2.2
Проблемы социальной
политики России
и пути их решения
I.
Среди основных проблем, накопившихся
в жилищной сфере и требующих
решения, особо острыми являются
четыре группы проблем. Во-первых,
обострение ситуации в жилищно-коммунальном
хозяйстве. Эта проблема возникла в связи
с многолетним недофинансированием капитального
ремонта и реконструкции жилищного фонда
и коммунальной инфраструктуры. За прошедшее
десятилетие существенно увеличился износ
жилого фонда и коммунальных объектов,
что привело к увеличению объемов ветхого
и аварийного жилья, снижению надежности,
экологической безопасности эксплуатации
инженерных систем, повышению текущих
расходов на их содержание. Системы управления,
ценообразования и финансирования отрасли
в современных социально - экономических
условиях не обеспечивают не только развитие,
но и стабилизацию существующего уровня
обслуживания населения. Одновременно
возросла доля собственных расходов населения
на оплату жилья и коммунальных услуг
в структуре семейных расходов. Темпы
роста доли платежей граждан за жилье
и коммунальные услуги, без заметного
улучшения их качества, все чаще вызывают
неудовлетворение низкодоходной части
населения. При этом во многом высокие
эксплуатационные затраты жилищно-коммунального
хозяйства вызваны низким качеством проектирования
и строительства объектов, применением
недолговечных материалов, пренебрежением
к последующим затратам на текущее содержание
жилья и коммунальной инфраструктуры. Во-вторых,
проблема, связанная с несоответствием
количественных и качественных параметров
построенного жилья платежеспособному
спросу населения. Основной причиной данного
процесса являются ограниченные возможности
привлечения прямых государственных,
муниципальных и частных инвестиций, недоступность
кредитных ресурсов. Существующая в настоящее
время система градорегулирования и землепользования
не стимулирует привлечение частных инвестиций
в жилищное строительство. Стоимость нового
жилья не соответствуют платежеспособному
спросу потребителей. В-третьих, проблема
низкой доступности жилья для граждан
с низким и средним уровнем дохода и связанная
с ней проблема выполнения государством
своих обязательств по обеспечению жильем
определенных категорий граждан. Действующим
законодательством Российской Федерации
определены некоторые категории граждан,
обязательства по обеспечению жильем
которых взяло на себя государство. Кроме
того, в рамках реализации государственной
политики в других сферах (демографической,
миграционной и т.п.) возникают обязательства
государства по содействию в улучшении
жилищных условий иных категорий граждан
(работники бюджетной сферы, молодые семьи,
сельское население и т.д.). Принятие таких
решений не всегда соответствует бюджетным
возможностям государства, что снижает
не только уровень обеспечения социальных
гарантий, но и степень доверия граждан
к ним. При этом не сформированы единые
принципы определения объема поддержки
различных категорий граждан за счет бюджетных
средств, а также механизмы реализации
государственных обязательств. В-четвертых,
решение неотложных проблем развития
жилищной сферы требует значительных
инвестиций. Концепция жилищной политики
на основе анализа ситуации и проблем,
существующих в жилищной сфере предполагает
определение приоритетов жилищной политики
органов государственной власти, путей,
методов и механизмов решения проблем
в жилищной сфере. Концепция жилищной политики
предполагает объединение всех ее составляющих
в единое целое и конкретизирует основные
направления жилищной политики, определенные
федеральной целевой программой на 2002
- 2010 годы с учетом особенностей развития
жилищной сферы в современных экономических
условиях. С учетом этого могут быть предложены
следующие пути решения жилищной проблемы: 1)
развитие сферы содержания и обслуживания
жилищного фонда; 2) реформирование сферы
жилищного строительства, землепользования
и градостроительного регулирования; 3)
развитие рынка жилья и финансовых механизмов,
обеспечивающих доступность жилья; 4) реализация
обязательств субъекта Российской Федерации
по обеспечению жильем отдельных категорий
граждан. Национальный проект «Доступное
и комфортное жилье – гражданам России»
ориентирует на удвоение объемов жилищного
строительства к 2010 г., доведение их до
80 млн. м2 в год, что воспроизводит
исторический максимум доперестроечных
лет. При этом предполагается существенно
снизить срок пребывания в очереди на
улучшение жилищных условий.
