных о финансовых
сделках и операциях, объединяющие сведения,
полученные от различных федеральных
органов. Службы внутренних доходов были
предоставлены соответствующие полномочия
по инспекции финансовых учреждений через
управления уголовного розыска службы,
куда поступают отчеты о валютных операциях,
зарубежных банковских и финансовых счетах,
платежах наличными. Структурным подразделением
министерства является также таможенная
служба, которая несет ответственность
за расследование нарушений перевозки
денег через границу. В свою очередь, министерству
юстиций было предоставлено право налагать
штрафы на любое финансовое учреждение,
нарушающее какое либо положение акта
о банковской тайне. Закон разрешил финансовым
учреждениям предоставлять должностным
лицам правительственных организаций
ограниченную информацию о любых возможных
нарушениях закона клиентами. При этом
финансовые учреждения были освобождены
от ответственности перед клиентами за
раскрытие такой информаций Руководители
имеющие право подписи в банках, и лица,
владеющие ценными бумагами, в течений
одного месяца должны представлять отчет
о финансовых счетах в иностранных банках.
Лица и организаций, уклоняющиеся от соблюдения
этих требований, несут уголовную или
гражданскую ответственность, а средства
конфискуются. Практика анонимных банковских
вкладов в настоящее время ставится под
сомнения даже в Швейцарии. Тем более назрела
такая необходимость и в России. Речь идет
не только о банковских вкладах, но и о
создании целостной системы контроля
за доходами, основанной, прежде всего
на равенстве всех граждан, независимо
от их положения, перед законом. Как уже
было сказано в первой главе одним из основных
источников формирования доходов населения
есть заработная плата. Заработная плата,
или ставка заработной платы – это цена,
выплачиваемая за использование труда.
Экономисты часто применяют термин «труд»
в широком смысле, включая оплату труда:
1) рабочих в обычном понимании этого слова,
2) специалистов – юристов, врачей, преподавателей
и т.д. ,3) владельцев мелких предприятий
– парикмахеров, мастеров по ремонту бытовой
техники и множество различных торговцев
– за трудовые услуги, предоставляемые
при реализации их деловой активности.