Глобальными задачами
новой Жилищной политики на ближайшее
время должны стать: – удвоение жилищного
фонда Российской Федерации (современный
жилищный фонд – 2,85 млрд. кв.м. общей площади)
с условием замещения и реконструкции
за этот период не менее 70% существующего
жилищного фонда. Для этого за пять лет
необходимо выйти на годовой объём строительства
и реконструкции жилья порядка 90 млн. кв.м. –
увеличение средней обеспеченности жильём
граждан до 40 кв.м. на человека (сейчас
– 19,7 кв.м. на человека).
II. Проблемы, существующие
в пенсионном обеспечении, связаны,
прежде всего, с низким уровнем размеров
пенсий, ненадежной системой инвестирования
пенсионных накоплений, а следовательно,
возникает проблема качества жизни пенсионеров.
Эти проблемы возможно решить :
во-первых, введением обязательных страховых
взносов для большинства работодателей
и самих работников на будущее пенсионное
обеспечение последних; во-вторых, предоставлением
гарантий государственного пенсионного
обеспечения отдельным категориям работников
(как правило, выполняющих государственные
функции); в-третьих, созданием условий
для развития негосударственных систем
пенсионного обеспечения (негосударственных
пенсионных фондов), взносы в которые также
уплачиваются работниками или работодателями; Во
всех случаях создаются механизмы гарантирования
текущих пенсионных выплат и, что особенно
важно для будущих пенсионеров – сохранности
их пенсионных накоплений, в том числе
и в негосударственной части пенсионной
системы. Очевидно, что уровень таких гарантий
должен превышать уровень гарантий по
вкладам населения в финансово-кредитных
учреждениях страны.
III. В области здравоохранения
можно выделить следующие проблемы:- доступность
бесплатной медицинской помощи; - недостаточная
эффективность финансирования здравоохранения;-
нехватка кадров; - обеспечение лекарственными
препаратами; - качество оказываемых услуг.
В связи с существующими проблемами мы
предлагаем следующие пути решения : 1)
повышение реальной доступности медицинской
помощи для широких слоев населения: создание
правовых, экономических и организационных
условий для предоставления медицинских
услуг, виды, качество и объемы которых
соответствуют уровню заболеваемости
и запросам населения, современному уровню
медицинской науки и технологии, а также
ресурсам, располагаемым государством
и гражданами. 2) обеспечение сбалансированности
объемов государственных гарантий предоставления
населению бесплатной медицинской помощи
с финансовыми возможностями государства.
3) развитие механизмов координации деятельности
всех звеньев системы управления здравоохранением
на основе введения комплексного территориального
планирования в здравоохранении и пересмотра
механизмов управления страховыми фондами. 4)
реформирование системы финансирования
здравоохранения, включающее: • обеспечение
устойчивости и прозрачности многоканальной
системы финансирования сферы здравоохранения;
• внедрение механизмов финансового планирования
и механизмов оплаты медицинской помощи,
стимулирующих рост эффективности использования
ресурсов в здравоохранении; • завершение
перехода к преимущественно страховой
форме мобилизации финансовых средств
для здравоохранения и к страховому финансированию
медицинских организаций; • усиление
государственного регулирования платной
медицинской помощи, оказываемой в государственных
и муниципальных медицинских учреждениях; • постепенную
легализацию соучастия населения в оплате
медицинской помощи. 5) проведение реструктуризации
сети медицинских организаций. 6) обеспечение
хозяйственной самостоятельности государственных
и муниципальных медицинских учреждений
и расширение спектра организационно-правовых
форм медицинских организаций. 7) изменение
подходов к организации и оплате труда
медицинских работников. 8) создание рациональной
системы государственных гарантий лекарственного
обеспечения населения. 9) развитие научных
исследований и технологических разработок
для улучшения качества предоставляемых
медицинских услуг и лекарственных средств.
10) укрепление институтов защиты прав
пациентов и медицинских работников. Говоря
о программе развития здравоохранения
необходимо учитывать, что невозможно
развивать национальный проект "Здоровье"
без эффективной системы медицинского
страхования, прежде всего работающего
населения. А это значит, что для стабильных
финансовых поступлений в национальную
систему здравоохранения нужна высокая
легальная заработная плата наемных работников.
Пока же отсутствие страховых принципов
и понижение ставок социального страхования
при существующей регрессивной шкале
приводит к проблемам, связанным с сокращением
государственных выплат по больничным
листам, с санаторно-курортным лечением
работающих и нуждающихся категорий граждан,
с детским оздоровлением. Поэтому решить
эти вопросы без роста заработной платы
как основы, на которой может строиться
социальная политика государства, реально
невозможно.
IV. Существует
ряд проблем, которые могут
ввести систему образования РФ
в состояние общей стагнации: 1. Неопределенность
школьного образования. Она заключается
в отсутствии конкретного «образовательного
вектора». Школьника учат всему понемногу,
без определенной цели. При этом образование,
которое ребенку предлагают современные
российские школы, как правило, носит сугубо
теоретический характер, тогда как на
данном этапе становления личности человеку
требуются как раз практические навыки. 2.
Сомнительная эффективность единого государственного
экзамена. Пройдя первую ступень образовательной
системы (завершив обучение в школе), молодой
россиянин сталкивается с проблемой сдачи
единого государственного экзамена. Многие
российские школы просто не готовы к такой
форме проведения экзаменов. Ведь принятие
решения об оценке теперь возлагается
на компьютер, а не на конкретного человека.
Знания оцениваются исключительно исходя
из заполненного бланка ЕГЭ, а не на основе
представления учителя о потенциале и
степени развития учащегося. 3. Снижение
качества высшего образования. В РФ на
1000 человек приходится 50 студентов. Из
более чем 3000 вузов Совет по образованию
и науке при Президенте РФ рекомендует
абитуриентам лишь 150. В связи с этим необходимо
создать более эффективные формы контроля,
способные обеспечить права граждан на
получение качественного образования.
Это означает, что в системе непрерывного
образования нужно организовать систему
управления качеством образования для
широкой сети учебных заведений, различных
по содержанию, уровню и характеру образовательных
услуг, времени существования, формам
собственности. Такая интеграция учреждений,
основанная на управлении качеством образовательного
процесса, позволит решить большинство
проблем. С одной стороны, интеграция оставляет
правовую и финансово-экономическую самостоятельность
учебным заведениям, а с другой – объединяет
эти учреждения через общую систему управления
качеством образовательного процесса. Принципиальная
схема финансирования образования должна
выглядеть следующим образом:
а) за счет средств государственного бюджета
финансируются программы: - обучения
в рамках государственного образовательного
стандарта; - подготовки специалистов со
средним специальным и высшим образованием
в соответствии с государственным заказом; -
профессиональной переподготовки специалистов
со средним и высшим образованием в соответствии
с государственным заказом;
б) за счет средств работодателей негосударственного
сектора экономики финансируются образовательные
программы подготовки и переподготовки
для работников, имеющих юридически значимые
соглашения о продолжении работы у данного
работодателя после прохождения программ
обучения; в) за счет бюджетов
домохозяйств финансируются образовательные
программы, превышающие минимальный уровень
обязательный уровень, установленный
государственным образовательным стандартом.
V. На данный
момент в РФ существует проблема
высокой безработицы и низкого
уровня занятости населения. Важнейшим
направлением уменьшения безработицы
надо считать развитие самозанятости
населения. Обращение к этой форме занятости
связано прежде всего со становлением
рыночных отношении и необходимостью
в этих условиях рационализации занятости,
изыскания новых ее форм. Большое значение
для решения проблем безработицы имеет
развитие общественных работ. Опыт и практика
зарубежных стран показывает, что за этот
счет можно существенно сократить уровень
негативных последствий, связанных с безработицей.
Общественные работы, прежде всего, поддерживают
доходы безработных. Другим важным направлением
минимизации безработицы необходимо признать
организацию подготовки и переподготовки
кадров. Число занятых в ряде отраслей
российской экономики действительно избыточно.
Так, в нефтегазовом секторе управленческий
аппарат в последние годы был раздут вследствие
сверхвысоких цен на нефть. В электроэнергетике
наблюдался тот же процесс благодаря возможности
устанавливать монопольные тарифы. Не
блещут эффективностью и некоторые другие
отрасли. Эта деятельность сегодня должна,
прежде всего, рассматриваться как важнейшая
составляющая процесса формирования человеческого
капитала. Такая работа общества и государства
неразрывно связана с формированием экономики
знаний. Одновременно с этим количественные
и качественные характеристики процесса
подготовки и переподготовки кадров должны
удовлетворить потребности экономики
в кадрах и обеспечить не только текущие,
но и перспективные потребности при условии
согласованности спроса и предложения
рабочей силы. Решение проблем безработицы
неразрывно связано с инвестиционной
политикой государства. Успех этой деятельности
может быть обеспечен только в том случае,
когда научно-техническая политика четко
определяет приоритетные направления
и обеспечивается их финансирование. Кризис,
наконец, заставит власти правильно считать
число безработных, повысить адресность
выдачи пособий по безработице, улучшить
качество профессиональной переподготовки
кадров. После выхода из кризиса правительство,
возможно, поймет, что надо воссоздать
фонд занятости (по ошибке ликвидированный
в начале 2000 г.), из которого пособия по
безработице будут выплачиваться по страховому
принципу. Сейчас же выплата пособий безработным
дополнительным грузом легла на бюджет.
В идеале, возможно, в стране возникнут
настоящие профсоюзы, которые на деле
будут отстаивать интересы наемных работников
и добиваться увеличения их роли в управлении
предприятием.
VI. Доходы населения
России неразрывно связаны с
уровнем заработной платы. На сегодняшний
день имеет место проблема высокой дифференциации
в оплате труда и недостаточного уровня
среднего дохода при существующих ценах.
Для того чтобы изменить уровень заработной
платы, необходимы одновременные и комплексные
изменения: Во-первых, размер минимальной
оплаты труда должен устанавливаться
почасовым и не включать в себя какие-либо
дополнительные выплаты – это должна
быть чистая часовая тарифная ставка.
Введение минимальной часовой ставки
заработной платы позволит гораздо гибче
реагировать на изменения в экономике
и более тонко регулировать вопросы заработной
платы не только на уровне отдельной организации,
но и в регионах России. Во-вторых, необходимо
кардинально поменять структуру налога
с доходов физических лиц – он должен
иметь различные ставки применительно
к разным видам доходов: • применительно
к заработной плате он должен оставаться
по своим размерам таким же или может быть
даже иметь прогрессивную шкалу, причем
взимание НДФЛ должно начинаться не с
401-го рубля заработной платы по основному
месту работы, а только после двукратного
размера минимальной месячной оплаты
труда; • применительно к доходам физических
лиц от дивидендов, то есть к доходам от
прибыли хозяйствующего субъекта надо
законодательно установить регрессивную
шкалу налога, начиная с 10 процентов от
размера дохода; • применительно к доходам
физических лиц, не относящихся напрямую
к экономической деятельности (доходы
от выигрышей в лотереи, тотализаторе,
кладоискательства и тому подобного),
надо законодательно установить более
высокую шкалу налога – ставка налога
может быть установлена, например, на уровне
25 процентов. Такая структура НДФЛ будет
стимулировать руководящее звено компаний
показывать реальную прибыль и не привязывать
свои личные доходы только к заработной
плате. В-третьих, хозяйствующий субъект
должен самостоятельно ежегодно устанавливать
минимальный уровень заработной платы
для своих работников, который не может
быть меньше, чем установленный законодательно,
причем этот минимальный уровень должен
быть освобожден от уплаты налога с доходов
физических лиц. В-четвертых, нужно законодательно
установить возможный максимальный разрыв
в уровнях оплаты труда для работников.
В-пятых, необходимо закрепить в Налоговом
кодексе требование, что единый социальный
налог рассчитывается по всему коллективу
работников организации в целом. Это тот
редкий случай, когда средняя температура
по больнице играет положительную роль. При
одновременном внесении в законодательство
предлагаемых изменений и одновременном
введении их в действие, есть надежда на
то, что заработная плата в стране начнет
постепенно принимать цивилизованные
формы.